Глазурь и кофе

Новости со всего света

Ребенка травят в школе

by adminon 24.08.202024.08.2020

О травле часто не говорят вслух, потому что это может навредить репутации школы, учеников или родителей. Но она существует и может принести большие проблемы всем, кто в ней участвует — включая инициаторов агрессии. Двигателями травли являются невежество, максимализм и социальное окружение, которое во многом создаёт предпосылки для давления на отдельных членов сообщества.

Самый напряжённый в этом отношении возраст — 11-14 лет, когда подростки ищут себя и своё место в мире. Выстраивая свою идентичность, они объединяются в группы. В этот период детские коллективы очень сепарированы и имеют прямолинейную идеологию без градиентов: мир для подростков делится на чёрное и белое. Сформировавшиеся группы подростков стремятся поддерживать целостность.

Самый простой путь к сохранению стабильности группы — конструирование идеи внешнего врага и поиск более слабого противника, систематическое притеснение которого удовлетворяет членов доминирующей группы.

В социологии это называется негативной мобилизацией. Группа поддерживает внутренний консенсус благодаря внешнему насилию. Такая система может существовать достаточно долго и стабильно.

Как правило, есть несколько человек, одержимых идеей травли кого-то. Они используют грубую силу для поддержания авторитета и направления действий более низкоранговых одноклассников. Кто-то участвует в преследовании для того, чтобы подняться вверх по иерархии, кто-то занимается травлей ради удовольствия, кто-то делает это из страха, внутренне сочувствуя объекту буллинга (от английского bullying).

(источник:meandmychild.com)

Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли, где очень ярко раскрыта тема травли в подростковой среде. На тематических учительских форумах участники часто предлагают проблемным ученикам познакомиться с «Чучелом», чтобы они увидели свои действия со стороны.

Травля осуществляется устоявшимися способами:

  • моральное насилие,
  • физическое насилие,
  • порча личного имущества,
  • слухи, сплетни, ложь.

Отдельно стоит отметить так называемую «интернет-травлю» — продукт цифрового века. В некоторых случаях интернет-травля проявляется в поиске компромата на жертву с последующим шантажом. Помимо шантажа существует целенаправленный «слив» компрометирующей информации в интернет. Одним из инструментов интернет-травли может служить целенаправленный троллинг. «Тролли» играют на слабостях своих жертв: бьют по самооценке, высмеивают увлечения и недостатки других людей.

Мы попросили психолога, который занимается проблемой школьного буллинга, ответить на несколько вопросов о том, как устроена травля, и что делать, если ваши дети с ней столкнулись.

Александра Бочавер, кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Содержание

  • Механизм травли и группы риска
    • Это может быть интересно:
  • Последствия травли для участников
  • Влияние семьи и учителей
    • Ещё по этой теме:
  • Если ребёнок подвергается травле
  • Если ребёнок участвует в травле или является её лидером
  • Профилактика
  • Если травля без физического насилия
  • Если нанесен вред здоровью ребенка
  • Главное – защитить ребенка!
  • Что такое буллинг и как за него наказывают
  • Случаи буллинга в Харькове и области
  • Не хватило куска торта
  • «Встала и сюда подошла», — избиение подростка в Изюме
  • Кибербуллинг
  • Юристы советуют
  • Международный опыт борьбы с буллингом

Механизм травли и группы риска

Это может быть интересно:

Антисемитизм советский математический

Травля — это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-то в условиях неравенства силы и власти. Она работает механизмом выстраивания системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределённости, то образование полюсов «агрессор — жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусами, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.

Ребёнок, который оказывается в роли жертвы — как правило, тот, кто по каким-то причинам более уязвим психологически, чем другие. Эта уязвимость может быть связана с отличием ребенка от большинства по внешнему виду, этнической принадлежности, состоянию здоровья и так далее. Однако то, что ребёнок оказался в классе самым высоким (черноглазым, начитанным, физически слабым и так далее) совершенно не обязательно приведёт к тому, что его будут преследовать одноклассники.

Важнее то, как ребёнок реагирует на агрессию в адрес себя: если у него сложности с самоконтролем, он легко впадает в ярость или в слёзы, не чувствует иронии и не может спокойно ответить на нападки, то вероятность того, что его будут обижать, возрастает.

Кроме того, сложные жизненные ситуации (например, развод родителей или переезд в другой город), которые травмируют ребёнка и оттягивают на себя его эмоциональные силы, делают его более уязвимым к агрессии в школе. В этом случае у него может не хватать ресурсов для совладания с негативным поведением одноклассников и выстраиванием с ними конструктивных отношений.

Существует миф о том, что есть дети, которых обязательно будут травить, где бы они не учились. Это не так: всё зависит не только от того, как ведет себя конкретный ребёнок, и насколько он готов вступать в доброжелательные коммуникации, но и в значительной мере от того, какой тип отношений принят в группе, какие способы поведения поддерживаются и транслируются взрослыми.

(источник:pinimg.com)

Последствия травли для участников

В травле участвуют три стороны: ребёнок, оказавшийся в роли жертвы; ребёнок, занимающийся преследованием; дети, оказавшиеся свидетелями травли. Исследования показывают, что систематическая травля, которую не пресекли вовремя, ведёт к негативным последствиям для всех участников ситуации, влияя на их мироощущение, поведение и ожидания от других людей.

Дети, которых постоянно обижают, часто демонстрируют психосоматические симптомы тревожно-депрессивного расстройства, могут стать склонны к саморазрушающему поведению вплоть до суицидальных попыток, чаще болеют, теряют учебную мотивацию и стремятся не ходить в школу. Они начинают воспринимать мир опасным, а себя — незащищенными.

Ребёнок, долгое время безнаказанно занимающийся травлей, часто убеждается в том, что в чьих руках власть, тот и прав, и переносит этот опыт на другие отношения, готовясь к тому, что кто-то более сильный будет унижать его так же, как он это делает с другим ребенком сейчас. Дети, занимающиеся травлей, впоследствии чаще демонстрируют другие формы противоправного поведения.

Дети, на глазах которых происходит систематическое преследование одних сверстников другими, переживают страх и стыд. Если травля не прекращается благодаря их вмешательству или включению взрослых, они привыкают к тому, что их участие пассивно, а их многочисленность ничего не значит.

Длительная травля в классе действует негативно на всех детей, отучая их от уважительных партнерских отношений и акцентируя беспомощность одних и власть (силу, статус) других. Бездействие взрослых укрепляет это ощущение. (источник:wikimedia.org)

Влияние семьи и учителей

Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.

Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.

Ещё по этой теме:

Комфорт вместо свободы, мораль вместо терпимости

Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.

Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом.

(источник: iacpublishinglabs.com)

Если ребёнок подвергается травле

Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе — с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения. Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.

  • Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
  • Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее). Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
  • Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
  • Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками. Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
  • Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий — от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать. Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
  • Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации. Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
  • Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.

(источник:nobullying.com)

Если ребёнок участвует в травле или является её лидером

Признавать, что его ребёнок неправ, родителю всегда неприятно — особенно перед другими родителями. Тем не менее, с точки зрения дальнейшего развития ребёнка важно, чтобы его агрессивное поведение было замечено, а не проигнорировано взрослыми. Нужно понимать, что агрессивное пресечение агрессивных действий не работает. Битьё, ругань, унижение агрессивного ребенка, как и прямой запрет на травлю, неэффективны. Они только упрочивают уверенность ребёнка в том, что «кто сильный, тот и прав» — просто в паре с родителем он занимает роль слабого.

Какой видят школу герои подростковых книг

Если ребёнок систематически обижает кого-то из других детей, это говорит о том, что он чувствует себя неуверенно и очень хочет повысить свой статус. Однако других инструментов для повышения уверенности в себе у него сейчас нет. Соответственно, родитель может задуматься о том, почему ребёнок чувствует себя именно так.

Нужно постараться организовать среду, в которой тот сможет приобрести недостающие навыки и почувствовать себя более успешным, компетентным и признанным без того, чтобы обижать кого-то более слабого. В первую очередь речь идет об отношениях собственно в семье. Кроме того, это могут быть разнообразные кружки и секции, где есть место достижениям и соревновательности (спорт, походы и так далее).

Ключевая мысль, которую стоит иметь в виду в контексте травли, такова: дети в своих отношениях между собой повторяют то, что им демонстрируют взрослые, альтернативой травле являются уважение и взаимопомощь.

Если вы стали свидетелем морального и физического насилия в стенах школы, где учатся ваши дети, не оставайтесь равнодушными. То же относится к учителям и работникам школьной администрации — не нужно проходить мимо, косвенно поддерживая этим ситуацию насилия. Если каждый из нас будет неравнодушен, то агрессии вокруг наших детей будет меньше.

Энакин Скайуокер Джедай — Мам, ты говорила, что все проблемы во вселенной от того, что никто никому не помогает.

По-русски буллинг – это травля. К великому сожалению, с этим явлениям дети часто сталкиваются в школе.

Ваш задача как родителя – быть чуткими и способными увидеть проблему. Смотрите, спрашивайте, наблюдайте – и делайте выводы.

Мы вам дадим 10 подсказок, которые могут свидетельствовать о буллинге вашего ребенка.

Помните, что некоторые дети, над которыми издеваются в школе, не просят помощи, поэтому важно знать предупредительные знаки!

10 ТРЕВОЖНЫХ ЗНАКОВ:

  • Синяки, происхождение которых ребенок объясняет неохотно или невнятно
  • Поврежденные или потерянные вещи (включая одежду, книги, игрушки, электронику)
  • Симулирование болезни, чтобы не идти в школу (головные боли или боли в животе)
  • Изменение привычек в еде (в том числе пропуски еды, возвращение домой из школы голодными и т.д.)
  • Ребенку снятся кошмары, появляются страхи
  • Отсутствие желания ходить в школу или ездить на автобусе, потеря интереса к школьной работе или в итоге — худшие оценки, чем обычно
  • Желание избежать массовых мероприятий, сокращение общения с друзьями
  • Попытки запугивания младших братьев и сестер или других детей (иногда они начинают имитировать то, что с ними происходит)
  • Чувство беспомощности, снижение чувства собственного достоинства, более сдержанное или грустное поведение
  • Саморазрушающее поведение (травмируют себя, обвиняют самих себя, пытаются убежать из дома или говорить о самоубийстве)

СОВЕТЫ ПО БОРЬБЕ С ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАМИ
Важно отметить, что не каждый ребенок, над которым издеваются в школе, покажет эти конкретные признаки издевательств. Помните, что ваш ребенок может не захотеть сказать вам, что над ним издеваются. Однако если вы действительно предполагаете, что вашего ребенка травят в школе, не игнорируйте проблему — примите меры!
Независимо от того, подвергается или нет ваш ребенок издевательствам в школе, неплохо поговорить с вашим ребенком о запугивании. Поскольку общение является важным моментом построения отношений. Важно показать своему ребенку, что вы готовы его выслушать. По мере того, как вы будете показывать свой неподдельный интерес к его проблемам, доверие между вами будет укрепляться.
Начните разговоры о повседневной жизни и их чувствах с таких вопросов:

  • Какая хорошая вещь произошла с тобой сегодня? Какая — плохая?
  • Что происходит в обеденное время в вашей школе? С кем ты сидишь рядом? О чем ты говоришь?
  • Тебе нравится ездить на школьном автобусе?
  • В чем ты хорош? Что тебе больше всего нравится в себе?
  • Говорить о запугивании напрямую — важный шаг в понимании того, как проблема может повлиять на детей. На эти вопросы нет правильных или неправильных ответов, но важно поощрять детей честно отвечать на них. Уверяйте детей, что они не одиноки в решении любых возникающих проблем. Начните разговоры об издевательствах с таких вопросов:
  • Что для тебя значит «издевательство»?
  • Опиши хулиганов. Кто они такие?
  • Ты когда-нибудь боялся идти в школу, потому что боялся издевательств? Как ты пытался их прекратить?
  • Как ты думаешь, что родители могут сделать, чтобы помочь остановить запугивание?
  • Ты когда-нибудь видел, как дети в вашей школе издевались над другими детьми? Что ты чувствовал?
  • Ты когда-нибудь пытался помочь тому, кто подвергается издевательствам? Что случилось? Что ты сделаешь, если это повторится?

Поговорите о том, что такое издевательство и как защищаться от него. Скажите, что издевательства над детьми недопустимы. Удостоверьтесь, что дети знают, как получить помощь.
Поощряйте детей делать то, что они любят. Особые действия, интересы и увлечения могут повысить уверенность, помочь детям подружиться и защитить их от посягательств на поведение.
Помогите детям понять запугивание, так как дети, которые знают, что такое издевательство, могут лучше идентифицировать его. Они могут говорить о запугивании, если это случается с ними или с другими.
Дети должны знать, как безопасно противостоять издевательствам и как получить помощь.
Поощряйте детей говорить с взрослым в школе, если над ними издеваются или видят, что издеваются над другими. Взрослый может дать поддержку и советы, даже если они не могут решить проблему напрямую.
Поощряйте ребенка сообщать о запугивании, если это произойдет.
Дайте советы, например, как использовать юмор и говорить «стоп» прямо и уверенно. Поговорите о том, что делать, если эти действия не работают.
Попросите ваших детей помочь детям, над которыми издеваются, проявляя доброту или получая помощь.

Травля в школе – явление, с которым хотя бы раз сталкивался каждый ребенок. По данным Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, почти 100% российских школьников подвергаются буллингу. Недавний резонансный случай в московской школе лишь подтверждает, что проблема стоит остро. Самый эффективный способ борьбы с травлей – не допустить ее с помощью профилактических мер. Но что делать, если предотвратить буллинг не удалось? Мы проанализировали алгоритм действий, который предложили создатели проекта «Травли Net», и приводим рекомендации для родителей, основанные на этих материалах.

Профилактика

В борьбе со школьной травлей нужно действовать на опережение. Надо учить детей, учителей и родителей как быть, чтобы травли не было, и что делать, если травля в классе начинается. Как заметить ее, коварную. Как не начать ее самому, — пишет Ольга Журавская, президент благотворительной организации «Журавлик», член «Травли Net» на своей странице в «Фейсбуке».

Команда проекта, заручившись поддержкой опытных юристов, разработала и представила на своем портале антибуллинговую хартию, регламентирующую действия педагогов, учащихся и их родителей при возникновении травли. Документ можно скачать на сайте и представить для рассмотрения в администрацию школы, где учится ребенок. Хартию должен подписать директор, и тогда ее положения вступят в силу. По мнению создателей, соблюдение правил хартии не только убережет детей от буллинга, но и поможет в судебных разбирательствах, если ситуация с травлей все-таки возникнет.

Эффективной мерой по предотвращению травли может стать создание согласительной комиссии – органа школы, члены которого могут принимать решения по борьбе с буллингом. В состав комиссии могут входить родители, ученики, учителя и представители администрации школы. Также стоит пригласить медиаторов (независимое лицо, содействующее принятию сторонами решений) и психологов.

Заняться созданием согласительной комиссии лучше с первого дня обучения ребенка в образовательной организации. Для этого родителям нужно написать заявление директору школы. Работу органа необходимо описать в Уставе школы, а исполнение решений комиссии сделать обязательным.

Если травля без физического насилия

Ольга Журавская отметила, что на почту проекта «Травли Net» поступает много писем от родителей, чьи дети подвергаются травле. Взрослые в панике, потому что чаще всего не знают, как правильно действовать в таких случаях.

При первых признаках травли родителям в первую очередь нужно поговорить со своим ребенком и постараться узнать о конфликте как можно больше: как именно над ним издеваются, кто в этом участвует, как реагируют педагоги.

Если выяснится, что другие дети его унижают, обзывают или дразнят, то следующим шагом должна стать встреча с классным руководителем и школьным психологом. Описать им все, что происходит, следует не только устно, но и в письменном заявлении. После этого родителям совместно с педагогом и психологом нужно составить список конкретных действий по разрешению конфликта. Лучше, чтобы план содержал в себе несколько вариантов развития событий: в случае неудачи на каком-то из этапов должен быть запасной вариант. Кроме того, на этой стадии можно обратиться к согласительной комиссии, о которой мы писали выше.

Если родители написали заявление, а администрация школы не реагирует, им стоит обратиться с письменным заявлением к государственным службам.

У Управления образования вашего города или области родители имеют право потребовать проверки действий школьного руководства и педагогов. Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора должны контролировать соблюдение прав учащихся, поэтому при подаче заявления по любому вопросу, связанному со школами, эти организации обязаны отреагировать. В обязанности уполномоченного по правам ребенка в вашем регионе входят вопросы соблюдения прав ребенка.

Кроме того, можно привлечь внимание общественности и СМИ. Написать пост с подробным рассказом об издевательствах над ребенком в социальных сетях, попросить знакомых сделать репост; позвонить в редакции изданий, радио или телеканалов; обратиться в региональные НКО, занимающиеся похожими проблемами.

Когда все вышеперечисленные способы не работают, нужно подавать иск в суд. Конечно, лучше всего перед этим проконсультироваться с адвокатом.

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей в образовательном учреждении (в том числе права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья) либо нарушения установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на соответствующих должностных лиц и на само учреждение».

Кодекс административных правонарушений РФ, ст. 5.57, ч. 2

(для обращения в государственные органы или прокуратуру)

В суде родители могут требовать возмещения вреда здоровью ребенка и компенсации морального ущерба. Справку о полученных психических травмах выдает психиатр. Его заключение и будет вашим доказательством в суде.

Если нанесен вред здоровью ребенка

Если ребенок приходит из школы с синяками, царапинами и другими, даже небольшими травмами, а также, если его психическому здоровью нанесен серьезный вред, первое, что рекомендуется сделать в этом случае — перестать водить сына или дочку в школу, пока ситуация не разрешится.

Второе – собрать доказательства, что был причинен вред физическому или психическому здоровью ребенка. Для этого нужно пройти медицинское освидетельствование (снять побои, взять справку в травмпункте, сделать фотографии и видео телесных повреждений, сохранить чеки о покупке лекарств и пр.).

Если ребенку угрожают, это тоже придется доказывать. Для этого сохраняйте скриншоты сообщений с угрозами в адрес ребенка, записывайте телефонные разговоры с участниками травли, сохраняйте вещи, которые были испорчены (лучше записать для себя, когда они были повреждены и сфотографировать их сразу после порчи), записывайте имена людей, которые были свидетелями травли.

Третье – написать два заявления — в прокуратуру и полицию, предварительно проконсультировавшись у адвоката, который подскажет, на какие нормативные акты нужно ссылаться. Прокуратура должна изучить, как руководство школы соблюдает права ребенка на безопасную среду обучения. Полиция обязана провести свое расследование, чтобы решить, возбуждать ли уголовное дело.

Если полиция и прокуратура не предприняли никаких действий в течение 30 дней, следует писать в областную прокуратуру, главное управление МВД, Министерство просвещения, Рособрнадзор, Роспотребнадзор. Кроме того, нужно привлечь внимание общественности и СМИ.

Главное – защитить ребенка!

Конечно, все эти шаги требуют много времени и сил, железного терпения и большой стойкости. В моменты, когда хочется сдаться, вспомните, что вы боретесь с буллингом ради своего ребенка, которому еще тяжелее, чем вам. Вы — его главный защитник, от которого он ждет помощи в первую очередь.

Но если вы понимаете, что ни один из вышеперечисленных способов не действует, ситуация продолжает усугубляться, да и нервы сдают, лучшее, что вы можете предпринять – перевести своего сына или дочь в другую школу и сделать все, чтобы не допустить повторения травли.

Стрижка, одежда, манера разговора, успехи в учебе, доходы в семье – это все может стать причиной буллинга, говоря по простому, травли в школе.

По данным UNICEF Ukraine, 89% процентов школьников сталкиваются с этой проблемой.

Опросы в украинских школах подтвердили, что 52% детей терпят издевки из-за внешности, 7% поддаются унижениям по половому признаку, 5% поддаются буллингу в связи с ориентацией, еще 5% — из-за этнической принадлежности.

Но самое ужасное, что дети терпят издевательства и стесняются кому-то об этом говорить. 50% жертв не знают, кому рассказать о своей беде или бояться, что сделают только хуже.

После России, Албании и Беларусии, Украина находится на четвертом уровне по уровню юношеской агрессии.

Именно поэтому, 19 января 2019 года вступил в силу Закон Украины о противодействии буллингу. И силами ювенальной полиции постоянно проводятся мероприятия и разъяснительные работы среди детей и подростков, чтобы предупредить насилие.

Так, например, прошлая неделя в Украине полностью посвящена противодействию буллингу среди детей и подростков.

Что такое буллинг и как за него наказывают

Говоря юридическим языком буллинг – это систематическое физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие, в том числе и с применением современных средств электронных коммуникаций, которое применяется против малолетнего или несовершеннолетнего человека.

С 19 января 2019 года буллинг в Украине считается административным правонарушением. Карается административной ответственностью – статья 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Санкция статьи подразумевает наказание в виде штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых прожиточных минимумов. Это примерно 850-1700 гривен или же общественные работы на срок от 20 до 40 часов.

Если административный проступок совершен повторно или же группой людей, то придется заплатить штраф от 1700 до 3400 тысяч гривен. Или же отработать на благо общества – от 40 до 60 часов.

Несовершеннолетним также не удастся открутиться от наказания за издевательства. Если в буллинге обличили несовершеннолетнего, до 16 лет, то штраф должны заплатить его родители — 850-1700 гривен или же общественные работы на срок от 20 до 40 часов.

Читайте также: Чиновник Константин Лобойченко: » Ультрас движение — не всегда доброе место, но благодаря ребятам я научился защищать своих близких”

Случаи буллинга в Харькове и области

В ювенальной полиции говорят, что точной статистики по буллингу нет. Очень часто родители жертв буллинга или сами пострадавшие не заявляют в полицию.

Что касается Харькова и области, то за период с января 2019 года, было зарегистрировано четыре протокола об административном нарушении, которые касаются буллинга.

Наказание понесли только в одном из этих случаев.

Случай первый. Город Изюм, Харьковской области. Пятнадцатилетний школьник решил, что унижение одноклассника сделает его популярным. Он систематически оказывал психологическое давление на товарища, пока родители пострадавшего не написали заявление в полицию.

Факты издевательств подтвердили одноклассники, классный руководитель и директор школы.
Дело было передано в суд. Так как обидчик несовершеннолетний, за его поступки будет отвечать мама. На первый раз служители Фемиды решили наказать штрафом. Обвиняемый в буллинге и его мама вину отрицать не стали, заплатили 850 гривен штрафа.

В марте 2019 года в харьковской 60-той школе ученик первого А класса напал на своего одноклассника. Отпора не получил и решил продолжить свои издевательства. На протяжении двух месяцев, малолетний агрессор нападал, бил, толкал и обзывал своего одноклассника. Правоохранители составили административный протокол, но дело в суд передано не было, закрыли в связи с отсутствием состава преступления.

Еще два дела, которые зафиксировали правоохранители, вернули на доработку. В первом случае, несовершеннолетняя 2008 года рождения систематически издевается над учителями и одноклассниками.

В другом случае – к ответственности планируют привлечь не только сына, который унижает своих одногодок, но и его мать. Женщину подозревают в халатном исполнении родительских обязанностей.

У общественности сразу возникает вопрос, как полиция может зарегистрировать только четыре случая, если интернет кишит сообщениями о том, что над детьми издевались, или же избивали? Мало того, выкладывали в сеть видео, на котором подростки жестоко избивают друг друга или толпой набрасываются на одного.

В ювенальной полиции говорят, что очень часто такие сообщения не подпадают под определение «буллинг». Например, нет систематических издевательств. Иногда жертва или родители подростка, которого обидели, не обращаются к правоохранителям. Или же пишут заявление в полицию только тогда, когда не могут решить конфликт со школьной администрацией.

Не хватило куска торта

В Харькове, в школе №151 произошел вопиющий случай, когда «травить» ребенка начали не дети, а учителя.

По окончанию учебного года родители организовали праздник своим детям и заказали порционный торт. Кусочек праздничного пирога достался всем, кроме одного ребенка, ее мама не сдала деньги на лакомство.

Вопиющим был тот факт, что школьница просилась пойти домой, но учитель заставил остаться ее в классе и пристыдил за то, что ее родители не сдали деньги. Мама девочки заявила, что об этом торте знали только «избранные» родители. А она перестала сдавать деньги только после того, как такие поборы стали регулярными. По общим подсчетам мамы за год класс сдает около 14,5 тысяч гривен только на «сладкие столы».

Эту ситуацию решили без участия правоохранительных органов – мама пострадавшей девочки написала жалобу в органы образования и учителя отстранили от учебного процесса, а после уволили.

«Встала и сюда подошла», — избиение подростка в Изюме

13 сентября этого года, сеть облетело видео, на котором девушка – подросток лет 14 – 15 беспощадно избивает свою одногодку, оскорбляет, таскает за волосы и бьет по лицу. Не останавливается даже тогда, когда молодой человек за кадром просит прекратить ужас.

Свое «достижение» обидчица не только сняла на камеру, но и опубликовала в социальной сети.

Психологи в один голос твердят, что проявления агрессии среди девушек стало более частым фактом. В обществе наблюдают такой феномен, как «женщина с закрытым сердцем». Когда представительницы прекрасного пола не только перебирают на себя мужские функции, но и стремительно черствеют душой.

Психологи отмечают, что у детей и подростков это особенно выражено. И если мальчики могут только морально давить на свою жертву, то в случаи с девочками в 60% случаев ненависть выльется в драку.

Читайте также: Спайсы, бошки, шишки: как организована наркочума на улицах Харькова

Кибербуллинг

В UNICEF провели опрос среди детей, которые стали жертвами буллинга. В опросе взяли участие 2117 респондентов. 69% опрошенных ответили, что потерпели издевательства вживую, 20% пострадали в социальных сетях и 1% — по телефону.

То есть, 21% респондентов стали жертвами кибербуллинга. Это еще один вид насилия, которому подвергаются современные дети.

Среди кибербуллинга выделяют – использование личной информации, анонимные угрозы, телефонные звонки с молчанием, преследования, happy slapping – насилие ради развлечения, то есть съемка издевательств на камеру с дальнейшим распространением.

В Ювенальной полиции заявили, что в Харькове и области пока не зафиксировали случаев кибербуллинга среди молодежи. По крайней мере, в полицию с такими заявлениями никто не обращался.

Однако, правоохранители просят запомнить простые правила для родителей, дети которых стали жертвами насилия в интернете.

Важным элементом защиты собственных интересов является фиксация доказательств кибербуллинга. Для этого необходимо:

  • сделать скриншот;
  • сохранить видео;
  • скопировать и сохранить ссылку;
  • записать видео или аудио общения с обидчиком.

Юристы советуют

Юристы уверяют, за буллинг нужно наказывать и требовать моральную компенсацию – это единственная возможность прекратить издевательства.

Если ваш ребенок стал жертвой буллинга, в первую очередь, нужно написать заявление на имя директора, прикрепив все возможные доказательств – видео, тексты переписок, слова свидетелей. Также получить от школьного или внештатного психолога подтверждение, что ребенку была нанесена моральная травма.

Если же моральным оскорблением дело не кончилось, зафиксировать у врача факт и последствия побоев. Это станет доказательной базой на суде.

Если решить проблему на уровне школы не получается – необходимо обратиться с заявлением и доказательствами в полицию. Обязательно проконтролируйте, чтобы на вашей копии документа был номер регистрации.

Через пару дней уточните, кто ведет ваше дело — чтобы не затянули, и виновник не оказался безнаказанным: через месяц заявление об административном правонарушении аннулируется.

В случае, если ваш ребенок или близкий человек, стал жертвой буллинга можно обратиться за помощью по телефонам:

  • Детская линия 116 111 или 0 800 500 225
  • Горячая телефонная линия противодействия буллингу 116 000
  • Уполномоченный Верховной рады по правам человека — 0 800 50 17 20
  • Центр предоставления безоплатной правовой помощи — 0 800 213 103
  • Полиция – 102

Международный опыт борьбы с буллингом

Школа в Норвегии

Одной из первых стран, где о буллинге начали говорить на государственном уровне, стала Швеция.

Здесь не только приняли законы, которые защищают жертву буллинга, но и проводят систематическую профилактическую работу силами государственных предприятий и некоммерческих организаций.

Особым успехом пользуются так называемый «Метод Фарста», когда в учебных заведениях создают специальные анти буллинговые команды. В них ходят ученики и учителя, которые защищают учеников первых-девятых классов.

Но самой эффективной антибуллинговой кампанией называют норвежскую программу Дена Ольвеуса. Она не только снижает случаи травли на 30-50%, но одновременно снижаются показатели антисоциального поведения. Эта программа основывается на создании теплой и положительной школьной среды обитания и акцентирует внимание не на наказании, а на поощрении мирного существования. Эта программа обязательна во всех школах Норвегии.

Во всех школах Швеции и Норвегии подписывают договора со школьниками (даже с первым классом) о том, что они не имеют права наносить психологический или физический вред одноклассникам. В противном случае, директор имеет право поставить виновника на учет в полицию.

Читайте также: «Порядки были суровые»: женские школы Харькова в девятнадцатом веке

В Украине же делами детей, в том числе и проблемами буллинга, занимаются представители Ювенальной полиции. Они отмечают, что основными методами борьбы с детской и подростковой жестокостью остаются профилактические беседы с детьми и родителями, культурные мероприятия совместно с администрацией учебных заведении. Ювенальная полиция рассматривает заявления о случаях буллинга и предоставляет услуги психолога пострадавшей стороне.

Все чаще на прием приходят родители с подростками 11-15 лет и даже младшими школьниками (9-10 лет), которые подвергаются травле со стороны одноклассников. В результате такому ученику приходится менять класс или школу, чтобы забыть весь тот ужас, который он испытал со стороны сверстников.

Ученик, подвергшийся психологическому террору со стороны одноклассника (ов), испытывает серьезную психотравму, с последствиями которой приходится работать специалисту.

Елена Баранова, психолог филиала «Северо-Западный» ГБУ МСППН:

Ребенок рассказывает о чувстве страха перед объектом травли, нежелании посещать школу, злости, беспомощности, безысходности, бессилии перед агрессором? Иногда его переживания бывают настолько сильными, что становятся причиной каких-либо неврологических проявлений — трудности с засыпанием, бессонница, тики, головная боль. Знакома такая ситуация?

Иногда учителя занимают позицию самоустранения, либо, что еще хуже, — вступают в конфликтное взаимодействие с ребенком, оказавшимся жертвой травли. Иногда педагоги в силу своей занятости или невключенности в жизнь класса предпочитают не вмешиваться в общение между детьми, считая это естественным явлением, не придают ему должного внимания. В результате подвергшийся травле остается один на один со своими тяжелыми переживаниями.

В такой ситуации очень важна поддержка со стороны родителей, которым важно быть внимательными к эмоциональному состоянию, настроению ребенка, интересоваться не только его успеваемостью, но и тем, как он ощущает себя в школе, классе, какие у него отношения с одноклассниками и учителями. И если ситуация складывается не самым лучшим образом, задача родителей — быть на стороне ребенка, защитить его от травли со стороны одноклассников.

Истоки проблемы

Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим или другими существовали всегда. Однако в настоящее время это явление становится все более распространенным. И причин тому несколько. Растет напряженность в обществе. Проживание в мегаполисе, быстрый темп жизни, высокие нагрузки сказываются и на детях.

Средства массовой информации, Интернет изобилуют материалами, имеющими травмирующую направленность, что также негативно сказывается на психике детей и подростков.

В настоящее время наблюдается рост агрессивности даже среди маленьких девочек. Все больше представителей младшего поколения растет в неполных семьях. Мамы, которые вынуждены совмещать роль обоих родителей, работающие и занимающиеся бытом, испытывают повышенное психоэмоциональное напряжение, нередко срываются на детях, что приводит к росту агрессивности у последних. Иногда такие дети становятся теми, кто проявляет агрессию по отношению к сверстникам, одноклассникам.

У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Боль, одиночество, чувство безысходности, которые испытывает жертва преследования, очень точно показаны Роланом Быковым в фильме «Чучело», снятом по книге В. Железникова. К сожалению, эти явления узнаваемы и сегодня.

Как отмечает психолог Светлана Кривцова, травлю начинает всегда один, чтобы утвердить авторитет, получить какую-либо выгоду или просто поразвлечься. Остальные дети, наблюдая за действиями буллера (инициатора травли), либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, их настроение может измениться — от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию.

По мнению С. Кривцовой, жертвой травли может стать любой школьник, даже сильный, способный противостоять давлению группы одноклассников. Но некоторые дети невольно провоцируют сверстников и чаще других становятся жертвами травли. Среди них те, кто необычно одет или «странно» себя ведет, неряшлив, неопрятен, имеет лишний вес, какие-либо физические дефекты.

Часто жертвой буллинга становится новый ученик, отличающийся от одноклассников, например, более закрытый или, наоборот, более открытый, честный, инициативный. Остальные отвергают такого ребенка. Бывает и так, что и сам учитель своим отношением к ученику формирует негативное отношение к нему одноклассников.

Кто становится буллером?

Чаще всего это подростки, которые не знают запретов со стороны взрослых, не признают авторитет родителей. И в то же время им не хватает внимания и уважения взрослых, признания их. Таким детям не хватает ощущения самоценности, чувства собственного достоинства. Эти переживания вызывают у них сильную агрессию, которую они проявляют в отношении сверстников-одноклассников. Психологический террор служит буллерам средством самоутверждения за счет других людей, ощущения собственного превосходства.

Чувство собственного достоинства

Ребенок всегда включен в социум. Поэтому трудные взаимоотношения со сверстниками влияют на становление самооценки, уверенности в себе, негативно влияют на формирование чувства собственного достоинства, вызывают трудности в коммуникативной сфере, когда ребенок замыкается, избегает общения со сверстниками. Эти факторы могут иметь последствия, мешающие оптимальному развитию и становлению личности.

Поэтому, задача взрослых — прийти на помощь ребенку, подвергшемуся травле. И это задача многих: родителей, педагогов и психологов.

Учителю важно проявить заботу о тех, кто оказался жертвой. Педагогу необходимо объяснить учащимся, что чувствует ребенок, подвергшийся буллингу, постараться вызвать сочувствие и сострадание у школьников, попросить детей придумать, как можно уменьшить страдания жертвы.

А если…

К сожалению, случается и так, что ребенок подвергается буллингу со стороны учителя. Бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, высмеивают его ответы при всем классе, оскорбляют словами или действиями в присутствии одноклассников, даже в присутствии родителей на собрании. Иногда предметом насмешек со стороны наставников становятся способности ребенка, невыполненное домашнее задание, внешний вид и успеваемость в целом.

Если эта ситуация повторяется, у школьника снижается интерес и мотивация к обучению или к отдельному предмету, связанному с личностью учителя, который подвергает ребенка буллингу.

Екатерина Сафонова выделяет следующие признаки учительского буллинга. Во-первых, это нежелание ребенка посещать школу. Конечно, многие школьники периодически проявляют такое желание. Настораживающим является тот факт, если ребенок систематически отказывается ходить на уроки, плачет перед тем, как идти в школу или прогуливает ее.

Второй симптом — плохая успеваемость по какому-то конкретному предмету, особенно, если раньше ребенок хорошо его усваивал. Скорее всего, причина не в том, что он плохо понимает предмет, а в том, что не складываются отношения с учителем, преподающим его.

Третий признак учительского буллинга — это заниженная самооценка у ребенка. Ученик, испытывающий по отношению к себе психологическое или, еще хуже, физическое насилие, теряет веру в себя, свои способности и возможности, начинает воспринимать себя неуспешным, неудачником. Особенно сильно это сказывается на детях впечатлительных, ранимых, чувствительных к оценке и мнению авторитетных людей.

Четвертая причина, на которую обращает внимание Е. Сафонова — это отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно, если это касается младшего школьного возраста, когда учеба является ведущим видом деятельности, а значит, дети много и охотно в этом возрасте (7–10 лет) говорят о школе.

Пятой чертой того, на что родители должны обратить внимание — это страх перед школой и учителем. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, начинают бояться его, а также других учителей и школу в целом, поскольку весь комплекс событий становится травмирующим.

В результате негативных отношений «учитель — ученик» ребенок также как и в ситуации буллинга со стороны одноклассников получает психологическую травму. Она может проявляться в виде чувства вины, повышенной агрессивности, тревожности, заниженной самооценки, подавленности. У подростков психологическая травма может привести даже к суицидальным действиям. Проблема может усугубиться, если к насилию со стороны педагога присоединяется весь класс.

Я с тобой!

Часто у родителей возникает вопрос, как помочь ребенку в ситуации конфликта с преподавателем. В первую очередь, нужно спокойно и объективно оценить ситуацию и проговорить ее с учителем, чтобы выяснить причину конфликта. Важно, чтобы были конкретные факты, а не личные впечатления. Иногда родители боятся усугубить ситуацию. Но, если педагог злоупотребляет властью, родители могут воздействовать на него через директора или других руководителей учреждения.

Если у учителя есть определенные претензии к вашему ребенку, их нужно выслушать, а затем обсудить с сыном или дочерью. Важно совместно с ребенком или с помощью психолога выработать план разрешения создавшейся конфликтной ситуации. Если ситуация достаточно сложная в силу затянувшихся обстоятельств или других причин и конфликт не удается урегулировать, имеет смысл перевести ребенка в другой класс или другую школу.

В этом случае сына или дочь нужно мотивировать к посещению психолога, чтобы проработать психологическую травму, снизить ее негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению.

Задача родителей, как уже отмечалось ранее, — быть внимательным и наблюдательным, быть в курсе того, что происходит в школе. Для этого необходимо выстраивать открытые и доверительные отношения с детьми, быть готовым всегда оказать им поддержку в трудной ситуации, защитить.

Наталья Ремиш, писатель и автор проекта «Детям о важном», рассказывает о том, как помочь своему ребенку. Чтобы понять, что происходит в школе, важно выделять время на такие разговоры. Для этого важно регулярно обсуждать, как прошел день, что было приятно, что не понравилось. Если у ребенка есть контакт с родителями, он сам расскажет обо всех сложностях и проблемах в классе.

Важно донести до сына или дочери, что психологическое насилие — это тоже насилие, и так не должно быть. Насилие одного человека над другим происходит потому, что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Необходимо дать понять ребенку, что дело не в нем. Важно донести, что он не должен терпеть насилие. Не должен отказываться от защиты взрослых, только потому, что агрессор считает это трусостью. Мы же, взрослые, обращаемся за помощью, когда нам трудно или невозможно решить задачу. Иногда ситуации буллинга сложно анализировать в одиночку, необходимо вмешательство многих — родителей, педагогов, психологов, директора школы или завуча, классного руководителя.

Если, к сожалению, ваш ребенок попал в похожую ситуацию, подумайте о том, что ему может понадобиться помощь квалифицированного специалиста для устранения последствий негативного отношения со стороны других людей. И помните, что важен комплексный подход в решении проблемы — педагогический, психологический и воспитательный со стороны родителей.

Будьте внимательны к своим детям! Любите их и защищайте!

Разное
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .