Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную» ) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (см. Дарума и Кокэси) . Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения. В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись» , в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие. Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают маслянным лаком, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.
более месяца назад
Сочинение на тему матрёшка
Самая знаменитая русская игрушка, самая молодая и самая интересная — матрешка. Появилась матрёшка в России в конце 19 века.
Существует много версий как в России появилась матрешка.
Одна версия гласит, что прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.
Согласно другой версии японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Сначала матрешек вырезали в ручную и стоили они дорого. Потому что ножом их вырезать очень трудно. А потом кто — то догадался вытачивать матрешек на токарном станке. Это и проще и быстрее. Матрешки сразу подешевели. И завоевали буквально весь мир.
Необычность нашей матрешки состоит в том, что она раскрывается пополам. Сними верхнюю половинку, а там, внутри, вторая матрешка, а в ней третья. . Она тоже раскрывается. Если вынуть все, то получится двенадцать матрешек.
Нет, наверное, ни одной большой страны, где не продавались бы наши русские матрешки. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она — не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов — памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она — и драгоценный объект коллекционирования
Сочинение. Описание матрешки
Любите ли вы играть в игрушки? Или раньше любили? Какие игрушки ваши любимые?
— Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумываемся о том, что игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни.
Известен такой факт: русский царь Николай II имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.
Известный русский художник Александр Бенуа посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.
В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека будут серьезные неприятности.
А как вы думаете, если ребенку все время покупать игрушки, представляющие собой злобных монстров, военную технику, оружие, то вырастет из него добрый, отзывчивый человек? (Наверное, нет. Он будет таким же злым, как и его игрушки.)
— Мы с вами на уроке будем говорить об игрушке. О какой, попробуйте догадаться, разгадав загадку (слайд1)
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка).(слайд2)
— Наша задача сегодня – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания. (Этюд- жанр изобразительного искусства- рисунок, выполненный с натуры.)
— Игрушка эта непростая. А знаете, почему? Скажите, пожалуйста, у кого дома она в коробке с игрушками лежит? Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка – предмет искусства. Знаете ли вы, сколько лет матрёшке? Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее «родственники»: дед этой игрушки — японец, а отец — русский художник. Родилась она в мастерской под названием «Детское воспитание». Игрушка эта не простая, а с сюрпризом…Имела особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие. Эта игрушка, так же как и сказки, песни передавали ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло по изготовлению матрёшек.
Что такое ремесло?
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.
Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?
Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.
А как вы понимаете словосочетание «рукотворное ремесло»? Слово «рукотворный»? (сделанный своими руками)
— Но корень взят не от слова «сделать», а от слова «творить». Запишите в тетрадь слово «творить», выделите в нём корень, подберите однокоренные слова.
творить, творчество, творец, олицетворение
— Посмотрите на последнее слово и на матрёшку. Не кажется ли вам, что она похожа на живую девочку? Она и одета как девочка. Мастер вложил в неё свою душу, любовь, и она ожила.
-В слове «олицетворение» есть ещё один корень, подберите однокоренные слова.
олицетворение, лицо, личность
— Сотворённая старинным мастером игрушка матрёшка прекрасна. Её сделал талантливый мастер.
Сегодня матрёшку мы относим к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Запишем слово «прикладной», разберём его по составу. Давайте послушаем, как толкует слово «клад» словарь Ожегова С.И.
КЛАД, -а, м.- Зарытые, спрятанные где-н. ценности. Найти к.
Можно ли назвать матрёшку кладом, сокровище? (да, достояние России)
Повнимательней рассмотрим матрёшку. Раскроем одну,а там другая и так до самой маленькой. Первая матрёшка состояла из 8 кукол. В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин(слайд3) увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму — божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри — несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась художнику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам.(Слайд4)Токарь по дереву, Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую,а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.
На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. (Слайд)
Сейчас каких только матрешек не встретишь! Идея игрушки-сюрприза так понравилась художникам, что они зачастую изготавливают матрешки-шутки. Есть матрешка, которая изображает художника В. А. Серова и его друзей, одетых в турецкие костюмы. Есть матрешка, на которой изображены герои произведений Н. В. Гоголя. Есть матрешки — Кутузов и Наполеон с их генералами.(слайд5) Есть и матрешки, изображающие российских политических деятелей, есть — герои народных сказок. Но это матрешки-шутки. Настоящие матрешки — мама- красавица, доченьки-помощницы: кто с серпом, кто с лукошком, кто с ведром, а также девчушки поменьше: малышка в слюнявчике и младенец в пеленках. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка — ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.
(Слайд6)
На слайде разные матрёшки. Чем отличаются матрёшки на слайде? (росписью)
— В Сергиевом-Посаде, на родине матрёшки, игрушку расписывают более строго. На ней чётко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубашка под сарафаном, передник, платочек.
В Семёнове Нижегородской области – другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, а перёд матрёшки украшен яркими букетами цветов.
В селе Полховский Майдан Нижегородской области матрёшки по-другому называют «тарарушки». Они похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими декоративными цветами.
(слайд )
— А теперь определите по росписи место происхождения матрёшки. Определяют.(слайд7)
— Знаете ли вы, как изготавливали матрёшек?
(слайд8)
Чтобы изготовить матрёшку требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие. Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краску.
(Слайд9)Сегодня, когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что за странное обвинение? Что такое баклуши и кто и когда их бьет?
— Это сейчас матрёшку изготавливают из липы, а раньше поделочным материалом служила осина. Брали осиновое поленце, распиливали его вдоль и выдалбливали сердцевину. Получались заготовки – баклуши. Эти баклуши и использовались для приготовления деревянной игрушки. Отсюда пошло выражение «бить баклуши».
С давних пор кустари(производители промышленных изделий, работающие на рынок. С нем кюнстлер-бездельничать, лясы точить) делали ложки, чашки и игрушки из дерева. Чтобы вырезать, например, ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклушу поручалось подмастьерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками» –и возникло выражение «баклуши бить», то есть заниматься немудрящим, пустяковым, несерьезным делом.
(Слайд10)Знаете ли вы ещё такие выражения, которые также имеют значение «бездельничать»?
Есть еще выражение с похожим происхождением — «лясы точить»,которое означает «болтать пустяки, заниматься несерьезным,беспредметным разговором». Выражение идет от несложной старинной работы- изготовления балясин: точеных столбиков для перил. Лясы — предположительно то же, что и балясины, балясы. Балясником назывался токарь, изготовляющий балясины (в переносном смысле — шутник, забавник, балагур). Балясное ремесло считалось веселым и легким, не требующим особой сосредоточенности и дающим мастеру возможность петь, шутить, болтать с окружающими.
— Ребята, а как вы думаете, почему эту куклу так назвали?
(она – изображение русской женщины, а одно из распространённых на Руси имён — Матрёна)
(Учитель вместе с детьми рассматривают большую матрёшку, а в ней – 5 маленьких)
— Давайте дадим им имена. (Большая – Матрёна, а все маленькие – Матрёшечки)
— Почему, обращаясь к женщине, мы пишем её имя с большой буквы – Матрёна, а название игрушки – с маленькой – матрёшка? Послушайте историю про возникновение имени этой деревянной куколки.
Матрёна, Мотря, Матрёшечка – распространённое русское имя.
Матрёшка – наш национальный сувенир, символ добра и благополучия – создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России.
Образ женщины издавна почитаем в русском изобразительном народном искусстве и фольклоре. Лаконичный облик точёной деревянной игрушки матрёшки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: головной платок, сарафан, фартук. Когда Звёздочкин выточил,а Малютин расписал, то по преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Стали делать матрёшек и в других местах России.
Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.
А порой матрёшку Матрёной и не назовёшь! Это былинные богатыри, весёлые музыканты, известные политические деятели, артисты (слайд11).
Прошло много лет, а Матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка детей и взрослых. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на память.
— Не случайно первый художник Малютин изобразил игрушку в русском национальном костюме. А у нашей национальной одежды – многовековая история. Одежда различалась по назначению, возрасту и семейному положению. Но самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Как вы думаете, почему?
(в древности слово «красный» имело значение «красивый») Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» — красивая девица, «красный угол» — самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.
— Сейчас основное значение слова «красный» — цвет. Однако первоначальное значение слова осталось. Приведите примеры.
(красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота) Правильно,молодцы. — А какие пословицы со словом «красный» вы знаете?
Красную речь красно слушать.
Красному гостю – красное место.
Какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение.)
Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Почему еще? (У матрешек улыбающиеся, приветливые лица, и мы, глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)
А что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.) Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу. Матрешка — не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.
— Рассмотрите повнимательнее Сергиево-Посадскую матрёшку. На ней – рубаха, сарафан, передник. Всё это элементы русского национального костюма. (12слайд)
Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые.)
Такая внешность не случайна. Вспомните: как описываются русские красавицы в народных сказках? (О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые.)
А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса.) Существует и по сей день такая поговорка: «Коса — девичья краса».
У некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней женщины — две.)
Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек.) (слайд13,14,15)Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной.
Почему голова матрешки всегда в платочке? (Раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора.) (слайд12)
Это тоже особенность древнерусской культуры. Считалось позором «опростоволоситься», т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово опростоволоситься! (Это означает — «опозориться»)
Обычай остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова «опростоволоситься».
Какие украшения мы видим на матрешках? (Одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой.)
Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки? (Фигурка куколки толстенькая, округлая.) Это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.
Можем ли мы по внешности определить, какой характер у матрешки? («Русская матрешка добрая, сердечная, веселая, открытая, нежная, ласковая». «Характер ровный, спокойный». «Она очень приветливая, улыбчивая».) В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера — доброта, доброжелательность, открытость, приветливость.
Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семейке. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные!
Описывая матрешку, мы использовали слова куколка, фигурка, глазки, платочек… В чем особенность этих слов? (Все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
Что помогают передать эти суффиксы? («С их помощью мы показываем наше отношение к описываемой игрушке, показываем, что она нам нравится». «Мы также показываем, что все, о чем мы говорим, маленькое, игрушечное».)
У школьников в тетрадях после беседы остаются следующие рабочие материалы:(слайд16)
Матрешка — своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная.
Конструкция : состоит из не скольких куколок, которые вкладываются одна в другую.
Материал : изготовлена из дерева, сохраняет , его живое тепло.
Цвета : яркие, теплые краски; создают ощущение праздника.
Лицо : круглое ; глаза большие, выразительные; ресницы черные, длинные, изогнутые; брови дугой, щеки румяные, губки алые.
Фигура: округлая, женственная.
Одежда: косынка или платочек , фартук (передник), русская рубашка, сарафан; украшена гирляндами с цветами, бутонами, нарядной вышивкой.
Характер: спокойный, радостный; излучает покой, домашнее тепло; добрый, ласковый, нежный.
— Мы не только собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Что нам помогла узнать матрешка? («Мы узнали о том, как возникла в России эта игрушка». «Мы узнали о том, что конструкция игрушек не случайна. Несколько игрушек — это символ дружной, крепкой семьи». «Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не просто так, а потому, что это была одна из народных традиций: использовать для игрушек природные материалы». «Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины».)
Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку. А теперь давайте подумаем над очень серьезным вопросом. Мы давно уже не покрываем головы платочками — ходим простоволосыми, не носим просторные русские сарафаны и рубахи, а передник сохранился разве что в виде кухонного фартука. Коса — девичья краса — теперь редкость. Редкостью стала и многодетная семья. Да и фигуры у нас уже не такие, как раньше: сейчас все стремятся быть стройными и худенькими. Зачем нам с вами знать все то, о чем мы говорили в ходе урока? («Мы должны знать не только то, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура». «Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков».)
— Достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы работать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.)
Составление плана сочинения.
Учитель записывает на доске неполный вариант плана:
Матрешка – русский сувенир. А что такое сувенир? (Сувенир-Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-н. места)
1. Народно-прикладное искусство. Первая русская матрёшка.
2. Описание матрёшки:
а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;
б) внешность куклы и особенности ее одежды;
в) черты характера, которыми наделил игрушку художник;
3. Общее впечатление от матрёшки.
* Любое сочинение включает в себя три части. Какие? (Вступление, основная часть и заключение.)
* В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (Во вступлении.)
* В какой опишем частные признаки игрушки? (В основной части.)
* Посмотрите на наш план, частные признаки игрушки пропущены. Давайте все вместе их восстановим.
После проделанной работы план основной части приобретает следующий вид:
а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;
б) внешность куклы и особенности ее одежды;
в) черты характера, которыми наделил игрушку художник;
Устное сочинение-описание матрешки.
— Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения. (Возможно, что рассказывает сочинение не один ученик, а несколько, по различным пунктам плана.)
«Взрослые придумали множество самых разнообразных игрушек для детей и каждый год создают все новые и новые игрушки. Но среди них выделяется необычная игрушка, которая радует многие поколения детей. Это красавица- матрешка.
Особенность матрешки в том, что она состоит из нескольких игрушек, которые вкладываются одна в другую. Сложишь вместе — одна игрушка, расставишь по порядку — целых восемь! Сделаны игрушки русскими мастерами-умельцами из дерева. Держать такую игрушку в руках приятно — она теплая, живая, так как сохраняет тепло древесины, из которой была изготовлена.
Матрешки обычно раскрашивают яркими красками, используя насыщенные тона: красные, желтые, ярко-синие. Многообразие и яркость красок создают ощущение праздника и радостное настроение.
Игрушка эта показывает нам, как выглядела древнерусская красавица, потому что в матрешке отражены русские представления о женской красоте. Матрешки, как правило, круглолицые, с румяными щечками и алыми губками. Глаза большие, выразительные, ресницы черные, длинные, брови дугой.
Фигурка матрешки округлая, женственная. В этом тоже отразилось представление народа о женской красоте. В народе ценились женщины дородные, то есть полные, статные, величественные. Именно такая матрешка.
Традиционно матрешку «одевали» в просторную русскую рубашку с яркой национальной вышивкой по воротнику и рукавам. Сверху — сарафан и передничек. На голове обычно косынка или платочек. Мастера никогда не рисовали матрешку простоволосую, ведь по народным представлениям женщина не могла показаться перед чужими людьми без головного убора. И сарафан, и платочек мастера расписывали по-своему. Кто нарисует яркие горошины, кто украсит одежду букетами или гирляндами цветов.
Рисуя матрешкам лица, художники старались передать характеры матрешек. Все куколки добрые, спокойные, улыбающиеся. Смотришь на них — и хочется улыбнуться в ответ.
Матрешки в семейке только на первый взгляд одинаковые. А присмотришься и видишь, что они отличаются друг от друга и взглядом, и чертами лица, и возрастом. Вот одна из семеек матрешек. В этой семейке несколько поколений. Матрешка-бабушка держит в руках спицы. Она вяжет носки и смотрит весело на остальных матрешек. Матрешка-мама вышивает. Художник нарисовал ее с пяльцами в руках. На материале видна вышивка: яркая веточка рябины. Три сестрички постарше поют и танцуют. Личики у них разрумянились, в руках — кружевные платочки. У самой маленькой в руках игрушка — крошечная матрешка.
Матрешка — не простая игрушка. Это национальная русская куколка, которая символизирует материнскую заботу, покровительство, защиту всем маленьким и слабым. Это своеобразный игрушечный символ России, который нам напоминает о том, какими были наши далекие предки, что они ценили, чем восхищались. И мы, хотя и очень изменились, должны сохранять то лучшее, что было в русской культуре, и передавать по наследству своим детям».
Урок развития речи в 5 классе на тему:
«Подготовка к сочинению «Матрёшка – русский сувенир».
Цель:
Обучающая: подготовить учащихся к сочинению-описанию, дать точное и яркое представление о матрёшке, познакомить с историей создания этой русской игрушки, с местами, где изготавливается матрёшка.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за родной край, эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.
Оборудование урока: рисунки и иллюстрации с изображением матрёшек, деревянные матрёшки, презентация.
1. Оргмомент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Учебник, ручка, тетрадка.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
— Скажите, любите ли вы играть в игрушки? Какие игрушки являются вашими любимыми?
— Оказывается, игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни. Например, русский царь Николай Второй имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.
А знаменитый художник Александр Бенуа так любил свои игрушки, что когда вырос, то посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.
-А знаете ли вы, какими игрушками играли ваши бабушки и дедушки? (Ответы учащихся).
Я задаю вам вопросы и спрашиваю об игрушках не случайно. Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию одной из главных игрушек России.
Она сейчас сама вам представится.
( Выходит русская матрёшка).
Матрешка:
Я русская игрушка. Отгадайте, как меня зовут.
Алый шёлковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрёшка)
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего ж румяна я :
Щёки, словно розы.
Цель: На уроках мы говорили с вами об одном из типов речи – описании. Писали изложение: описывали машину. А сегодня ваша задача – самим описать предмет, который находится перед вами. (Учитель достаёт матрёшек)
(Записывают в тетрадях число и тему урока «Описание матрёшки») (Слайд 1)
(Слайд 2)
-Матрёшка – настоящая русская красавица.
Но, главное,- эта куколка с секретом! Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.
Про матрёшку придумали потешку: (Слайд 3)
-Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечки.
МУЗЕЙ
— Ребята, сегодня мы побываем в городе Москве в знаменитом музее матрёшки. (Слайд 4) Это первый в России и мире музей матрёшки. Он открылся в 2001 году. Но без билета нас в музей не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы:
— Какие стили речи вы знаете?
— Какие типы речи вы знаете?
— Какова композиция текста описания? Из каких частей он состоит?
1) Общее характеристика предмета описания или впечатление от него
2) Конкретные признаки предмета описания
3) Общая оценка предмета
(Слайд 5)
Всё верно. Вот и открылись перед нам двери музея. О русской матрёшке вам расскажут экскурсоводы:
1. – Можно сказать, что матрёшка – главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле эти куклы появились у нас чуть больше ста лет назад. Как-то жена известного русского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку – добродушного мудреца по имени Фукурума, божество счастья и долголетия. (Слайд 6)
Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Японская кукла понравилась нашим мастерам. Отцом первой русской игрушки был токарь- игрушечник Василий Звёздочкин. А раскрасил её художник Сергей Малютин.
(Слайд 7)
2. Первая матрёшка была одета в русский сарафан и платочек. В руке она держала петуха. А внутри устроились старшие дочки–помощницы: одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой. Был мальчик с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами. Кто-то, увидев игрушку, воскликнул: » Настоящая Матрёна!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой
(Слайд 8)
3 Интересно, что одежду для первых матрёшек рисовали женщины-художницы, а лица – только мужчины. Одно из самых знаменитых мест, где делают матрёшки, – подмосковный город Сергиев Посад. Изготовляют матрёшки и в других районах России: известны семёновские, нижегородские, вятские. Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль. Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.
Едет по России, плывет за океан
Наша русская матрёшка,
Весёлый сарафан.
Учитель. Большое спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы.
У нас на уроке встретились трудные слова. Проверим, как вы дома поработали со словарями, узнали ли их значение.
Трудные слова. (Слайд 9)
Сувенир – 1)подарок на память или 2)художественное изделие, вещь как память о посещении чего-либо.
Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом нож для срезывания ржи, пшеницы с корня.
Плошка – низкая широкая посуда в форме большой чашки, тазика (деревянная или глиняная).
Токарь – специалист по механической обработке твёрдых материалов: металла, дерева, кости и др.
Для нашего сочинения понадобятся ещё и такие слова, запишите их себе в тетрадь:
(Слайд 10)
Фукурума – японская деревянная кукла, состоящая из пяти фигурок.
Василий Звёздочкин – токарь-игрушечник, создатель первой русской матрёшки.
Сергей Малютин – художник, который расписал первую матрёшку.
МАСТЕРСКАЯ
— А теперь давайте вместе с вами проследим путь матрешки. Как же рождается это деревянное чудо?
Все начинается с токарного станка. (Слайд 11)
(Учитель показывает фотографии станка).
Для изготовления матрешки используется только сухая липа, осина или берёза. Сырое дерево не годится – оно высыхает и трескается. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Завивается, бежит из-под резца душистая стружка. Гладкие, струганные заготовки ложатся на верстак у токарного станка.
(Учитель показывает заготовки – «белье»).
Затем игрушки грунтуют крахмальным клейстером – «крахмалят», потом мастерицы наносят на изделие замысловатые узоры – «расписывают». И, наконец, – покрывают сувенир лаком. (Слайд 12)
(Работа с картинками на доске.)
— Существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрёшек. В каждом районе – свои традиции. Вот посмотрите, на доске представлены матрёшки из разных мест.
В первом ряду семёновские и полх-майданские матрёшки. Они темноволосые, яркие, весёлые. Лицо обрамляют “кудри”. Основные цвета у них – алые, жёлтые, голубые, фиолетовые. Узор – цветы да ягоды.
Во втором ряду – сергиевские (загорские) матрешки. Они наряжены в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках могут держать узелок, корзинку или цветы.
Вятские же матрёшки – голубоглазые блондинки.
Наших матрёшек можно назвать современными, в их наряде смешаны разные стили росписи.
Чтение стихотворения учеником
“Русская Матрешка” Сергей Жульков (Слайд 13)
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь плеснул в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, честной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!
— Подберите синонимы к словам «художник», «изделие», «рисовать», запишите. (Слайд 14)
(Художник – мастер, создатель, творец, волшебник.
Изделие – сувенир, игрушка, матрешка.
Рисовать – расписывать, создавать).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под русскую народную музыку) (Слайд 15)
Словарно – стилистическая работа
— Теперь мы подошли к самому ответственному моменту нашего урока – написанию сочинения. Я предлагаю вам тему сочинения – «Матрёшка – русский сувенир».
-Что представляют собой игрушки, поставленные в ряд? (большая игрушечная семья). (Слайд 16)
Заботливая матрёшка-мама готова в любой момент укрыть маленьких и слабых, взять их под своё покровительство. Наша матрёшка – не просто игрушка, но ещё и символ дружной, крепкой семьи.
— Что в руках у этих матрёшек? (пироги, яблоки, цыплёнок)
–Почему народный умелец изобразил эти предметы в руках матрёшек? (хорошие хозяюшки, гостеприимные, трудолюбивые)
-Какой наряд характерен для матрёшек? (Просторный сарафан, рубашка с пышными рукавами, передничек).
Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. На голове – всегда платок, а по праздникам – шаль.
— Русские женщины любили принарядиться, они с удовольствием украшали себя и свою одежду. Какие украшения мы видим на матрёшках? (Красные сарафаны, расписные шали с алыми ягодками земляники с белыми цветочками, изумрудными и золотыми листочками. Вышитый передник).
-А что ещё всегда ценилось во внешности девушки, считалось её особой красой? (Коса).
Существует и по сей день поговорка: «Коса – девичья краса». (слайд 17)
-Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать. (круглое, глаза – большие, открытые, ресницы – чёрные, длинные, изогнутые, бровки дугой, щёчки румяные, губки алые).
Перед вами листочки (задание 1) с прилагательными-эпитетами, подчеркните те, которые можно использовать при описании наших матрёшек-красавиц. (Слайд 18)
Лицо: миловидное, симпатичное, круглое, улыбчивое, худощавое, умное
Глаза: голубые, васильковые, орлиные, озорные, чёрные, мечтательные, сливовые
Брови: соболиные, сдвинутые, бархатные, нитевидные, капризные, широкие, угольные
Губы: тонкие, улыбающиеся, вишнёвые, пухлые, нарисованные
Кроме эпитетов в сочинении можно использовать и сравнения. Давайте придумаем их вместе.(задание 2) (Слайд 19)
Глаза голубые, как ……
Щёки румяные, будто …
Губки горят, как ….
-Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрёшек определить какой характер у этой игрушки? (Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, открытая, нежная, ласковая, гостеприимная, хозяйственная. Характер ровный, спокойный. Она очень приветливая, улыбчивая). В характере игрушки нашли отражение особенности русского национального характера. В женщине испокон веков почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили русские художники в нашей матрёшке. (Слайд 20)
-Мы с вами сейчас рассмотрели матрёшку и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению.
— Чтобы описание матрёшки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Он записан на доске. (Слайд 21)
План
1. Первая русская матрёшка.
2. Описание матрёшки.
1) Общий вид (материал, форма), назначение.
2) Лицо матрёшки.
3) Описание росписи матрёшки (сарафан, передник, рубаха, платок).
3. Общее впечатление от матрёшки.
— Как можно начать сочинение?
(Матрёшка – символ России.
Матрёшка – игрушка необычная. А появились она чуть больше ста лет назад)
— Как можно начать основную часть?
(Передо мной стоит…
Мне понравилась матрёшка…)
— Какой будет главная мысль вашего сочинения?
(Матрешка – деревянный сувенир, сделанный талантливыми руками мастеров, выражение красоты мира и души народной.)
— Как закончим сочинение?
(Настоящая русская красавица. или Матрёшка – воплощение доброты, нежности, гостеприимства) (Слайд 22)
Теперь, когда у нас есть собранные материалы, план и необходимые знания о матрёшке, пора писать сочинение.
Дома нужно дописать сочинение на тему «Матрёшка – русский сувенир».