Глазурь и кофе

Новости со всего света

Современного искусства

by adminon 19.07.202019.07.2020

Владислав Городецкий 156 5 лет назад Филолог-германист, писатель, поэт, публицист

То, что в истории искусств называется «modern art», было распространено в период с 1860 по 1960 год. Это направление отмечено духом экспериментов и отступления от традиции. Художники modern art были приверженцами новых свежих идей, относительно функций и назначения искусства, новых взглядов на вещи, а также применения различного рода материалов и техник при создании произведений. Вместо «классического» нарратива приверженцы modern art позже вообще перешли на абстрактное изображение. Modern art, с точки зрения идеологии, имеет непосредственно близкое родственное отношение к модернизму. В общем смысле, modern art является своеобразным над-понятием, которое включает в себя ар нуво, экспрессионизм, конструктивизм, супрематизм и даже отчасти поздние романтические тенденции. Наследником modern art считается postmodern art, из которого, собственно, и выросло contemporary art. Само слово contemporary имеет значение чего-то, происходящего в наше время. Это был и поп арт, и виртуальное искусство, и минимализм, и многое другое. Уже даже появился и новый термин post-contemporary, течение, которое, вероятно, придет на смену «современному искусству».

Золоткова Т.Г.
студентка группы МТ10-42
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Бочарников И.В.,
д.полит.н., профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: В работе автором рассматриваются характерные черты глобализации как исторического процесса интернационализации всех сфер общественной жизни. Определено влияние процессов глобализации на функции государства как социального института. Выявлены положительные и отрицательные последствия глобализации.

В XXI веке процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку. Это проблемы: общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека

Характерными чертами глобализации являются:

1) Усиление роли ТНК

Транснациональные компании (TНK) – хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент. Как правило, ТНК являются национальными по капиталу и международными по месту приложения. В настоящее время в мире насчитывается более 7 тыс. ТНК, в сферу деятельности которых входят около 700 тыс. дочерних предприятий. Основными странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США (IBM, Apple, Microsoft, Ford, Intel), Великобритания (Rio Tinto, Anglo American, British Petroleum, Shell), Япония (Toshiba, Sony, Canon, Hitachi).

2) Создание компьютерной сети Интернет

Интернет — всемирная компьютерная сеть, которая дает возможности: мгновенно вступать в контакт с любым пользователем в каждой точке земного шара, проводить интернет-конференции; получать доступ к неограниченному объему информации; общаться с любыми референтными группами и представителями различных элит, тем самым ликвидируя фактор статусных различий; использовать в качестве средства досуга и развлечения; выступать в качестве обучающего инструмента; осуществлять ведение бизнеса, рекламировать товары и услуги; значительно повышать эффективность взаимодействия граждан и правительства.

Наличие и развитость Интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство.

3) Рост мегаполисов

Мегаполисы — крупные города с развитой инфраструктурой. насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации.

Мегаполисы для стран являются:

а) посредниками вступления в глобальное пространство;

б) центрами экономического, технологического, политического развития.

К сожалению, рост мегаполисов приводит к отрицательным последствиям — это перенаселенность; резкое расслоение общества (появление очень богатых и очень бедных); потеря национальной идентичности; возрастание уровня преступности; уменьшение социального контроля.

В настоящее время крупнейшими мегаполисами являются: Мехико-Сити: Нью-Йорк, Большой Токио — Йокогама ,Большой Лондон. Население каждого из них составляет более или около 20 млн человек.

4) Стандартизация промышленной продукции

Стандартизация дает возможность:

а) согласовывать различные разработки независимых корпораций;

б) пользоваться унифицированными протоколами обмена данных;

в) обеспечивать защиту, кодирование и декодирование информации.

Стандартизация движется в двух направлениях: кодирование товаров и унификация товаров и услуг. При этом штрих-код является глобальным языком торговли.

5) Распространение по всему миру английского языка

В глобальном обществе существует необходимость в языке, понятном для всех. Выделению английского языка в качестве языка мировой глобализации способствовали следующие факторы:

а) политическое и военное могущество стран, говорящих на данном языке;

б) распространение средств массовой информации;

в) распространение рекламы и интернета.

Влияние процессов глобализации на функции государства:

1) Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. В результате экономической интеграции государств усиливается влияние транснациональных корпораций, растет господство надгосударственных структур, что серьезно сокращает возможности управления национальной экономикой со стороны государства.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного влияния и контроля за развитием экономических процессов с общегосударственного уровня на региональный и отраслевой уровни. Каждое государство заинтересовано в стабильном развитии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач повышения эффективности внутреннего хозяйства. Вместе с тем возрастает роль экономической стратегии государства в согласовании национальных интересов общества с интересами международного сообщества, что позволяет адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивает благосостояние собственного народа.

2) Под влиянием глобализации серьезной трансформации подвергается социальная функция государства. Это объясняется кардинальным преобразованием рынка труда и отношений занятости. В связи с появлением новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и цифровой телесвязи, уменьшается численность используемой рабочей силы, многие государства переходят на гибкие системы занятости, например частичной или временной занятости, работе по контракту.

3) Глобализация в экологической сфере открывает огромные возможности всем странам и народам для обеспечения безопасности человечества, что может быть достигнуто лишь совместными усилиями государств. Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия чело­века на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.

4) К числу функций, имеющих не только внутренний, но и глобальный характер, относится функция охраны и защиты прав и свобод личности. Права человека признаны международным сообществом в качестве общечеловеческой ценности. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в области соблюдения стандартов прав и свобод, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами этих стандартов (международной юрисдикции).

Влияние глобализации на правовую систему государства:

В современном мире сущность правовой глобализации в большей степени проявляется именно в воздействии на национальную правовую систему государства. Глобализация в сфере права основывается на принципе верховенства международного права над национальными законодательными нормами. Любое государство, присоединившееся к международным конвенциям, обязано использовать в правоприменительной практике международные нормы, даже если они противоречат нормам национальным.

Ярким примером воздействия глобализации на правовую систему государства служит принятие 4 ноября 1950 года в Риме десятью государствами-членами Совета-Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позволяющей всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными.

Государственный суверенитет и процессы глобализации

Глобализация сопровождается усилением роли наднациональных органов власти, которым государства частично делегируют свои суверенные права; признанием ряда проблем, выходящим за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащим международному регулированию. В результате предпринимаются попытки денационализации государств и размывания их государственных суверенитетов.

С другой стороны, глобализация сопровождается процессами локализации, основными субъектами которых выступают национальные государства, которые стремятся к сохранению своих суверенитетов.

Последствия глобализации

Изучая процесс глобализации, можно установить ряд положительных и отрицательных тенденций данного явления.

Положительные последствия глобализации:

1. Одним из самых значимых изменений, произошедших в результате интеграции стран, стало международное разделение труда. В результате этого каждое государство получило свою специализацию на мировом рынке. Такие условия способствовали снижению затрат на производство и эффективному распределению ресурсов. Как следствие уровень жизни населения во многих странах стал выше.

2. В связи с тем, что экономика приобрела статус мировой, на рынке увеличился объем и выбор товаров.

3. Большое количество предложений привело мировой рынок к осознанной конкуренции. Это явление стало стимулом к техническому развитию. В таких условиях темпы роста экономики существенно увеличиваются. К тому же конкуренция выгодна и потребителям, так как благодаря ей появляется выбор, и снижаются цены.

4. Уменьшение стоимости изготовления того или иного товара стало возможным благодаря размещению предприятия на территории той страны или региона, где производство обойдется максимально дешево. Такая рационализация способствовала увеличению производительности труда.

5. Процесс глобализации привел к повышению уровня жизни во многих страх. Увеличилась продолжительность жизни, снизился показатель детской и материнской смертности, а также ощутимо повысился процент грамотного населения.

6. Создание международного пространства привело к формированию условий взаимовыгодного сотрудничества и взаимопомощи.

7. Все технологические достижения распространяются по территории земного шара с большой скоростью. Это приводит к тому, что прогресс в различных государствах происходит более или менее равномерно. Почти все страны цивилизованного мира имеют идентичную технологическую обеспеченность.

8. Объединение мирового пространства стало прочной основой для решения глобальных проблем. Например, таких, как: загрязнение окружающей среды, терроризм, голод и т. д. Это связано с единой направленностью различных стран мира, координацией действий и выделением ресурсов.

Отрицательные последствия глобализации:

1. В процессе мировой интеграции хозяйства при производстве и потреблении не учитывается экономическое развитие конкретной страны. Идет стандартизация и игнорируется специфика.

2. Глобализация привела если не к уничтожению, то к частичному разрушению понятия «государственный суверенитет». Одни страны были поглощены, ассимилированы более крупными и развитыми, другие стали полностью зависимыми в какой-либо из сфер жизни (например, экономической или политической). Транснациональные корпорации оказались инструментом способным воздействовать на государственную организацию менее технологически обеспеченных стран.

3. Сближение культур привело к утрате национальных особенностей. Все ценности постепенно стандартизуются и превращаются в общеобязательную парадигму. Утрачиваются народные особенности, связанные с духовной жизнью.

4. Несмотря на разделение труда и создание мирового рынка, доминируют в этом глобальном торговом пространстве несколько крупных и технологически развитых стран. Из-за этого другие государства не имеют возможности реализовать свой потенциал. Поэтому в экономической сфере глобализация выгодна только лидерам. Развитие же менее прогрессивных стран в таких условиях заметно тормозится.

5. Как уже стало очевидным, глобализация поощряет многомиллионные компании, международные организации и крупный бизнес. В таких условиях выжить малым организациям практически невозможно. Это затрудняет развитие многих сфер промышленности и создает условия, в которых полностью отсутствует конкуренция. Большие корпорации захватывают рынок труда и выживают соперников. Таким образом, идет тенденция создания непоколебимых конгломератов в той или иной области.

6. У технического прогресса кроме несомненного улучшения качества жизни, есть и обратная сторона. Оснащение предприятий по новому слову техники приводит к сокращению рабочих мест и, соответственно росту безработицы. Получение работы также зависит от квалификации специалиста, ведь на рынке существенно возросла конкуренция.

7. Благодаря увеличению масштабов промышленного производства показатель загрязненности окружающей среды стал значительно выше, а с ним обострился и ряд других глобальных проблем. Появились понятия: «международный терроризм», «международный конфликт». Стало более очевидным различие в уровне жизни стран первого и третьего мира.

Из всего выше сказанного становится очевидным, что глобализация это масштабный, но далеко не однозначный процесс, протекающий по всей территории земного шара.

Для того чтобы глобализация работала эффективно, а новые технологии осваивались должным образом, следует соблюдать определенные нормы международного поведения. Во первых, нужны открытость и прозрачность информации, ее регулярное и полное предоставление. Во-вторых, необходимо ликвидировать незаконную торговлю и покровительство с помощью скрытых связей , устранить легитимным путем все другие формы коррупции.

Необходимо отказаться от попыток навязать новую модель глобализации методами, напоминающими шоковую терапию при переходе от плановой экономики к рыночной, или путем тотального дерегулирования финансовых рынков. Чрезвычайно важно сохранить экономическую стабильность и сдержать спекулятивную активность за счет постепенного внедрения каждого существенного нововведения и его апробирования до того, как оно войдет в силу, и до перехода к следующему этапу. Должны быть созданы необходимые институты, распространены соответствующие инструкции. Ни глобализация, ни другие формы международного сотрудничества и интеграции не будут работать, если не исправить очевидные отклонения от надлежащих норм международного поведения, которые в дальнейшем должны четко соблюдаться. Нужно предпринять позитивные шаги по созданию необходимых институтов, стимулировать тщательный сбор информации и движение ее постоянно растущих потоков.

Литература и источники

Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них — невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства. Поэтому иногда искусство XX в называют общим термином — авангард или стиль авангарда. Вторая половина XX в. — это период быстрого и во многих отношениях кардинального изменения положения человека в обществе и на производстве. Человек в полной мере ощутил себя властелином мира, создал новую среду обитания, превратившись из существа, управляющего отдельной машиной, механизмом, в менеджера, организатора всего процесса хозяйственной или любой другой человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря использованию искусственного интеллекта — компьютера и информационных технологий. Вместе с тем, получив возможность связи с любым уголком земного шара и доступ к любой информации, человек ощутил хрупкость и уязвимость мира, планеты в целом, и своего существования на ней. Многоликостью мира, стран, народов, культур определяется глобальность проблем и сложность их решения. Многие достижения и идеи прошлого оказались бесполезными: ни научные, ни экономические, ни политические или социальные ценности не служат гарантией и поддержкой человеку. Поэтому не случайно такую огромную популярность приобрело искусство.
Центральная мысль большинства деятелей искусства: воздействуя на культурную среду обитания человека, совершенствуя условия его жизни и творчества, развивая межкультурный диалог, искусство может служить средством гармоничного обустройства общества. При этом одни ищут выход в продолжении культурных традиций прошлого, другие — в разработке принципиально новых форм, третьи — в обретении утраченных связей с природой, четвертые — в научно-техническом прогрессе.
В искусстве все это реализуется в двух основных аспектах: создание интернационального стиля и (или) развитие традиций национальных школ с последующим обменом.
Архитектура. Современная архитектура — это пестрый, разнообразный мир. Главная особенность: архитектура развивалась параллельно с развитием современного зодчества (строительства). Лучшие зодчие-строители были одновременно теоретиками-исследователями архитектуры. Очень часто их новаторские идеи вначале не находили поддержки и реализовывались в единичных постройках, а уже затем получали всеобщее признание и распространение. Так, в XX в. круг замкнулся. Начинался новый виток в развитии искусства, опять, как много веков назад, и зодчие и архитекторы, (только теперь уже не порознь, а вместе) выступали создателями новых стилей и направлений в искусстве.
Начиная с 1950-х гг. строительная техника переживала бурный подъем. Это в первую очередь было связано с широким использованием современных материалов и конструкций: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических пленок, металлокерамики, различного вида каркасов и др. В США достаточно продолжительное время господствующим направлением был функционализм: формы зданий и сооружений элементарны, экономичны и функциональны; пространственное развитие определено прямыми плоскостями, стены в таком построении ничего не несут, только лишь выделяя некоторые части пространства. «Тело» здания представляет собой коробку, параллелепипед; рисунок фасада формируется наружным конструктивным каркасом внешней стены и членением этажей ленточными (опоясывающими здание) окнами. Монументальность таких сооружений достигалась увеличением вертикальных размеров до гигантских масштабов. Небоскребы — образы силы и престижа — стали архитектурным стандартом для многих стран. В сооружениях брутализма (от англ. brutal — «грубый») каркас здания, конструкционная основа выставлены напоказ (пример — работа П.Л.Нерви и А. Вителлоцци — Малый дворец спорта в Риме). Главным направлением европейской архитектуры в 50- 70-х гг. XX в. являлось градостроительство. Это было связано не только с необходимостью восстановления разрушенных городов, но и с бурной урбанизацией (повышение роли городов в развитии общества, увеличение численности городского населения, расширение старых и строительство новых городов) в ряде стран. Это дало архитекторам уникальную возможность претворить в жизнь принципиально новые типы городов. Примером такого уникального проекта может служить город Бразилия, который в плане напоминает летящую птицу (архитектор Лусиу Коста).
Органичная архитектура ознаменовала своеобразное возвращение к природе, попытку включения построек в ландшафт, свободные композиции и применение природных материалов. Примерами могут служить: Вилла Кауфмана (работа Фрэнка Ллойда Райта) и музей Гугген-хейма.
Господствующим направлением архитектуры 1960-1970-х гг. считается новое барокко: криволинейные формы и конструкции, принцип которых нередко заимствован из мира живой природы. Примеры: Эро Саа-ринен — аэровокзал компании TWA в Нью-Йорке; Йорн Утцон — оперный театр в Сиднее.
В 1970- 1990-х гг. господствовали идеи постмодернизма. Здания и ансамбли этого направления — причудливое сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся мотивы антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, с игривой иронией или как карикатура.
На рубеже XX-XXI вв. архитекторы стараются определить облик будущей среды обитания человека с учетом влияния новейших информационных технологий.
Так, например, оригинальное развитие идей конструктивизма в сочетании с национальными традициями нашло в творчестве метаболистов (греч. «метаболэ» — «перемена», «превращение»). В здании они различают постоянную, структурную основу и дополнительные элементы, сменяемые по мере необходимости. Пример: работа Кэндзо Тангэ — Центр средств массовой информации (г Кофу, Япония). С другой стороны, архитекторы и создают принципиально новые типы городского архитектурного пространства. Примером может служить проект Дефанс — деловой и жилой комплексы на западной окраине Парижа, сочетание зданий различной высоты, разнообразных по планировке (прямоугольные, в форме креста, трилистника, арки и др.), по цвету, оформлению фасада, световому и цветовому решению. Однако общий архитектурный силуэт сохраняет гармоничное равновесие.
Изобразительное искусство XX в. представлено в значительной степени авангардом. Каждое из его многочисленных направлений имеет самостоятельное значение, выявляя, однако, лишь какую-то одну сторону этого движения в художественной культуре. Их общей чертой является активное вытеснение традиционных средств и материалов изобразительного искусства. Поэтому первое впечатление от авангардного произведения искусства (живописи или скульптуры) — «все не так, все неверно». Но именно утверждение, что так никогда не делалось, и подвигает многих художников на создание принципиально новых, авангардистских произведений. Чтобы всесторонне и правильно оценить их, надо учитывать, что авангард — это не только искусство, но и особый способ познания.
Экспрессионизм — направление в искусстве, эмоциональный в центре внимания которого — человек с израненной, больной душой. В произведениях экспрессионистов перспектива, планы, пропорции, цвет и свет произвольно изменяются, преувеличиваются ради усиления экспрессии. Экспрессионисты — талантливые организаторы напряженных форм. Их произведения — сочетание старого изобразительного языка и новых, авангардных изобразительных элементов. В последние годы преобладают черты лирического и меланхолического экспрессионизма (например, во Франции) или абстрактного экспрессионизма (в США).
Абстракционизм подразделяется на две ветви, каждая из которых фиксирует одну из двух сторон действительности: геометрическая абстракция — состояние жизни, выраженное в четко очерченных, почти правильных конфигурациях, и лирическая абстракция — процессы жизни, выраженные в свободно текущих формах. Обе ветви абстрактного искусства в разных странах широко представлены, например, в живописи 1950-1970-х гг.
Один из крупнейших художников-теоретиков абстракционизма Пит Мондриан считал главной задачей художника очищение природы от иллюзорного многообразия и обнажение первичных форм-схем, таящихся за этим многообразием. В соответствии с такой «денатурализацией форм» ограничиваются художественные средства, допускаются лишь взаимно перпендикулярные пересечения прямых и ровная окраска образовавшихся прямоугольников основными цветами — красным, синим и желтым. Все полотно строится на элементарных контрастах: цвет-бесцветность, горизонталь-вертикаль, крупное-мелкое. Единство этих противоположностей — символ гармонии мира. Одним из направлений абстракционизма является ташизм (франц. «tache» — пятно) — живопись действия. Художники наносят краски на основу быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана, полагаясь на «психическую импровизацию», а созданные таким образом произведения называют «записью биологических импульсов художника».
В 1970- 1980-х гг. появилось новое направление абстракционизма — компьютерная графика.
В целом в абстрактной живописи произведение все больше отходит от классического понятия «картина», т.е. от станковой живописи. Нет рамы, форма живописной основы произвольна, само произведение предназначено не для созерцания, а для размышления, познания сути окружающего мира.
Сюрреализм — направление в искусстве, провозгласившее источником художественного творчества сферу бессознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации). В своих произведениях эти художники с иллюзорной точностью воспроизводят иррациональные образы, возникающие в подсознании, создавая мир немыслимый, невозможный, но очень «реальный». Зритель, поддаваясь иллюзорной убедительности образов, невольно втягивается в лабиринт загадок и неразрешимых проблем, своего рода коллизия (столкновение) «Одетта-Одиллия» (добро -зло; любовь-ненависть), но не в балете, а в живописи.
Начиная с 1980- 1990-х гг. XX в. развиваются новые направления авангардной живописи: гиперреализм (фотореализм) и концептуализм. Художники-гиперреалисты тщательно, фотографически точно выписывают изображения предметов окружающего мира, как бы отстраняясь от своего произведения, желая ничем не выдать своего собственного взгляда, видения, позиции. Концептуализм — это принципиальный отказ от воплощения идеи в материале, принцип «искусства в голове». Художественные произведения, по мнению художников этого направления, создаются в голове, в воображении зрителей, а задача художников — создать объекты-возбудители таких представлений. Например, произведение «Три стула»: один из этих стульев — реальный предмет, стоящий у стены; другой — фотография стула, висящая рядом на стене; третий — текст, описание стула, висящее над стулом.
В музыке XX в. также отражены и развиваются различные направления авангарда. Но особенностью музыкального искусства является тот факт, что попытки многих композиторов перенастроить восприятие слушателей с тональной системы на другие оказались малоэффективны. Звуковое восприятие, музыкальное мышление и в целом музыкальная культура необычайно консервативны. Тональная музыка по-прежнему главенствует как в профессиональном композиторском искусстве, так и (тем более) в массовом музыкальном творчестве. Но в большинстве произведений профессиональных композиторов причудливо сочетаются элементы различных направлений музыкального авангарда. В музыке так же, как и в других видах искусства, любые достижения национальных музыкальных культур сделались всеобщим достоянием, благодаря доступности информации. Проблема времени и пространства перестает существовать. В музыке европейских композиторов широко используются ритмы и мотивы Африки, Латинской Америки или элементы традиционной музыки народов Полинезии. Параллельно в музыкальных произведениях Индии, Японии, Таиланда и Китая звучат европейские интонации и ритмы.
Вторая половина XX века характерна поисками новых систем организации музыкального материала, попытками «освободиться от тональности». Главной задачей становится освобождение музыки от сверхконтроля сознания, свободное звукоизлияние, соответствующее свободному выражению эмоций, атональная музыка. Не допускается даже намек на устойчивость звука. С этой целью композиторы обращаются к иным способам организации музыкальной ткани» неоэкмелике и неомодальности.
Неоэкмелика главной особенностью этого направления является принципиальная невозможность четко определить высоту конкретного звука, это своеобразное блуждание звука около определенной высоты чистого тона. Широко используется так называемый «нечистый звук», например, «сладко-воющий голос» саксофона в джазовых композициях или «малиновый звон» колоколов. В рамках этого направления существует несколько музыкальных явлений: конкретная музыка, сонористика, микрохроматика, алеаторика и др.
Конкретная музыка скомпонована исключительно из шумов (звуки капель воды, шум автомобиля, голоса птиц), которые предварительно записываются, а затем из них монтируется музыкальное произведение. Впрочем, крупных самостоятельных произведений конкретной музыки немного, она используется главным образом как эпизодические вставки в музыкальное произведение Сонористика: звуковая ткань произведения состоит из целостных блоков, звуковых комплексов — соноров, в каждом из которых неразличимы отдельные звуки, интервалы или интонации. Таковы, например, произведения Г. Свиридова, Б. Бартока, А. Шнитке.
Микрохроматика — музыкальные произведения, написанные с употреблением интервалов меньше полутона. Это музыкальное явление в последние десятилетия активно развивается во многих странах, в том числе и в России. Микрохроматику используют главным образом в оперных или вокально-инструментальных произведениях.
Алеаторика — «случайная импровизационность» (впервые была использована еще В. А. Моцартом), означает, что части или звуки в музыкальном произведении соединяются между собой произвольно. Но во избежание полного хаоса композиторы используют принцип «ограниченной или контролируемой алеаторики». Неомодальность или модальная система композиции организована по мелодическому принципу Музыкальный материал в произведении организуется вокруг определенного «центрального тона»: аккорда (серийная музыка), сонора или мелодической темы (сериальная музыка) или даже отдельного звука (музыкальный пуантилизм). Наиболее известные произведения этого направления написаны И. Стравинским, Э. Денисовым, А. Хачатуряном, А. Веберном, Н. Сидельниковым и др.
Театр. Театральное искусство второй половины XX в. чрезвычайно разнообразно. Характеристика даже основных тенденций (скажем, на уровне типов и видов театров или на примере деятельности выдающихся режиссеров) заняла бы не одну страницу. Поэтому ограничимся рассмотрением особенностей только одного вида театра — музыкального.
Музыкальный театр XX в. продолжает поиски нового соотношения музыки, текста и актерской пластики. Новые направления в музыкальном театре зародились еще в 1920-1930-х гг. в США, но расцвет их приходится на вторую половину названного века. Это джазовая опера, рок-опера и мюзикл. Но если джазовая опера территориально осталась в Америке, то рок-опера и мюзикл стали достоянием мировой музыкальной общественности. Причем эти два направления музыкального театра развиваются в пограничной области, на стыке профессионального и массового театрального искусства.
Для музыкальной драматургии рок-оперы типично использование лейтмотивов главных действующих лиц, перемежение разговорных диалогов, арий и танцевальных номеров со специфической эстрадно-танцевальной пластикой. В целом структура рок-оперы близка к эстрадно-концертной форме, поскольку каждый эпизод имеет вид законченного номера. Это подчеркивается использованием специфических эстрадно-эксцентрических приемов звукового оформления и светотехники. Классическим примером являются рок-оперы Э.Л. Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» и «Эвита». Мюзикл (англ. musical comedy — «музыкальная комедия») — это единство драмы, музыки и танцевальной пластики с элементами балета. В отличие от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и трагедией. Обязательной составной частью его являются музыкально-танцевальные и музыкально-хореографические композиции, которые не являются концертными номерами, а органически встроены в смысловую структуру произведения. Как и в балете, действующие лица имеют определенный пластический образ, наделяются характерной пластикой. Примерами классических мюзиклов являются «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Скрипач на крыше» Бока и др. Являясь синтетическим видом театрального (сценического) искусства, это направление позволяет широко использовать национальные музыкальные традиции.

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 3 (15)

УДК 7.01

Е.Ф. Леванова

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЕГО МНОГОМЕРНОСТЬ

В статье обсуждается авторская концепция феномена современного абстрактного искусства. Мы излагаем основополагающие аспекты дальнейшего развития актуального искусства в культуре постмодернизма. Мы представляем интересную особенность современного искусства, повлиявшую на его развитие и общественную оценку. В целом в статье раскрываются особенности культурных явлений, влияющих на становление и развитие современного искусства.

Ключевые слова: многомерность искусства, арт-объект, концептуальное искусство, абстрактное искусство, художественный образ.

С древнейших времен искусство являлось одним из путей, ведущих к пониманию окружающей действительности, существующей в культуре. Современный мир, который сегодня называют глобальным, информационным, виртуальным, как и в предыдущие эпохи, нашел отражение в искусстве. Принято считать, что современное искусство зачастую пугает и эпатирует неискушенного зрителя, поскольку говорит с ним на непонятном, специфическом языке.

В современном обществе, с влиянием на него новых цифровых технологий, в постоянном присутствии 1Т-индустрии в повседневной жизни, искусство зачастую перестает функционировать в рамках чистого творчества, оно часто сливается не только с наукой и новейшими технологиями, но и приглашает в свою сферу новые виды технологических ремесел. Ярким примером тому является искусство, лежащее на грани абстрактного и реального.

Трудность в восприятии современного искусства связана с тем, что в отличие от искусства предыдущих поколений, где в художественной жизни общества находили отражение главные движущие идеи духовной составляющей данной эпохи или культуры, с началом великого и трагичного XX в. исчезла и некая единая направленность цивилизации и культуры.

Явная ограниченность традиционных философских и религиозных доктрин в преодолении военных конфликтов (в том числе и мирового масштаба), экологические катастрофы, кризисные настроения внутри общества привели к разочарованию в идеологии, отказу от традиционных устоев. Все эти явления духовной, политической и социальной сфер культуры стали предпосылками для появления «нового» искусства. Это искусство, отражая процессы современного ему общества, провозглашая эстетику современной культуры, отличается отсутствием каких бы то ни было канонов и эстетических норм.

Искусство современной эпохи постмодернизма зародилось на облом -ках классической культуры западной цивилизации, оно не всегда способно вызвать положительные эмоции и не желает быть источником прекрасного и нравственного.

Стоит отметить, что, невзирая на доступную широкой аудитории историю развития современного искусства, оно (это искусство) по-прежнему вы-

зывает множество вопросов, связанных с содержанием и эстетическим восприятием своих арт-объектов.

Основные вопросы, которые ставят перед осмыслением современного абстрактного искусства, звучат порой как обвинение в отсутствии смысловой доминанты. Кроме того, нередко ставится под сомнение существование непосредственно феномена самого искусства.

Прежде чем мы попытаемся ответить на эти вопросы, отметим, что так или иначе художественное наследие любой эпохи изначально, на заре своего рождения, ставилось под сомнение, являлось оспариваемым или даже порицаемым среди современников. В этом смысле современное искусство не является первым и единственным изгоем среди общественных масс.

С самого начала искусство способствовало аксиологическому обогащению культуры, являлось ее неотъемлемой частью и часто выступало лицом эпохи. И все эти тенденции, свойственные классическому искусству, не утратили смысла и в эпоху современного концептуального, или, как его еще называют, актуального искусства. Искусство, рожденное в лоне противоречивой, сложной и переломной эпохи, должно говорить на ее языке, пусть он и кажется порой запутанным и бессмысленным. Именно поэтому появление и развитие абстрактного искусства в век постмодернизма — это закономерный историко-культурный процесс. Он не только отображает все болезненные тенденции современного мира, подмечает всю абсурдность постмодернистской культуры, но и ищет новые пути развития цивилизации, новые аксиологические способы ее существования.

Не надо думать, что современное искусство является первопроходцем на этом сложном пути познания и поиска новых форм и идей. Точно так же в XVIII столетии карикатурные образы в живописи У. Хогарта обличали современное ему общество. А выразительные полотна Ф. Гойи в XIX в. иллюстрировали болезни культуры эпохи революций и бунтарей. Отображение культуры в искусстве — это творческий процесс, включающий огромное количество различных феноменов, он способен как обогатить и возвысить искусство, так и разрушить его основы, связанные с духовным содержанием образа. Так где же искать возможную смысловую доминанту современного искусства?

Современная культура, имея за плечами разорительные войны, крах религиозных основ общества, в немалой степени характеризуется утратой незыблемых стандартов добра и зла, прекрасного и безобразного, комичного и трагичного. В статье «Актуальное искусство: зритель в поисках смысла» В. Во-ровьева пишет: «Множество ценностей и идеалов прошлого, рожденных различными идеологиями, оказались ограниченными, деструктивными, несостоятельными, несбыточными. Ценности, способные не разъединять, но объединять и по-настоящему возвышать человечество, находятся в стадии формирования и осмысления, требуя истолкования прошлого и настоящего на более высоком уровне понимания, без разделения на абсолютное добро и зло, без тотального отказа, восхваления и очернения различных путей развития. Глубина экологического, политического, духовного разлада внутри современного общества приводит к настоятельной необходимости создания новой концепции существования человека в мире, подразумевающей поиск зерна

смысла и мудрости в каждом опыте прошлого, а также необходимости создания нового многообразного единства идей и культур» .

Современное концептуальное искусство, если его рассматривать как искусство свободного стихийного творческого поиска идеала, не только провозглашает отказ от всяких научных теорий и доктрин, но и отказывается от уже сложившейся существующей традиции художественного наследия. (Здесь стоит обратить внимание читателя на тот факт, что современное искусство отказывается непосредственно от традиций академического традиционного искусства Запада, а не от каких-либо достижений художественной культуры прошлого вообще.) Этот воспринимаемый современниками как эпатирующий отказ от традиции и аксиологии в лоне искусства превращается в неисчерпаемое поле идей в теперь уже многомерном смысловом поле культуры.

Кроме того, не стоит забывать, что своим появлением абстрактное искусство обязано разочарованию в господстве разумного начала в человеке. Именно поэтому оно основывается на порой невыразимом в четких формах чувственном мире человеческих страстей и эмоций. Обращение к чувственной стороне культуры, к ее подсознательным, не зафиксированным в устойчивых формах ликам находит выражение в асимметричных, абстрактных формах и образах, которые теперь, в этом новом мире постмодерна, скрывают в себе новые, еще не исследованные способы эмоционального воздействия на зрителя.

Проявление современного искусства в некой эпатажной, пронзительной форме, затрагивающей полярные основания культуры и не имеющей никаких табуированных тем, зачастую объясняется попыткой реанимации человеческой души, которая, пройдя через катастрофические стихийные перипетии XX в., находится в некой отстраненности и безразличии.

Современное концептуальное искусство, не боясь чрезмерности и гротеска, в некоторых своих проявлениях довольно откровенно и открыто демонстрирует кризисные явления современного мира. Иногда интерпретация абстрактного искусства затрагивает такие грани современного общества, как массовая и элитарная субкультуры. И образы концептуального искусства расцениваются как некий бунт против агрессивной, насаждаемой практически насильно массовой культуры. Это протест против выхолощенного однотипного индивида, пришедшего на смену самобытной личности, индивидуальности, против сна наяву, в котором проходят жизни тысяч людей. Как ни странно, иногда бунтующий характер современного искусства оборачивается против самого себя, высмеивая пафос и снобизм концептуального, элитарного, оторванного от реального мира искусства постмодернизма.

Конечно, как и во все времена, порой в этом огромном хаотичном мире искусства среди интересных актуальных работ можно найти и бездушные пустышки, не абсурдные картины современного мира, а вульгарные, эпатирующие, кричащие полотна, маскирующиеся под осмысленные шедевры. Их особенно много в современном обществе, поскольку основное поле для развития современного искусства — это прежде всего центры не только духовной, но плотской, экономической благополучной жизни. В. Крылов пишет: «Авангардное искусство принимается, приживается и разрастается в сытом и благополучном обществе. В этом обществе духовность становится никчемной обузой, помехой, сковывающей восторги физиологических наслаждений» .

Конечно, среди огромного количества имен и терминов легко запутаться и принять ложное за истинное. Но мы, рассуждая о современном искусстве в лучших его проявлениях, отметим, что оно направлено на осознание абсурдности праздного существования личности эпохи потребления, на выявление абсурдной картины одноликого мира, якобы свободного в результате демократизации общества. Это искусство говорит об иллюзиях, в которых живет человек, мысля себя свободным, не имея никакой возможности выбора. Концептуальное искусство, подражая своему зрителю (а не наоборот, как видится при поверхностном наблюдении), потеряло всякую грань между трагическим и комическим, прекрасным и безобразным. Поэтому если мы обвиняем современное искусство в отсутствии смысла простого набора чувств и эмоций, то прежде всего мы должны обвинить в этом себя, поскольку искусство есть не что иное, как проекция культуры. Ведь и В. Кандинский в своих теоретических трудах писал: «…да, искусство есть дитя своего времени. Но такое искусство способно лишь художественно повторить то, чем уже ясно заполнена современная атмосфера. Искусство, не таящее в себе возможностей для будущего, искусство, которое есть только дитя твоего времени и которое никогда не станет матерью будущего, является искусством выхолощенным. Оно кратковременно; оно морально умирает в тот момент, когда изменяется создавшая его атмосфера. Искусство, способное к дальнейшему развитию, также имеет корни в своей духовной эпохе, но оно является не только отзвуком и зеркалом последней, а обладает пробуждающей пророческой силой, способной действовать глубоко и на большом протяжении. Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь» .

Трудности прочтения современного искусства также связаны с поисками новых воплощений и форм абстрактного образа. В процессе творческого созидания художник трансформирует осязаемое реалистичное изображение объекта или явления в более расплывчатый, многомерный символ или знак, который содержит в себе саму суть, внутренний потенциал описываемого предмета или свойства. Обыватель может возразить, назвав этот процесс превращения материального образа в трансцендентный вероломным обманом наивного зрителя, абсурдной игрой в бессмысленные знаки. Но разве в старые времена иконописец не трансформировал земные плотские образы в духовные образы божественного начала? Или первобытный художник каменного века не вкладывал в символ уробороса философское понимание мироздания? Во все времена и во все эпохи художник, творец трансформировал зрительные картины мира в художественные абстрактные образы, наполняя их тем или иным смыслом. Современный художник, как и его предшественники, создавая абстрактный образ, стремится к осмыслению и отображению сокровенной сути вещей, но делает это на языке своего времени.

По большому счету, критика концептуального искусства еще более повысила престиж художественного содержания современных арт-объектов в западном обществе. Причем интересен тот факт, что без этой агрессивной антирекламы и без пропаганды массмедиа положение актуального искусства сегодня было бы очень шатким, что лишний раз подтверждает распростра-

ненное мнение о безграничных способностях современной культуры к потреблению любой духовной пищи.

Но не всегда эти творческие поиски нового художественного образа оборачиваются продуктивными созидательными находками и открытиями. Свобода, провозглашенная высшим аксиологическим основанием творческой мысли художника, нередко в руках нигилистического бунтаря сводится к анархистскому отказу от духовных ценностей предыдущих поколений и эпох. Современное искусство опасно именно своим формализмом и оторванностью от реальности. Неопытный мастер, почувствовав свободу в выражении языка искусства, рискует создать мертвое, бездушное плохо осмысленное произведение, не вызывающее у зрителя ничего, кроме отвращения или непонимания. Художники прошлого тоже искали способы балансирования между формой и содержанием. Находясь в несколько скованном положении между заказчиком и творческим чутьем, между натурой и классическими идеалами, они рисковали перейти грань, разделяющую изысканность и «салонщину», реалистичность и вульгарность. Свобода художника всегда была ограничена внешней необходимостью служения заказчику или идеологии, с одной стороны, и попыткой превзойти достижения современников и предков — с другой.

Искусство всегда стояло несколько выше бытовых рутинных переживаний, оно создавало проблемное поле в рамках социокультурных процессов, философско-религиозных споров. И в этом ключе современное абстрактное искусство как нельзя точно иллюстрирует свою эпоху и обличает ее недостатки. Конечно, такое искусство не дает готового ответа на вопрос о новых путях развития культуры, оно лишь заставляет зрителя задуматься о способах решения главных человеческих проблем.

Таким образом, произведение современного искусства заставляет зрителя (читателя) выйти за рамки стереотипного мышления, оказаться выше обыденных, рутинных проблем. Такое искусство практически насильно путем эпатажа заставляет человека задуматься о поиске смысла. Отказываясь от стереотипного взгляда на искусство, которое должно заниматься поиском прекрасного, опытный реципиент стремится раскрыть все уровни многомерного концептуального арт-объекта и увидеть в нем гносеологическую составляющую.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в рамках культуры постмодернизма смысл произведения — это всегда плод совместных мыслительных усилий автора и зрителя. Без активного участия зрителя (читателя) в творческом процессе произведение абстрактного искусства зачастую является лишь прекрасной по своей композиционной составляющей формой. Тесное переплетение множества точек зрения, представленное в многомерном произведении искусства, предоставляет зрителю возможность не искать абсолютный смысл в искусстве и жизни. Оно учится наделять искусство и вслед за ним жизнь неповторимым индивидуальным смыслом, осознанно выбирать наиболее затронувшее его философское восприятие мира, вносить свою лепту в бесконечном поиске смыслов, заставляет зрителя выбрать свою позицию в прочтении произведения искусства.

Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что активная (порой агрессивная) сила современного искусства зачастую пытается сделать зрителя

(читателя) соавтором, способным коллегиально участвовать в поиске новых канонов и ценностей искусства. Заставить, таким образом, реципиента познавать не только окружающий мир, но и самого себя.

Литература

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. М. : Архимед, 1992. 108 с.

Levanova Ekaterina F. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: Ca-trine_Levanova@mail.ru

MULTIDIMENSIONALITY MODERN ART

Key words: multidimensionality of art, art-object, contemporary art, abstract art, art image.

Разное
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .