Содержание
- Рисунок «Моя Родина», детские картинки малой Родины, родного края, на патриотические темы: «Служу России», «Многонациональная страна», «Мы рисуем историю»
- Детские рисунки на тему «Моя Родина»
- Изображение родного края
- Как нарисовать картинки
- Размышляя над детскими рисунками: с чего начинается Родина?
- Конкурс рисунков для детей и взрослых «Россия – Родина моя»
Рисунок «Моя Родина», детские картинки малой Родины, родного края, на патриотические темы: «Служу России», «Многонациональная страна», «Мы рисуем историю»
С понятием «Родина» ребенок знакомится уже в раннем детстве. Патриотические темы освещают в детском саду и школе. Рисунки на тему «Моя Родина», выполненные ребенком самостоятельно, помогают ему осознать важность понятия, с чем оно связано, учат любить и почитать родной край.
Детские рисунки на тему «Моя Родина»
Перед тем, как приступить к рисованию, ребенку рекомендуют подумать над символикой, образами, которые вызывает упоминание слово «Родина». Для кого-то это страна в целом (Россия, Беларусь, Казахстан и так далее), ее природа, достопримечательности.
Другие предпочитают понятие «малой Родины», куда входят любимый город (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург), республика (Башкортостан, Крым), населенный пункт (Кубань), деревня, родное село, поселок и так далее.
Для дошкольников (преимущественно в старшей и подготовительной группах), учащихся начальной (1, 2, 3, 4 классы) и средней школы (5 класс и старше) часто проводят конкурсы, посвященные патриотизму, где выставляются рисунки на соответствующую тематику.
Названия своим творениям дети придумывают самостоятельно, возможные варианты:
- Россия — Родина моя!
- С чего начинается Родина (по мотивам известной песни).
- Я — патриот!
- Нет краше Родины нашей!
На рисунках, посвященных России, часто изображают ее символы: флаг, герб, Кремль и так далее.
Можно выполнить коллаж, состоящий из нескольких изображений, примеры представлены на фото.
Изображение родного края
Дети любят рисовать места, где живут: город, область, свой дом, школу, детский сад. Изображения передают красоту родного края, его уникальные уголки, просторы, природу (горы, лес, речку), любые памятники и достопримечательности. Рисунки выполняют карандашом, акварелью, гуашью, мелками, в зависимости от предпочтений ребенка. Дети могут изобразить карту местности, родню, учителей, воспитателей и так далее.
Нарисованные работы можно подписать:
- Люблю тебя, мой край родной!
- Школа — родной дом!
- Край, в котором я живу.
- Красота любимой земли.
Как нарисовать картинки
Памятник «Родина-мать зовет!» поэтапно
Высочайшая скульптура, возведенная в послевоенные годы в СССР, стала одним из основных символов Великой Победы, призывом к защите родной земли. Она расположена на Мамаевом кургане в Волгограде и является достопримечательностью страны, гордостью русского народа.
Ниже представлена срисовка, как поэтапно нарисовать карандашом памятник «Родина-мать».
Служу России!
Картины посвящены великой державе, воинской славе России, призывают граждан РФ защищать и беречь Отечество, находиться на страже Родины.
Мы рисуем историю
Изображения показывают события, связанные с историей страны. Это могут быть жизнь Древней Руси, военные картины, рисунки политиков, царей, годы их правления и так далее.
Изображения обозначают великое прошлое страны, призывают сохранять ее мощь и красоту в будущем.
Слава России!
Многонациональная страна
Рисунки показывают единый народ России, несмотря на многонациональность страны. Изображения призывают молодежь к дружбе и согласию между людьми разной расовой принадлежности. Главная мысль рисунков — «Мы — дети России!»
Раскраски
Черно-белые изображения можно распечатать и раскрасить.
Размышляя над детскими рисунками: с чего начинается Родина?
Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».
Конечно, это еще впереди – они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал – если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать – в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере – формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.
И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей – это очень хорошо видно по их рисункам.
Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна – все люди, которых я знаю», – написано на одном из рисунков.
Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж – деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город – и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» – характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! – как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! – просто дети и Левитан – соотечественники, у них общая Родина.
Дальше границы мира еще раздвигаются, и появляются рисунки «страны» как бы с высоты птичьего полета – дети пытаются нарисовать свое видение «большой страны», такой, какой они ее себе представляют.
Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование – границы снова раздвигаются – и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса – на шарике Земли.
А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб – практически отсутствует), и – березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.
И только потом – и это очень редко – появляются рисунки, связанные с властью: Путин, просто Президент, какое-то заседание, где выступает Президент…
Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:
Главная тема %
Города и села 25%
Пейзажи 17%
Дома и дворы, детские площадки 11%
Березы 9%
Земной шар или глобус 8%
Кремль 7%
Карты 7%
Сюжетные рисунки 4%
Флаг и герб 4%
Храмы 3%
Семья и друзья 2%
Президент 0,3%
Другое 3%
Основа представления %
Место жительства 36%
Символ 23%
Пейзажи 17%
Географическое представление 15%
Национальные достижения 5%
Фантазия 4%
Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
Что же касается клятвы… Хотелось бы, чтобы она была принесена.
Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это – результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети – авторы собранных рисунков – всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…
Но пока… они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны – взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.
Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.
Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:
1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;
2) советское наследие – космос, Победа, лозунги («Мир во всем мире!», «Миру мир!»), кремлевские звезды, братство народов (как оно изображалось в садово-парковой скульптуре: негр, китаец и русский), памятник Ленину;
3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);
4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).
Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.
Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10–15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.
Главные советские достижения национальной истории – Победа, Атом и Космос – являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».
Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны – даже для очень маленьких детей.
У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность – свято место пусто не бывает! – слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.
Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования – повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот… И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива – не все еще потеряно!
Конкурс рисунков для детей и взрослых «Россия – Родина моя»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 58»
Конкурс рисунков для детей и взрослых
«Россия – Родина моя»
Паршина Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2018
Конкурс рисунков для детей и взрослых «Россия – Родина моя»
Цель: формирование стремления больше знать о своей Родине, способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к Родине.
Задачи:
-
Способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны.
-
Воспитывать бережное отношение к историческому наследию.
-
Развивать память, внимание, мелкую моторику.
Оборудование: глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); портрет президента РФ; акварель, гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, альбомные листы для рисования, баночки-непроливашки, салфетки, изображения леса, птиц, животных, ягод, грибов, рек, озер, гор; иллюстрации с изображением Кремля, города Москвы, города Новокузнецка; изображения достопримечательностей Новокузнецка, картинки-раскраски.
Ход конкурса:
-
Вступительная часть.
— Добрый день, дорогие гости! Я рада Вас приветствовать на нашем мероприятии!
Стихотворение: «С чего начинается Родина»:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас ничего не отнять
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
-
Основная часть.
— Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.
— Дорогие гости, сегодня мы проводим конкурс рисунков «Россия – Родина моя». Давайте, сначала немного поговорим и настроимся на нужный лад, прежде чем приступим к рисованию.
— Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Велика и прекрасна наша страна. В разные времена ее называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(показываю расположение России на глобусе).
— Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете свою Родину? Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте.
1. Столица первого русского государства?
-
Москва
-
Киев
-
Петербург
2. Древнерусское сооружение?
-
Собор
-
Мечеть
-
Кремль
3. Жилой дом русского народа?
-
Хата
-
Изба
-
Юрта
4. Праздник проводов русской зимы?
-
Рождество
-
Масленица
-
Крещение
5. Предметы одежды русских женщин?
-
Чалма
-
Сарафан
-
Кимоно
— Как называется главный город нашей Родины? (Рассматриваем рисунки с изображением Москвы, Кремля).
— Посмотрите, какая красивая столица нашей Родины – Москва!
— Как зовут президента нашего государства? Где работает президент?
— У каждой страны есть 3 главных символа, есть они и у нашей страны. Какие три главных, официальных символа есть у нашей России? Какие это символы? (гости отвечают, рассматривают иллюстрации).
— А знаете ли вы, что расположение цветов на флаге не случайно. Что означает каждый цвет? Белый — это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Что вам напоминает белый цвет? (Берёзы, снег, облака, ромашку). Синий — это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. А что вам напоминает синий цвет? (Небо, реки, озёра, моря). Красный — цвет силы, отваги и любви. А что вам напоминает красный цвет? (Солнце, огонь, тепло)
— А что герб нам расскажет? Кто изображен на гербе нашей страны. (Орел с двумя головами). Как вы считаете, почему именно орел на нашем гербе, а не, например – воробей (орел — сильная птица). Кого вы видите на груди у орла. (Георгий победоносец, убивает копьем змея). Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы гостей). Потому, что он защищает от всякого зла и Россия всегда побеждает всех врагов.
— А что такое гимн? (Ответы гостей). Правильно, гимн — это торжественная песня. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн? Гимн исполняется в особенных, торжественных случаях: на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а так же во время спортивных соревнований, при награждении наших спортсменов медалями за победу. Гимн России очень красивый и величественный.
— А какое дерево символизирует Россию? (берёза)
— Россия – это самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом, для… (перечислить птиц, животных, назвать ягоды, грибы.)
— Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наш родной край, это наша малая Родина.
— Как называется город в котором мы живём? (Новокузнецк)
— А мы с вами кто? (новокузнечане).
Стихотворение о городе:
Мой город самый лучший на Земле…
На всей огромной, голубой Планете…
Пусть он не так велик, сам по себе…
Его любимей нет на целом свете…
С ним связана судьба и жизнь моя…
Пусть скажут, что есть город, лучше где-то.
Но мой родней, он лучший для меня…
Со всей любовью утверждаю – это…
Мой город – это где-то часть меня…
Мои падения, взлёты и ошибки…
Впервые пережила, что душа…
Полёта очертания закрылки…
Мой город – это сердца отчий дом…
И чтобы про него не говорили…
Средь миллиона лучшим будет он…
Где б на Земле огромной мы не жили.
— Какие достопримечательности города Новокузнецка вы знаете? (отвечают, рассматривают иллюстрации).
— Молодцы. Хорошо знаете свою Родину. А теперь предлагаю приступить к работе и изобразить свою Родину такой, какой вы ее себе представляете. Вы можете изобразить удивительной красоты природу России, или представить какой-нибудь российский обычай или праздник. (Гостям, которые не умеют рисовать, предлагаются картинки-раскраски).
-
Заключительная часть.
— Какие прекрасные рисунки у вас получились (обсуждение рисунков). Теперь давайте сделаем выставку из ваших рисунков.
— А сейчас мы посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”.
4. Рефлексия.
— Вам понравился конкурс рисунков?
— Чем мы сегодня занимались?