Глазурь и кофе

Новости со всего света

Ц твердая или мягкая?

by adminon 25.08.201925.08.2019

Содержание

  • Звук [ц], буквы Цц
  • Конспект звук и буква ц
  • Ц
  • Происхождение
  • Варианты начертания
  • Произношение
    • В русском языке
    • В других языках
  • Правописание Ц + гласный
    • ЦА/ЦЯ, ЦО/ЦЁ, ЦУ/ЦЮ, ЦЕ/ЦЭ
    • ЦИ/ЦЫ
  • Таблица кодов
  • Примечания
  • Литература
  • Буква. Ц. Твердая или мягкая
  • Буква «ц» — мягкая или твердая? Правила русского языка
  • Звук и шум
  • Все подружки по парам
  • Пары и «непары»
  • Буква «Ц» и ее произношение
  • В славянских языках
  • Твердые согласные
  • Сочетания гласных с «Ц»
  • Особые случаи
  • В каждой букве есть загадка
  • «Твердый согласный звук [ц], буква «Ц, ц»»

Звук [ц], буквы Цц

Цели:

  • познакомить детей с новым звуком, новыми буками;
  • учить читать слова и слоги с новой буквой, способствовать развитию фонематического слуха;
  • обогащать словарный запас учащихся, вести подготовительную работу по развитию орфографической зоркости;
  • развивать память, воображение, мышление;
  • воспитывать доброту, внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация (Приложение 1), подключение к сети Интернет, «Уроки обучения грамоте»из серии «Уроки Кирилла и Мефодия».

ХОД УРОКА

I. Психологический, эмоциональный настрой на урок

Долгожданный дан звонок,
Начинается … (дети хором) урок!

– Я видела, как вы дружно играли на перемене, как вам было весело и интересно. Я надеюсь, что и на уроке вам будет весело и неменее интересно, ведь вы очень любознательны, и это хорошо. Итак, друзья, в путь!

II. Физминутка для глаз

У. Сейчас мы будем работать с презентацией, поэтому давайте подготовим наши глаза и выполним несколько упражнений (учитель показывает упражнения, дети повторяют).

1. Упражнение «Часики»
2. Упражнение «Цветной телевизор»

III. Мобилизирующий этап (Приложение 1, 2 слайд)

У. Посмотрите внимательно на экран. Назовите хором все предметы, которые вы видите.
(Дети хором называют слова)

У. Внимательно посмотрите на предметы. (Дети смотрят в течение нескольких секунд, затем учитель закрывает изображение)

У. Ответьте на вопросы:
– Какой предмет изображен первым? (Мишка)
– Какой последний? (Бабочка)
– Какой предмет желтого цвета? (Лимон)
– Какой предмет стоит между куклой и бабочкой? (Кот)
– На какие группы можно разделить предметы? (Дети предлагают свои варианты, их может быть несколько)
– Какой предмет не входит ни в один вариант? (Лимон)
– Какой предмет изображен самым злым?
– А какой самым добрым?
– С помощью чего вы назвали предметы? (Слов)
– А чем слово отличается от предмета? (Предмет мы видим и можем нарисовать, а слово слышим и произносим, можем написать)

IV. Работа над систематизацией знаний и повторением пройденного материала. Подготовительная работа к фонетическому анализу слов (Приложение 1, 3 слайд)

У. А сейчас мы посетим наш знакомый портал…
Д. Солнышко!
У. А находится он в сети ….
Д. Интернет!
У. Давайте выберем оператора.

Выбирается оператор, который будет листать страницы, это несложно, – достаточно нажать на пробел. Учитель предлагает детям прочитать слова, найти нужную картинку, ответить на вопросы. Для каждого слова свой вопрос:

– Сколько слогов в слове?
– Сколько букв в слове?
– Назовите ударный слог
– Назовите безударный слог
– Назовите мягкий согласный звук в слове
– Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов (стояло во множественном числе)

V. Работа над формированием умения формулировать тему и цель урока

У. Закройте глаза, послушайте отрывок из сказки. (Учитель читает сказку, пропуская в словах новый звук)

…ыпленок …ып
…ыпленок …ып вылупился из яй…а самым первым и теперь сидел на крыль…е и ждал, когда же, наконец, остальные …ыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Кури…а так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит …ып, – а я пойду, погуляю.
Вышел …ып в поле, подошел к …ветку и говорит….

У. Все понятно было вам, когда я читала текст? (Дети высказываются)
У. Почему было не все понятно?
У. Как вы думаете, о ком была сказка?

Дети поднимают руки, если рук мало, можно задать наводящие вопросы:

– Кто мог вылупиться и из чего?
– Где сидел цыпленок? (учитель повторяет слово «Крыль…е»
– К чему подошел цыпленок?
– Какой звук я пропускала при чтении?
Д. В словах пропускался звук , значит мы сегодня будем изучать звук и новую букву.
У. Итак, сформулируйте цель нашего урока по опорным словам(учитель произносит опорные слова, дети продолжают)

Мы познакомимся … (с новым звуком и новой буквой ц)
Будем учиться отличать … (новый звук от других звуков речи)
Учиться читать … (слоги и слова с звуком )

VI. Упражнение по развитию фонематического слуха

У. Сейчас мы поиграем в игру «Поймай мешочек».
(Учитель просит детей закрыть глаза и просит поднять руку, если в слове слышен новый звук, в перерыве между паузами можно глаза открывать.)
У. Вспомните другие слова, в котором есть новый звук. (Дети предлагают свои варианты)

VII. Наблюдение над особенностью звука .

У. Произнесите звук перед зеркалом, понаблюдайте, как располагаются видимые органы речи при произношении.
(Губы приоткрыты, зубы не касаются друг друга, язык упирается в верхний ряд зубов)
У. Дайте характеристику звука
Д. Звук – согласный, глухой, не имеет пары
У. Послушайте слово «Цыпленок». В этом слове звук какой по твердости-мягкости?
Д. Твердый. Звук не обозначает мягкость впереди стоящего звука.
У. Придумайте слово, где звук будет произноситься мягко. Кстати, какие гласные звуки должны стоять после него? (Дети называют звуки)

Дети пробуют найти слово, но таких слов не находят.

У. Сделайте вывод. В чем особенность нового звука.
Д. Он всегда твердый.

VIII. Игровая пауза. Эмоциональный подъем.

Учитель организовывает игру «Ловкая рыбка». Дети встают, каждому ряду дается игрушка рыбка, учитель объясняет правила игры, суть которой заключается в ловкой и быстрой передаче игрушки товарищам по «цепочке», избегая падения. Выигрывает команда, у которой игрушка быстрее вернулась на первую парту.

У. Молодцы! Я вижу, вы отдохнули, посмеялись. А смех – лучший отдых.

IX. Знакомство с буквой Ц (Приложение 1, 4 слайд)

У. Кто из вас из вас знаком с буквой ц? Найдите её и покажите всем. Между какими буквами она находится? Пофантазируйте, на что похожа буква? (Дети предлагают свои варианты)
У. Человек, который умеет фантазировать может увидеть в обычном необычное. Однажды поэт Шибаев увидел кошку и сочинил стихотворение:

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

– Какой элемент буквы ц напомнил поэту кошачью лапку?
У. Выложите из ниток букву ц.(дети выкладывают букву)
У. У кого не получается не расстраивайтесь, товарищи всегда придут на помощь вам.
(Учащийся, кто быстрее всех это сделал, проходит по рядам, помогая тем, у кого не получается)
У. А хотите узнать, как выглядит прописная буква ц? Кто из вас умеет писать письменно эту букву?
(К доске выходят учащиеся, которые умеют писать букву ц, пишут её на доске)
У. Сейчас я вам покажу, как пишется правильно эта буква, а вы сравните её с буквами своих товарищей. У кого не совсем хорошо получилось, не расстраивайтесь, вы сегодня обязательно научитесь, писать новую букву. Ведь девиз нашей работы написан над доской (дети хором) «У меня все получится»

X. Работа по распознаванию расположения звука(ц) в словах (Приложение 1, 5 слайд)

1) Игра «В гостях у мышонка»

У. Посмотрите за окно. На дворе зима. А в нашем сказочном лесу уже весна. Давайте поведаем нашего мышонка, полюбуемся весенним лесом, выполним задания мышонка. Учитель открывает гиперссылку. Все задания выполняются по ходу игры.

2) Упражнения в чтении слогов, слов с изученной буквой. (Приложение 1, 6 слайд)

3) Чтение слогов ца, цо, цу, цы.

– Придумайте слова, где есть данные слоги

4) Наблюдение за произношением слогов це, ци. Подчеркивается еще раз особенность произношения звука со звуками , .

5) Чтение слов, выделение общей части (Приложение 1, 7 слайд)

У. Какое слово всегда употребляется во множественном числе, хотя предмет один?
Д. Ножницы.
У. Сделайте вывод, на что указывает цы, если стоит в конце слова?
Д. Это слово стоит во множественном числе.

6) Работа по обогащению лексики учащихся (Приложение 1, 8 слайд)

У. Ребята, соберите слово из букв, которые рассыпались
Д. Цирк!
У. (в руках игрушка обезьянка) Посмотрите, у нас в гостях обезьянка-иностранка, она приехала из Африки, чтобы выступить в цирке, но не может понять, что это такое, по каким приметам можно его найти. Какую форму имеет здание цирка?
Д. Круглую, крыша в виде купола.
У. А как вы думаете, почему здание цирка имеет круглую форму? (Дети предлагают свои варианты)
Д. Сцена имеет круглую форму.
У. А как называется сцена цирка? (При затруднении, учитель показывает иллюстрацию здания цирка)
У. А по каким признакам еще можно найти цирк?
Д. Там много животных, есть клоуны, акробаты, фокусники.
У. А как называют человека, который работает с животными?
Д. Дрессировщик!
У. Сейчас перед вами выступит слоненок, который только учится быть артистом, и умеет ещё немного. Но ему так хочется выступить перед вами. Дадим ему возможность?
У. Поаплодируем ему. (Дети аплодируют)

XI. Физминутка (Приложение 1, 9 слайд)

У. Давайте проведем зарядку для глаз, затем сделаем несколько упражнений разминки. А сопровождать нашу зарядку будет наша любимая песня, которую мы будем подпевать.
(Учитель показывает упражнения для глаз, затем движения для рук, головы, туловища, проводит упражнение на ритмичность)
У. Как вы понимаете слова » Иди дорогою добра»
Д. Всегда делать добрые поступки, быть добрым
У. Верно! Я уверенна, вы добрые люди, всегда идете дорогою добра.
У. Предлагаю вам сложить следующее слово. (Приложение 1, 10 слайд) (Дети затрудняются)
У. Посмотрите внимательно видеофильм, скажите, о каком явлении идет речь. (Учитель открывает гиперссылку, показывает фильм) (Приложение 2)
(Дети смотрят видеофильм, говорят слово – цунами)
У. Это природное явление очень страшное, а в любой местности может произойти цунами?
Д. Нет. Только там, где рядом море.
У. Верно!
У. Сложите следующее слово. (Приложение 1, 11 слайд)
Д. Цапля.
У. К какому классу относится цапля?
Д. К классу птиц.
У. Докажите.
Д. Тело птиц покрыто перьями
У. Сейчас я вам покажу изображение белой цапли, которая обитает в нашем крае. (Учитель показывает изображение) Хотите услышать, как она кричит? Сядьте тихо, слушайте. (Учитель включает запись)
У. Об этой и других птицах вы сможете узнать из книги – альбома «Занимательное краеведение». Эта книга есть в нашей классной библиотеке.
У. А сейчас вы поработаете в паре. Я предлагаю вам нарисовать предмет, в названии которого слышится новый звук. Вы должны работать дружно и слаженно, ведь на выполнение рисунка я вам даю 1 мин. (Дети выполняют задание на магнитной доске, показывают рисунок)

XII. Поэтическая минутка (Приложение 1, 12 слайд)

У. На улице зима. Это прекрасное время года воодушевляло и воодушевляет поэтов, художников, композиторов. Много прекрасных произведений посвящают они зиме. Сейчас я с Владиком Очеретиным прочитаю вам стихотворения Т.Голуб «Зима» .
Вы внимательно послушайте произведение, постарайтесь запомнить, в каких словах вам встретится новый звук.

Учитель включает заставку, при помощи гиперссылки, (Приложение 3) учащиеся наблюдают за зимнем пейзажем, , начинается чтение стихотворения после того, когда идет снег. учитель тихим голосом читает первые три строчки, остальные Владислав.

По стежкам и дорожкам
Идет зима с лукошком.
В лукошке том гостинцы:
Березкам – рукавицы,
Для клена и для дуба
В её лукошке шубы.
А что подарит мне зима?
Она подарок вся – сама.

У. В каких словах вы услышали новый звук? (Дети называют слова)
– Что подарила зима деревьям?

XIII. Подведение итогов урока. Релаксация. Домашнее задание (Приложение 1, 13 слайд)

У. С каким новым звуком и буквой мы познакомились?
– Дайте характеристику звуку
– Что интересного вы узнали на уроке?
– Были ли моменты, где вы удивились?
– Что понравилось?

У. Мне тоже очень понравился урок. А ещё мне очень нравитесь вы, потому что вы активно работали на уроке, но самое главное, вы очень добрые и отзывчивые люди. Всегда оставайтесь такими.

– Дома прочитайте слова на стр.76, нарисуйте иллюстрацию, где будут изображены предметы, в названии которых есть звук .

Конспект звук и буква ц

Конспект открытого урока по обучению грамоте в I “В” классе интегрированного обучения (12.05.2016 г.).

Тема: Звук , буквы Ц ц.

Цель: к концу урока учащиеся

будут знать: образ новой буквы, характеристику нового звука;

будут уметь: называть новый звук, выделять его из слов, читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Задачи: — создать условия для формирования умений:

*называть изученный звук, выделять его из слов, давать характеристику звука;

* показывать зрительный образ-букву, читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

— обеспечить в ходе урока закрепление основных умений:

*проводить звуко-буквенные анализ слов;

*делить слова на слоги;

*определять места звука в словах, количество слов в предложении.

-содействовать развитию:

*фонематического слуха, речи, внимания, памяти учащихся;

-способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности в работе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И урок чтения начнем!

— Хотите узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

— Я прочитаю вам сказку, а вы внимательно послушайте.

(чтение учителем сказки Цыпленок Цып (Г.Юдин)

— О ком сказка?

— Кому давал советы цыпленок? (На доске выставляются картинки главных героев: цыпленок, курица, цветок, гусеница, цапля)

— Что сказала Цыпу цапля? Как ты думаешь, почему?

— Цыпленок глупеньким родился. Всем давал глупый совет. По глупости чуть не утонул. Цапля спасла глупца. И кое-чему научила. Совет цапли и нам пригодится. Чтобы других учить, надо что делать?… Учиться.

Сообщений темы урока

— Ребята, кто главный герой этого сказки?

— Произнесём хором!

— Какой новый звук услышали в начале слова? (звук )

— Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком , и буквами которые его обозначают, читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

2. Основная часть

Знакомство со звуком :

— Произнесём звук хором.

— Когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)

— Что вам мешало произносить звук? (губы, зубы, язык)

Вывод: звук — согласный.

— Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук.

— Горлышко дрожит? Нет, значит звук какой?

Вывод: звук – глухой.

— Назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ

— Что заметили ? (произносим одинаково)

Вывод: звук — всегда твёрдый.

— Как будем обозначать звук ? (синим квадратиком)

Подведём итог.

— Дайте характеристику новому звуку

(звук — согласный, глухой, всегда твёрдый).

Игра «Услышь звук»

-В слове цыпленок есть звук , а у остальных героев есть звук ?

— Я буду произносить названия героев, если есть звук, стучим пальчиками по парте.

Знакомство с буквами Ц, ц.

— Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук .

— На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)

Буква Ц (э) — внизу крючок,

Точно с краником бачок!

Вот какая буква Ц (э),

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Работа по ленте букв.

— Посмотрите, каким цветом обозначена буква ?

— Почему? (она обозначает согласный звук , и он всегда твердый)

— Проводим пальчиком по стрелочкам.

— Получилась буква ц. Буква печатная или письменная?

— А теперь читаем слоги «цепочкой»

Чтение слогов:

ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ

АЦ ОЦ УЦ ЫЦ ЕЦ ИЦ

Физкультминутка

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на правой ножке.

А ещё кружился смело,

Лапками махал умело.

Он спешил к себе домой

К милой мамочке родной.

Чтение слов.

-Читаем слова, делим их на слоги:

Цыпленок

Курица

Цветок

Гусеница

Цапля

Игра «Продолжи предложение»

— Цыпленок вылупился из…..(яйца)

— Курица несет……(яйца)

— На лугу растет…..(ромашка)

— В один прекрасный день гу́сеница превратится в……(бабочку)

— Гусеница питается….. (листьями)

— Длинноногая цапля ходит по……. (болоту)

— Цапля охотится на……(лягушек).

— Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Как вы думаете какая из них лишняя? Почему?

— Цветок лишний, потому, что это растение, остальные – животные.

— Составьте из слогов слово цветок.

— Сделаем звуко-буквенный анализ слова цветок.

Работа «цепочкой» с подсказками учителя.

— произносим слово цветок по слогам (ладошку к подбородку)

— сколько в слове слогов? (два слога)

— назовите первый звук в слове? Какой он (согласный, всегда твердый, глухой)

— какой звук после звука ? Какой он? (звук ,согласный, звонкий, мягкий)

— какой звук после звука ? Какой он? (звук , гласный)

— какой звук после звука ,? Какой он? ( звук ,согласный, глухой, тведдый)

— какой звук после звука . Какой он? (звук , гласный)

— какой звук после звука . Какой он? (звук ,согласный, глухой, твердый)

— произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук ).

Гимнастика для глаз.

Глазки зажмурь,

А теперь подмигни.

На пол смотри,

В потолок погляди.

Левой рукой закрой правый глазок,

Правой рукой закрой правый глазок.

Глазки теперь отдохнули дружок?

Работа с учебником (ст.106)

— Ребята, найдите букву в букваре, какой звук она обозначает? И что мы знаем про звук?

— Верно, буква цэ, звук ц, и он всегда твердый.

— Рассмотрите картинки, назовите их, определите место звука в словах.

— Цапля и курица- птицы. Курица –домашняя птица, а цапля- …А песец кто?

(Чтение учителем стихотворения про песца)

В тундре есть отважный лис.

С шелковистым ценным мехом.
Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,
А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называется …..( песец.)

— Читаем чистоговорку. Читаем громко, четко и внимательно. (чтение «цепочкой» , после прочтения учащиеся отвечают на вопросы)

Физкультминутка.

— Давайте с вами попробуем постоять как цапля. Цапля может простоять неподвижно на одной ноге несколько часов!

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться!

Закрепление новых знаний.

Чтение слогов, слов, предложений на карточке ( на карточках выполняется три задания)

— Ребята, найдите первое задание на карточке. Прочитайте слоги, подчеркните карандашом все слоги, в которых есть новая буква Ц.

(Проводится аналогичная работа со словами, предложениями. После второго задания проводится игра «Где хранится?»)

Игра «Где хранится?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука в новом слове)

Сахар хранится в сахарнице. Хлеб хранится в .. . Конфеты хранятся в.. .Вафли хранятся в …

Задания

1. За ца жа са зы ци уц ам ок оц

2. цапля, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница.

3. Я видел птенцов цапли.

3.Итог урока. Рефлексия

— Наш урок подходит к концу. Вы сегодня познакомились с новым звуком , буквами которые его обозначают. Научились читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

— Ребята, а как называется сказка, которая помогла нам познакомится?

— А вы помните совет цапли? Чтобы других учить, надо что делать?… Учиться.

— Молодцы. Вы хорошо работали, внимательно слушали, выполняли все задания.

— Выберите два предложения, продолжите их

На уроке мне было легко (трудно)…..

Сегодня на уроке я научился……

Мне очень понравилось задание…..

У меня получилось…..

Я смог….

Было интересно узнать, что…..

– Урок закончен, всем спасибо! Отдыхайте!

Самоанализ урока обучение грамоте (чтение)

Проведенного в I «В» классе

Тема урока: Звук , буквы Ц ц

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: к концу урока учащиеся

будут знать: образ новой буквы, характеристику нового звука;

будут уметь: называть новый звук, выделять его из слов, читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Задачи: — создать условия для формирования умений:

*называть изученный звук, выделять его из слов, давать характеристику звука;

* показывать зрительный образ-букву, читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

— обеспечить в ходе урока закрепление основных умений:

*проводить звуко-буквенные анализ слов;

*делить слова на слоги;

*определять места звука в словах, количество слов в предложении.

-содействовать развитию:

*фонематического слуха, речи, внимания, памяти учащихся;

-способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности в работе.

Место урока в теме: урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учащимися учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретенные знания и умения учащихся. Отбор материала проходил в соответствии требованиями программного материала, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний.

На занятии были использованы методы:

• словесные;

• наглядные;

• практические;

• самостоятельная работа по образцу.

Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого. Материал был подобран с учетом особенностей учащихся. На уроке был представлен наглядный материал, обеспечивающий поддержку процесса познания. В соответствии с нормами, на занятии проведены подвижные физкультминутки, гимнастика для глаз.

Этапы урока

На организационном этапе осуществлялось приветствие , проверка готовности учащихся к уроку. Хорошему эмоциональному настроению способствовало чтение сказки. Дети любят сказки, это их заинтересовывает, помогает держать внимание на всем протяжении урока (мотивация к деятельности), а также помогает вызвать познавательный интерес учащихся.

На этапе постановки цели и задач урока, я сообщила тему урока. Перед сообщением, вместе м учащимися определили с каким звуком мы познакомимся, с помощью выделения звука из слова главного героя сказки.

На этапе усвоения новых знаний, проходило знакомство с новым звуком и буквой. Учащиеся давали характеристику новому звуку. Для развития фонематического слуха, была проведена игра «Услышь звук». Дальше проходило знакомство с буквами, с помощью показа картинок (печатные буквы, на что похожа буква), раздаточного материала (карточки с печатной буквой, слогами), где учащиеся прорисовывали пальчиком буквы на карточке и на ладони. Таким образом запомнили образ новой буквы. Далее читали слова с новой буквой (слова главных героев сказки), делили слова на слоги, для закрепления уже имеющихся навыков. Для развития речи учащихся была проведена игра «Продолжи предложение». Для развития и закрепления умений учащиеся составили слово из слогов, сделали звуко – буквенный анализ слово с новой буквой, определили место звука в словах. В учебнике учащиеся читали скороговорку.

Для проверки усвоенного материала учащиеся выполняли задания на карточках.

На этапе рефлексии даю возможность оценить работу каждому ученику. Считаю рефлексию необходимым моментом урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для учащихся была их деятельность на уроке, что узнали, чего добились, с какими трудностями столкнулись.

Я считаю, урок достиг поставленных целей и задач.

Конспект открытого занятия по социально – бытовой ориентировке в I “В” классе интегрированного обучения (19.05.2016 г.).

Тема: Продуктовый магазин

Задачи:

— формировать представления учащихся о продуктовых магазинах и их отделах

— создать условия для формирования умений:

* называть основные отделы продуктового магазина

* находить продукты одного вида, из разнородной группы продуктов

* классифицировать продукты питания, использовать обобщающие слова

-обеспечить на занятии закрепление знаний о полезных продуктах

— содействовать развитию:

* познавательной деятельности

* навыков чтения

* мелкой моторики

-способствовать воспитанию интереса к занятиям, культуры поведения учащихся

Тип урока: комбинированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Ход занятия

1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Рука об руку потрите, друг на друга посмотрите.

А теперь тихонько сели, мы работать захотели.

— Сегодня к нам на занятие пришла девочка. Догадайтесь, как ее зовут.

Это простая, маленькая девочка, которую тянет на приключения. Ее все интересует. Как только она начинает что-то делать, ее глаза загораются, и появляется масса интереса к происходящему. В основном, все приключения она находит в доме медведя. Как ее зовут, кто догадался?

— Маша из мультфильма «Маша и медведь».

— Ребята, Маша собралась за покупками и просит вас помочь ей. Поможем ей?

— А где делают покупки?

— Правильно, покупки делают в магазине.

Сообщение темы урока.

— Сегодня, мы на уроке будем говорить о магазинах и отправимся вместе с Машей в магазин за продуктами.

-Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в магазине.

Пропусти выходящих из магазина.

Пройди в отдел нужной покупки.

Вежливо обращайся к продавцу и кассиру.

Передвигаясь по магазину, не толкайся, уступи дорогу, если кто-то торопится.

Не облокачивайся на витрину, громкий разговор мешает покупателям и продавцам.

В магазин нельзя заходить с собаками, мороженым, напитками. Нельзя кататься на роликах и фотографировать. ( показ слайдов «Запрещенные знаки»)

— Ребята, прежде чем помочь Маше, давайте посмотрим мультик (просмотр мультика «Магазин»)

2. Основная часть

— Скажите, в каком магазине была девочка? В магазине игрушек или в продуктовом магазине?

— Что продают в продуктовом магазине?

— Продают продукты.

— к нужно вести себя рока.задачичи умственной отсталостью)Какие продукты вы знаете? Назовите.

-Выберите только продукты (на доске картинки)

— Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

— В современном мире существует большое разнообразие продуктов питания. Это молочные продукты, соки, крупы, мясные продукты. Чтобы не запутаться в этом разнообразии товаров, в продуктовом магазине каждой группе товаров отведено специальное место — отдел. Давайте рассмотрим основные отделы. (показ презентации «отделы продуктового магазина»)

— Какие отелы вы запомнили? Основные отделы: молочный, хлебный, кондитерский (конфеты, печенья, торты), рыбный, отдел овощей и фруктов, мясной, колбасный, отдел напитков.

— Ребята, вы много узнали, и теперь можно помочь Маше.

— Маше необходимо купить молочные продукты, в каком отделе она должна их купить?

— В молочном отделе.

— Назовите, какие молочные продукты вы знаете.

— Молоко, сметана, йогурт, творог.

— Давайте, поможем Маше.

( Учащиеся выполняют задание)

— Ребята, Маша пришла в овощной отдел, но она забыла, что ей нужно купить. Маша запомнила только первые буквы. Подскажите Маше, что нужно купить.

— Назовите одним словом, что купила Маша.

( Учащиеся выполняют задание )

Овощи.

-Что осталось на полках, назовите одним словом.

— Фрукты.

— Как называется отдел в который пришла Маша?

Физкультминутка

1.В магазин мы все ходили и продукты там купили:

(ходьба на месте)

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,

(загибают пальцы правой и левой руки)

Все к обеду припасли,

(прямо, широко разводят руки)

Чуть до дома донесли.

(приседают)

— В магазине на каждом товаре есть ценник. На ценнике указывается название товара и цена. Давайте, вместе с Машей прочитаем название товара и найдем соответствующий продукт.

( Учащиеся выполняют задание)

-Маша посетила хлебный отдел. Какие продукты может купить Маша, из тех которые вы прочитали.

— Мы едим несколько раз в день. Все ли продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья?

В пищу надо употреблять полезные продукты, которые можно есть каждый день. Но есть ещё продукты, которые можно есть в небольших, ограниченных количествах — это неполезные продукты.

( Сладкое, жаренное, копченое).

— Назовите полезные продукты.

Молочные продукты, фрукты, овощи, ягоды.

Гимнастика для глаз

  • 1.Медленное моргание в течение 10 секунд.

— «Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

  • 2. Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и горизонтали; фиксацию взора.

— Поднять голову вверх — посмотреть на потолок; опустить вниз – посмотреть на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой сопровождать движениями глаз.

(В качестве ориентиров используются яркие игрушки).

— Полезные продукты питают организм силой, чтобы можно было много двигаться, хорошо думать и при этом долго не уставать, делают человека более сильным. Если человек питается разнообразными и полезными продуктами, значит, он правильно питается. Правильное питание — условие здоровья.

— Соки полезны для здоровья?

— В каком отдели Маша, может купить сок?

— В отделе «Напитки»

Игра «Какой сок»

— Маша спешит домой к Медведю, и очень хочет купить что-нибудь сладкое. Ребята, в каком отделе можно купить сладкое ?

-Давайте посмотрим, что Маша купила Медведю в кондитерском отделе.

Закрепление

— А сейчас, мы поиграем в игру «Продолжи предложение». Будьте внимательны.

В молочном отделе Маша купила…

В хлебном отделе …

Сладкую грушу Маша купила в отделе…

Апельсиновый сок Маша купила в отделе…

В кондитерском отделе Маша купила…..

-Молодцы, ребята.

3. Итог урока. Рефлексия

— Наше занятие подходит к концу. Вы очень хорошо сегодня занимались, были активными, помогли Машеньке сделать покупки.

— Выберите два предложения, продолжите их

На занятии мне было легко (трудно)…..

Сегодня на занятии я научился……

Мне очень понравилось задание…..

У меня получилось…..

Я смог….

Было интересно узнать, что…..

– Занятие закончено, всем спасибо! Отдыхайте!

Самоанализ занятия по социально – бытовой ориентировке

Проведенного в I «В» классе

Тема занятия: Продуктовый магазин

Задачи:

— уточнять и расширять представления учащихся о продуктовых магазинах и их отделах

— создать условия для формирования умений:

* называть основные отделы продуктового магазина

* находить продукты одного вида, из разнородной группы продуктов

* классифицировать продукты питания, использовать обобщающие слова

-обеспечить на занятии закрепление знаний о полезных продуктах

— содействовать развитию:

* познавательной деятельности

* навыков чтения

* мелкой моторики

-способствовать воспитанию интереса к занятиям, культуры поведения учащихся

На занятии были использованы методы:

• словесные;

• наглядные;

• практические;

• самостоятельная работа по образцу.

Занятие старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого. Материал был подобран с учетом особенностей учащихся. На занятии был представлен наглядный материал, презентации, показ мультфильма, что обеспечило поддержку процесса познания. В соответствии с нормами, на занятии проведены подвижные физкультминутки, гимнастика для глаз.

Занятие проходило в игровой форме. Использование игры способствует

активизации мыслительной деятельности и речи обучающихся, расширению и систематизации круга представлений об отдельных предметах окружающей действительности, создаёт ситуацию успеха и достижения цели, стимулирует познавательное развитие детей, помогает педагогу учитывать индивидуальные возможности ребенка, повышает мотивацию к обучению, в присутствии стойкого элемента заинтересованности, в увеличении уровня произвольного внимания и запоминания.

Содержание игры «Маша в магазине»:

В игре представлены следующие задания:

«Выбери продукты»

Цель: закрепление знаний о группе предметов, составляющих ассортимент продуктового магазина.

«Собери в корзину молочные продукты»

Цель: развитие внимания, умения находить продукты одного вида (молочные продукты), из разнородной группы продуктов, называние ряда продуктов обобщающим словом

«Что купит Маша»

Цель: соотнесение первой буквы с названием предмета, обогащение словаря по теме «Овощи».

«Прочитай правильно»

Цель: развитие навыков чтения, узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих названия продуктов.

«Полезные продукты»

Цель: закрепление знаний о полезных продуктах, их значения для хорошего здоровья и настроения.

«Разбери покупки»

Цель: развитие умения классифицировать продукты питания по способу хранения, формирование бережного отношения к продуктам питания как результату труда человека.

Для проверки усвоенного материала учащиеся выполнили задания на карточках.

На этапе рефлексии я даю возможность оценить работу каждому ученику. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно-ориентированного занятия. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для учащихся была их деятельность на занятии, что они узнали, чего добились, с какими трудностями они столкнулись на занятии и как их разрешить.

Я считаю, урок достиг поставленных задач.

Ц

У этого термина существуют и другие значения, см. Ц (значения).

Буква кириллицы Ц
Цц
Изображение

◄ Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ ►
◄ т у ф х ц ч ш щ ъ ►
Характеристики
Название Ц: cyrillic capital letter tse
ц: cyrillic small letter tse
Юникод Ц: U+0426
ц: U+0446
HTML-код Ц‎: Ц или Ц
ц‎: ц или ц
UTF-16 Ц‎: 0x426
ц‎: 0x446
URL-код Ц: %D0%A6
ц: %D1%86

Ц, ц (название: цэ) — буква всех славянских кириллических алфавитов (23-я в болгарском, 24-я в русском, 25-я в белорусском, 27-я в сербском и украинском, 28-я в македонском); используется также в письменностях некоторых неславянских народов. В старо- и церковнославянской азбуках носит название «ци» (ст.-сл.) или «цы» (ц.-сл.), смысл которого не вполне ясен: его связывают с формой им. пад. множ. ч. муж. рода «ции» от вопросительного и относительного местоимения «кыи» (какой, который); с древнерусским союзом «ци» («разве», «или», «верно ли, что»), соответствующим современному украинскому «чи»; есть и другие версии. В кириллице обычно считается 26-й по порядку (если речь идет о старославянской азбуке) или 25-й (в церковнославянской азбуке) и выглядит как ; в глаголице по счёту 27-я, имеет вид . В обеих азбуках числовое значение — 900.

Происхождение

Однозначно установить происхождение буквы ц кириллического начертания не представляется возможным, так как буква подобного вида входит в ряд алфавитов того времени: в эфиопском письме ሃ, в арамейском и производных от него, к примеру, в еврейском צ (на конце слов ץ), в коптском письме ϥ.

Варианты начертания

Из вариантов начертания кириллической буквы Ц стоит отметить старое Ч-образное (в котором хвостик продолжал линию правой мачты, что делало букву Ц весьма похожей на букву У, также часто угловатую); присутствующее во многих типографских церковнославянских шрифтах Џ-образное (с хвостиком под серединой буквы); в босанчице — И-образное (только левый нижний угол поднят на половину роста буквы) или Y-образное, совпадающее с древней формой буквы Ч. В гражданских шрифтах форма буквы совпадает с перевёрнутым П, к правому нижнему углу которого пристроен хвост: 7-образный, Z-образный, волнисто заворачивающийся под букву, а также многих других форм, ограниченных лишь фантазией дизайнера шрифта. В рукописном шрифте этот хвост в принципе можно рассматривать как диакритический знак, отличающий ц от и.

Произношение

В русском языке

Произношение буквы Ц, по одним источникам, в точности совпадает с аффрикатой , то есть слитным (без пауз и гласных между звуками) сочетанием звуков и , другие авторы считают, что между обозначаемой буквой «ц» аффрикатой (напр. пацан) и сочетанием (напр. отсаживать) есть некоторое отличие на слух. В русском языке буква «ц» произносится почти всегда твёрдо перед звуками , , , . После «ц» звука в русском языке нет, произносится , хотя пишется «и». Удвоенная буква «ц» (встречающаяся в заимствованных словах) произносится одинарно, с небольшой дополнительной задержкой на , например, в слове пицца правильным произношением будет не , а ; так же произносится и сочетание «тц» (напр. отца).

В других языках

В других славянских языках, например в болгарском или украинском, произношение Ц может быть «мягким» и «твёрдым». Так, для украинского языка весьма обычно мягкое : перець, птиця, пацюк, Цюрупа; этот звук считается одной из наибольших трудностей в фонетике украинского языка при изучении его русскоязычными учащимися. Решается такая трудность сравнением ‘ць’ с ‘ть’, и попыткой дребезжащего произношения именно ‘ть’ на этом месте. В польском и белорусском с и вовсе совпали.

Правописание Ц + гласный

ЦА/ЦЯ, ЦО/ЦЁ, ЦУ/ЦЮ, ЦЕ/ЦЭ

Выбор между написаниями ца/ця, цо/цё, цу/цю, це/цэ в одних случаях может определяться произношением, в других — этимологией слова. Так, в исконно русских словах не бывает сочетаний ця, цё, цю, цэ, но в заимствованиях они возможны: хуацяо, Пацёрковский, Цюрих, Цэцэрлэг; а также в сложных словах, но обычно со слогоразделом после ц: спецэффект.

ЦИ/ЦЫ

После ц буква ы пишется в следующих случаях:

  • в корнях некоторых слов: цыган, цыплёнок/цыпочки/цыпки, цыц/цыкать/цыцкать, цыркать, а также мцыри (нескл.) и в других словах тех же корней (до 1956 года также цынга, цыновка, панцырь, цыфирь, цырюльник и нек. др.); мнемонический способ запоминания слов с цы в начальной школе цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц содержит почти все слова, содержащие эту аффрикату с буквой ы в корне слова;
  • в суффиксе притяжательных прилагательных -ын после основы на ц: птицын, сестрицын (в фамилиях тут бывает как -ын, так и -ин — в зависимости от того, когда и где предки данного человека получили документы, например: Ельцин, Солженицын);
  • в окончаниях прилагательных на -ый после основы на ц: белолицый, куцый, -ые, -ы, -ым, -ыми, -ых;
  • в окончании -ы существительных после основы на ц: улицы, отцы, лисицы, братцы;
  • в фамилиях украинского происхождения, например: Цымбаларь, Яцына и др.
  • в иностранных именах собственных в соответствии с правилами практической транскрипции, например: Цы Си, Цынцэрэни;
  • в формах спряжения глагола сцать: сцышь, сцыт;
  • Во всех остальных случаях после ц пишется и, например: цирк, цифра, цивилизация.

В 1960-е годы существовал проект реформы правописания, в котором, среди прочего, предлагалось писать ци вообще во всех подобных случаях. Этот проект вызвал широкие общественные обсуждения, оставив в памяти того поколения написание заец через е и огурци через и.

Таблица кодов

Кодировка Регистр Десятич-
ный код
16-рич-
ный код
Восьмерич-
ный код
Двоичный код
Юникод Прописная 1062 0426 002046 00000100 00100110
Строчная 1094 0446 002106 00000100 01000110
ISO 8859-5 Прописная 198 C6 306 11000110
Строчная 230 E6 346 11100110
КОИ-8 Прописная 227 E3 343 11100011
Строчная 195 C3 303 11000011
Windows-1251 Прописная 214 D6 326 11010110
Строчная 246 F6 366 11110110

В HTML прописную букву Ц можно записать как Ц или Ц, а строчную ц — как ц или ц.

> Употребление

  • Строчная ц — сокращённое обозначение для центнера — единицы измерения массы.

> См. также

  • C (латиница)

Примечания

  1. Успенский Лев Васильевич. По закону буквы. М., «Молодая гвардия», 1973.— 240 с., с илл. (Серия «Эврика».) 100 000 экз. http://lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/bukwy.txt
  2. Касаткин Л. Л. Современный русский язык. Фонетика. М.,2006. http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5257.pdf (недоступная ссылка)

Литература

  • Булич С. К.,. Ц // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография / отв. ред. акад. В. И. Борковский. — 2-е изд., факсимильное. — Л., М.(факс.): Из-во АН СССР; из-во «Наука» (факс.), 1928, 1979 (факс.). — С. 201. — 494 с. — 2700 экз.

Производные кириллической буквы Ц, ц

Буква. Ц. Твердая или мягкая

Помогите найти однокоренные слова упр 191 Составить текст 10 предложений о новогоднем празднике. Использовать 3 причастных оборота и 4 деепричастных оборота . Все выделить и обозначить 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!Помогите со 2 заданием.Пожалуйста!!!Срочно! Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. «В лесу» Хорошо в лесу.Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяе мые ударением. «В лесу»Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 2.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!»В лесу» Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сос ны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 1.Выполни полный разбор,характеристику 6 предложения. 2.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 3.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. Напишите одним словом, каким членом предложения является слово «этот» в предложении 1. (1) Фамилия у нового матроса несколько странная — Фукс, но, зна ете, фамилия — дело наживное, а мне ещё Лом на ушко шепнул, что Фукс этот — клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ!!! НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! Даю 15 баллов!!! 2 предложения на одну схемуНадо сделать все схемы Помагите!!!Сочинение на тему: Моя комната. Напишите пример. Как написать его. Прошу помагите!!! Даю 50 баллов.​ Упражнение 361.Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы, где задание номер 2!

Буква «ц» — мягкая или твердая? Правила русского языка

В наши дни многие проявляют интерес к своему прошлому, в том числе — к истории рода. Интерес к этой теме возник не случайно: изменилось представление о себе, как о личности. Если раньше человек был частью системы, то сегодня он, прежде всего, индивидуальность. А потому вопрос, откуда я и мои предки, весьма актуален.

Приоткрыть слегка завесу тайны можно, как ни странно, изучая правила русского языка и букву «Ц». Почему, например, пишется «ЕльцИн», но «СолженицЫн», если, согласно правилу, после «Ц» следует «И», за исключением нескольких слов. Все просто: на написание фамилий этот закон не распространяется, поскольку они вписывались в паспорт в соответствии с произношением, бытовавшим на территории проживания человека. В Украине считалось правильным писать «ЦЫ», а в России — «ЦИ». Из чего становится понятно, откуда, чьи предки.

Звук и шум

Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.

Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.

  • Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
  • А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.

В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.

Все подружки по парам

Звонкие и глухие согласные образуют пары: б — п; в — ф; г — к; д — т; ж — ш; з — с. Эти сочетания являются парными как по принципу глухости-звонкости, так и по принципу мягкости-твердости.

Как вы заметили, некоторым согласным пары не досталось: й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р. Для некоторых из них также не нашлось пары в русском языке и по принципу мягкости-твердости.

Пары и «непары»

Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.

Это согласные, называемые в русском языке сонорами: , , , , , , , , . В их произношении принимает участие верхнее небо.

Среди них буквы «ц» нет.

Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: , , , , . Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.

Буква «Ц» и ее произношение

Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.

Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.

В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .

Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Твердые согласные

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.

Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица , царь , цель . В словах на букву «ц» звук остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися «смягчителями» для согласных, имеющих «мягкую» пару: я, е, е, ю, и.

В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук , пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.

Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.

Сочетания гласных с «Ц»

К вопросу о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой, относятся правила ее правописания с гласными буквами а-я, о-е, у-ю, э-е.

В словах русского происхождения отсутствуют сочетания буквы «ц» с гласными я, е, ю, э. Так что, если мы встречаем слог, включающий «ц» и эти гласные, то можно с уверенностью утверждать, что перед нами заимствованное слово: цезарь, Цюрих, цэфедрин, цяньлин (кит.).

Правописание сложных слов также возможно с включением слогов «ця», «це», «цю», «цэ», однако в таком случае присутствует, как правило, слогораздел: спец∨электрод.

Особые случаи

Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».

Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:

  • слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
  • притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
  • имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
  • имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
  • фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
  • имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
  • производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.

За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».

В каждой букве есть загадка

Итак, как оказалось, буква «ц» не так проста.

Кстати, она присутствует во всех канонических алфавитах славян, значащаяся как «цэ». В церковной литературе и в старославянском языке она называлась «цы», а иногда «ци».

Современная версия написания этой буквы восходит к кириллице. Но откуда и каким образом она появилась там, выяснить уже не представляется возможным. Ясно одно: сходные очертания буквы «ц» можно увидеть у древних арамеев, иудеев и эфиопов.

«Твердый согласный звук [ц], буква «Ц, ц»»

Цели:

  • познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком , буквой Ц ц;
  • формировать навыки чтения;
  • способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
  • памяти, логического мышления.

Оборудование.

1. Песочные часы.

2. Магнитофон.

3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.

4. Мягкая игрушка “Кошка”.

5. Серия картинок “На что похожа буква?”.

6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.

7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.

8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.

9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).

Ход урока

I . Сообщение темы и целей урока.

1) — Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок.

2) — Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)

— Какой первый звук? (.

II. Работа над новым материалом.

1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)

(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).

На доску прикрепляется слово ЦИРК.

— Произнесите ещё раз слово. Что заметили?

— Попробуйте поставить в мягкую позицию.

— Дайте характеристику звуку . (Согласный, всегда твёрдый)

— Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)

— Какой буквой обозначается звук ?

2) Знакомство с буквой Ц ц.

— Послушайте стихотворение:

Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.

— А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.

— Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).

3) “На что похожа буква?”

— На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)

— А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).

Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.

Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.

4) Работа с коррекционной пробой.

— В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.

— Сколько букв нашли?

5) Игра “Четвёртый лишний”.

— Найдите лишнюю букву.

6) Печатание буквы Ц Ц.

— А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук ? (Цап-Царапыч)

— Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).

7) Игра “Подружись с буквами”.

— Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).

(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).

— С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями

— Придумайте слова, оканчивающиеся на:

ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)

ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)

ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)

8) — Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)

III. Физкультминутка.

Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком . Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.

IV. Продолжение работы.

1) — Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).

На доске:

Д.: ца – цари – царица.

М.: ца – царе – царевич.

— А теперь вам будет легко прочитать столбик слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:

2) Работа со столбиком слов (листочки).

— Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.

царь

царица

царевич

царевна

царство

царствовать

— Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.

— Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

3) Работа с чистоговорками.

— Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук . Давайте ему поможем.

Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).

Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).

Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).

Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).

Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).

Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).

4) Кот-лакомка.

— Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал. Давайте попробуем его восстановить.

веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.

арии а Кури а в ветнике сидит.

апля Цицилия учит ифры.

ыплёнок Цыпа хочет в ирк.

У аревны Мурки на лапках арапки.

Зай у кузне у заказали выковать епь.

У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.

— Какую же букву он слизал? (Ц)

— А как вы думаете, почему? (Ответы детей)

V. Итог урока.

— Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.

Литература

1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.

2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.

3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.

4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.

Статьи
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .