Глазурь и кофе

Новости со всего света

Режиссер звездных войнов

by adminon 09.08.202009.08.2020

Выход первых «Звездных войн» в 1977 году перевернул представление о фантастике на большом экране. Джордж Лукас создал удивительный и в то же время реалистичный мир, который стал прорывом в кинематографе. Франшиза повлияла не только на Голливуд, но и на политику, науку и массовую культуру. По «Звездным войнам» написаны сотни диссертаций.

Мы выбрали книги, которые расскажут о самой значимой киновселенной в истории и о людях, без которых этот успех был бы невозможен.

Содержание

    • Наука «Звездных войн». Марк Брейк, Джон Чейз
    • Энциклопедия «Звездные войны»
    • Звездные войны. Энциклопедия персонажей
    • Звездные войны. Атлас далекой галактики
    • Дневник принцессы Леи. Кэрри Фишер
    • Лукас и Фавро ненавидят «Последних джедаев»
    • «Звездные войны» ждет перезапуск?
    • Страсти по Филони
    • Давайте сделаем ремейк оригинальной трилогии! Погодите, что?
    • «Звездные войны» и «Звездный путь» — это разные фильмы?
    • А кто с кем воюет? Добрая Республика против злой Империи?
    • Как могла вторая трилогия выйти раньше первой?
    • А в каком порядке смотреть?
    • Все фильмы одинаково крутые?
    • Откуда берется Сила? Кто такие джедаи?
    • А бывают злые джедаи?
    • Лазерные мечи — признак Силы? И вообще, зачем в космосе мечи?
    • Правда ли, что цвет меча обозначает принадлежность к той или иной стороне Силы?
    • Дарт Вейдер — главный злодей?
    • А хорошие — кто?
    • Это омоновцы?
    • Почему все джедаи выглядят как люди, а главный джедай похож на Чебурашку?
    • Как Хан Соло понимает Чубакку? Можно ли понять, что пищит R2-D2?
    • Когда закончатся «Звездные войны»?
  • Первый среди равных
  • Дорога к «Новой надежде»
  • Вдохновляясь историей: тамплиеры, нацисты и Ричард Никсон
  • Disney, Куросава и немецкий кинематограф

Наука «Звездных войн». Марк Брейк, Джон Чейз

Марк Брейк после появления «Новой надежды» начал работу над собственным университетским курсом о том, как в мире «Звездных войн» соотносятся законы науки реальной и те, что мы видим на большом экране. С его точки зрения, появление киносаги было в том числе реакцией Голливуда на прорыв в физике, астрономии, биологии и других дисциплинах.

Книга отвечает на множество вопросов, которые часто возникают при просмотре: может ли в реальности существовать галактика Лукаса? Как люди смогли приспособиться к суровым условиям Татуина и Хота? Насколько реалистичны сверхспособности джедаев? Вы узнаете не только о сходстве выдуманной вселенной с реальной, но и о влиянии фантастики на научный прогресс. Возможно, многие фантазии режиссеров вскоре станут осуществимыми, а некоторые идеи ученые уже воплотили в жизнь (например, голограммы и видеосвязь).

Энциклопедия «Звездные войны»

Шесть фильмов — оригинальная трилогия и три приквела — были сняты до 2005 года. Недавно на экраны вышли сиквелы, а в планах у Disney все новые и новые эпизоды. Как не запутаться во всем, что происходило на разных планетах и в разные исторические периоды вселенной «Звездных войн»?

В этой книге собрано все, что нужно знать о технологиях, событиях, их участниках, местах действий. Детальные биографии значимых персонажей, сюжетная хронология и истории со съемочной площадки могут удивить даже чересчур уверенных в своих знаниях фанатов. Предисловие написано актером Энтони Дэниелсом, сыгравшим дроида C-3PO. По его словам, даже после многолетнего участия в жизни киносаги, трудно знать и помнить все — для этого каждому поклоннику уж точно не помешает справочник.

Звездные войны. Энциклопедия персонажей

В мире «Звездных войн» насчитывается более 20 тысяч героев (включая персонажей из комиксов, книг и компьютерных игр). Многие появляются лишь однажды и практически не связаны с остальными действующими лицами, поэтому о них известно не так уж много. Но о наиболее важных и интересных из них можно узнать из «Энциклопедии персонажей».

В этом справочнике подробно описаны десятки людей и существ, которые задействованы в семи фильмах. Здесь вы найдете основную информацию о них: досье, биографию, внешность, привычки и забавные факты. Энциклопедия станет полезным помощником как для тех, кто только начал свое знакомство с киносагой, так и для опытных фанатов, которые захотят вспомнить любимых персонажей перед премьерой очередного эпизода.

Звездные войны. Атлас далекой галактики

География вселенной Джорджа Лукаса также может похвастаться разнообразием: события разворачиваются в многочисленных далеких-предалеких уголках космоса, поэтому следить за перемещениями героев бывает не так уж просто. «Атлас далекой галактики» включает в себя описание всех планет и их обитателей, которые знакомы зрителям по франшизе. Прочитав этот атлас, вы сможете представить себе не только жизнь на отдельно взятой планете, но и то, как события на ней повлияли на сюжет эпопеи.

Дневник принцессы Леи. Кэрри Фишер

Легендарная исполнительница роли принцессы Леи Органы, Кэрри Фишер, скончалась в 2016 году. Незадолго до смерти вышла ее автобиография, посвященная работе у Джорджа Лукаса. Вспоминая о создании канонических эпизодов, актриса размышляет о своей профессии и о том, как эта роль повлияла на ее карьеру.

Фишер рассказывает множество интересных и забавных подробностей о жизни на съемочной площадке — от предыстории и кастинга до ежедневного многочасового труда в пустынях, снегах и лесах. Она впервые поведала здесь о своем коротком романе с Харрисоном Фордом, на существование которого они оба до этого лишь намекали. Съемки культовых фильмов принесли всей группе не только всемирную славу, но и невероятные эмоции, которыми актриса делится со своими поклонниками.

По мере приближения 2021 года противостояние в Lucasfilm достигает апогея. Выражается это в огромном количестве слухов и утечек от инсайдеров и официальных новостей о грядущих проектах, которые регулярно появляются на просторах сети интернет. При этом сотрудников студии можно условно разделить на три части: команду главы Lucasfilm Кэтлин Кеннеди, команду режиссера Джона Фавро и застрявших в центре бури прагматиков.

Лукас и Фавро ненавидят «Последних джедаев»

Новой порцией информации о происходящем в недрах студии поделился продюсер и сценарист Камран Паша, который известен по сериалу «Царство», а также по мультсериалу «Трон: Восстание». В интервью порталу GeeksandGamers.com он рассказал, что создатель «Звездных войн» Джордж Лукас буквально ненавидит фильм Райана Джонсона «Последние джедаи».

«Я знаком с людьми, которые лично общаются с Джорджем Лукасом… Они рассказали мне, что он ненавидит «Последних джедаев» и находится в ужасе от произошедшего».

После критики в адрес «Пробуждения силы» Лукас (он заявил, что работа Дж. Дж. Абрамса повторно использует материал из старых фильмов) старается не комментировать проекты Disney. Предположительно, в условиях контракта прописано, что режиссёр не может позволить себе высказываний, которые негативно повлияют на ценность франшизы. Однако в приватных беседах Лукас называет работу Джонсона «бездушной».

Заявление продюсера пересекается с информацией от блогера Doomcock, источники которого ранее утверждали, что после просмотра восьмого эпизода Джордж Лукас заявил: «Я совершил ужасную ошибку».

Камран Паша добавил, что с позицией Джорджа Лукаса согласен и Джон Фавро. Продюсер отметил, что знает человека, который работал с шоураннером «Мандалорца» над рядом фильмов. Выяснилось, что именно после просмотра «Последних джедаев» Фавро осознал, что «Звездные войны» неуправляемо несутся в пропасть. И с этим надо что-то делать.

Режиссер не только является страстным поклонником серии, но и обладает большим влиянием в Disney благодаря тому, что он стоял у истоков создания киновселенной Marvel, а также снял по заказу Микки Мауса сверхуспешные ремейки «Книги Джунглей» и «Короля Льва». Как подчеркнул Паша, это не Фавро пригласили поработать над «Мандалорцем», но он сам предложил свои услуги.

«Он активно лоббировал свое участие в проекте, потому что он фанат и хотел спасти франшизу. Это не просто Lucasfilm обратилась к нему, но он начал говорить: «Ребята, я могу помочь с этим. Вы находитесь на неправильном пути», — поведал продюсер.

«Звездные войны» ждет перезапуск?

Новыми слухами о планах по дальнейшему развитию вселенной «Звездных войн» поделился и Doomcock. Информацию нужно воспринимать со скепсисом, хотя она исходит сразу от нескольких источников. Сам блогер подчеркивает, что она также противоречит некоторым данным от других инсайдеров и известным фактам, что говорит о борьбе группировок.

Слух заключается в следующем: якобы в Lucasfilm работают над планом по перезапуску вселенной Звездных войн. Конкретно инсайдеры упоминали «Колодец Силы», что отсылало к мультсериалу «Повстанцы».

В четвертом сезоне было показано так называемое Междумирье — место, которое существует вне времени и пространства. Доступ к нему могли получить чувствительные к Силе существа.

Попав в Междумирье, главный герой мультсериала Эзра Бриджер смог через портал в прошлое спасти от гибели в прошлом Асоку Тано, которая во втором сезоне на Малакоре осталась один на один с Дартом Вейдером. При этом подчеркивалось, что с изменением хода событий можно напортачить так, что будет сформирован новый таймлайн.

Как утверждают инсайдеры, секретный план Lucasfilm заключается в том, чтобы переписать нынешний канон «Звездных войн» при помощи Междумирья, вывести новую трилогию от Disney за его пределы, создав альтернативную историю. Фактически речь идет о концепции Мультивселенной из комиксов и фильмов Marvel.

Отметим, что подобная идея была популярна в фанатском сообществе. До утечек по сценарию фильма «Скайуокер. Восход» многие строили теории о том, что в девятом эпизоде главные герои отправятся в прошлое, что позволило бы вывести трилогию из тупика, в который ее завел фильм Джонсона. Но Абрамс пошел по наиболее халтурному пути, попросту отменив или проигнорировав сценарные решения из восьмого эпизода, превратив ленту в нелогичную «кашу на спидах».

Интересно и то, что со слухом пересекаются недавние заявления писателя Мэтта Мартина, который входит в сюжетную группу. Сценарист заявил, что канон все равно является выдуманным, поэтому все, кому не понравилась трилогия Disney, могут ее игнорировать.

План якобы уже начал воплощаться в реальность, однако его ни за что не поддержит глава Lucasfilm Кэтлин Кеннеди, ибо это является прямой угрозой ее «наследию» и своеобразной пощечиной. Однако время топ-менеджера подходит к концу, ибо контракт ее истекает в 2021 году.

Страсти по Филони

Странные события разворачиваются вокруг главы анимационных проектов Lucasfilm Дейва Филони, который входит в команду Фавро. Ранее портал LRM Online со ссылкой на информированный источник написал о том, что в студии намерены изменить подход к созданию проектов во вселенной «Звёздные войны», которые выходят эксклюзивно на стриминговой платформе Disney+.

С середины 2021 года на Disney+ раз в квартал будет выходить одно шоу. При этом все сериалы будут связаны единой сюжетной линией. Надзирать за всеми работами для стриминговой платформы будет шоураннер «Мандалорца» и глава анимационных проектов Дейв Филони.

Однако приблизительно в это время ряд блогеров и фанатов внезапно выступили против Филони. Поводом стала речь продюсера в Национальном центре по делам женщин и информационных технологий (NCWIT). Выступление состоялось еще в 2016 году, после чего видео было выложено на официальном YouTube-канале Star Wars, но обратили внимание на ролик только сейчас.

Особенно блогерам не понравилось то, что Дейв Филони начал с трибуны высмеивать фанатов. Из выступления можно понять, что он обижен на критику, связанную с полнометражным мультфильмом «Войны клонов». Как утверждает Филони, его возмутило, что некоторые критиковали Lucasfilm за то, что студия делала проект «для детей» и добавила женского персонажа Асоку Тано.

Что касается Асоки, то Филони заявил, что ее создавали с учетом юной женской аудитории. А если говорить про «персонажей для мальчиков», то продюсер уверен, что «сильный, независимый и умный персонаж» понравится не только девочкам, но и мальчикам.

Упомянул он и Рей Палпатин. Как заявил Филони, в Lucasfilm старались создать множество разнообразных героев. С едкой усмешкой он добавил, что когда стало известно, что главным персонажем «Пробуждения силы» станет «сильная и независимая» Рей, «на улицах началась паника».

«Потом выходит трейлер, и все такие: О божечки мой! Очередной женский персонаж во главе. О божечки мой! Как нечестно!» — ехидно добавил он.

Подобные высказывания аудитория сейчас восприняла неоднозначно. Некоторые теперь считают Филони «предателем», другие призывают не судить столь однозначно. Давайте попробуем разобраться.

Во-первых, нужно понимать контекст. Шел май 2016 года, до премьеры «Последних джедаев» оставалось около полутора лет. В тот момент казалось, что курс Кеннеди полностью оправдан с точки зрения доходов («Пробуждение силы» собрало два миллиарда долларов, а вышедший в конце 2016 года спин-офф «Изгой-один» — больше миллиарда). Поэтому идти против системы было бессмысленно.

Такой позиции придерживается Камран Паша, который считает, что Дейв Филони говорил публике на этой конференции то, что хотели услышать присутствующие и сама Кэтлин Кеннеди. Кроме того, атмосферу в современном Голливуде нельзя назвать здоровой. За слова, которые расходятся с «генеральной линией», можно подвергнуться публичной травле с последующим увольнением, причем сама «генеральная линия» с каждым годом становится все более расплывчатой для трактовок.

Второе — это личная обида Филони на фанатов «Звездных войн». Нужно понимать, что он все еще является режиссером худшего в истории франшизы релиза для кинотеатров (35/100 на Metacritic.com). Да, при бюджете всего в 8,5 миллионов долларов «Войны клонов» собрали более 68 миллионов долларов, но это крохи для столь значимого IP.

У сериала также были проблемы: его долгое время не хотела брать ни одна из американских телесетей (руководство WarnerMedia принудительно заставило Cartoon Network подписать контракт), а первый сезон многие восприняли неоднозначно (ему вредило нелинейное повествование, когда серии не идут в хронологическом порядке). Не стоит забывать, что новые «Войны клонов» вывели из канона старые «Войны клонов» (короткометражки от Геннди Тартаковски), что только еще больше запутало аудиторию.

Постепенно команда Филони смогла завоевать доверие фанатского сообщества благодаря интересным историям и прописанным персонажам. Если изначально Асока Тано напоминала «черта из табакерки» (появилась буквально из ниоткуда), то под конец она стала одним из самых известных персонажей саги. Но Филони явно затаил обиду.

Аргументы о том, что консервативные фанаты настроены против «детских проектов» и «женских героинь», не выдерживают никакой критики в принципе. При Лукасе Lucasfilm предлагала линейку продуктов для всей семьи, стараясь охватить все демографические аудитории, включая и юную: конструкторы, видеоигры, множество различных анимационных проектов (Боба Фетт впервые дебютировал именно в мультике), детские книги и даже фильмы (Лукас продюсировал несколько лент про эвоков).

Тренд на травлю фанатов начал формироваться при Кеннеди, тогда как сам Лукас старался не обращать внимания на большую часть критики. Как теперь известно, топ-менеджер уверена в том, что оригинальная трилогия «Звездных войн» якобы интересна только людям возрасте от 50 лет и старше, поэтому нужно расширять аудиторию. Когда же ядро фанатской базы возмутилось «инновациям», Lucasfilm и ее свита из СМИ вовсю принялась топить поклонников франшизы, называя их «троллями», «женоненавистниками», «белыми мужиками», «расистами» и так далее и тому подобное.

В интеграции женских персонажей нет ничего плохого. Но современный Голливуд неправильно расставляет приоритеты, а благородная концепция борьбы за социальную справедливость и всеобщее равенство была извращена. Нужно понимать, что идею необходимо подкрепить качественной историей, чего как раз и не происходит. В итоге появляется Рей Палпатин — «сильная и независимая» Мэри Сью, которая делает все лучше всех по умолчанию.

Львиной доле аудитории неважно, сильный персонаж или слабый. Но халтурная работа киноделов бросается в глаза и способна отпугнуть людей и вызвать всеобщую ненависть. В старом каноне «Звездных войн» было множество интересных женских персонажей, которые подпадают под понятие «сильный и умный персонаж». Попытки продвинуть идею в ущерб повествованию скатываются в абсурд.

Что касается Дейва Филони, то по его работам видно, что он разделяет концепцию борьбы за социальную справедливость. Главное отличие от Кеннеди и ее миньонов заключается в том, что он умеет создавать увлекательные истории и работать над сценарием.

Поэтому его команде и удалось создать множество интересных персонажей: Асоку Тано, Рекса, Сабин Врен, Эзру Бриджера, Геру Сендуллу, Дарта Мола и так далее. Команда главы Lucasfilm отметилась раздражающими Рэй Сью, Финном, Роуз Тико и Эмилин Холдо, которую все знают как «та тетка с фиолетовыми волосами».

Давайте сделаем ремейк оригинальной трилогии! Погодите, что?

Как мы упоминали выше, Кэтлин Кеннеди не намерена сдаваться без боя, активно ставя палки в колеса главе всея Disney Бобу Айгеру и оппонентам из стана Фавро/Филони. Выражается это в нанесении максимально возможного ущерба франшизе. И речь идет не только о сериале от бывшей помощницы Харви Вайнштейна Лесли Хэдланд, которому принудительно дали «зеленый свет» за счет контролируемых утечек слухов через лояльные СМИ.

Скажем, как вам идея переписать оригинальную трилогию Лукаса? Звучит бредово, но это уже происходит. Например, в анимационном веб-сериале Star Wars Galaxy of Adventures есть серия, посвященная Битве за Хот. В ней Лею Органу превратили в генерала, поручив командование эвакуацией и сражением. При этом в фильме руководил всем генерал-мужчина Карлист Риекан. Данный эпизод почему-то недоступен в России.

Не стоит забывать, что в новом каноне пытаются нивелировать подвиги Люка Скайуокера в угоду главной героине «Изгоя-один» Джин Эрсо. Или о том, что в одном из новых комиксов для детей Скайуокера превратили в андрогина.

Некоторые журналисты уже призывают Lucasfilm начать работы над ремейком трилогий Джорджа Лукаса, в котором будут учтены все современные тренды. Такую статью как раз недавно опубликовал портал Comicbook.com.

При этом у Кеннеди есть еще одно секретное оружие — Райан Джонсон. Напомним, что в свое время было объявлено, что режиссер будет работать над своей отдельной трилогией во вселенной «Звездных войн». После скандала с «Последними джедаями» проект тихо похоронили, но не отменили официально. И в случае необходимости глава Lucasfilm всегда может достать его из сундука.

Как утверждает портал LRM Online, трилогия Райана Джонсона находится на ранней стадии производства. Согласно предварительному плану, первый фильм выйдет после ленты Тайки Вайтити, для которой забронировали 2024 год.

Нужно подчеркнуть: Джонсон не является плохим режиссером, однако ему поручили сделать фильм, который являлся частью трилогии. Режиссер решил всех шокировать, показав всем средний палец с одобрения главы Lucasfilm. В итоге он подорвал финансовую стабильность бренда и доверие со стороны лояльной аудитории. Повторный анонс трилогии от Джонсона может нанести еще один мощный удар по бренду, который и так находится в шатком положении.

Кадр: Lucasfilm / Walt Disney

25 мая «Звездные войны» отмечают юбилей: первый из фильмов серии — «Новая надежда» — вышел на экраны ровно 40 лет назад. За это время вселенная, созданная Джорджем Лукасом, стала объектом культа для миллионов поклонников и важнейшим явлением в мировой массовой культуре. В России герои «Звездных войн» не менее популярны, чем за рубежом, однако остаются те, кто либо вовсе не смотрел фильмов Лукаса, либо смотрел урывками и мало что запомнил. Специально для них «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о «Звездных войнах».

Материал был написан в декабре 2015 года накануне выхода «Пробуждения Силы» — седьмой части «Звездных войн».

Этот текст отвечает на базовые вопросы о шести фильмах Джорджа Лукаса. Он не касается версий, спорных моментов и сюжетных нестыковок, а также не рассматривает расширенную вселенную «Звездных войн».

«Звездные войны» и «Звездный путь» — это разные фильмы?

Правильнее сказать — разные вселенные. Star Wars и Star Trek — две крупнейшие медиафраншизы, и обе в каком-то смысле «про космос». На этом сходства заканчиваются. Если коротко, то «Звездный путь» — про нашу галактику в далеком будущем. События «Звездных войн», напротив, разворачиваются давным-давно в далекой-далекой галактике. «Звездный путь» — история о приключениях отважных исследователей новых планет. «Звездные войны» — эпопея о военном и политическом противостоянии внутри обширного сказочного мира, да еще и с элементами семейной саги. Star Trek — это в более строгом смысле научная фантастика, где главное — технический прогресс. Star Wars — фантастическая эпопея в космических (и не только) декорациях, в основе которой идея о Силе, волшебном по своей природе явлении. В массовой культуре «Звездный путь» и «Звездные войны» часто противопоставляют друг другу. У каждой вселенной масса поклонников, но людей, считающих себя одновременно фанатами обеих, значительно меньше. Вопрос, что лучше, не теряет актуальности на протяжении десятилетий.

А кто с кем воюет? Добрая Республика против злой Империи?

Нет. Галактическая империя — правопреемник Республики (как, например, Россия — правопреемник СССР). В первых трех частях рассказывается как раз о том, как из республики сделать империю: достаточно, чтобы харизматичный последователь культа темной стороны Силы (об этом — ниже) выиграл выборы в республиканский Сенат. Части под номером IV, V и VI (именно они выходили в 1970-1980-х годах) посвящены борьбе повстанцев против ига Империи.

Как могла вторая трилогия выйти раньше первой?

Первая трилогия — классические фильмы, выходившие c 1977-го по 1983-й. В 1999-2005 годах сняли еще три фильма, действие в которых происходит до событий, описанных в первой трилогии. Эпизоды саги пронумерованы по сюжету — то есть три серии первой трилогии получили порядковые номера IV, V и VI. Нынешний фильм, выходящий в конце 2015 года, стал седьмым как по сюжету, так и по порядку выхода.

Кстати, нумерацию эпизодов создатель «Звездных войн» Джордж Лукас придумал не сразу. Самый первый фильм, который по сюжету является IV эпизодом саги, был пронумерован задним числом — спустя четыре года после выхода.

Эпизод II: «Атака клонов» — второй фильм новой трилогии и пятая часть саги о «Звездных войнах» Кадр: Lucasfilm / Walt Disney

А в каком порядке смотреть?

Правильного ответа на этот вопрос нет. Лучше всего — в обоих; по крайней мере, на это уйдет меньше времени, чем на споры, в каком порядке правильнее. Вообще, «Звездные войны» вполне можно оценить, не сильно вникая в сюжет. Знатоки вселенной Лукаса скажут вам, что сюжетных дыр и нестыковок в саге огромное множество, но от этого она не становится хуже. Единственное соображение в пользу просмотра в порядке выхода фильмов — после перегруженных современными спецэффектами приквелов оценить по достоинству олдскульные серии может оказаться немного труднее.

Все фильмы одинаково крутые?

О нет. Довольно популярный тезис: новая трилогия в подметки не годится классической. Это предубеждение разделяют многие поклонники «Звездных войн», в «Медузе» с ним согласны лишь отчасти. Сводный топ редакции выглядит так:

  1. Эпизод V: Империя наносит ответный удар
  2. Эпизод III: Месть ситхов
  3. Эпизод IV: Новая надежда
  4. Эпизод VI: Возвращение джедая
  5. Эпизод I: Скрытая угроза
  6. Эпизод II: Атака клонов

Откуда берется Сила? Кто такие джедаи?

Герои фильмов Лукаса описывают Силу как энергетическое поле, которое «связывает воедино всю Галактику». Источником Силы считаются микроскопические существа, которые содержатся во всех живых организмах. Способность чувствовать Силу определяется их количеством, однако умение контролировать Силу достигается только обучением. Зато она наделяет владельцев множеством полезных навыков — от умения манипулировать собеседником до способности метать молнии из рук. Сила представлена Светлой и Темной сторонами; каждый носитель Силы определяется с выбором стороны самостоятельно. Светлой и Темной сторонам служат, соответственно, два ордена — джедаев и ситхов. Эти организации часто сравнивают с рыцарскими и монашескими орденами средневековья.

А бывают злые джедаи?

Джедаи — это те, кто использует Силу во благо. В фильмах Джорджа Лукаса им противопоставлены ситхи, служители Темной стороны Силы. «Злой джедай» — оксюморон. При переходе на Темную сторону джедай становится ситхом.

Дарт Мол, владыка ситх и главный антагонист в фильме «Скрытая угроза» Кадр: Lucasfilm / Walt Disney

Лазерные мечи — признак Силы? И вообще, зачем в космосе мечи?

Лазерный или световой меч — главное оружие джедаев и ситхов. Каждый рыцарь-джедай и владыка ситх сам создает свой меч в ходе обучения. Теоретически, чтобы размахивать им, сверхъестественных навыков не нужно, однако на практике умение владеть световым мечом достигается тяжелейшими тренировками, которые доступны лишь тем, кто умеет контролировать Силу. И джедаи, и ситхи обоих орденов используют световые мечи и как боевое оружие (считается, что меч «точнее и элегантнее» лазерного пистолета), и как церемониальное. Фактически, световой меч — знак принадлежности к ордену джедаев или ситхов.

Что касается космоса, то большинство схваток (в каждом эпизоде «Звездных войн» есть хотя бы один поединок на световых мечах) происходит либо на поверхности планет, либо на борту звездолетов или космических станций.

Правда ли, что цвет меча обозначает принадлежность к той или иной стороне Силы?

Цвет меча помогает определить принадлежность персонажа к Темной или Светлой стороне: в классических фильмах джедаи вооружены мечами синего и зеленого цвета, а ситхи — красного. Но цветовое деление было придумано исключительно для того, чтобы зрителям было проще следить за ходом поединков. Меч Люка Скайуокера в «Возвращении джедая» изначально тоже должен был быть синим, зеленым его сделали, чтобы он лучше выделялся на фоне неба. Все остальные цвета появились в приквелах. Мейс Винду, герой Сэмьюэла Джексона, получил фиолетовый меч — просто потому, что актеру захотелось быть заметнее.

Дарт Вейдер — главный злодей?

Дарт Вейдер — безусловно, самый узнаваемый персонаж франшизы и один из самых популярных. Вейдер — главный антагонист первой трилогии «Звездных войн» (частей IV, V, VI). Имя «Дарт» и красный цвет меча выдают в нем ситха, и на протяжении всех трех фильмов он разрушает планеты, безжалостно расправляется с нерадивыми подчиненными и внушает трепет всему населению Империи. Саму Империю часто сравнивают с нацистской Германией, а Вейдера с его армией штурмовиков и несколько истеричным характером называют ее фюрером (осторожно, юмор). Тем не менее, главным злодеем Дарт Вейдер все-таки не является. Во-первых, над ним есть император Палпатин, который когда-то и переманил Вейдера на Темную сторону Силы. Во-вторых, внутренняя борьба Дарта Вейдера является по большому счету главным конфликтом всей саги.

Спойлер! Величайший твист в истории Голливуда: в фильме «Империя наносит ответный удар» выясняется, что Дарт Вейдер — отец главного героя, Люка Скайуокера. До перехода на Темную сторону Вейдер был джедаем по имени Энакин. Приключениям Энакина Скайуокера посвящена трилогия-приквел: в ней рассказывается о том, как в результате серии душевных травм и физических увечий юный джедай превратился в закованного в черные доспехи ситха, которого мы все знаем и любим.

А хорошие — кто?

Главные герои первой трилогии — Люк Скайуокер и принцесса Лея Органа, контрабандист Хан Соло и его друг Чубакка (высокий и с ног до головы покрытый косматой шерстью), джедай Оби-Ван Кеноби, а также роботы R2-D2 (немного смахивает на пылесос) и C-3PO (напоминает Железного Дровосека). Харрисон Форд, игравший Хана Соло в классической трилогии, снова появится в этой роли в «Пробуждении Силы» — седьмой части, которая выходит в декабре 2015 года. Из положительных персонажей новой трилогии стоит отметить Джа-Джа Бинкса — хотя бы потому, что бедолагу все ненавидят.

Это омоновцы?

Кадр: Страница Ольги Цыковой / ВКонтакте

Нет. Это — штурмовики, основа армии Галактической Империи и символ ее мощи. Первыми штурмовиками стали солдаты-клоны, составлявшие армию Республики. В рядах имперских штурмовиков на разных этапах служат как клоны разных поколений, так и обычные люди — призывники. Имперский штурмовик — один из самых популярных образов вселенной Джорджа Лукаса.

Почему все джедаи выглядят как люди, а главный джедай похож на Чебурашку?

Вселенную Джорджа Лукаса населяет бесчисленное множество разумных существ. Например, эвоки (их не следует путать с вуки, в честь которых, кстати, назван главный вики-ресурс по «Звездным войнам» — «Вукипедия»). Джедаями и ситхами могут быть представители самых разных рас и видов — даже неизвестных науке, как в случае с магистром Йодой (который весьма отдаленно напоминает Чебурашку). Йода — один из самых могущественных джедаев и глава всего ордена, а в приквелах — еще и военачальник республиканской армии. Несмотря на небольшой рост, он не знает себе равных во владении световым мечом.

Как Хан Соло понимает Чубакку? Можно ли понять, что пищит R2-D2?

Чубакка разговаривает на языке вуки и понимает обычный язык. Хан Соло разговаривает на обычном и понимает язык вуки. Таким образом, говорить каждый может только на своем языке, но способен понимать собеседника. С дроидами сложнее: язык их общения полностью понятен только другим роботам. За исключением редких случаев, когда Люк Скайуокер понимает, что говорит R2-D2, для общения с ним нужен переводчик. Как правило, эту роль исполняет C-3PO.

Когда закончатся «Звездные войны»?

Судя по всему, нескоро. «Пробуждение Силы» задумано как первый фильм новой трилогии, а компания Disney, которая владеет правами на франшизу с конца 2012 года, обещает снимать новые фильмы до тех пор, пока люди готовы покупать билеты. По прикидкам журнала Wired это означает, что люди, успевшие сходить в кино на самые первые «Звездные войны», до финальной серии саги могут и не дожить. С другой стороны — Сила будет с ними всегда.

Константин Бенюмов

Рига

  • Напишите нам

25 мая 1977 года состоялась премьера первого фильма из серии «Звездных войн» – киносаги, которой было суждено во многом изменить кинематограф своего времени. Однако новаторские идеи и технические решения не были придуманы создателями знаменитой франшизы с нуля.

Первый среди равных

В 1970-х космическая тематика была на пике популярности. Космическая гонка между США и СССР находилась в самом разгаре, продолжались полеты на Луну, а в начале десятилетия космические аппараты достигли поверхностей Марса и Венеры. Оставить без внимания эту тему кинематограф не мог – и кинозалы заполонили фильмы о космических путешествиях.

В советских кинотеатрах выходили картины наподобие «Соляриса» и «Москва-Кассиопеи», а американские студии выделяли поистине космические бюджеты для съемок фантастических блокбастеров. Знаковым для темы космоса становится конец 1970-х: в течение пары лет выходит «Звездный крейсер «Галактика»», «Чужой» Ридли Скотта, полнометражный «Звездный путь», телесериал о Баке Роджерсе и культовый «Флэш Гордон». В 1979 году даже создатели весьма консервативной «Бондианы» решили перенести место действия в космос, что позволило картине «Лунный гонщик» собрать рекордную для франшизы кассу.

Режиссер Джордж Лукас, уже заслуживший уважение в индустрии после успеха «Американских граффити», начал работать над первым фильмом «Звездных войн» еще в начале 1970-х. Изначально Лукас хотел экранизировать историю Флэша Гордона – героя комиксов 1930-х годов, фанатом которого Лукас считал себя с детства. Однако, несмотря на поддержку своего друга, режиссера Фрэнсиса Форда Копполы (уже прославившегося двумя «Крестными отцами»), Лукасу не удалось выкупить права на персонажа.

Кадр из фильма «Флэш Гордон» 1936 года

Не оставляя надежды приблизиться к успеху культового персонажа, Лукас принялся изучать, что же вдохновляло авторов «Флэша Гордона». Лукас нашел истоки «Флэша Гордона» в «марсианском» цикле книг Эдгара Берроуза, создателя Тарзана. В свою очередь, на Берроуза оказал влияние роман «Лейтенант Гулливар Джонс», написанный Эдвином Арнольдом в 1905 году и ставший одним из первых бестселлеров т.н. жанра планетарной фантастики.

Лукас позаимствовал у «Флэша Гордона» один из знаковых атрибутов своей саги — «ползущие» титры

Одной из определяющих картин той эпохи стала классическая работа Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Полный аллюзий, философских вопросов и строгой научности, фильм Кубрика имел мало общего со сценарием, над которым работал автор «Звездных войн». Лукас пытался уйти от реалистичного и серьезного мира Кубрика в жанр сказочного эпоса, где на первый план выходит не противостояние человека и неизведанного космоса, а романтизм и дух приключений.

Чтобы еще больше отойти от канонов Кубрика, Лукас пошел на шаг, который в эпоху моды на футуризм казался смелым решением.

В то время, как образ «Космической одиссеи» Кубрика был основан на мире будущего, «Звездные войны» задумывались как шаг в прошлое к уже проверенным временем сюжетам: дуэлям, политическим интригам, семейным конфликтам и чудовищам. С первых секунд фильма Лукас сразу обрывает любую связь с футуризмом кубриковской «Одиссеи»: «Давным-давно, в далекой-далекой галактике…».

«Давным-давно, в далекой-далекой галактике…»

Акцент на прошлое повлиял не только на сценарий, но и на визуальную составляющую. Революционная на тот момент идея «подержанного будущего» заметно выделяла сагу среди других картин. Вместо традиционных для научной фантастики отполированных, пластиковых и металлических поверхностей с кислотными цветами все декорации и костюмы в «Звездных войнах» выглядели потрепанными и уже бывшими в употреблении. К примеру, один из главных атрибутов франшизы – корабль «Тысячелетний сокол» – был сделан из авиационного металлолома.

Интерьер «Тысячелетнего сокола»

Среди российских кинематографистов популярна история, согласно которой Лукас во время своего первого визита в Москву настойчиво просил советских чиновников организовать ему встречу с режиссером Павлом Клушанцевым. Встреча якобы не состоялась, так как чиновники не были знакомы с творчеством советского режиссера.

Лукас никогда напрямую не рассказывал об этом эпизоде, однако «крестным отцом» «Звездных войн» очень часто нарекают именно Павла Клушанцева. И на это есть основания: именно Клушанцев являлся одним из немногих советских режиссеров, чьи фильмы в жанре научной фантастики стали широко известны за рубежом. Его картины «Дорога к звездам» и «Планета бурь» произвели небольшую революцию в жанре и получили известность далеко за пределами СССР.

Дорога к «Новой надежде»

Даже если вы являетесь самым преданным фанатом «Звездных войн», вы бы вряд ли узнали в ранних сценариях Джорджа Лукаса знаменитую киновселенную. Работа над первым фильмом, «Новой надеждой», заняла у Лукаса и его соавтора Гэри Курца многие годы, множество отвергнутых сценариев и десятки персонажей, лишь часть из которых впоследствии стала частью франшизы.

В первых черновиках образ главного героя сильно отличался от известного нам Люка Скайуокера. Изначально Люк задумывался как 60-летний генерал, герой войны, притом долгое время фамилия героя звучала как «Старкиллер» («убийца звезд», впоследствии это имя было отдано другому персонажу).

Более того, Лукас признавался, что в одной из версий роль Скайуокера должна была отойти актрисе, а вовсе не актеру-мужчине. Подобный сценарный ход, будь он воплощен в жизнь, на многие десятилетия опередил бы свою эпоху: лишь в 2015 году на волне движения #MeToo главным персонажем «Звездных войн» впервые стала женщина.

Джордж Лукас в 1974 году

Отличия касались не только образа Скайуокера. Герой Харрисона Форда, Хан Соло, изначально выглядел как зеленокожий инопланетянин с жабрами, один из главных персонажей носил имя Кейн Старкиллер, а ключевой для фильма концепт Силы носил неизвестные нынешним фанатам названия «Ашла» и «Боган».

К 1975 году сценарий Лукаса стал напоминать известную всем фанатам историю. Режиссер определился с образом главного героя, были введены персонажи Оби-Ван Кеноби и принцесса Лея, а главный антагонист, Дарт Вейдер, обзавелся известным нам всем устрашающим имиджем. 25 марта 1976 года, ровно за год до премьеры, Лукас приступил к съемкам в Тунисе.

Слева направо — Хан Соло, Оби-Ван Кеноби, Люк Скайуокер, Лея, Дарт Вейдер

Вдохновляясь историей: тамплиеры, нацисты и Ричард Никсон

В 2013 году вышла книга «Звездные войны и история» авторства профессоров истории Нэнси Ригин и Дженис Лидл. В работе над книгой участвовал и сам Джордж Лукас; в книге описываются концепты, которые косвенно или напрямую повлияли на сценарий фильма.

Кто стал прототипом для главных протагонистов саги – джедаев – Лукас дал понять прямым текстом и без каких-либо скрытых аллюзий. Именуемые в фильме не иначе, как «рыцари», джедаи, по мнению авторов книги, больше всего напоминают орден тамплиеров. Джедаи и тамплиеры и в самом деле имеют много общего: аскетские одеяния, напоминающие монашеские, рыцарские мечи и даже структура организации – во главе обоих орденов стоит магистр.

Совет джедаев

Само же название «джедаи» пришло из японского: Лукас вдохновлялся жанром японского кинематографа дзидайгэки, в основе которого лежат истории о воинах-самураях, также имеющих сходство с джедаями.

Политические институты в «Звездных войнах» берут начало из еще более ранних исторических эпох. Переход от Галактической Республики к Галактической Империи схож с подобным эпизодом в истории Древнего Рима (I век до н.э.). К древнеримской истории отсылает не только главный политический институт в фильме – Сенат, но и даже архитектура: дизайн городской среды на планете Набу имеет много схожих черт с античными городами.

Планета Набу

XX век оказал не меньшее влияние на киносагу Лукаса. Премьера состоялась спустя 32 года после разрушительной мировой войны, и мало кто из зрителей не угадал в солдатах Галактической Империи и Первого Ордена военнослужащих нацистской Германии. Начиная с формы штурмовиков, боевого построения и маской Дарта Вейдера (представляющей собой нечто среднее между германским шлемом и противогазом) и заканчивая прообразом императора Палпатина, одного из главных антагонистов серии.

Армия Первого ордена

В то время, как многие фанаты, включая авторов книги «Звездные войны и история», проводили параллели между Палпатином и Адольфом Гитлером, сам Джордж Лукас еще в 1981 году признался, что прообразом галактического императора стал президент США Ричард Никсон. В 2005 году Chicago Tribune публикует интервью, в котором Лукас заявил, что сюжет «Звездных войн» являлся во многом ответом на президентство Никсона.

«Речь шла о войне во Вьетнаме, как раз в тот момент, когда Никсон пытался переизбраться на второй срок. Я стал размышлять о процессах в истории, в ходе которых демократии превращались в диктатуры. Ведь демократии не свергают. Их уступают», – рассказывал Лукас.

Император Палпатин и президент США Ричард Никсон

Война во Вьетнаме не случайно оказала влияние на звездную сагу. В 1970-х годах участие американской армии в боевых действиях во Вьетнаме во многом определяло социально-политический контекст в американском обществе и не могло остаться незамеченным в массовой культуре.

Тема была близка и самому Лукасу. В начале 1970-х он был одним из главных претендентов на режиссерское кресло «Апокалипсиса сегодня» – культовой ленты о Вьетнамской войне, впоследствии снятой режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой.

В самой войне Лукас не участвовал. В конце 1960-х его зачислили в одно из подразделений, готовившихся к отправке во Вьетнам, однако в последний момент ему было отказано из-за подозрения на диабет.

Несмотря на это, режиссер подробно изучил специфику войны во Вьетнаме. Боевой стиль и тактика эвоков – существ, похожих на плюшевых медведей, впервые появившихся в шестом эпизоде, – были скопированы у вьетконга. Как и вьетнамским солдатам, эвокам, которые эффективно использовали знание местности, удавалось одерживать тактические победы, несмотря на примитивное вооружение.

Эвоки — существа, особенности ведения боя которых были позаимствована у солдат вьетконга

На «Звездные войны» повлиял и более широкий политический контекст эпохи. В основе сразу нескольких эпизодов саги лежит идея об оружии колоссальной мощности – «Звезды смерти», способной уничтожать целые планеты. В «Новой надежде» Лукас показывает уничтожение планеты Альдераан, визуально напоминающей Землю. Подобные эпизоды в условиях Холодной войны неизбежно вызывали ассоциации с ядерным оружием, притом фильмам Лукаса удалось в ответ повлиять и на саму терминологию международной политики. Объявленная президентом Рейганом программа «Стратегической оборонной инициативы» после фильмов Лукаса вошла в историю под названием «звездные войны».

Disney, Куросава и немецкий кинематограф

Учитывая насыщенность и многообразие созданной Лукасом вселенной, отсылки к реальному миру были неизбежны.

Персонаж Чубакки был основан на собаке самого Лукаса. Дома у режиссера жил аляскинский маламут по кличке Индиана (впоследствии этим именем был назван другой герой Лукаса, Индиана Джонс). Другой антропоморфный персонаж, появившийся в эпизоде «Скрытая угроза», Джа-Джа Бинкс был создан, по признанию Лукаса, под впечатлением от диснеевского героя Гуфи.

Прообразом персонажа Джа-Джа Бинкса стал диснеевский Гуфи

Внешний вид робота С-3PO был полностью основан на образе женщины-андроида из фильма «Метрополис» 1927 года, в котором, правда, характер робота заметно отличается от персонажа Лукаса. В картине Фрица Ланга андроид является продуктом злого гения, а в «Звездных войнах» робот представляет собой неуклюжего помощника главных героев, которому в повествовании отведена скорее комическая роль.

Появлению самого персонажа C-3PO (а также его «друга», робота R2-D2) фильм обязан картине Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости», где прообразами роботов стали двое крестьян. Именно из работы легендарного японского режиссера Лукас позаимствовал прием повествования от лица двух второстепенных персонажей.

Образ С-3PO был создан на основе робота из фильма «Метрополис» 1927 года

На образ некоторых персонажей повлияла внешность реальных людей. Персонаж Йоды обязан своей внешностью голливудскому гримеру Стюарту Фриборну, который и работал над созданием образа магистра джедаев. В лице Йоды легко узнаются черты лица Фриборна, а для того, чтобы персонаж выглядел мудрее, гример добавил к его образу черты внешности Альберта Эйнштейна.

По воспоминаниям Лукаса, при создании мифологии своих картин он вдохновлялся книгой «Герой с тысячью лицами» американского ученого Джозефа Кэмпбелла. В отличие от исторических параллелей, мифология в «Звездных войнах» стала результатом синтеза большого числа религиозных течений, начиная от авраамических религий, заканчивая ближне- и дальневосточными религиозными учениями, античной мифологией и восточной философией.

Разное
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .