Глазурь и кофе

Новости со всего света

Свиделись Куликова анализ

by adminon 04.10.201904.10.2019

Содержание

  • 403 кабинет
  • Урок литературы в 11 классе по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»
  • Конспект урока по литературе по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»
  • Нравственные проблемы рассказа Л.М.Куликовой «Свиделись» методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
  • Отзыв: Книга «Свиделись» — Людмила Куликова — Материнская любовь бывает разная…

403 кабинет

Размышления о прочитанном

(по рассказу Л.М. Куликовой «Свиделись»)

Короткий рассказ Людмилы Куликовой вряд ли оставит кого-то равнодушным, вызывая в душе читателя самые разные эмоции — от тревоги и надежды до разочарования и боли.

Долгожданное приобретение семидесяти квадратных метров жилой площади радует Толика, главного героя, и его жену Анюту. По-другому и быть не могло, ведь этого события они ждали долгие годы. Однако «только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск», как только герой вспомнил о матери, которой не писал много лет. Почему не писал? Наверное, Толя и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Был занят работой, семьей и забыл, что где-то живет близкий человек, ставший таким далеким.

К сожалению, очень часто повзрослевшие дети, выпорхнув из родительского гнезда, забывают о тех, кто подарил им жизнь. Вот и главный герой рассказа Л.М. Куликовой много лет не был в родной деревне, не встречался с матерью, которая «думами была с ним». Сколько душевной теплоты, любви в присказке из писем: «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки». А равнодушный Толик после беглого прочтения писем без всякого сожаления рвал их, будто хотел поскорее забыть и о них, и о матери, и о родном доме. После армии рвался в новую жизнь, много работал, «чтобы лишнюю копейку иметь», и двадцать четыре года не видел свою мать.

Неясная тревога охватила главного героя и подтолкнула к мысли о том, что необходимо срочно поехать в родной дом. Серый цвет, используемый автором в описании деревенских построек, подчеркивает «запустение, вымороченное отчаянием». Этот же серый цвет в сочетании с безрадостным черным сопровождает читателей, вместе с героем заглянувших в дом, где живет одинокая старушка. Она даже не догадывается, кто к ней пришел, потому что за годы одиночества потеряла всякую надежду увидеть своего сына.

Анатолий не сразу решается признаться, кто он на самом деле. Ослепшая старушка не верит в то, что он говорит, много лет считая, что ее сын пропал. Пропал — значит исчез, потерялся. Речь идет не только о физическом исчезновении, но и о духовной смерти. Умерла надежда матери на возвращение сына. Слишком долго ждала женщина, слишком много пережила, ожидая весточки или приезда. Самой страшной мукой для Ольги Герасимовны стало многолетнее, ничем не оправданное молчание единственного сына.

Мужчины плачут редко, разве что от сильной боли и отчаяния. Толик не смог сдержать слезы, завыл бы, «да постеснялся чувства оголить». Кого постеснялся? Слепой матери, которая может видеть сердцем? Чужих людей? Себя? Способность чувствовать чужую боль на мгновение просыпается в герое и тут же угасает. Почему сын забыл о матери? В погоне за материальным благополучием он словно вычеркнул из памяти самого дорогого человека. Нет уверенности в том, что его сыновья не вырастут такими же черствыми и эгоистичными, как их отец. Желание зарабатывать, владеть, приобретать помешало герою познакомить детей с бабушкой, подарить им радость общения друг с другом.

Душа Ольги Герасимовны обожжена так же, как пальцы, на которых «короста от ожогов образовалась». Не принимает она единственного сына, причинившего ей столько боли. Неужели этой несчастной женщиной правит гордыня? Старушка ослепла от многолетнего одиночества, душевной боли, непреходящего отчаяния и глубокого разочарования. Мать смирилась и ждет своего часа, ее уже ничего не держит на этом свете.

Даже если сын рассказал бы ей «историю своей трудной жизни», Ольга Герасимовна вряд ли смогла бы понять его, потому что его заботы касались только материального, он «гробился на тяжелых работах» ради приобретения машины, шубы, квартиры, забыв о матери, подарившей ему жизнь. Может быть, поэтому автор не называет героя полным именем, словно подчеркивая его духовную несостоятельность, внутреннюю незрелость.

Мама «до самой армии пестовала» Толика, заботилась, помогала, берегла и очень надеялась, что и он будет ей помощником и опорой. Самых близких людей — мать и сына — жизнь разлучила на долгие годы. Это время стало настоящим испытанием для одинокой стареющей женщины, нуждающейся во внимании и поддержке того, кто был смыслом ее жизни.

Толик уезжает от матери, так и не покаявшись, потому что не чувствует своей вины. Эгоизм и душевная слепота мешают ему понять ту чудовищную ошибку, которую он совершил в прошлом, вычеркнув из памяти родного человека. Равнодушие героя иллюстрируется яркой метафорой: «Чиркнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился». Так и не понял ничего герой, ошибочно думая, что, забыв о прошлом, разорвав связь с ним, можно построить будущее. Как и двадцать четыре года назад, он снова уходит из родного дома, правда, теперь навсегда. Сбросив внутренний груз, уходит из прошлого, которое хочется забыть, в настоящее — к семье, к заботам о материальном благополучии.

Наверное, некоторых читателей может удивить то, что Ольга Герасимовна не проронила ни слезинки при встрече с Толиком. Несчастная мать выплакала все слезы, много лет ожидая весточки от единственного сына. И все же она любит его вопреки всему, ее душа оттаяла, поэтому Ольга Герасимовна говорит: «Вот и свиделись, сынок». Анатолий не слышит этих слов и никогда не узнает о том, что она их произнесла. Он торопится вернуться в свою жизнь, ошибочно полагая, что «у каждого своя судьба», решительно вычеркнув прошлое из памяти. Вот только есть ли будущее у людей, подобных Толику? Что их ждет? Людмила Михайловна Куликова ничего об этом не говорит, давая читателю возможность поразмышлять над вопросами, на которые ответит сама жизнь.

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Шведова Жанна Михайловна

Myzginaz @ mail.ru

Урок литературы в 10 классе

Тема: » Как не «потерять» себя?»

(По рассказу Людмилы Куликовой «Свиделись»)

Слайд1

Цель: в исследовательской, групповой творческой деятельности

осмыслить образ главного героя и определить своё отношение к нему, к жизни на основе анализа содержания рассказа;

Задачи урока:

1. На основе исследовательской работы с текстом рассказа выявить жизненные ценности героев;

2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать исследовательские навыки работы с текстом; реализация личностного потенциала каждого ученика

3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни, к творчеству Л. Куликовой;

Учебно-методическое обеспечение:

Авторский медиапродукт – презентация слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word

Время: 45 минут

Технология: эвристическая образовательная ситуация

Тип урока: личноcтно — ориентированный, проблемно- эвристический урок.

Методы: исследовательский , эвристическая беседа;

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная

Средства: схема, слово, запись песни Любэ «Мама…», медиапрезентация;

Открытое задание: (выполняется учащимися к уроку индивидуально или в группах): Создать заставку (музыкальную, художественную, графическую, символическую) к рассказу Л. Куликовой «Свиделись», которая

отражает идею произведения;

Вводно — мотивационный этап урока:

Учитель:

Сегодня мы будем говорить о рассказе современной писательницы Людмилы Куликовой «Свиделись». Мне хотелось бы узнать ваши впечатления. Демонстрация индивидуальных образовательных продуктов учеников.

Учитель:

Ваши работы показывают, что наибольшее число вопросов вызывает, конечно же, главный герой : каков он? Что ценит? Почему он потерял связь с матерью? Почему не повинился перед ней? В чём ценность человеческой жизни?

Итак, ваши вопросы определили тему нашего урока:

«Как не «потерять» себя?»

Слайд 2 ( по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»)

Учебная задача:

Осмыслить образ героя, определить своё отношение к жизненным ценностям героя, к вопросу: «Как не потерять себя»?

Операционно-содержательный этап:

Учитель: Что, по-вашему, составляет ценность человеческой жизни, запишите её составляющие:

Слайд 4

Авторская позиция

ЖИЗНЬ

Я

Мать

Толик

Любовь

Искренность

Долг

Духовность

Учитель: А есть ли всё это у героя? Обратимся к тексту, поработаем в группах:

Слайд 6 музыка

работа в группах

( 10 минут).

Задания (раздаточный материал):

1 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • воспоминания

  • героя об армии, о жизни после армии ,

  • письмо матери;

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте вывод:

1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?

2)В каких словах выражается её отношение ? (любовь, искренность, долг, духовность)

к сыну?

3) Почему мать не «признала» сына?

Выводы 1 группы:

Авторская позиция

ЖИЗНЬ

Я

Мать

Толик

Любовь

Любовь

Искренность

Искренность

Долг

Долг

Духовность

Духовность

Мать Ольга Герасимовна одна воспитывала сына, без мужа ,который ни разу не вспомнил о нём. Ольга-олицетворение материнской любви.

Ключевые слова: «пестовала, думами была с ним, сынок…Толенька»

Слайд7

2 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • воспоминания героя об армии

  • о жизни после армии

  • письмо матери,

  • ночные размышления Толика

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте выводы:

1)Каким представлен герой в воспоминаниях?

2)В каких словах выражается его отношение к матери?

3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя?

4)Почему он не повинился перед матерью?

Ключевые слова: «письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»

Слайд8

Авторская позиция

ЖИЗНЬ

Я

Мать

Толик

Любовь

Любовь

равнодушие

Искренность

Искренность

ложь

Долг

Долг

безответственность

Духовность

Духовность

бездуховность

Выводы ребят:

В жизни героя любовь переходит в равнодушие , искренность – в ложь, долг -в безответственность. Перед нами человек, лишённый духовного начала, чувства ответственности за свои поступки, причиняющий боль матери, человек, который позволил, чтобы первые названия перешли во вторые. Он потерял себя.

Ключевые слова: «письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»

Мать он не воспринимает как родного человека. Его семья-это жена и дети.

Обратимся к третьей группе:

3 группа:

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • новоселье;

  • диалог с женой;

  • ночлег в доме матери;

  • прощание с матерью;

  • уход из родного дома;

Сделайте выводы:

1)Каковы отношения в семье героя?

2)Какие ценности являются главными в этой семье?

Ключевые слова: «горбился на тяжёлых работах, денег поднакопил, на кооператив откладывал, сберкнижка на образование, квартиру купил…»

Вывод: в семье героя на первом месте материальные ценности; жена равнодушна к желанию мужа навестить мать, счастье героя связано с материальным достатком прежде всего. Между Толиком и женой нет духовной связи, и если предположить, что герой вдруг перестанет приносить деньги в дом или попадёт в трудную ситуацию, то от своих близких он не получит поддержки.

Обратимся к финалу: читает учитель:

«Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему: повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

– Поехал я.

– Доброго пути.

Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», – сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.»

Попробуйте в символической форме ответить на вопрос: будущее героя? раскается ли он? (3 минуты)

Слайд 9 Раскается ли герой?

Итоги работы (образовательные продукты фиксируются в таблице).

Рефлексивно-оценочный этап:

К каким размышлениям подтолкнул рассказ? Что вы почерпнули для себя? Как не потерять себя? (Быть ответственным, внимательным к людям, уважать родителей, заботиться о них)

Пожалуйста, прикрепите на ватман своё «Я» (буква вырезана для каждого) к той ценности, которая, по-вашему мнению, поможет сохранить почву под ногами , не потерять себя.

Домашнее задание:

1.Написать статью о рассказе для электронной версии энциклопедии.

2.Эссэ: «Автор, герой и я»

3. Составьте вариант психологического тренинга «Как не потерять себя»

Раздаточный материал:

1 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • воспоминания

  • героя об армии, о жизни после армии ,

  • письмо матери;

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте вывод:

1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?

2)В каких словах выражается её отношение ?(любовь, искренность, долг, духовность)

к сыну?

3) Почему мать не «признала» сына?

2 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • воспоминания героя об армии,

  • о жизни после армии ,

  • письмо матери,

  • ночные размышления Толика ,

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте выводы:

1)Каким представлен герой в воспоминаниях?

2)В каких словах выражается его отношение к матери?

3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя?

4)Почему он не повинился перед матерью?

3 группа:

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • новоселье,

  • диалог с женой,

  • ночлег в доме матери,

  • прощание с матерью

  • уход из родного дома;

Сделайте выводы:

1)Каковы отношения в семье героя ?

2)Какие ценности являются главными в этой семье?

Людмила Куликова

Людмила Куликова – прозаик, автор трёх книг (Швейцария, издательство «KaMeRu»), многочисленных рассказов и повести. Публикуется в периодике и антологиях России, Украины, Казахстана. Карелии. Германии, Филадельфии, Австрии и Швейцарии.

Лонг-лист национальной «Русской премии» в номинации «Малая проза» (2008); победитель нескольких международных сетевых конкурсов.

Свиделись

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрепка при подготовке к переезду не смогла испортить приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.

По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. «Как в детстве у мамы», – неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года.

– Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая.

Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.

– Анют, а где синяя папка с письмами?

– Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них.

– Найди мне её.

– Срочно надо или подождёшь?

– Срочно.

Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.

Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему, и неизменно заканчивала своим обычным: «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки». Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя «самого красивого» или «самого весёлого» солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. «Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидимся ли ещё». А внизу добавлено: «Сыну Толе от мамы Оли». Присказку поменяла, – отметил про себя Титов.

– Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.

– Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.

– Что, совсем нет?

– Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.

– Значит, у Симоновых надо в долг брать.

– Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг – «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать.

– Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?

– Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.

Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой – на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета – серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ешё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

– Есть кто живой? – спросил тихо.

– А как же! Я живая, – раздался голос из чернеющего угла.

Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.

Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.

– Из собеса будете? – спросила мать.

– Нет.

– Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндевею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.

– Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы».

– Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.

– А на что вы живёте?

– Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.

– А чем вы занимаетесь?

– Что?

– Что делаете?

– Сижу.

– Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?

– Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?

На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.

– Сын я ваш, Ольга Герасимовна.

– Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка. – Нету у меня сына. Пропал он.

– Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.

– А мне теперь смотри-не смотри – всё одно. Ослепла я.

– Как – ослепли?!

– А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась, да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.

– Я выйду на минутку?

– А чего ж, выходь.

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.

С работой Толик справился к вечеру. Дрова ровнехонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.

– А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.

– Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.

Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил:

– Я переночую у вас?

– А чего ж, ночуй.

После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах – себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене, и на кооператив откладывал. На море семью возил, и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.

– Не спите?

– Не сплю.

Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:

– Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Его не торопи.

– Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю… Как мне доказать, что я ваш сын?

– Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, и с тех пор не видела его. Знаю, что сынок у него родился.

– Теперь уже четверо.

– Воон как! А ты откуда знаешь?

– Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.

– Нет, не помню.

– А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.

– Не помню.

– А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.

– Не помню, мил человек.

– Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.

У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого – темнота надёжно скрывала выражение лица матери.

– Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня. Помните?… Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!… Я заберу вас к себе.

– Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.

Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему: повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

– Поехал я.

– Доброго пути.

Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», – сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.

.

Конспект урока по литературе по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»

Дом — это место, где тебя всегда любят и ждут

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «ДОМ» 2015-2016год.

Цель: продолжить подготовку к итоговому сочинению (Проанализировать ключевые моменты, относящиеся к направлению «ДОМ»), выявить нравственные аспекты рассказа Л.Куликовой «Свиделись», совершенствовать умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, развивать связную речь учащихся.

Ход урока.

Одно из направлений итогового сочинения 2015-2016 года — ДОМ.

  1. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

  2. Многозначность образа Дома в литературе.

  3. Проблемы, связанные с этим направлением.

  4. Примеры в литературе.

  5. Антиподы в литературе (сочинение от обратного).

Сегодня мы посмотрим, как раскрывается эта тема в современной литературе. Перед нами рассказ Л. Куликовой «Свиделись». Этот небольшой, но очень значимый рассказ можно использовать при написании ИТОГОВОГО сочинения.

— По какому направлению? (по тематическому направлению «Путь» и «Дом») Почему?

-На ЕГЭ по русскому языку по каким проблемам? (на ЕГЭ по русскому языку в качестве аргумента по нескольким проблемам

– 1) проблема одиночества престарелых родителей,

2) проблема роли денег в жизни человека,

3)проблема взаимоотношения родителей и взрослых детей.)

-В названии рассказа отражается всегда тема или основная мысль. Именно тему вы и должны отразить в сочинении по 1 критерию. Обратимся к названию.

Как люди встречаются?

Так ли происходит в рассказе и почему?

Давайте поразмышляем, что волнует автора в современном мире?

Вступление к сочинению (образец).

Дом…Теплота… Счастье… Все эти слова непременно у каждого человека связаны с образом матери, любящей своего ребёнка, заботящейся о нем. Мамы отдают детям всё, что у них есть, стараются окружить их заботой, теплотой души, уберечь от разочарований, обид, жестокости внешнего мира. Но ведь и дети, когда вырастут тоже должны помогать своим родителям, уважать их и не отворачиваться от стариков в трудную минуту. Откуда тогда одинокие люди, дома престарелых, приюты? Неужели столько одиноких и бездетных? Конечно, нет. Просто в современном обществе слишком много эгоистичных людей, людей с ледяным сердцем, думающих лишь о своем благополучии и забывающих о тех, кому они обязаны жизнь, образованием, определённым успехом. Почему так получается? Именно об этом и размышляет наша современница в своём произведении «Свиделись».

Основная часть. (анализ произведения).

— В чем счастье Толика?

— Что испортило ощущение этого счастья?

— Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

— Почему мать считает, что сын пропал?

— Опишите его состояние?

-Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

— Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

— Чему учит нас рассказ?

Рассказ, на мой взгляд, никого не оставит равнодушным. Лично у меня он вызвал огромное душевное потрясение. Герой рассказа Л.Куликовой не видел свою мать более двадцати лет. Она его и в юности раздражала чрезмерной опекой. Воспитывала одна, без мужа, который о собственном ребенке никогда не вспоминал. А жизнь, новая, счастливая, закрутила героя: много работал, сам себе свадьбу справил (мать не пригласил), потом в семье появилось четверо детей, квартиру новую получил, а однажды проснулся с такой шемящей болью, что хоть волком вой. К матери-то он приехал, да не нашел подходящих слов, чтобы грех с души снять, не покаялся… А мать ослепла и жила в захудалом домишке совсем одна. Опять покинул герой отчий дом…теперь уже навсегда. И чем дальше он уходил от деревни, тем на душе как-то легче становилось. «Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился»: у каждого своя судьба.

Десятилетия сын не был у матери, а когда приехал, та не захотела такого сына не только простить, но и признать…Как приговор звучат слова старой обиженной женщины: «Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись». Проблема одинокой старости, чёрствости взрослых детей – вот, что волнует Л.Куликову. А причина равнодушия сына налицо — культ денег и материального благополучия. Нельзя забывать своих родителей, нужно всегда поддерживать с ними связь и тёплые отношения — именно это волнует автора рассказа. Л.Куликова подчёркивает то, что сын даже не попросил прощения у матери, не нашёл нужных слов, чтобы оттаяла материнская ДУША.

Вывод

Отношение взрослых детей к своим постаревшим и зачастую беспомощным родителям – проблема далеко не новая в русской литературе, и определяет она нравственный стержень молодых людей. Как часто мы оказываемся черствыми и равнодушными к старикам, потребителями по отношению к своим родителям и как часто мы об этом жалеем, но исправить это не хватает сил и желания! Очень часто, а ведь хотелось бы, чтобы такие примеры были только в книгах, а не в жизни!

Сочинение по направлению «ДОМ»

Вступление.

Дом…Теплота… Счастье… Все эти слова непременно у каждого человека связаны с образом матери, любящей своего ребёнка, заботящейся о нем. Мамы отдают детям всё, что у них есть, стараются окружить их заботой, теплотой души, уберечь от разочарований, обид, жестокости внешнего мира. Но ведь и дети, когда вырастут тоже должны помогать своим родителям, уважать их и не отворачиваться от стариков в трудную минуту. Откуда тогда одинокие люди, дома престарелых, приюты? Неужели столько одиноких и бездетных? Конечно, нет. Просто в современном обществе слишком много эгоистичных людей, людей с ледяным сердцем, думающих лишь о своем благополучии и забывающих о тех, кому они обязаны жизнь, образованием, определённым успехом. Почему так получается? Именно об этом и размышляет наша современница в своём произведении «Свиделись».

Основная часть. (анализ произведения).

— В чем счастье Толика?

— Что испортило ощущение этого счастья?

— Почему герой не сразу признался матери, что он её сын?

— Почему мать считает, что сын пропал?

— Опишите его состояние?

-Толик не видел мать 24 года, какой она стала? Опишите ее

— Почему мать не признала сына? Обидела ли она его?

-Отчего так происходит в жизни?

— Чему учит нас рассказ?

Рассказ, на мой взгляд, никого не оставит равнодушным. Лично у меня он вызвал огромное душевное потрясение. Герой рассказа Л.Куликовой не видел свою мать более двадцати лет. Она его и в юности раздражала чрезмерной опекой. Воспитывала одна, без мужа, который о собственном ребенке никогда не вспоминал. А жизнь, новая, счастливая, закрутила героя: много работал, сам себе свадьбу справил (мать не пригласил), потом в семье появилось четверо детей, квартиру новую получил, а однажды проснулся с такой шемящей болью, что хоть волком вой. К матери-то он приехал, да не нашел подходящих слов, чтобы грех с души снять, не покаялся… А мать ослепла и жила в захудалом домишке совсем одна. Опять покинул герой отчий дом…теперь уже навсегда. И чем дальше он уходил от деревни, тем на душе как-то легче становилось. «Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился»: у каждого своя судьба.

Десятилетия сын не был у матери, а когда приехал, та не захотела такого сына не только простить, но и признать…Как приговор звучат слова старой обиженной женщины: «Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись». Проблема одинокой старости, чёрствости взрослых детей – вот, что волнует Л.Куликову. А причина равнодушия сына налицо — культ денег и материального благополучия. Нельзя забывать своих родителей, нужно всегда поддерживать с ними связь и тёплые отношения — именно это волнует автора рассказа. Л.Куликова подчёркивает то, что сын даже не попросил прощения у матери, не нашёл нужных слов, чтобы оттаяла материнская ДУША.

Вывод

Отношение взрослых детей к своим постаревшим и зачастую беспомощным родителям – проблема далеко не новая в русской литературе, и определяет она нравственный стержень молодых людей. Как часто мы оказываемся черствыми и равнодушными к старикам, потребителями по отношению к своим родителям и как часто мы об этом жалеем, но исправить это не хватает сил и желания! Очень часто, а ведь хотелось бы, чтобы такие примеры были только в книгах, а не в жизни!

Нравственные проблемы рассказа Л.М.Куликовой «Свиделись» методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Нравственные проблемы рассказа Л.Куликовой «Свиделись»

Цели для учителя:

организовать работу по освоению и осмыслению текста;

определить своеобразие содержания и проблематику;

развивать умение выявлять художественные приёмы и средства, необходимые для анализа конкретного фрагмента текста, делать выводы и обобщения;

подвести учеников к определению авторской позиции и определению собственной;

воспитывать любовь к матери, отзывчивость, порядочность.

Задачи для учеников:

-осознать содержание рассказа,

— уметь анализировать, сопоставлять, интерпретировать фрагменты текста, определять авторскую позицию и своё отношение к ней,

— определить духовно-нравственные ценности рассказа.

Тип урока по форме: диалогический.

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока : текст рассказа Куликовой «Свиделись», компьютер, проектор, презентация, словари, раздаточный материал с вопросами.

1.Приветствие.

«Здравствуйте!”
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” —
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете”.

Вхождение в тему. Мотивация учебной деятельности.

2. Работа с высказыванием. Слайд 1. На доске появляются слова М.Горького: “Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…”

– Как вы думаете, к кому обращены слова Горького? Все ли слова в этом высказывании кажутся вам точными и правильными?

– Обсудите в группах и закончите предложение: “Мама – это…”

3. Работа с иллюстрациями. Слайды 2-5. На экране появляются изображения Казанской иконы Богоматери, Сикстинской мадонны Рафаэля, “Материнство” Пабло Пикассо, “Мать кормящая” Петрова – Водкина.

– Что общего в этих изображениях? Чем они отличаются?

4.Слово учителя. Образ матери – вневременное понятие. Связь между матерью и ребёнком на генетическом уровне, на уровне подсознания. И эта родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному.

Отношения взрослых детей к своим родителям — проблема далеко не новая в русской литературе. Обращаются к ней и современные авторы. Так в рассказе Куликовой «Свиделись» мы становимся свидетелями ещё одной жизненной драмы. Я надеюсь, что все прочитали рассказ и поделились своими впечатлениями .

4.Послушаем отзывы. (Проверка домашнего задания).

5. Актуализация опорных знаний. Викторина.

Образ матери встречался нам с вами не в одном литературном произведении. Назовите их.

«Катерина Петровна лежала бледная, маленькая, как будто безмятежно уснувшая. — Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» Из какого произведения эти строчки? ( «Телеграмма» К.Паустовский.) «Будь человеком — говорит автор.- За добро плати добром!» Рассказ учит нас, чтобы мы не забывали о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

А эти строчки откуда?

«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всколоченные кудри и смачивала их слезами.
Она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся, превратившись в одно зрение, и не могла наглядеться. Она, как степная чайка, вилась над детьми своими. Вся любовь, все чувства – всё обратилось у неё в одно материнское чувство» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Объявление темы и целей урока.

6.Таким образом, о чем же сегодня пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему. Какие задачи перед собой поставим?

Проверим себя по слайду 6.

Работа над темой урока. Работа с текстом.

7. Беседа по вопросам.

Когда мы впервые знакомимся с Толиком?

В чём счастье Толика?

Что может его испортить?

Что мы узнаём о взаимоотношениях Толика и матери?

Какое решение принимает наш герой?

8.Работа в группах. Часть задания была дана заранее (сообщение с презентацией, выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование)

1 группа. Сообщение с презентацией о том, как Толик добирался к матери.

Работа со словарём: Что такое горница? Сени?

Вопросы по тексту: Почему Толик вздыхает? Что он чувствует, переступая порог родного дома?

2 группа. Чтение по ролям фрагмента встречи с матерью. ( Со слов » Есть кто живой? — спросил тихо» до слов «Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.»)

Вопросы: Почему не сразу признаётся, что он сын?

Что он может или должен спросить у матери?

Почему мать считает, что сын пропал?

Вопрос всем: Толик не видел мать 24 года. Какой она стала? Опишите её. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует в портрете автор? Что эти эпитеты дают почувствовать?

9.Работа с иллюстрацией. Слайд 7. Опишите героиню картины Малявина. Похожа ли она на мать Толика? Что общего? Есть ли различия? Докажите текстом.

Какими же приёмами пользуется автор для создания характеристики героев? (портрет и речь)

3 группа. Инсценирование эпизода, в котором Толик пытается доказать, что он сын.( Со слов » Я своего до самой армии пестовала.» до слов » Утром поедешь»)

Вопросы: Почему мать не признала сына? Почему ничего не помнит? Как хотел Толик, чтобы его мать встретила? Как люди встречаются?

Вопрос всем: А как доказать, что мы дети своих родителей?

4 группа. Выразительное чтение заключительного фрагмента со слов «Толик проснулся с больной головой»

Задание: Озаглавьте этот фрагмент. Как последний эпизод связан с заголовком рассказа? Какова роль этого фрагмента в композиции произведения? В каком предложении выражено отношения автора к происходящему? Какие художественные средства использованы? Какова их роль?

Послетекстовая работа.

10.Беседа по вопросам: Почему герой так уехал?

Почему мать не захотела признать сына?

Обидела она его?

Почему автор называет его Толиком?

Определите нравственные проблемы, которые автор предлагает осмыслить читателю? ( Проблема отношения детей к родителям, проблема одиночества, проблема материального достатка и души)

Чему научил вас рассказ?

Почему так происходит в жизни?

Кому можно порекомендовать прочитать данный рассказ?

Какие вы хотите обсудить вопросы, связанные с содержанием рассказа?

10.Дом задание. Слайд 8.Напишите эссе «Успел-таки?» или комплексный анализ текста.

11.Рефлексия.

Удалось ли нам реализовать задачи, намеченные в начале урока?

Чья работа показалась вам наиболее интересной и заслуживает особой оценки?

Продолжите начатые предложения… Слайд 9.

12. Заключение.

Мы прочитали это произведение, чтобы духовная память наша была всегда вместе с нами. Чтобы чувство вины не обжигало бессонными ночами, чтобы не было непоправимой вины и невозможности что-то исправить. Любите своих матерей, берегите! И спешите к ним всегда! Об этом и наш видеоролик. (Индивидуальное задание одного из учеников, где он использует личные фотографии, снимки природы родного посёлка)

Использованная литература:

Л.М.Куликова «Свиделись». 8-11 классы. Л.М.Коновалова. Журнал «Русский язык и литература. Всё для учителя» №7 2015г

Отзыв: Книга «Свиделись» — Людмила Куликова — Материнская любовь бывает разная…

Мать, мама, мамочка, мамуля… Как ни произнеси слово, значение его одно. Это человек, давший жизнь. Жизнь… и это главное!
Рассказ «Свиделись» Людмилы Куликовой о материнской любви, безвозмездной, необъятной, мудрой…
Толик — главный герой повествования, по прошествии лет вспоминает о матери, которую он не видел с самого ухода в армию. Вспомнив, едет к ней, чтобы выполнить сыновний долг. Выполнит ли он его, вы узнаете, прочитав самостоятельно, и сделаете определенные выводы.
Рассказ читается легко. Он небольшой по объему.
Содержание, на первый взгляд, незатейливое, но актуальность его на века.
Есть один непонятный момент: как сын мог ни разу не приехать к матери в течение 24 лет?! И на то каждый читатель может найти кучу объяснений.
А я не нашла. Не могу понять, как можно… Хотя…
Но понять поступок матери (сделала вид, что не узнала своего сына) могу: не хотела она быть обузой сыну, не хотела обременять его. Вот она… материнская любовь!
Наверное, это напомнит каждому эпизод из «Калины красной» Шукшина и заставит задуматься, остановиться на минуточку, оглянуться назад.
Людмила Куликова — автор с большой буквы. Ее слова в репликах героев трогают сердце, щекочут нервы, вызывают слезу…
Концовка не радует. Слова Толика: «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», – не оправдание!
Но как емко произносит последнюю фразу в произведении мать Толика: «Вот и свиделись, сынок. Успел-таки».
Хотелось в этот момент толкнуть Толика в сторону дома, где за окном сидела мать. Ведь не по-человечески все как-то. Об этом и побуждает задуматься рассказ.
Поэтому рекомендую рассказ прочитать, он того стоит. Опять же, это хорошее подспорье для аргументации сочинения-рассуждения ЕГЭ и итогового сочинения.

Статьи
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .