Содержание
- Уроки учителей из СНГ
- По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Григорий Печорин
- Биография
- Печорин и Онегин
- Критика
- Образ Печорина в кинематографе
- Примечания
- Образ, характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени»: характер, личность, происхождение, говорящая фамилия, внешность (Лермонтов М. Ю.)
Уроки учителей из СНГ
Работы, которые здесь публикуются, принесла нам почта. И это отрадно. Не только потому, что почта работает, но, главным образом, как признание факта стремления наших стран к культурному единству, к преодолению последствий политической конъюнктурщины времён постперестройки. Мы надеемся и впредьразвивать наше сотрудничество с учителями-словесниками, живущими и работающими за границами России.
Я ИДУ НА УРОК
Н.Ф. САХРАТОВА,
Республика
Казахстан
По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Когда этот номер готовился к печати, в редакцию пришло письмо из посёлка Большая Чураковка Алтынсаринского района Костанайской области Республики Казахстан. Учитель-словесник Н.Ф. Сахратова (к сожалению, она не назвала свои имя и отчество) пишет:“…являюсь давним читателем «Литературы». Как сельского учителя, меня в первую очередь интересуют разработки уроков. Мне нравится то, что вы даёте материал, которого нет в учебниках. Это позволяет познакомить учащихся с биографиями и творчеством многих писателей и произведениями сверх программы. По имеющимся сведениям, вы, скорее всего, не будете работать с материалами, присланными из Казахстана. Но может быть, предлагаемая статья вас заинтересует, и, если это не будет большой дерзостью с моей стороны, я бы ещё предложила некоторые материалы”.
Нам неведомо, кто снабдил Н.Ф. Сахратову “сведениями”, о которых она пишет. Вся работа нашей газеты, нашего издательского дома направлена на воссоединение, развитие культуры народов, живших долгое время вместе на одной шестой части света. Мы только рады подобным “дерзостям”, исходящим от наших читателей.
Фрагмент урока
Цели:
- Углубить знания учащихся о романе «Герой нашего времени» Лермонтова.
- Вырабатывать навык формулирования и отстаивания собственного мнения по проблеме.
- Воспитывать чувство ответственности за свои дела, слова, поступки, мысли.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать сознание того, как люди связаны между собой и как хрупка человеческая жизнь.
Оборудование. Портрет М.Ю. Лермонтова; тексты произведений М.Ю. Лермонтова; грамзапись романсов и песен на его стихи; иллюстрации художников и акварели поэта; иллюстрации к роману, подготовленные учащимися; формы деловых бумаг.
Предварительно учащиеся разделены на группы, играющие роли и выполняющие определённые задачи.
- Следственная группа анализирует жизнь горцев, рассматривает отношения между детьми и родителями в семье Бэлы, изучает материалы о взаимоотношениях Бэлы, Казбича, Печорина, Максима Максимовича.
- Группа свидетелей даёт правдивые и точные показания, опираясь на авторский текст.
- Группа литературных экспертов следит за тем, чтобы не допускались отступления от материала романа.
- Группа журналистов обобщает материалы следствия и готовит их к печати.
- Группа секретарей оформляет деловые бумаги следствия для передачи в судопроизводство.
Допрос свидетеля Григория Александровича Печорина, подозреваемого в причастности к смерти Бэлы.
Протокол допроса от **____ **** года.
Допрос начат в 10.30.
Допрос окончен в 12.00.
Следователь Винникова Любовь Андреевна.
С соблюдением требований статьи 76, 123, 150, 151, 152 УК допросил по уголовному делу № 288, в качестве подозреваемого.
1. Фамилия, имя, отчество: Печорин Григорий Александрович.
2. Дата рождения: первая половина XIX века.
3. Место рождения: г. Петербург.
4. Национальность: русский; вероисповедание: православный.
5. Язык, на котором желает давать показания: русский.
6. Семейное положение: холост.
7. Место работы, должность или род занятий: военная крепость на Кавказе, офицер, капитан царской армии.
8. Место жительства: г. Петербург.
9. Судимость: нет.
Перед началом допроса в соответствии со статьёй 123 УПК подозреваемому Печорину разъяснены предусмотренные ст. 52 УПК его права и обязанности, а также объявлено, что он подозревается в причастности к убийству Бэлы, дочери князя N, вследствие его вмешательства в жизнь горцев и похищения Бэлы из родительского дома.
Проживал с убитой несколько месяцев, но в брак не вступал.
Следователь. Когда вы впервые увидели Бэлу, дочь грузинского князя?
Печорин. Я увидел Бэлу впервые на свадьбе её старшей сестры. Отец Бэлы князь N и мой штабс-капитан Максим Максимович были кунаками. И нас двоих пригласили. Мы с Максимом Максимовичем сидели на почётном месте, и ко мне подошла дочь хозяина. (Выразительное чтение текста.)
Следователь. Как вам пришла в голову мысль похитить Бэлу?
Печорин. Максим Максимович подслушал разговор Казбича и брата Бэлы Азамата и рассказал мне.
(Воспроизводится запись разговора Казбича и Азамата. Очная ставка. Выразительное чтение по ролям отрывка из романа.)
Следователь. И всё же, как вы, офицер русской армии, могли решиться на это?
Печорин. Я считаю, “что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, а Казбич — разбойник, которого надо было наказать”.
Следователь. Разве это не подлость — воспользоваться избалованностью брата Бэлы Азамата, его страстью к лошадям и заставить выкрасть сестру?
Печорин. Я хотел бы попросить выбирать выражения. Её брат всё равно кому-нибудь отдал бы сестру. Даже тому же Казбичу.
Следователь. Приношу извинения. Как вы это обговаривали?
(Очная ставка между Печориным и Азаматом. Выразительное чтение отрывка из романа.)
Следователь. Кто-либо предупреждал вас о том, что вы поступаете нехорошо?
Печорин. Да, Максим Максимыч.
(Проведение очной ставки. Выразительное чтение по ролям отрывка из романа.)
Следователь. Вы знаете, что случилось с братом Бэлы Азаматом?
Печорин. Да. Он… с тех пор и пропал.
Следователь. А что вы знаете о судьбе отца Бэлы?
Печорин. “Спустя несколько дней узнали мы, что старик убит… Казбич… ударом кинжала свалил его наземь…”
Следователь. Вы должны согласиться, что если бы вы не похитили Бэлу, брат и отец Бэлы продолжали бы жить их обычной жизнью.
Печорин. Да, это так. Но у горцев распространён обычай кражи девушек. И я считаю, что ничего предосудительного я не сделал. Я действительно любил Бэлу и хотел сделать её счастливой. Да она и была счастлива со мной.
Следователь. Что же вы почувствовали в момент смерти Бэлы?
Печорин. Я не хочу говорить об этом. Это слишком тяжело. Я никогда не вернусь в те места, потому что там всё напоминает о ней.
Следователь. Вам придётся ответить на мой вопрос.
Печорин. “…У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю, знаю только то, что если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив”.
Следователь. Вы в своих ответах подчёркивали, что Бэла была только вашей. Вы в ответе за то, что случилось с Бэлой, Казбичем, Азаматом, отцом Бэлы. Вам с этим жить. Думайте о ближних, об окружающих вас людях, думайте об ответственности за свои мысли, слова, дела, поступки. Ничто в мире не проходит бесследно.
Григорий Печорин
У этого термина существуют и другие значения, см. Печорин (значения).
Рисунок «Печорин на диване» М. А. Врубеля
«Бэла»
Михаил Лермонтов
Николай Прозоровский
Анатолий Вербицкий
Владимир Ивашов
Олег Даль
Игорь Петренко
Жорж
мужской
офицер русской императорской армии
Григорий Алекса́ндрович Печо́рин — вымышленный персонаж, офицер русской императорской армии, главный герой романов «Герой нашего времени» и «Княгиня Лиговская», написанных Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Сочетает в себе черты байронического героя эпохи романтизма и «лишнего человека», не нашедшего себе применения.
Биография
Родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило». Избавившись от родительской опеки, он сразу начал наслаждаться всеми прелестями жизни, но они ему быстро надоели. После этого он пошел в армию. Через некоторое время был сослан за дуэль на Кавказ, в действующие войска. Именно этот период жизни Печорина освещен в романе. Он надеялся развеять скуку на поле боя, но через месяц привык и к свисту пуль, и к близости смерти.
В первой по хронологии главе романа «Тамань» Печорин натыкается на банду контрабандистов и разрушает их modus operandi. В этой главе к нему приходит мысль, что всем он несёт только несчастья. После этого Печорин едет на воды в Кисловодск, где встречает своего знакомого юнкера Грушницкого, знакомую Веру, которая в него влюблена, и княжну Мери.
За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.
Печорин и Онегин
Считается, что автор назвал своего персонажа в честь северной реки Печоры. Исследователи сравнивают его с другим персонажем, названным по такому принципу — пушкинским Евгением Онегиным. Онега ровно течёт к морю, Печора же является бурной горной рекой.
Михаил Лермонтов развил пушкинского персонажа. В своей статье 1840 года Белинский называл Печорина «Онегиным нашего времени». По его словам, «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Пушкин, обнаружив Онегина в окружавшей его действительности, стал критиковать её; Лермонтов же разоблачил героя-эгоиста.
Татьяна Александровна Иванова, автор ряда книг, посвящённых Лермонтову, считает, что при написании «Героя нашего времени» перед его глазами стоял образ Онегина. Она указывает на обмолвку в рукописи — вместо имени героя своего романа тот написал «Евгений», а впоследствии исправил ошибку.
Критика
Фаддей Булгарин считал, что Печорин не был типичен для русского общества, а в образовании подобных эгоистов обвинял Запад. Похожие оценки давали герою Степан Шевырёв и Осип Сенковский. Подобные критики считали Печорина развратным человеком. По их мнению, называть его «героем нашего времени» было равносильно оскорблению России. Совершенно иной точки зрения придерживался Виссарион Григорьевич Белинский. По его мнению, главный герой был отражением трагедии «передовых людей» 40-х годов XIX столетия. Критик видел в Печорине отзвуки автора, который не смог до конца отделиться от него и верно его оценить. При встрече с Лермонтовым Белинский убедился в сходстве характера писателя с характером персонажа. Оно, по его словам, заключалось в «рассудочном, охлаждённом взгляде на жизнь и людей».
Образ Печорина в кинематографе
![]() |
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 2 июля 2019 года. |
В 1913 году студией Александра Ханжонкова экранизирована «Бэла», роль Печорина исполнил ставивший фильм А. Громов. В 1926—1927 годах Владимиром Барским на студии «Госкинпром Грузии» по мотивам произведения были поставлены три фильма — «Княжна Мери», «Бэла» и «Максим Максимыч» с Николаем Прозоровским в главной роли. Хотя фильм получил негативные отзывы критиков, игра Прозоровского была ими оценена положительно. После появления звукового кино роман был неоднократно экранизирован студией имени М. Горького. В 1955 году был выпущен цветной фильм «Княжна Мери» режиссёра и сценариста Исидора Анненского, главная роль в нём досталась Анатолию Вербицкому. В 1967 году вышел «Герой нашего времени», состоявший из трёх новелл («Бэла», «Тамань» и «Максим Максимыч»), снятый Станиславом Ростоцким. Печорина в нём играл Владимир Ивашов. По мнению советских критиков, из-за иллюстративности картины её авторы не сумели воссоздать характер и раскрыть внутренний мир героя. В 1975 году Центральным телевидением был поставлен телеспектакль «Страницы журнала Печорина». Режиссёром являлся Анатолий Эфрос, а исполнителем роли Печорина — Олег Даль. В 8-серийном телесериале Александра Котта «Герой нашего времени» (2006), довольно прохладно встреченном критиками, роль Печорина исполнил актер Игорь Петренко, игра которого была признана удачной.
Примечания
- Бушмин, Алексей Сергеевич. История русского романа. — Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. 1. — С. 287.
- Райхин Давид Яковлевич. Белинский в школе. — 1960. — С. 66. — 160 с.
- Мордовченко Н. И. Лермонтов в оценках Белинского. — Гослитиздат, 1941. — С. 21.
- Иванова Татьяна Александровна. Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова: 1827-1832. — Московский рабочий, 1950. — С. 125. — 188 с.
- Гершензон, Михаил Осипович. Лермонтов в русской критике. — 1941.
- Мордовченко Николай Иванович. Лермонтов в оценках Белинского. — Гослитиздат, 1941. — С. 8—10.
- Алфавитная словарная часть. Кинематография // Лермонтовская энциклопедия. — 1981.
Образ, характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени»: характер, личность, происхождение, говорящая фамилия, внешность (Лермонтов М. Ю.)
Говорящая фамилия Печорина
Фамилия Печорина – говорящая, она явно указывает на его сходство с героем Александра Сергеевича Пушкина Евгением Онегиным. Их фамилии образованы одинаково: в качестве корня используются названия рек (Онега и Печора), и фамилия Печорина в данном случае намекает на то, что эти персонажи схожи по характеру, Печорина, как и Онегина, можно назвать «лишним человеком».
Внешность Печорина
Григорий Александрович Печорин – молодой офицер 25-ти лет, главный герой романа Михаила Юрьевича «Герой нашего времени».
Внешность Печорина говорит о том, что он является любимцем женщин: привлекательный, стройный, но с широкими плечами, белокурыми волосами и черными усами.
Происхождение, характер, образ Печорина
Характер Печорина очень противоречив: безнравственный, дерзкий, но умный, смелый и настойчивый, он понимает, что часто ведет себя неправильно, хотя не хочет меняться. Происходит Печорин из богатой дворянской семьи, он служит в Петербурге, но после одного случая с дуэлью его переводят на Кавказ. Большую часть жизни он прожил в светском обществе, но искренне ненавидит его, в том числе и женщин из этого общества, которых уже буквально видит насквозь. Печорин хорошо образован, знает французский язык, но практически не читает книг. Он скрытный человек, который хорошо разбирается в людях, но сам мало кому открывается. Он эгоистичен, решителен и считает, что у него нет друзей, только приятели. Он сильно избалован своим богатством и потому совершенно не дорожит своей жизнью, его ничего не радует и почти ничего не интересует. Он умирает в 30 лет по дороге из Персии в Россию.