Глазурь и кофе

Новости со всего света

Развить мышление

by adminon 05.08.202005.08.2020

Умение решать задачи в уме и делать выводы о явлениях опосредовано позволяет логическое мышление. Человек и не задумывается, на сколько логика является ценным приобретением в ходе развития интеллекта. Что же такое логика? Логика – это наука о правильности суждений, включающая в себя правила соблюдения последовательности реальных фактов, доказательства, проверку наличия или поиск аргументов.
Логика дает способность подтверждать и доказывать свои теории, грамотно отвечать оппонентам в споре. На начальной стадии развития в школе, способность логиески мыслить приравнивается к умению решать задачи по математике. Именно с математических операций ребенок учится абстрагироваться от конкретного материала и связывать абстракции между собой. Логика, образно выражаясь, счищает с информации конкретный смысл и доводит мысль до элементарной формулы.

Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.

Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.

Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.

Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».

Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний, любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.

Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.

С Викиум вы сможете организовать процесс развития памяти и логического мышления по индивидуальной программе

Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез» может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия.

Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.

Содержание

  • Логика в системе языка
  • Этапы развития логического мышления у человека
  • Как развить логическое мышление?
  • Что такое ментальная модель?
  • Как научиться рационально мыслить?
  • Как расширить набор ментальных моделей?
  • Почему важно определять связи между ментальными моделями?
  • Инструменты, которые помогут вам мыслить лучше
  • Что такое аналитическое мышление
  • Чем полезно аналитическое мышление
  • Как развить аналитическое мышление
    • Решайте логические задачки
    • Решайте математические примеры
    • Разгадывайте кроссворды
    • Решайте головоломки
    • Играйте в шахматы
    • Читайте книги
    • Анализируйте ситуации из повседневной жизни
    • Узнавайте что-то новое каждый день
    • Ищите альтернативы
    • Участвуйте в дискуссиях
    • Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы
    • Создайте карту мыслей
    • Записывайте
    • Моделируйте ситуации
      • «Зацепить» внимание рекрутера
      • У вас есть аналитические способности? Докажите!
      • Коммуникабельность или аналитические способности
      • Кому нужны аналитические способности?
      • Карьера без способности к анализу
      • Как развить аналитические способности?
  • Профориентация
  • IT-специфика
  • Креативные тенденции
  • Как узнать склонность?
  • Что значит аналитический склад ума?
  • Аналитическое мышление в психологии
  • Аналитическое и критическое мышление
  • Аналитическое и логическое мышление
  • Как развить аналитический склад ума?
    • Упражнения для аналитического мышления
  • Аналитический склад ума – профессии
  • Аналитическое мышление – книги
  • Профессии, которые будут приносить доход в любых ситуациях

Логика в системе языка

Язык представляет главную знаковую систему и инструмент, с помощью которого можно увидеть и почувствовать отражение логических связей.

Знак – это двойственная сущность, которая состоит из формы (звуковая, графическая), воспринимаемой с помощью органов чувств и его значения или содержания. Эти две стороны знака имеют между собой ассоциативное, условное соответствие, образованное в процессе общения людей и их культурного развития. Знаком может быть и одно слово, словосочетание, законченное предложение и даже целый текст.

Каждый знак имеет свой десигнат, то есть то, что этот знак обозначает. Под десигнатом понимается реальная вещь — конкретный человек, сущность, предмет, его толкование и концепт. Отношения между знаком и десигнатом называется смыслом — какое свойство или признак предмета подразумевается под его фонетической оболочкой. Конкретный предмет приобретает практическое значение в той или иной ситуации. Например, слово «огонь» — обозначает и «тепло», и «свет», и «пожар». Понятие «тепло» имеет в своем содержании и «тепло» от огня, и «тепло» от человеческого тела и метафорический смысл «тепло» души. Каждое значение входит в содержания понятий каждого из них.

Два или несколько знаков в одной ситуации (контексте) образуют синтаксические связи, которые позволяют реализовать один из смыслов знака на более конкретном уровне (лексическом) и получить развернутое представление о мире. Ещё один вид связи знака и десигната в отношении к субъекту– прагматический, который соотносится с конкретной ситуацией и то, как её понимает говорящий.

С помощью языка можно построить любые предложения (в логике – суждения), даже те, которые не будут иметь смысла в реальном мире. Язык в этом плане не заботится о правильности представлений и мыслей.

Например, предложение «зеленые мысли яростно спят» может быть бессмысленно, с точки зрения логики, однако, оно соответствует всем правилам грамматики языка и на основе элементарных смыслов распознается. Также в языке строятся вопросительные, восклицательные предложения, которые выходят за пределы формальной логики и означают различные эмоции человека. Они являются и не истинными, и не ложными, поэтому не представляют ценности для логики.

Некоторые языковые теории выдвигают версии о том, что любое, даже самое абсурдное предложение может получить свой смысл с помощью воображения. Например, существует теория о параллельных мирах: концептуально она означает, что не стоит отбрасывать бессмысленное предположение, а попытаться представить тот мир, в котором оно будет иметь действительное значение.

Логика в отличие от языковой системы занимается рассмотрением утвердительных предложений то, что соотносится с реальными фактами. Такие предложения называются истинными суждениями.

Этапы развития логического мышления у человека

Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:

  1. Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления. На ранней стадии у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
  2. Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная, развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
  3. Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня, появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.

Как развить логическое мышление?

Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.

  1. Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
  2. Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игра – лимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
  3. Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста. Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
  4. Игра в аналогии. Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
  5. Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры, в том числе онлайн тренажеры.
  6. На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта. Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» – это «прямая», «угол», «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
  7. Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
  8. Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике. Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
  9. Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.

Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.

Впервые я узнал, что такое ментальная модель, когда читал историю об известном физике Ричарде Фейнмане. Фейнман получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте и докторскую степень в Принстоне. За это время ему удалось заработать хорошую репутацию среди студентов и преподавателей – он мог решать задачи, которые не могли решить гениальные аспиранты.

Фейнман считал, что его секретное оружие – не интеллект, а стратегия, которой он научился еще в школе. Однажды учитель по физике велел ему остаться после уроков.

«Фейнман, – сказал он, – Вы слишком много болтаете и шумите. Я знаю, почему. Вам скучно. Поэтому я дам вам книгу. Вы сядете на заднюю парту, в углу, и будете изучать эту книгу. Когда Вы будете знать все, что в ней написано, Вы можете снова разговаривать».

Итак, на каждом уроке физики Фейнман не обращал ни малейшего внимания на то, чем вообще занимается класс. Он садился за заднюю парту с книгой Вудса «Дифференциальное и интегральное исчисление». Именно во время чтения он начал разрабатывать свой собственный набор ментальных моделей.

Фото: greatpeopleinside.com

Когда ребята в МТИ или в Принстоне мучались с каким-нибудь интегралом, это происходило потому, что они не могли взять его с помощью стандартных методов, которые узнали в школе. А Фейнман решал интеграл благодаря новой призме и набору инструментов, которые он узнал из книг.

Фейнмана отличал не интеллект, а его видение проблемы. У него был более широкий набор ментальных моделей.

Что такое ментальная модель?

Ментальные модели – основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Они используются для объяснения причин и следствий, а также придания смысла жизненному опыту. Ментальные модели объясняют, как работает мир.

Фото:

Например, спрос и предложение – ментальная модель, которая помогает понять, как работает экономика. Теория игр – ментальная модель, которая объясняет, как работают отношения и доверие.

Ментальные модели определяют ваше поведение и восприятие мира. Это инструменты, которые вы используете, чтобы понимать жизнь, принимать решения и решать задачи. Каждая новая модель, которой вы обучитесь, будет менять ваше видение мира. Это случилось с Ричардом Фейнманом, когда он обучился новой математической технике.

Конечно, ментальные модели далеко не идеальны, однако они очень полезны. В физике или математике, например, не существует ни одной модели, которая идеально и безошибочно объяснила бы Вселенную, однако благодаря лучшим ментальным моделям из этих наук мы научились строить мосты и дороги, разрабатывать новые технологии и даже летать в космос.

«Все ученые согласны, что не существует на сто процентов правильной теории. Поэтому качество знаний определяется не тем, насколько они правдивы, а тем, насколько полезны», – Юваль Ной Харари.

Лучшие ментальные модели – самые полезные идеи. Понимание этих концепций поможет вам принимать разумные решения. Поэтому всем, кто хочет думать рационально и эффективно, важно расширить набор этих инструментов.

Как научиться рационально мыслить?

У всех есть любимые ментальные модели – зачастую это те, благодаря которым мы можем понять, почему или зачем что-то произошло. Мы взрослеем и набираемся опыта в определенной области, и со временем мы начинаем пользоваться только теми концепциями, которые лучше всего нам знакомы.

Фото: Unsplash

Вот в чем проблема: когда в вашем сознании преобладает определенное мировоззрение, вы пытаетесь объяснить каждую проблему, с которой сталкиваетесь, через это мировоззрение. В такую ловушку особенно легко попасть умным или талантливым в определенной сфере людям.

Чем лучше вы осваиваете одну ментальную модель, тем больше вероятность того, что она станет вашим большим недостатком, потому что вы начнете применять ее, пытаясь решить каждую проблему. То, что кажется опытом, на самом деле является ограничением.

Рассмотрим один пример. Биолог Роберт Сапольски задает вопрос: «Почему курица пересекла дорогу?». Затем он предполагает, что ответят разные эксперты.

  • Эволюционный биолог, скорее всего, ответит так: «Курица пересекла дорогу, потому что на другой стороне увидела потенциального партнера для спаривания».
  • Кинезиолог, скорее всего, ответит так: «Курица пересекла дорогу, потому что в ее ногах сокращались мышцы, что заставляло ее двигаться вперед».
  • Нейробиолог, скорее всего, ответит так: «Курица пересекла дорогу, потому что в ее мозге сработали нейроны, которые побудили ее к движению».

По сути, все они правы. Однако никто из них не видит картину целиком. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, нельзя полностью объяснить, используя лишь одну модель мышления.

Полагаться всего лишь на один ментальный инструмент – то же самое, что носить ментальную смирительную рубашку. Когда ваш набор моделей мышления ограничен, ограниченными становятся и ваши решения. Чтобы раскрыть весь потенциал, вы должны обучиться широкому ряду ментальных моделей. Только так вы научитесь мыслить рационально.

Как расширить набор ментальных моделей?

Ментальные модели объясняют нам, как работает мир. Мы должны регулярно читать хорошие книги, изучать основы незнакомых нам областей, общаться с людьми, чей опыт полностью отличается от нашего. Иначе мы будем видеть только часть всей картины.

Фото: Unsplash

Почему важно определять связи между ментальными моделями?

В школе мы делим наши знания на различные категории – биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире все должно быть наоборот.

Величайшие умы человечества редко думают категориями. Они не смотрят на жизнь через призму одного предмета.

Очень важно не только обучаться новым ментальным моделям, но и понимать, как они связаны между собой. Креативность и творчество часто возникают на пересечении идей. Определяя связи между разными ментальными моделями, вы сможете найти те решения, которые многие не упустили или не заметили.

Инструменты, которые помогут вам мыслить лучше

Хорошие новости:

Вам не нужно в идеале осваивать каждый предмет, чтобы стать величайшим мыслителем. Вам нужно обучиться всего лишь нескольким ментальным моделям, чтобы понять, как работает мир.

Ключевыми дисциплинами являются биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. В каждой области есть основополагающие идеи, которые нужно знать. Например, в экономике такими являются стимул, дефицит и эффект масштаба.

Если вы поймете основы каждой дисциплины, вы сможете составить точную и полезную картину мира.

Что такое аналитическое мышление

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление — последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять приоритеты, отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко ценятся в компаниях. В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва простые задачки, постепенно двигаясь к сложным.

Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните школьные годы. Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы — отличный тренажёр для аналитического мышления.

Читайте книги

Можно выбрать детективы, например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы — ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

Участвуйте в дискуссиях

Обсуждайте книги, фильмы, исторические события — всё что угодно. Вы услышите мнение другого человека и сможете поделиться своим об одном и том же событии, привести аргументы и потренироваться в последовательном изложении мыслей. Попросите собеседника об обратной связи: пусть расскажет, насколько ваши аргументы были убедительны, а мысли — последовательны.

Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

Создайте карту мыслей

Интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта (mind map) — это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины — всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи специальных инструментов. Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении — ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно — большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Большинство работодателей очень ценят способность к анализу у кандидатов, а для некоторых позиций наличие этого качества — первостепенное требование. С аналитическим складом ума рождаются не все, а вот аналитические способности в той или иной степени имеет каждый, причем при желании может развивать их самостоятельно.

В графе резюме «Личностные качества» соискатели довольно часто указывают наличие аналитических способностей/аналитического склада ума. Причем не всегда осознают, какая разница существует между двумя этими понятиями. Аналитические способности – наличие у человека склонности выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитический склад ума – способность психики человека, позволяющая ему проявлять и развивать способности к аналитическому восприятию окружающей действительности. Анна Лузина, менеджер отдела персонала компании RU-CENTER, считает, что аналитические способности предполагают возможность человека проанализировать конкретную ситуацию и построить ее целостный образ, а у людей с аналитическим складом ума процесс анализа происходит постоянно, поэтому они чаще всего имеют техническое образование.

Все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления.

Любая способность, врожденная или приобретенная, – это, прежде всего, предрасположенность человека к чему-либо, некие задатки. С такой точки зрения, все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления. Но в тоже время далеко не каждый обладает аналитическим складом ума. Ученые установили, что если из двух полушарий мозга ведущим является правое, то у человека преобладает эмоциональная сфера, а если левое – аналитическая. Это врожденный признак.

По мнению Павла Цыпина, HR-менеджера агентства Vanguard PR, аналитический склад ума – это более глобальное и «психологическое» явление, характеризующее прирожденного ученого, аналитика. Аналитические способности – нечто локальное, то, что есть почти у каждого человека и различается только степенью развития. Можно говорить о низких, средних или высоких аналитических способностях, а аналитический склад ума либо есть, либо его нет.

«Зацепить» внимание рекрутера

Определить в какой мере человек способен к анализу можно уже на этапе знакомства с его резюме. Как правило, у людей с аналитическим складом ума достаточно отчетливо прослеживается структура резюме, прописаны все логические связки, в подаче информации чувствуется определенный «порядок», ни в одном разделе нет «лишней» информации. Все направлено и заточено для достижения единственной цели – обратить на себя внимание рекрутераи получить приглашение на собеседование.

В сопроводительном письме, которое прилагается к отклику на вакансию, такие соискатели, проанализировав и соотнеся описание открытой позиции и собственные компетенции, грамотно презентуют свои профессиональные достижения и навыки, упоминая вскользь о своих слабых сторонах. Это позволяет им выгодно выделиться на фоне остальных кандидатов.

У вас есть аналитические способности? Докажите!

Процесс интервьюирования соискателей в большинстве компаний проходит по такой схеме: сначала подтверждается соответствие кандидата минимальным требованиям вакансии, затем уже следует выяснение его профессиональных навыков и компетенций. «Аналитический ум определить, а тем более измерить очень сложно. Его можно спутать с эрудированностью, а можно и вовсе не заметить из-за волнения соискателя», – утверждает Елена Губанова, бизнес-тренер 3R Recruitment Company. На собеседовании некоторые специалисты, могут неэффективно «презентовать себя». Поэтому для выявления аналитического склада ума рекрутеры используют ряд специальных средств:

  • проведение ассессмента
  • Кандидатам предлагают решить нестандартную задачку или разыгрывают ситуативный кейс, а далее просят объяснить, как они пришел к финальному решению, то есть проводят небольшой ассессмент.

    У человека может быть синтетическое мышление – хорошо развиты и коммуникативные, и аналитические способности.

    Татьяна Федорова, HR-директор МШУ «Сколково», просит кандидатов решить типовую задачу. На основании ответа можно проверить несколько аспектов наличия аналитического склада ума или аналитических способностей. Во-первых, какого рода данные выбирает соискатель для анализа, во-вторых,как он их структурирует для получения результата, и, в-третьих, какие делает выводы, исходя из данной информации. Иванова Юлия, консультант кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт», рассказывает: «Самый распространенный способ проверки аналитических способностей кандидата на собеседовании – это Case Interview. Типы кейсов стандартизированы. При ответе кандидата на вопросы, необходимо обратить внимание на последовательность построения фраз, структуру заключений и выводов, наличие «застреваний». Можно предложить кандидату решить несколько логических задач, а затем попросить объяснить варианты их решения. Таким образом, мы сможем проследить логическую цепь рассуждений кандидата, оценить видение задачи в целом, умение разложить «по полочкам», отсутствие/наличие целостного видения и так далее».

  • использование различных тестов
  • Некоторые рекрутеры используют в своей работе тесты для выявления аналитических способностей у кандидатов (например, тест Амтхауэра (на уровень интеллекта), выделить лишнее слово в цепочке и тому подобное). Однако не все работодатели склонны доверять результатам тестовых заданий. По мнению Надежды Бобровой, директора отделения управления персоналом международного автомобильного холдинга»Атлант-М» (СПб), во-первых, тесты не могут дать 100%-ный прогноз, во-вторых, кандидат на собеседовании находится в состоянии стресса (в той или иной степени), следовательно, он не сможет полностью продемонстрировать свои способности, которые выявятся, допустим, в процессестажировки.

  • психолингвистический анализ
  • Максим Лукичев, исполнительный директор ИТ-компании «Прайм Груп», говорит: «Наличие аналитического склада ума и аналитических способностей можно проверить, попросив кандидата рассказать о его предыдущем опыте работы: его бывшая позиция и круг обязанностей могут наглядно показать наличие данных качеств». Некоторые рекрутеры внимательно следят за речью соискателя, последовательностью построения фраз, структурой заключений и выводов, выделением определяющих моментов карьерного пути, реакцией на «неудобные» вопросы, а также за скоростью ответов на вопросы и темпом речи. Таким образом, они применяют психолингвистический анализ для выявления у кандидата способностей к анализу ситуации в целом, расстановке приоритетов и систематизации информации.

Коммуникабельность или аналитические способности

Существует мнение, что люди, склонные к постоянному анализу, страдают недостатком коммуникабельности, так как прежде чем высказать свое мнение относительно чего-либо, им требуется некоторое количество времени для выстраивания в уме нескольких вариантов возможного развития событий, чтобы выбрать наиболее, на их взгляд, подходящий. А беседа с людьми, особенно с клиентами и партнерами, требует быстрой реакции, «живости» общения.

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей.

Павел Цыпин, как и большинство специалистов, считает, что с психологической точки зрения коммуникабельность и аналитические способности – качества не взаимоисключающие. Коммуникативные навыки вполне можно развить – достаточно, например, прослушать курс риторики. Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании «Ай-Теко», говорит: «Безусловно, у человека могут быть более выражены или аналитические, или коммуникативные способности. Но это вовсе не значит, что при наличии аналитических способностей коммуникативные отсутствуют. В современной психологии есть понятие – синтетическое мышление, которое означает, что человек высоко развил в себе и те, и другие качества». Яркий пример – маркетологи, которым наряду с умением собирать, анализировать и обрабатывать информацию о рынке, необходимы способности эффективной коммуникации с общественностью и клиентами. Или рекрутеры, которые, с одной стороны, должны анализировать информацию о рынке труда и его отдельных секторах, с другой – интервьюировать кандидатов, проводить переговоры с компаниями-клиентами.

По мнению Надежды Бобровой, если человек обладает хорошими коммуникативными навыками, умеет налаживать позитивные связи с внешней средой, то зачастую обладает и аналитическими способностями, так как умеет выделять, выбирать необходимые и значимые (для достижения конкретных целей) способы коммуникации. Эксперт считает, что «скорее можно разделять аналитику и креативность, так как это полярные категории. При нестандартном мышлении мы можем говорить о креативности сотрудника. Аналитический склад ума предполагает наличие способностей административного характера, что противоречит творчеству, а аналитические способности присутствуют и у творческих натур, но в меньшей степени».

Кому нужны аналитические способности?

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей. Во многих объявлениях о вакансиях это качество требуется наряду с гибкостью ума, вниманием к деталям, системным подходом к работе, наблюдательностью, высокой организованностью. По мнению экспертов, все эти качества наиболее ценятся у менеджеров, специалистов, работающих в области продаж, в частности развития продаж, у ИТ-специалистов, маркетологов,экономистов, аналитиков, логистов, консультантов.

Светлана Гиацинтова считает, что аналитические способности требуются, в первую очередь, специалистам, работающим с большими объемами информации. Эти люди должны уметь собирать, структурировать и анализировать данные, прогнозировать и моделировать различные ситуации, учитывая влияние всевозможных составляющих, оценивать их значимость для каких-либо событий. Однако при этом очень большую роль играет интуиция, то есть способность использовать накопленный опыт.

Аналитический склад ума подразумевает больше общение с компьютерными программами, бумажными документами, чем с людьми. Бывает, правда, и такое, что человек на протяжении многих лет работал на клиентоориентированных позициях, а потом осознал, что это не совсем то, чем ему хочется заниматься. Как, впрочем, и наоборот.

Карьера без способности к анализу

Большинство менеджерских позиций предполагает наличие у руководителей аналитических способностей, склонности к долгосрочному планированию. Если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо их развивать.

Однако Павел Цыпин считает, что карьерный рост возможен и без ярко выраженных способностей к анализу, например, в гуманитарной сфере. Но, конечно, не там, где они первичны: в высшем менеджменте или в финансовой области. Кроме того, при определенных усилиях можно развить в себе эти качества – была бы мотивация.

Светлана Гиацинтова придерживается такого мнения: если специалист не обладает аналитическими способностями, но стремиться к карьерному росту, ему стоит рассматривать позиции, где от руководителя требуется умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, быстро переключаться с одной задачи на другую и прочее.

Как правило, если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо развивать аналитические способности.

«Карьерный рост сам по себе подразумевает профессиональное совершенствование, а значит, осознанную необходимость осваивать новые области и развивать новые компетенции. Так почему бы не развить аналитические способности? Конечно, не надо садиться за отвлеченные от бизнеса учебники. На это просто нет времени. Но достаточно просто приучить себя каждый раз задумываться о причинах и следствиях того или иного действия или принятого решения, – рассказывает Анастасия Шуплецова, консультант по подбору персонала кадрового агентства Delogys Group. – Даже если у Вас нет склонности к аналитическим способностям, карьерный рост все равно возможен, при своем позиционировании нужно сделать упор на другие личные качества. Да и маловероятно, что вам захочется заниматься стратегией и анализом, ведь обычно нам нравится то, что лучше получается».

Как развить аналитические способности?

Специалисты утверждают, что, обладая достаточным желанием, можно «горы сдвинуть». Развить в себе способность к анализу поступающей информации – вполне реалистичная и достижимая цель. На данный момент многие тренинг-центры предлагают программы по развитию аналитических способностей, но зачастую оказывается, что лучшим «учителем» в их развитии становится сама жизнь. По словам Максима Лукичева, «чтобы развить способность к анализу, нужно погружать себя в различные ситуации и пытаться находить выходы из них».

Татьяна Меньшова, бизнес-тренер 3R Recruitment Company, считает: «Если человек сумел получить финансово-экономическую специализацию, начал руководить сначала одним, а потом несколькими параллельными бизнес-процессами, это означает, что он активно развивает мыслительный процесс. Игра в шашки, шахматы, компьютерные игры, владение сложным музыкальным инструментом, изучение иностранного языка, особенно английского, предполагают наличие аналитического мышления и способствует его развитию».

Смотри также:

Аналитическое мышление считается очень престижным. В сфере высоких технологий и при поступлении в известные университеты большинство абитуриентов или претендентов на должность будто бы считают себя обязанными задекларировать, что владеют мощным и врожденным аналитическим даром. Не стоит преувеличивать или преуменьшать его значение. Аналитический склад ума – это просто умение выделять составляющие и выяснять их соотношения.

Профориентация

Естественно, «чистых» аналитиков и синтетиков не существует. Нам всем присущи черты обоих типов мышления. Для чего нужны синтетические навыки? Для точного наблюдения, для понимания поведения предмета или явления в целом, для прогнозирования свойств. Ведь из составляющих далеко не всегда можно строго логически вывести свойства целого. А вот синтетики это умеют. Так что не стоит печалиться, если тип мышления вдруг оказался «непрестижным». А какое занятие выбрать подростку, у которого аналитический склад ума? Профессии будут включать прикладные естественные науки (в фундаментальных лучше синтетики и люди смешанного типа), интерпретацию законов (юрисконсульт, но не адвокат), некоторые медицинские специальности (гематолог, реаниматолог, психотерапевт лоцманского направления), экономические профессии (бухгалтер, счетовод, но не трейдер и не финансовый аналитик, вопреки названию специальности).

IT-специфика

Креативные тенденции

Аналитический склад ума – это не панацея от всех жизненных проблем и не универсальный инструмент решения задач. Многие творческие профессии требуют противоположных склонностей: рекламисты, художники, музыканты обычно яркие синтетики. А вот маркетологи, аналитики, режиссеры, актеры обычно обладают примерно равной выраженностью двух противоположных тенденций мышления.

Как узнать склонность?

Самый точный тест на склад ума – это не ответы на вопросы тестов. Их легко подогнать под нужный результат, если человек чувствует потребность «замаскироваться» и видит тест не в первый раз. Лучше всего попросить испытуемого нарисовать дом, дерево или человека. У аналитика будут мелко и реалистично проработаны детали рисунка. А вот у синтетика будут плавные, яркие штрихи, показывающие самые важные черты. При этом рисунок второго будет выглядеть более «художественно» и эмоционально. Конечно, для правильной интерпретации такого теста психологу надо иметь некоторый опыт.

Склад ума может меняться, он не связан с врожденными особенностями мозга. Если человека вынуждать делать работу, требующую противоположных тенденций мышления, он будет испытывать определенный дискомфорт, но со временем нужные навыки сформируются, и человек адаптируется к внешней необходимости. Пластичность мозга и психики огромна. Поэтому не стоит удивляться серьезным изменениям, происходящим с усердными и трудолюбивыми людьми, сменившими профессию. Аналитический склад ума – это иногда приобретенная особенность.

Каждый человек талантлив и уникален. Аналитический склад ума – одно из редких качеств, обладая которым, можно стать успешным во многих сферах жизни. Способности к анализу и логике необходимы в науке, медицине, криминалистике, психологии.

Что значит аналитический склад ума?

Таланты начинают проявляться с детства, мудрые родители заметив сильные стороны своего ребенка задаются целью начать развивать их. От каких факторов зависит склонность человека к анализированию? Один из ответов кроется в преобладании или доминировании левого полушария мозга ответственного за техническое мышление, логику и преобладание разума над чувствами. Аналитический склад ума это – процесс мышления, включающий в себя

  • тщательный анализ фактов, событий, явлений;
  • умение строить логические цепочки;
  • способность отделить главное от второстепенного в большом потоке информации;
  • видение перспективы;
  • ясное изложение мыслей;
  • последовательность умозаключений.

Аналитическое мышление в психологии

Мыслительные операции в психологии являются свойством психики и отображают субъективную связь человека с окружающей объективной реальностью. Дискурсионное или аналитическое мышление это – подвид абстрактно-логического мышления, которое базируется на глубокой осознанности, развернуто во времени и характеризуется этапами:

  1. «Сканирование» или осмысление события, ситуации, проблемы. Важной составляющей на данном этапе является высокая мотивация человека в стремлении разрешить ситуацию.
  2. Просмотр вариантов, обработка информации и постановка задач. Выявляются все возможные параметры для решения.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Пути решения проблемной ситуации: использование ранее известных, знакомых алгоритмов или создание нового решения.
  5. Процесс в действии (практическая деятельность).
  6. Проверка гипотез.
  7. При неэффективном решении проблемы период отстраненности и поиск новых решений.

Аналитическое и критическое мышление

Аналитический склад мышления может дополняться (не всегда) таким качеством как критичность. Критическое мышление помогает аналитику объективно смотреть на идеи, решения, видеть слабые места и проверять предположения и факты. При избыточно развитом критическом мышлении, существует зацикленность на недостатках людей, суждений, решений, которая мешает объективно оценивать, применять и получать положительные результаты.

Аналитическое и логическое мышление

Аналитическое мышление тесно взаимосвязано с логическим мышлением и опирается на него при построении логических цепочек и связей. Ученые считают аналитический склад ума равным понятию абстрактно-логического мышления. Любая мыслительная операция – это тонкий и сложный процесс, задействующий как внутренние механизмы, так и внешние факторы. Аналитическое мышление в связке с логическим, помогает человеку:

  • устанавливать закономерности;
  • предвидеть (рассчитать) развитие событий, процессов;
  • строить предполагаемые связи между объектами, предметами без необходимости их изучать при этом;
  • теоретически обосновать выводы с помощью письменной или устной речи.

Как развить аналитический склад ума?

Аналитический ум, как и другая природная особенность или талант человека не должен оставаться в определенной «точке» – необходимо развивать то, что дано от рождения. Знаменитое высказывание: «Успех – это 1 процент таланта и 99 процентов труда» применимо и к развитию аналитических способностей. Когда личность ставит цель «прокачать» аналитическое мышление важным правилом являются постепенность. На первом этапе это:

  • решение кроссвордов, сканвордов;
  • чтение детективов с размышлениями о поступках, мотивации, мотивов героев;
  • игры в слова;
  • шашки или шахматы – отличный способ для развития анализа.

Упражнения для аналитического мышления

Аналитические способности начинают развивать с детства. Для ребенка с «математическим» складом ума будет полезным совместное времяпрепровождение с родителями за решением головоломок, ребусов, заданий с нахождением отличий в рисунках, поиск недостающих предметов. Как развить аналитическое мышление взрослому человеку, если возникает ряд обстоятельств, когда способность к анализу очень важна (продвижение по службе, тяга реализовать потенциал)? Развивать левое полушарие и аналитические способности можно в любом возрасте, выполняя упражнения:

  1. Анализ любой поступающей извне информации: политической, экономической. Какие доводы приводят политики, экономисты, что вызывает сомнение, как в этом случае человек сам бы поступил.
  2. Каждый день придумывать различные ситуации с непредвиденными событиями (организация бизнеса, полет в космос, публичное выступление) и продумать несколько вариантов решения, какое из них самое лучшее и почему.
  3. Решение логических задач.
  4. Изучение программирования.
  5. Создать цель и реализовать ее с помощью алгоритма:
  • сбор полной информации;
  • определение первичных связей;
  • варианты решения и развития, постановка гипотез;
  • достижение цели: действия на основе принятых решений.

Аналитический склад ума – профессии

Аналитический ум это – высокоорганизованный ум. В современном мире важным параметром является скорость обработки огромного количества информации, которая постоянно меняется, дополняется. Высокие аналитические способности человека все больше востребованы и такие специалисты нужны во всем мире. Профессии, в которых человек с аналитическим мышлением может реализовать себя:

  • аудитор;
  • менеджер;
  • экономист;
  • политолог;
  • специалист по компьютерным технологиям различного уровня;
  • логист;
  • аналитик;
  • юрисконсульт;
  • программист;
  • критик;
  • рецензент;
  • IT – технологии
  • криминалист;
  • следователь.

Аналитическое мышление – книги

Развитие аналитических способностей помогает человеку выходить из трудных ситуаций без лишних эмоций. Способность к анализу помогает увидеть выход там, где казалось, что его нет и построить логическую цепочку причинно-следственных связей. Чтение художественной литературы в жанре детектива, а также специальная литература по развитию мышления способствуют повышению аналитических способностей:

  1. «Инженерная эвристика». – Д. Гаврилов
  2. «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач» – Э. Боно
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» – М. Крогерус
  4. «Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем» – А. Теслинов
  5. «Логика в вопросах и ответах» – В. Вечканов
  6. «Логика и тактическое мышление. 50+50 задач для тренировки навыков успешного человека» – Ч. Филлипс
  7. «Приключения Шерлока Холмса» – А.К. Дойль
  8. «Эркюль Пуаро» цикл книг А. Кристи

Профессии, которые будут приносить доход в любых ситуациях

Если тебя не тянет ни в одну из профессий, и ты совершенно не представляешь себе, по каким критериям выбирать образование, «КПУ» предлагает беспроигрышный вариант: иди учиться на специальности, которые будут приносить доход в любых ситуациях, независимо от кризисов и твоих способностей.

Налоги и налогообложение

Комментирует Светлана Круглова, старший менеджер отдела управления персоналом, PricewaterhouseCoopers в России

Вход
Я бы посоветовала молодым людям с такой специальностью и знанием английского языка начать свою карьеру с должности налогового консультанта. А еще лучше, не дожидаясь получения диплома, постараться устроиться на стажировку и получить опыт практической работы, совмещенный со специализированными обучающими программами. Например, прямо сейчас PricewaterhouseCoopers проводит активный набор на зимнюю стажировку в отделы аудита и налогообложения. Налоговый консультант принимает активное участие в жизни клиента, сопровождая его на всех этапах создания, приобретения, развития, реорганизации, слияния или продажи бизнеса.

Круг вопросов, по которому необходимо налоговое консультирование, необычайно широк: от налоговой оптимизации текущей деятельности компаний до международного налогового планирования, разрешения споров с налоговыми органами по вопросам применения налогового законодательства, структурирования сделок и содействия в проведении переговоров.

Развитие карьеры
Те люди, для кого консалтинг — это призвание, остаются в консалтинге и становятся директорами и партнерами PricewaterhouseCoopers — как в России, так и зарубежом. Абсолютное большинство наших партнеров и директоров пришли к нам на начальные позиции и построили свою карьеру с «нуля». Также нередко случается, что талантливые консультанты уходят в банки, инвестиционные фонды и крупнейшие российские или международные компании и становятся in house финансовыми или налоговыми менеджерами, директорами и аналитиками. Некоторые занимают теперь позиции CFO, COO или входят в совет директоров. А некоторые возвращаются назад. Зарплата стажера в PricewaterhouseCoopers вполне конкурентоспособна. Однако существуют более важные критерии для выбора карьерного старта — такие как возможности профессионального роста и обучения, желательно в компании, которая является лидером на рынке.

Куда поступать
К нам приходят очень сильные студенты финансово-экономических специальностей из ведущих московских вузов, таких как МГУ, Высшая школа экономики, Финансовая академия, ГУУ, РЭА и так далее. Но не менее успешными кандидатами являются и ребята из непрофильных вузов, например, технических или гуманитарных. Наверное, самое важное — это интерес к теме налогообложения, практический опыт и личный потенциал.

Финансы и кредит

Комментируют: Татьяна Рягина, HR-директор инвестиционного холдинга «Финам»; Алексей Смывин, портфельный менеджер «Финама»

Со специальностью «Финансы и кредит», несмотря на крах финансового рынка, все еще можно зарабатывать, став финансовым аналитиком (прогнозы по курсу акций той или иной компании, исходя из макроэкономических, политических и других факторов), трейдером (игра на фондовом рынке), консультантом по инвестициям и ценным бумагам.

Вход
Татьяна Рягина: Почти каждый выпускник ВШЭ, ФА или МГИМО желает сразу занять должность младшего аналитика, помощника трейдера, инвестконсультанта или управляющего активами. Эти вакансии, конечно, иногда бывают в компании и на них, безусловно, можно претендовать, но это лишь 10% от общего списка и открываются они не так часто. Более того, в «Финаме» мы в первую очередь готовы предлагать данные должности уже работающим у нас специалистам. Типичными начальными позициями для работы в инвесткомпании являются не столь «приглядные должности» — ассистент менеджера по работе с клиентами, sales-менеджер, ассистент специалиста отдела клиентской отчетности или бэк-офиса.

Развитие карьеры
Татьяна Рягина: В компании «Финам» есть примеры успешных карьерных взлетов выпускников МГТУ или МАТИ, работавших до прихода к нам инженерами. Есть примеры успешной переквалификации педагогов, математиков. Но все же доминирующее большинство успешных и высокопрофессиональных людей на рынке ценных бумаг — это экономисты и финансисты.

Куда поступать
Татьяна Рягина: В этой сфере предпочитают выпускников передовых экономических и технических вузов, среди которых ГУ-ВШЭ, Финансовая академия, РЭА им. Плеханова, Бауманка и другие. Мы понимаем, что вузы стали готовить специалистов по данному направлению совсем недавно и дают в большинстве своем базовые знания, которых недостаточно для реалий сегодняшнего дня. Преподаватели в этих вузах зачастую не являются практикующими специалистами на фондовом рынке. Поэтому работодатель ориентируется на уровень подготовки выпускника в целом.

Алексей Смывин: В этой работе нужно просчитывать риски, знать теорию управления капиталом. Если хочешь управлять фондом, нести ответственность за чужие деньги — обязательно надо знать VaR (value at risk) — она строится на теории вероятности и матстатистике. Чтобы войти в инвесткомпанию, надо иметь красный диплом и математическое, физическое либо экономическое образование.

Экспертиза и управление недвижимостью

Комментируют: Наталья Кондратьева, менеджер по персоналу агентства недвижимости «Новое качество»; Александр Семаков, выпускник Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС), специальность «Экспертиза и управление недвижимостью»

Развитие карьеры
Наталья Кондратьева: В сфере недвижимости всегда будет востребована профессия консультанта по оценке недвижимости — такие специалисты появились у нас в 1998 г. Их количество невелико, а заработки неплохие. До кризиса зарплата консультанта по оценке бизнеса (наиболее прибыльном сегменте рынка), варьировалась в пределах $ 3—4 тыс., сейчас — порядка 30—40 тысяч рублей. Начинать можно не сразу с позиции оценщика: в недвижимости всегда востребованы риелторы, сюда берут людей без опыта и обучают на местах. Можно сразу устроиться на низовую должность в отдел экспертизы и оценки. Некоторые рискуют открывать собственные агентства и предлагать на рынок свои услуги по демпинговым ценам. С одной стороны, это большой риск, с другой — возможность составить конкуренцию крупным агентствам.

Что нужно знать
Наталья Кондратьева: Чтобы стать оценщиком, нужно, во-первых, хорошо знать высшую математику, статистику. Человек не должен быть склонен к риску. В профессии оценщика на первом месте — специальное образование, математический склад ума, способность к структурированию и анализу информации. Оценщик, имея четкое представление о стоимости квадратного метра в разных сегментах недвижимости, о динамике цен должен уметь провести анализ рынка.

Учеба и работа
Александр Семаков: Со сферой недвижимости столкнулся на практике только на 4-м курсе — устроился на работу в компанию, продающую участки под строительство и строящиеся объекты. Вот тогда я впервые понял, что изучаю в институте. Мои однокурсники работали не по специальности, так что на некоторых занятиях я один вообще понимал, о чем рассказывает профессор. Мое последнее место работы — строительный департамент в правительстве Москвы, там я прочувствовал кухню строительного рынка. Я сразу пошел на заочное, потому что надо было работать. На дневном я бы не вытянул.

Куда поступать
Специальность предлагают Московский государственный строительный университет (МГСУ), Московский государственный университет природообустройства (МГУП), Московская Государственная академия коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС) и др. В МГСУ есть специальный факультет — Высшая школа организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью. В МГАКХиС хорошо отработана система заочного образования, есть опция «виртуальный преподаватель», позволяющая оптимизировать время изучения теоретических дисциплин.

Логистика и управление цепями поставок

Комментирует Алексей Слабиков, менеджер по развитию продуктов DHL Express в России

Вход
Начинать лучше в сервисных компаниях, таких как DHL, ТNТ, UPS, где гораздо больше позиций и выше спрос на квалифицированных логистов. Таможенный декларант, импорт-агент и экспорт-агент, работник склада — это стартовые должности, которые даже не требуют высшего образования, поэтому придти на них можно уже на 4—5 курсе. Оклады для нынешней экономической ситуации тоже очень неплохие. Начиная карьеру в сервисной компании, вы узнаете изнутри, как этот сервис строится, познакомитесь с его «подводными камнями». С таким опытом вы потом легко сможете перейти в отделы логистики производственных, ритейловых или любых других компаний. Самых талантливых выпускников могут взять на менеджерские позиции начального уровня или в отделы аналитики основных бизнес-показателей.

Развитие карьеры
Если человек начинал на фронт-лайне, то дальше карьера может идти в этих же департаментах, но вверх — он становится team-лидером, затем супервайзером, затем менеджером. Продвигаются люди, у которых развиты управленческие навыки. Можно дорасти до начальника функциональных департаментов (отделы клиентского сервиса, таможенного оформления и т. п.). Либо есть вариант перейти на более высокие менеджерские позиции, которые в меньшей степени подразумевают управление людьми, и в большей — стратпланирование, бизнес-аналитик. Надо сказать, что сама логистика не очень высоко марджинальная сфера, по сравнению с популярными профессиями юристов и экономистов потолок здесь не очень высокий, но западные компании предлагают конкурентоспособные условия работы.

Что нужно знать
Пока у выпускников нет опыта работы, мы смотрим на их способности. Например, если у человека развита логика — он здесь не пропадет. Нужен аналитический склад ума, навыки переговоров — придется общаться и договариваться с разными отделами внутри компании, всевозможными службами, партнерами, подрядчиками и так далее. Знание иностранного языка даже не обсуждается, если вы им не обладаете, значит ваша сфера деятельности резко сужается, поэтому в иностранной или крупной компании вами не заинтересуются.

Куда поступать
Ведущим вузом считается Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Именно здесь в начале 2000-х разрабатывались стандарты образования по специальности «Логистика». Конечно, выпускники традиционно сильных вузов тоже всегда в приоритете — РЭА им. Г.В. Плеханова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГУУ, МАДИ.

Комментирует Анатолий П. (имя изменено по просьбе героя), бывший сотрудник Регионального таможенного управления организации силового обеспечения ФТС

Кто нужен
Для работы в таможенной службе требуются специалисты разных направлений: контроль за соблюдением законодательства в области таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного регулирования, таможенное оформление и таможенный контроль, таможенная статистика; разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела.

Развитие карьеры
Людей, которые приходят на работу в таможню, условно можно разделить на две категории. Первая — это идеалисты, которые мечтают изменить гнилую систему. Ломаются примерно через год: 80% уходит в транспортно-экспедиционные компании, а оставшиеся превращаются в циников и пофигистов. Вторая группа — это циники от природы, ищут местечко потеплее. Вчерашние студенты приходят на низкие должности, но быстро обрастают связями, и через два—три года оказываются где-нибудь в портовой таможне на досмотрах или в отделах, которые занимаются непосредственно декларированием. Если не конфликтовать с начальством и особо не наглеть с ВЭДами, их, возможно, даже не посадят. Если человек амбициозен, но психологически неустойчив, карьера в таможне не светит. Наиболее привлекателен с точки зрения денежных перспектив правоохранительный блок. Помимо интересной работы, частых премий, относительно свободного графика ответственным сотрудникам, которые непосредственно работают с ВЭДами, придется постоянно бороться с искушением получения взяток. Специалисты по таможенному делу могут работать как в торговых фирмах (преимущественно с региональным охватом и закупками из-за рубежа), так и в транспортно-экспедиционных компаниях.

Куда поступать
Будущих таможенников готовят в Российской таможенной академии (РТА), Академии ФСБ, Юридической академии, МИИТ, Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ). РТА — головной вуз по специальности «Таможенное дело» в России, он же является региональным учебным центром Всемирной таможенной организации (World Customs Organization). Здесь создано около десяти специализированных кафедр по таможенным вопросам: кафедра организации таможенного контроля, таможенных платежей и валютного контроля, технических средств таможенного контроля и криминалистики и др. Специализация МИИТ — железнодорожный транспорт, поэтому студенты изучают в том числе транспортное право и право международных перевозок.

Авторы: Алла Докучаева, Катерина Смирнова, Полина Юдина
Источник: журнал «Куда пойти учиться» №46

Разное
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .