Литературное чтение — боль. И учебник неплохой, и составлен хорошо. Но как представлю, ЧТО нужно знать к аттестации, становится плохо. И тут два варианта: первый — плюнуть на оценку и заниматься в своё удовольствие, второй — всё же подзубрить имена-отчества, соответствия текстов разделам и прочую не очень нужную в данном возрасте «мишуру», за которой настоящей литературы и не видно. А пока я взяла и изучила текст планирования к литературному чтению учителя начальной школы и сделала краткий конспект.
Содержание
Учебник Л.Ф. Климановой
Цели изучения:
- беглое выразительное чтение вслух, навык чтения про себя;
- умение работать с разными видами информации;
- навык активного слушания;
- формирование нравственно-эстетического отношения к людям и миру, интереса к чтению;
- умение самостоятельно отбирать книги для чтения;
- развитие образного мышления и поэтического слуха;
- расширение кругозора и умения связанно излагать свои мысли.
- уметь различать тексты: описания, рассуждения, повествования;
- уметь соотносить заглавие с содержанием текста, определять тему произведения, его главную мысль и дополнительную информацию;
- уметь озаглавить текст, составить план текста;
- знать: что такое сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, считалка, прибаутка, стихотворение, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность, музыкальность речи;
- отличать художественные тексты от научно-познавательных;
- уметь пересказывать выборочно, кратко (основная мысль) и полно (используя цитаты);
- читать по ролям, писать изложение и сочинение.
В школе на литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов, то есть — 4 часа в неделю. Дома, нам, наверное, придётся больше заниматься.
А вот интересно — цели , которые ставят перед собой учителя начальных классов, вернее, Минобрнауки России. Чему должны детей научить уроки лит. чтения? Оказывается, многому. И это «многое» для меня даже частично неожиданное. Судите сами:
- сформировать чувство гордости за свою Родину и российский народ;
- способствовать становлению ориентации на гуманистические и демократические ценности;
- сформировать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур и религий;
- воспитание художественного вкуса на основе заучивания наизусть произведений худ. литературы;
- развитие этики, доброжелательности, понимания, сопереживания, толерантности;
- начальная адаптация к школе (только в 3 классе!);
- формирование социальной роли обучающегося, осознание смысла учёбы, нравственных норм общения;
- сотрудничество со сверстниками и взрослыми, навык избегания конфликтов на основе прочитанных произведений;
- мотивация к творчеству, установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные навыки:
- ставить цель и искать средства для её осуществления;
- планирование, контроль и оценка учебных действий;
- умение конструктивно действовать в ситуациях неудач и неуспеха;
- умение находить информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях и других источниках информации;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать;
- умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и отстаивать свою;
- распределять роли в совместной деятельности;
- разрешать конфликты.
План по изучению в соответствии с содержанием учебника
Первые книги — 5 часов
- Иметь представление о первых печатных книгах.
- Знать, как выглядели книги Древней Руси, имя первопечатника, при ком была напечатана первая книга.
- Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.
- Первая «Азбука». Наставления Библии.
Жизнь дана на добрые дела — 19 часов
- Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
- Объяснять смысл старинных пословиц. В.И. Даль – собиратель пословиц.
- Пословицы разных народов о человеке и его делах.
- Пословицы и поговорки русского народа.
- Уметь объяснить изречения мудрых людей и соотносить их с современностью.
- Уметь определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять и обосновывать свой выбор книги.
- Уметь читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания. Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту.
- Уметь самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника.
- Знать определения терминов «юмористический рассказ», «подробный пересказ», «выборочный пересказ».
- Уметь устанавливать соответствие между автором и названием произведения.
- Уметь составлять отзыв о прочитанном произведении, делить пословицы по смыслу на группы.
- Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
- Знать определение термина «притча».
- Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка. Характеристика героя.
- М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка. Характеристика героев. Пересказ.
- Л. Каминский. «Сочинение».
- М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.
- Н. Носов. «Трудная задача».
- Притча.
- В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано». Инсценирование.
Волшебная сказка — 14 часов
- Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Виды сказок.
- Уметь относить сказки к одному из видов: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
- Уметь объяснять основные понятия.
- Волшебные сказки. Уметь определять отличительные особенности волшебной сказки. Знать структуру волшебной сказки. Уметь находить волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
- Уметь кратко пересказать содержание от лица одного из героев. Определить в чем волшебство сказки.
- Давать характеристику персонажей сказки, подтверждать свой ответ примерами из текста.
- Знать о художниках-иллюстраторах сказок.
- Русская сказка. «Иван – царевич и Серый волк». Составление плана
- В. Васнецов. «Иван-царевич и Серый волк». Рассказ по картине.
- В художественном музее. Мини-сочинение
- Русская сказка. «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
- Русская сказка. «Морозко». Характеристика героев сказки.
- Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки.
- Русские сказки. По щучьему веленью…
Люби все живое — 20 часов
- Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
- Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
- Сравнивание художественной и научно – познавательной литературы.
- Сравнение текста художественного произведения и текста из энциклопедии.
- Читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и частями текста.
- Особенности юмористического произведения.
- Анализировать стихотворение.
- Искать в тексте слова, выражающие отношение автора.
- Определять смысл названия произведения.
- Знать произведения В.Бианки для детей. Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; составлять план текста. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.
- Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогла добраться домой».
- Составлять текст по аналогии.
- Задавать самостоятельно вопросы к тексту, план для составления текста.
- Знать автобиографию автора, уметь кратко пересказывать главы из произведения.
- Составлять краткий рассказ о герое произведения.
- Сравнивать художественные и научно-популярные тексты.
- Делить текст на части в соответствии с планом, пересказывать основные события рассказа в соответствии с планом.
- Пересказывать содержание произведения подробно и выборочно.
- Знать названия научно-познавательных журналов для детей.
- Знать детскую периодическую печать.
- Ориентироваться в содержании журнала.
- Отзыв на книгу о природе.
- К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
- Пересказ. Барсук (из энциклопедии).
- В. Берестов. «Кошкин кот». Выразительное чтение.
- Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.
- В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в произведениях.
- О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ.
- Тим Собакин. «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту.
- Д. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности.
- Н. Носов. «Карасик». Смысл поступка героев.
- М. Горький. «Воробьишко».
Картины русской природы — 12 часов
- Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
- Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.
- Выразительно читать стихотворение.
- Находить в тексте средства выразительности. Знать определения и уметь находить в тексте тропы: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
- Знать автобиографию автора. Знать алгоритм заучивания стихотворений.
- Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
- И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.
- Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение.
- М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа.
- Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.
- А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
- И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.
- К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.
- К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень».
- Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима».
Великие русские писатели — 30 часов
- Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.
- Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ.
- Анализировать стихотворения.
- Знать биографию И. Билибина.
- Читать басни. Определять главную мысль, нравоучение, мораль. Знать несколько крылатых выражений. Объяснять смысл басен.
- Знать биографию великих писателей.
- Уметь представлять книгу.
- Уметь инсценировать басню, передать игрой характер героя.
- А. С. Пушкин «Зимнее утро».
- И. Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.
- А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
- Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.
- А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета…
- П. Брейгель. «Зимний пейзаж».
- В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.
- А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.
- И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор.
- И. А. Крылов. Басни. И. А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
- И. А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.
- Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.
- Л. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
- Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана.
- Л.Н. Толстой. «Акула». Смысл названия. Составление плана.
- Л. Толстой. «Волга и Вазуза». Особенности жанра.
- Л. Толстой. «Как гуси Рим спасали». Особенности жанра.
- Наш театр. И. Крылов «Квартет».
Литературная сказка — 19 часов
- Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.
- Соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль.
- Переводная литература для детей.
- Читать про себя и вслух небольшой текст с последующим пересказом его содержания.
- Называть изученные произведения переводной литературы.
- Выявлять особенности переводной литературы.
- В. Даль «Девочка — Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.
- В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.
- Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения.
- Б. Заходер. «Вини-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.
- Р. Киплинг. «Маугли». Особенности переводной литературы. Герои произведения.
- Дж. Родари «Волшебный барабан».
- Тим Собакин. «Лунная сказка».
- Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе».
- С. Михалков «Упрямый козленок».
Картины родной природы — 18 часов
- Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
- Знать автобиографию Есенина.
- Б. Заходер. «Что такое стихи?»
- И. Соколов-Микитов. «Март в лесу».
- Устное сочинение на тему » Мелодии весеннего леса».
- А. Майков. «Весна». Е. Волков. «В конце зимы». Е. Пурвит. «Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.
- С. Есенин. «Сыплет черемуха…». В. Борисов-Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
- С. Есенин. «С добрым утром».
- Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Прием звукописи, как средство создания образа.
- А. Васнецов. «После дождя». И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.
- О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов.
- М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.
- А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…». Авторское отношение к изображаемому.
- Саша Черный. «Летом». А. Рылов. «Зеленый шум». Сравнение произведений.
- Ф. Тютчев. «В небе тают облака». А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений искусства.
- Г. Юдин. «Поэты».
- Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение».
Сканы страниц учебника:
Часть первая, фото первое
Часть первая, фото второе
Часть первая, фото третье
Часть вторая, фото первое
Часть вторая, фото второе
Часть вторая, фото третье
Как видите, объём информации просто огромный! Обращаю внимание на то, что название раздела не всегда соответствует его содержанию, не понимаю логики формирования тем и произведений для учебника. Но делать нечего — сдавать аттестацию будет нужно, даже две — после каждого полугодия.
Скорее всего, мы будем:
- читать произведения и некоторые заучивать наизусть;
- пересказывать стихи и рассказы;
- расшифровывать термины;
- отличать произведения по видам;
- обращать внимания на авторов, заучивать их биографии (неужели – всех??? Надо уточнить у учительницы);
- учить фамилии, имена и отчества писателей, поэтов и художников;
- соотносить автора с произведением, а произведение – с разделом, в котором оно изучалось (точно надо?)
- писать сочинения по картинам, изложения по произведениям и отзывы на книги.
В общем, литературное чтение будет идти ежедневно, кроме выходных…
Составь каждый из планов?
Попробуем сделать это на примере рассказа
Капля в море
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.
(По Г.Цыферову).
Составить план текста
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на смысловые части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
Вопросный Тезисный Назывной
План – опорная схема Комбинированный
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
— Кого поймали в море?
— О чем плакала пойманная черепаха?
— Почему черепаха плакала на самом деле?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
— В море поймали черепаху.
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
— Пойманная черепаха.
— Черепашьи слезы.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например:
-Черепаха
— Слёзы.
— Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например:
— Кого поймали в море?
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Настоящая причина слёз черепахи.
Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.
Как составить простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составить сложный план .
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.
Баба Яга
I .Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.
II . Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.
- 1. Положительные:
а) смелость,
б) связь с народом,
в) вера в будущее.
- 2. Отрицательные:
а) трусость,
б) эгоизм,
в) пессимизм,
г) костяная нога.
III . Заключение
Вопросный план .
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
Цитатный план.
Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты).
Тезисный план.
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.
План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать. |
Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать. |
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Построение схемы
1.Логико-смысловой анализ текста:
А)членение на законченные смысловые части;
Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
В)определение главной мысли текста;
Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.
2. Словесно-графическое оформление схемы:
А) озаглавливание;
Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.
) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.
Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.
Даже когда человек не пишет плана, у него в голове складывается приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать, формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей. Иногда план не требует своего обязательного оформления, а является лишь необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых он является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим..
Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.
Виды планов
- осмысление темы;
- наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
- составление простого плана (перечень тем);
- составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
- редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
- окончательное оформление.
Ошибки при составлении плана
При его составлении обычно допускают следующие ошибки.
Тексты окружают нас повсюду. Текст – это понятие одновременно философское и лингвистическое, общее и частное. Но в повседневной жизни большинство людей сталкивается именно с лингвистической ипостасью текста, то есть некой последовательностью символов, связанных общим смыслом, целью и формой. В такой трактовке тексты были и остаются незаменимым источником информации обо всем в мире, от кулинарных рецептов до основных положений теории струн. Первые тексты в нашей жизни были нами услышаны, затем мы сами научились произносить их простейшие образцы. И не задумывались над сложностью той системы, пока не пошли в школу и не узнали, что тексты можно также читать, записывать и анализировать.
Поскольку текст – система действительно сложная и даже многозадачная, то и разнообразных процессов, связанных с ними и основанных на них, существует немало. С некоторыми из них сталкиваются ученики средней школы, когда проходят обязательную программу по изучению русского языка. В рамках освоения рубрикации текста. Ценность этого навыка трудно переоценить, ведь он позволяет лучше понимать и запоминать даже большие массивы информации, содержание книжных параграфов, литературных произведений, конспектов лекций, да и просто структурирует и организует мыслительный процесс. Поэтому и школьникам, и их родителям будет очень полезно научиться составлять тезисный план текста.
Что такое тезисный план
Тезисный план текста – это только один из существующих видов его структурирования. Он основан на том, что каждый связный текст имеет определенное строение, а его части логично связаны между собой по смыслу. При этом каждая часть несет в себе выражение мысли, дополняющей общий смысл текста, но позволяющей разделить его на смысловые подразделы. Эта смысловая основа текста – и есть база для составления тезисного плана. Состоит он, соответственно, из тезисов – то есть лаконичных фраз, в сжатой форме формулирующих основную идею каждой части текста.
Как правило, авторы текстов уже оставили своеобразную подсказку тем, кому впоследствии придется делить их произведение на части. Потому что в грамотно написанном тексте абзацы содержат собственные положения, и тезисы с ними совпадают. Другими словами, достаточно понять, о чем говорится в каждой отдельной части текста, чтобы вывести тезис из этой части. Но как быть, если смысловая основа текста структурирована не очень четко? Если одна и та же мысль встречается в тексте несколько раз в разных его частях или сформулирована неоднозначно? В таком случае на помощь придут другие типы планов, самые распространенные среди которых:
- вопросный;
- цитатный;
- назывной (простой и сложный).
Любой из этих видов планов помогает упорядочить информацию, изложенную в тексте, и использует ее в качестве основы для его краткого изложения. Но ни один план не помогает так же хорошо зафиксировать в памяти и усвоить ее нюансы. Поэтому, если перед вами или вашим ребенком/учеником стоит задача подготовиться к выступлению, запомнить подробности речи, лекции, реферата или статьи, то лучшего способа, чем составление тезисного плана, не придумать. Но для того, чтобы он действительно помог, а не сбил с толку, нужно составить его правильно.
Правила составления тезисного плана текста
Тезисы, как основная смысловая составляющая текста, не однородны по своей сути и значению для передачи информации. Выделяют оригинальные и вторичные тезисы. Если речь идет о выполнении школьного задания или подготовке к публичному выступлению, вторичными тезисами можно пренебречь и сконцентрировать свое внимание на оригинальных, потому что именно они играют роль опорной схемы для восстановления в памяти основных идей текста и их развития в логичной последовательности. Приступая к составлению тезисного плана текста, для получения оптимального (то есть лаконичного, но содержательного) результата, следуйте таким рекомендациям:
- Не спеша прочитайте текст. Возможно, вам понадобится несколько прочтений, чтобы вникнуть во все особенности его содержания и формы.
- Мысленно ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Затем определите не только основную мысль всего текста, но и те логические «ступени», которыми автор текста подвел читателя к итоговой идее.
- Соотнесите эти последовательные мысли со структурными частями текста. Если он записан в черновике или электронном документе, можете даже пометить каждую из них, указав ее рядом с соответствующим предложением и/или абзацем.
- Эти отдельные мысли – основа тезисов. Убедитесь, что все они отличаются между собой по содержанию и не повторяют друг друга.
- Закройте глаза или спрячьте написанный текст, а затем каждую отдельную мысль мысленно переформулируйте своими словами. Ваша задача – сказать о ее основном содержании, избавляясь от неважных мелочей и деталей, не несущих основного содержания. Сократите художественные, «декоративные» элементы, оставив лишь значимые, без которых мысль потеряется.
- Таким образом, вы уже сделали львиную долю работы: вычленили и сформулировали тезисы. Если их можно сократить без потери смысла – сделайте это. Если они и так уже содержат только суть – переходите к оформлению плана.
- В отличие от других типов плана, тезисный план не требует создания специального заголовка для каждого пункта: ими и так являются сформулированные тезисы. Запишите их последовательно в том же порядке, в котором они расположены в авторском тексте, не нарушая его.
- В отдельных случаях допустимо изменить порядок следования тезисов, если это оправдано развитием сюжета (например, несколько параллельных сюжетных линий) или помогает вам лучше ориентироваться в содержании.
- После записи тезисов и их нумерации закройте исходный текст и на некоторое время отвлекитесь, займитесь другим делом и не думайте о плане. Затем перечитайте его и попробуйте с его помощью восстановить содержание исходного текста. Лучше всего делать это на следующий день, после ночного отдыха.
- Если содержание, логика доводов и идея авторского текста легко воспроизводится с помощью вашего тезисного плана – то вас можно поздравить. Он составлен правильно и позволит вам складно выступить перед аудиторией и/или получить отличную оценку на уроке!
Легче всего составить тезисный план простого текста, разделенного на небольшие абзацы. В некоторых случаях, с учетом сложной авторской подачи информации в тексте, один абзац может содержать две и больше идей. Тогда задачей составителя тезисного плана становится внимательное отслеживание и выделение каждой из них, потому что пропуск даже одного звена в логике повествования нарушает построение всего сюжета. При необходимости, каждый тезис можно разделить на подтезисы – иногда такая тактика позволяет быстрее справиться с заданием. Но в большинстве случаев, когда речь идет о классной или домашней работе, бывает достаточно понять, о чем идет речь в тексте, и сформулировать положения, в которых заключены его ключевые мысли.
План пересказа к сказке Аленький цветочек
Чтобы пересказать сказку или какое-либо другое произведение школьнику важно составить план пересказа, потому что такой короткий и последовательный план поможет школьнику не сбиться с рассказа и напомнит ему порядок действий в самом сюжете произведения, если по какой-либо причине школьник подзабыл сам сюжет, возможно, просто от волнения.
Так что давайте составим план к нашей сказке Аленький цветочек:
Вариант первый:
1. Сборы купца — отца в дальние края.
2. Такие разные дочери и их разные пожелания о подарке.
3. Попадание купца на неведомую землю.
4. Встреча с чудовищем или найдет аленький цветочек.
5. Разговор с чудовищем и заключение с ним договора.
6. Возвращение купца — отца на родную землю.
7. Печальный рассказ отца , о том что заключил он договор с чудищем.
8. Доброта младшей дочери к отцу, ведь из — за нее он сорвал цветочек аленький.
9. Настенька оказывается на землде неведанной в гостях у чудища.
10. Первая встреча Настеньки с добрым и ласковым чудищем — хозяином дворца.
11. Настенька проведует своего любимого батюшку дома.
12. Коварный план сестриц, по отношения с Настеньке.
13. Настенька на час опаздывает к чудищу и переживает.
14. Рассеивание коварных чар и встреча с принцем.
15. Счастливейший конец сказки.
Вариант второй:
Известную красивую и волшебную сказку Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» дети изучают в 4 классе, поэтому от нас требуется составить к ней обычный простой план.
1.Три дочери — три разные просьбы.
2.Исполнение желаний старших дочерей.
3.Поиски аленького цветочка.
4.Спасение купца от разбойников.
5.Дивное место.
6.Долгожданная находка.
7.Заключение договора с чудищем.
8.Возвращение купца домой, и его печальный рассказ дочерям о сделке.
9.Настенька соглашается отправиться жить к монстру.
10.Жизнь девушки во дворце чудовища.
11.Первая встреча с хозяином удивительного замка.
12.Настенька и чудище становятся неразлучными.
13.Настя отправляется в гости к отцу.
14.Хитрое дело старших сестёр.
15.Опоздание Настеньки.
16.Развеялись злые чары и превратилось чудище в прекрасного принца.
17.Свадьба принца-королевича и Настеньки.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В апреле 2015 года я опубликовал на блоге статью о книгах, которые следует читать юристам. Я ограничился советами и рекомендациями о том, как выбирать книги для чтения.
Списка книг в той статье нет. Кого-то это может разочаровать. И в комментариях меня тоже просили составить список книг.
Я не стал составлять какой-то большой и универсальный список книг для всех. Вместо этого я решил каждый год делиться с читателями списком книг, которые собираюсь прочитать.
Сперва планировал публиковать рецензии на наиболее интересные книги, но потом передумал. Ограничился тем, что стал давать всем прочитанным книгам, кроме художественной литературы, оценку по 10-балльной шкале.
Система оценивания книг
1-5 баллов — книги разной степени «отстойности». Обычно не дочитываются до конца. Выбор оценки от 1 до 5 осуществляется по моей внутренней шкале «отстойности»: от пустой графомании до скучной посредственности.
6 баллов — качество чуть выше среднего, в книге есть пара интересных мыслей, но не более.
7 баллов — неплохая, но скучная книга. Полезной информации хватает, но её подача оставляет желать лучшего. Обычно это умная, но занудная книга.
8 баллов — хорошая книга как с точки зрения содержания, так и подачи материала. Дает богатую пищу для размышлений.
9 баллов — отличная книга, которую хочется перечитать, советы берутся на вооружение.
10 баллов — книга-откровение, дает уникальную информацию.
Художественную литературу по такой шкале оценивать трудно. Причина проста: «на вкус и цвет товарища нет». Эстетические предпочтения у всех разные и часто не совпадают. Кто-то любит детективы и равнодушен к фантастике. Другой — наоборот. Третий беллетристику в принципе не читает за редким исключением, считая это пустой тратой времени.
Я художественную литературу люблю и в моих годовых списках она непременно есть. С 2020 года её тоже оцениваю, но оценки всего три: «+», «-» и «+/-«. Понравилась, не понравилась и «вроде ничего» соответственно. Но это всегда мое сугубо субъективное мнение.
Пора переходить к самому интересному — к списку книг.
Список книг на 2019 год
В список включена не только юридическая литература. Зачем ограничивать себя в жанрах и направлениях? Для себя я разбил список на четыре блока:
- философия, история, политология;
- юридическая литература;
- деловая литература;
- художественная литература.
Если у вас есть на примете хорошая книга и вы хотите поделиться своими впечатлениями и/или посоветовать ее к прочтению, то пишите ниже в комментариях или на почту через форму обратной связи.
Итак, вот список книг, которые я собираюсь прочесть до конца 2019 года. Всего их тридцать семь.
Философия, социология, история, политология
- Пол Клейман «Философия. Краткий курс»
- Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- Жан Бодрийяр «Символический обмен и смерть»
- Нассим Талеб «Черный лебедь»
- Нассим Талеб «Антихрупкость»
- Ф. И. Гиренок «Клиповое сознание»
Юридическая литература
- Лон Фуллер «Мораль права»
- Г. Ф. Шершеневич «Учебник русского гражданского права»
- Е. В. Васьковский «Учение о толковании гражданских законов»
- А. Р. Сулатнов «Борьба за правовую определенность или поиск справедливости»
- А. Г. Карапетов «Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве»
- С. В. Сарбаш «Элементарная догматика обязательств»
- А. В. Егоров, Е. А. Папченкова, А. М. Ширвиндт «Представительство: исследование судебной практики»
Деловая литература
- Анна Шуст «Текст, который продает товар, услугу или бренд»
- Анна Шуст «О мой блог!»
- Денис Каплунов «Бизнес-копирайтинг»
- Элина Слободянюк «Настольная книга копирайтера»
- Екатерина Оаро «Проснись и пиши»
- Остин Клеон «Кради как художник»
- Кэл Ньюпорт «В работу с головой. Паттерны успеха от IT-специалиста»
- Марк Уильямс, Денни Пенман «Осознанность»
- Николай Кононов «Код Дурова. Реальная история соцсети «ВКонтакте»»
- Уолтер Айзексон «Стив Джобс»
Художественная литература
- Ромэн Сарду «Блеск Бога»
- Питер Джеймс «Абсолютное доказательство»
- Линкольн Чайлд «Смертельный рай»
- Януш Леон Вишневский «Одиночество в Сети»
- Джоан Роулинг «Гарри Поттер» (серия из 7 романов)
- Дуглас Адамс «Автостопом по Галактике»
- Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные»
- Ф. М. Достоевский «Бесы»
- Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»
- Ник Перумов «Война ангелов. Великая пустота»
- Ник Перумов «Война ангелов. Игнис»
- Макс Фрай «Лабиринты Ехо» (серия из 8 книг)
Этот же список я продублировал в Evernote в виде to-do-листа. Там можете следить, какие книги я уже прочитал.
Ниже ссылки на списки книг предыдущих лет, начиная с 2016 года:
- Список книг на 2019 год
- Список книг на 2018 год
- Список книг на 2017 год
- Список книг на 2016 год
- Рецензии на некоторые книги, прочитанные в 2016 году
Как я читаю книги
Обычно я читаю одновременно две-три книги и, как правило, в электронном формате.
Читаю с планшета Prestigio MultiPad 4 Quantum 7.85 3G. Программы перепробовал разные, сейчас пока остановился на FullReader. Поддерживает все основные форматы, включая fb2, ePub и pdf.
Планшет не всегда с собой, тогда выручает смартфон. На нем дополнительно установил приложение «Читай!» от «ЛитРес». Собственно на их сайте я обычно и покупаю книги.
Бумажные книги покупаю редко. Причины две: они дороже электронных и занимают место на полке.
Иногда слушаю аудиокниги. В дороге так вообще отлично заходят.