Глазурь и кофе

Новости со всего света

Цепи питания 4 класс

by adminon 25.07.201925.07.2019

Содержание

  • Цепь питания
  • Что такое цепь питания?
  • Цепи питания тайги
  • Цепь питания луга
  • Что мы узнали?
      • Оценка доклада
  • Мастер- класс по окружающему миру » Цепи питания » (4 класс)
  • Виды и животный мир
    • Классификации пустынь
    • Флора и фауна
  • Схемы пищевых цепочек
    • Средняя полоса, тропики и субтропики
    • Родной край
  • Схема цепи питания для арктической пустыни (4 класс, окружающий мир) — как составить?

Цепь питания

Живые организмы населяют нашу планету уже не один миллион лет, и все это время на земном шаре происходит непрерывный обмен энергией, благодаря которой поддерживается жизнь. Происходит это благодаря такому понятию как цепь питания. Это одно из важнейших условий существования всех живых организмов, начиная от одноклеточных растений, и заканчивая крупными хищниками.

Что такое цепь питания?

Пищевая цепь представляет собой особые взаимоотношения между группами организмов, при которых происходит перенос энергии за счет поедания одних существ другими.

В цепи питания каждый организм занимает свой пищевой (трофический) уровень. Рассмотрим последовательность расположения таких уровней:

  • Первый уровень. Его занимают организмы, которые могут производить пищу, используя природную энергию. К ним относятся растения и некоторые виды бактерий. Такие организмы называются продуцентами.

Рис. 1. Продуценты – это растения.

  • Второй уровень. На втором пищевом уровне располагаются растительноядные животные, которые поедают продуцентов. Это первичные потребители (консументы): зайцы, коровы, овцы, насекомые.
  • Третий уровень. Животные третьего уровня поедают травоядных животных. Они называются вторичными консументами или хищными (плотоядными) животными. Например, змея – хищник, который питается грызунами (первичными потребителями).
  • Четвертый уровень. Небольшие хищники, в свою очередь, становятся жертвами более крупных плотоядных животных –консументов третьего порядка. Например, филин поедает змей.
  • Пятый уровень. Третичных потребителей выбирает себе в качестве жертвы так называемый суперхищник – опасное крупное животное, у которых в природе нет естественных врагов. К ним относятся белые медведи, львы, крокодилы, акулы. Это полноценные хозяева своих экосистем.

Рис. 2. Белый медведь.

Когда какое-либо существо погибает, оно становится источником пищи для животных, питающихся падалью. Это стервятники, гиены, крабы, черви. Остатки после пиршества достаются редуцентам – бактериям и грибам, благодаря которым происходят процессы разложения.

Цепи питания тайги

Первый уровень в цепи питания тайги занимают местные растения: сосна, кедр, лиственница, смородина, можжевельник, различные травы и мхи.

Вторым звеном выступают консументы первого порядка или травоядные животные: белки, бурундуки, мыши, зайцы, лемминги, лоси, кабаны, олени.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Окружающий мир (4 класс): Природные зоны
  • 2. Растения степи
  • 3. Растения Тайги
  • 4. Природные зоны России (таблица, 4 класс)

Промежуточные звенья пищевой цепочки принадлежат всеядным и плотоядным животным. К ним относятся грызуны, птицы, змеи и некоторые виды насекомых.

Завершают цепь местные хищники: волки, рыси, росомахи, ястребы.

Самым крупным таежным хищником является медведь. Его вес может достигать 600 кг, а рост, если он встанет на задние лапы, превышает рост среднестатистического человека. Мощным оружием медведя являются его большие сильные лапы с огромными когтями – с одного удара он может повалить на землю любого зверя. Медведи – всеядные животные, которые могут лакомиться ягодами, желудями, насекомыми, рыбой и мелкими хищниками.

Цепь питания луга

Как всегда, первым звеном в цепи питания являются растения. На лугу их растет великое множество: всевозможные кормовые, цветущие, лекарственные растения.

Консументом первого порядка являются насекомые, которых также очень много обитает на лугу. Например, бабочка питается самим растением и его нектаром.

Рис. 3. Стрекоза – опасный хищник.

Бабочка становится жертвой хищницы-стрекозы, а та, в свою очередь, достается на обед лягушке. Земноводными питаются хищные птицы, например, ястреб. Завершающим звеном в цепи питания луга выступает один из самых крупных луговых хищников – лисица.

Что мы узнали?

При изучении темы «Цепь питания» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что собой представляет пищевая цепь, из каких звеньев она состоит. Также мы рассмотрели примеры цепи питания, закрепив тем самым пройденный материал.

>Тест по теме

Оценка доклада

Мастер- класс по окружающему миру » Цепи питания » (4 класс)

Мастер-класс » Цепи питания в лесу»

1. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята! Вас приветствуют ученики 4 В класса, мы проведём мастер-класс » Цепи питания в лесу».

2. – Послушайте стихотворение, после прочтения скажите:

» Почему в лесу нет животных?»

Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

  1. – Расскажите всё, что вы знаете о роли леса в природе и жизни людей.

Лес- не только общий дом обитания растений, животных, грибов, но и защитник других природных сообществ- лугов и полей. Огромное значение лесов в создании и защите почв. Лес- источник вдохновения людей, место их отдыха и сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Кроме того, лес- источник древесины.

  1. – Почему леса называют фабрикой кислорода, источником чистого воздуха?

Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Эту работу растения выполняют с помощью своих зелёных листьев. В листе на солнечном свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, а в воздух выделяется кислород.

Этот процесс называется фотосинтезом. О том, как он происходит, вы узнаете в старших классах. А пока постарайтесь запомнить сведения, которые пригодятся вам на школьной олимпиаде.

Процесс питания зелёных растений – очень интересный пример взаимосвязи неживой и живой природы Земли. Вещества, которые образуются в листьях,- основная пища растений. И эта пища образуется из веществ неживой природы.

Зелёные растения являются началом любой цепи питания. В отличие от растений, животные не могут сами создавать вещества для своего питания из неживой природы. Они пользуются готовыми питательными веществами, которые содержатся в растениях или в других животных.

  1. Цепи питания.

— Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. Сейчас вы потренируетесь в создании различных цепей питания. Но что является первым звеном, началом в любой цепи питания? В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

Пример на слайде.

  1. Работа в группах ( по рядам).

— Составьте цепи питания, состоящие из следующих звеньев ( выдаются карточки с названиями звеньев).

Первое задание

1 ряд- кора дуба-короед-кукушка;

2 ряд- жёлуди – мышь- лиса;

3 ряд- осина- гусеница- стриж.

Второе задание

1 ряд- пшеница-полёвка-лисица-орёл;

2 ряд- липа-гусеница-синица-ястреб;

3 ряд- овёс-мышь-гадюка-орёл.

Третье задание

Составьте самостоятельно цепь питания.

Проверка.

  1. Обобщение.

Зачем человеку знание о цепях питания? ( Бережно относиться к природе, не навредить ей).

Виды и животный мир

Для того чтобы описать схему цепи питания, характерную для пустыни, необходимо в первую очередь изучить саму местность, помня о том, что на планете существует множество подобных зон, и все они отличаются друг от друга не только климатическими особенностями, но и растительным и животным миром.

Так, в одной пустынной полосе может наблюдаться рекордная жара и суховей, в результате чего там не будет расти ничего, кроме колючек, тогда как существуют еще и арктические пустыни, где, напротив, царит вечная мерзлота, на поверхности которой в период потепления пробивается скудное озеленение, дающее питание гнусу и, как следствие, более крупным травоядным и хищникам по определенной цепочке.

Классификации пустынь

Кроме того, пустынные зоны классифицируются и по другим признакам, среди которых доминирует характер почвы и грунта, ведь от них зависит растительность выделенной местности, а следовательно, и актуальная для нее пищевая цепочка. Так, ученые выделяют следующие виды пустынной местности:

  • Песчаная, в основе которой лежат рыхлые отложения еще сформированных в древности равнин.
  • Лессовая, для которой характерна равнина подгорного типа, сформировавшаяся на лессовых отложениях.
  • Суглинистая. Эти пустыни преобладают на покровных суглинках со слабокарбонатным составом.
  • Тыкыровая глинистая. Располагается не только на подгорных равнинах, но и в древних речных дельтах.
  • Глинистая. Пустынные зоны на низкогорьях, в состав почвы которых входят глина и соленосные мергели.
  • Песчано-галечные и галечные. Для этой местности характерными являются подгорные равнины и плато с гипсовыми отложениями в грунте.
  • Гипсированные щебнистые располагаются на относительно молодых равнинных участках и в плато, где помимо гипса есть еще и щебень.
  • Каменистая. Для пустынь такого типа характерным является расположение на низкогорье, а также на мелких сопках.
  • Солончаковые. В засоленных почвах, образующихся преимущественно в равнинных местностях и вблизи прибрежной зоны, расположенных ниже уровня моря (как правило, на месте бывших озер и других соленых водоемов).

Нетрудно догадаться, что наименьшее количество животных и растений встречается в солончаковых и каменистых пустынях, которые практически непригодны для жизни. Не последнюю роль в формировании цепи питания в пустыне, примеры которой будут значительно отличаться друг от друга, играет и такой важнейший показатель, как динамика выпадения осадков. В этом случае большое значение будет иметь окружающий пустыню ландшафт, а также температура течения, если речь идет о прибрежной зоне. Так, ученые условно выделяют следующие типы этого определяющего экосистему зоны параметра:

  • Береговой, расположенный вдоль жарких побережий с примыкающими к ним холодными течениями морских или океанских вод. Такая характеристика свойственна знаменитой пустыне Намиб, в которой практически не выпадают атмосферные осадки, из-за чего и жизнь в этой местности становится невозможной.
  • Центрально-азиатский (знаменитая монгольская Гоби и пр.). Для этой местности характерным является равномерное выпадение осадков в течение всего года, поэтому и жизнь становится возможной, пусть и совсем скудная в своем разнообразии.
  • Средиземноморский. Отличительной чертой этой пустынной зоны является кратковременное выпадение осадков, но в большом объеме, поэтому и проявление жизни становится более интенсивным, нося временный характер с быстрым переходом в латентное состояние до следующего года.

Совершенно иначе обстоят дела в пустынных зонах Арктики, температура в которых в зимний период может опускаться до критических 60 градусов Цельсия ниже нуля.

Тем не менее жизнь в этой местности гораздо более разнообразная, чем в той же Намибии, так как многие животные смогли приспособиться к столь суровому климату, иногда перекочевывая на время сильных холодов в более южные регионы и возвращаясь в привычную среду обитания с наступлением арктической весны.

Флора и фауна

Из приведенной информации можно сделать вывод, что определяющее значение для составления биологической цепи в пустыне будут иметь климатическая зона ее расположения, состав грунтовых почв, близость моря и других водоемов. Удивительно, но наша планета настолько богата различными формами жизни, что некоторые из них встречаются даже на полностью выпарившихся и рассохшихся солончаках.

Так, одни пустыни могут похвастаться довольно разнообразной флорой и фауной, тогда как другие, напротив, ограничиваются самыми примитивным формами жизни, да и то в весьма скудном количестве. В качестве примера можно привести основные виды пустынных зон на планете со свойственной им растительностью и представителями животного мира:

  • Для пустынных зон, расположенных внутри материка в умеренных поясах, характерным является произрастание разных кустарниковых культур и травянистых растений.
  • В пустынях тропиков и субтропиков Африканского континента и Аравийского полуострова чаще всего встречаются не только кустарники и многолетние травы, но и представители суккулентных. Исключением являются солончаковые барханы, на которых вообще ничего не растет.
  • А вот субтропические пустынные зоны Австралии и Северной Америки, напротив, могут похвастаться довольно богатым растительным, а значит, и животным миром, насколько это возможно для такой местности.
  • На солончаке в умеренных поясах часто можно увидеть суккуленты и однолетние солянки. Обитают здесь преимущественно галофильные — живые организмы, способные приспосабливаться к соленой среде.

В целом же, условия существования в пустынях настолько суровы, что здесь можно встретить быстро передвигающиеся виды живых организмов, что обусловлено высокой температурой песчаной поверхности, постоянным риском расправы со стороны более крупных особей, а также необходимостью поиска воды для утоления жажды. Кроме того, у многих представителей местной фауны развиты роющие способности и соответствующие анатомические особенности, позволяющие погружаться глубоко в песок, сооружая таким образом некое подобие норы. Такая особенность позволяет мелким жителям пустыни укрываться от более крупных ее обитателей, и некоторые виды способны создавать целые подземные лабиринты.

Примечательно, что манера быстро передвигаться по пескам свойственна и пресмыкающимся, иначе они рискуют оказаться схваченными стервятниками и другими хищными птицами.

Во многом жизнь пустынных обитателей зависит и от их потребности во влаге, ведь если одни животные и птицы вынуждены все время искать источники, чувствуя жажду, то другие способны брать влагу из пищи или собственных жировых запасов (в качестве наглядного примера можно привести верблюдов), вследствие чего им не приходится столько времени проводить в пути, навлекая тем самым на себя дополнительную угрозу.

Схемы пищевых цепочек

Под пищевой цепочкой подразумевается взаимоотношение живых организмов в определенной природной среде, в которой, как правило, принимают участие как хищники, так и травоядные. И хоть пустынное сообщество в абсолютном большинстве случаев является довольно ограниченным в разнообразии видов и количестве их популяций, в этой области также существуют простые и сложные схемы таких взаимоотношений.

Средняя полоса, тропики и субтропики

Несмотря на то, что пустыня является очень жаркой зоной, ночью температура в ней может опускаться до критических отметок. Эти перепады также сильно усложняют существование жителей песков, в результате чего здесь остаются только самые выносливые. Это вовсе не означает, что борьба за жизнь в пустыне становится более ожесточенной, чем в самых густых джунглях, саванне, степи или на зеленых лугах, где наблюдается гораздо большее количество живых видов, что автоматически повышает их конкуренцию.

Как и в любой другой среде, пищевая цепочка в песчаных барханах представляет собой передачу энергии от одного вида к другому с постепенным ее уменьшением и окончательным рассеиванием в виде тепла. Сама схема редко когда состоит более, чем из пяти звеньев, представляя собой цепь «Растение — травоядное — плотоядное», притом что на самой верхней ступени может находиться человек.

Чтобы понять, как выглядит эта цепочка, вовсе не обязательно отправляться в научную экспедицию. Обычно такие схемы начинают составлять еще в средних классах, руководствуясь основными теоретическими моделями.

В качестве примера можно привести три классические цепочки из пустыни средней полосы:

  1. Колючки. Ими привыкли питаться верблюды. В свою очередь, верблюд является потенциальной жертвой льва. Лев умирает и превращается в перегной, который является продуктом органического происхождения, питающего растительность, а в частности, колючки. Круг замкнулся.
  2. Саксаул (дерево семейства Амарантовых) — песчанка или любой другой мелкий грызун — ядовитая змея или паук — ястреб. Эта цепь состоит уже из четырех звеньев, показывая, что система обмена энергией может быть более сложной.
  3. Многолетняя трава — муравей — ящерица — лисица фенек — тигр. Приведенная цепочка является пятизвенной, но не конечной, ведь в итоге этот же лев может быть убит человеком, но не превратиться в перегной в процессе естественного разрушения, а пойти в промышленную переработку, что говорит об определенных особенностях современной экосистемы.

Естественно, существует огромное количество других примеров, которые к тому же можно составить самостоятельно и для наглядности нарисовать рисунок с расположенными по кругу участниками цепи, выполнив задание на все сто.

Родной край

На территории России также есть пустыни, причем как жаркие, так и холодные. Первые встречаются в восточной части Калмыцкой республики и на юге Астраханской области, тогда как вторые занимают всю прибрежную северную полосу, представляя собой огромное пространство на вечной мерзлоте, которое также обладает своей флорой и фауной.

Составить цепочку по первой схеме совсем несложно, ведь цепь питания в пустыне России в средней полосе может включать в себя довольно много разновидностей растений и животных. Хорошим тому примером является довольно простая схема, в которую входят многолетняя трава — жук-скарабей — ушастый еж.

Если же рассматривать арктическую пустыню, то и тут существует свое разнообразие, во многом обеспечиваемое непосредственной близостью океанских вод. И чаще всего речь идет о следующих схемах:

  • Водоросли в речных устьях, дельтах и поймах. Их с удовольствием поедает рачок, который входит в рацион рыбы. Эту рыбу может выловить белый медведь, если ему не удастся удачно поохотиться на тюленя или моржа.
  • В качестве альтернативы можно привести еще одну схему с участием некоторых перечисленных животных. Океанский планктон — камчатский краб — морж — белый медведь.

А так как белый медведь не брезгует птичьими яйцами, то в схему могут быть запросто включены пернатые, которые могут лакомиться тем же рачком или крабом. То есть возможные комбинации даже в суровых условиях Арктики могут достигать внушительного количества, не переставая называться биологическими цепочками.

Стоит отметить и уникальность пустынных зон, причем как теплых, так и холодных, которая, как правило, обусловлена их значительной удаленностью от стремительно прогрессирующего общества и постоянством климатических особенностей. Большое значение имеет и тот факт, что некоторые пустыни имеют статус заповедных зон, поэтому доступ человека к ним является ограниченным. Это значит, что этому уникальному миру ничего не угрожает, другое дело, что деятельность людей сама по себе способна провоцировать опустынивание огромных территорий, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Схема цепи питания для арктической пустыни (4 класс, окружающий мир) — как составить?

Модель пищевой цепочки обычно выглядит так: в самом низу ее находятся растения либо одноклеточные обитатели морей. Дальше идут травоядные, которые питаются растениями. И замыкают пищевую цепочку хищники, которые поедают травоядных.

В зоне арктических пустынь растительности очень мало. Практически единственное растение, которое здесь встречается, это осока. Осока служит пищей для леммингов. Лемминги – это грызуны. На леммингов охотятся песцы.

осока→лемминги→песцы.

Песцы всеядны, и могут питаться и растениями, и рыбой.

Другие примеры пищевых цепочек для арктических пустынь выглядят так:

В северных морях растут одноклеточные водоросли, которые могут выживать при низкой температуре и слабой освещенности. Этими водорослями питаются инфузории, которых поедают маленькие рачки. Рачков едят рыбы. Рыбу едят тюлени. А на тюленей, в свою очередь,охотятся белые медведи.

Водоросли→инфузории→рачки→рыба→тюлени→белые медведи.

В арктических пустынях много птичьих базаров. Птицы тут также питаются рыбой.

Водоросли→инфузории→рачки→рыба→птицы.

Статьи
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .