Благодаря зрению человек получает более 85 процентов информации об окружающем его мире. Для того чтобы в человеческом сознании сформировался четкий зрительный образ, световые лучи должны пройти через сложную оптическую систему глаза. Но эта система далеко не всегда бывает совершенной, а потому врожденные, приобретенные или возрастные изменения зрения улучшают с помощью простейшего оптического прибора — очков. Хотя, конечно, этот простейший прибор, вставленный в современную оправу, уже давно стал не только корректирующим устройством, но и моднейшим, а порой и изысканнейшим аксессуаром.
В древности линзы, являвшиеся прообразом современных очков, изготавливали из кристаллов прозрачных камней. Такие кристаллы, обработанные специальным образом, были обнаружены археологами при раскопках в Египте, Греции, Месопотамии. Линзы, выполненные из хрусталя, датируемые примерно 2 500 годом до н.э., были найдены и при раскопках Трои. Историки, ссылаясь на рукописи древних писателей, предполагают, что подобными линзами пользовались и римляне. Во всяком случае, известно, что император Нерон пользовался сапфировой солнцезащитной линзой, вставленной в оправу. Первые же изображения таких линз можно увидеть на старинных китайских гравюрах, датированных VII—IX веками.
И все же появление очков в качестве приборов для ясновидения следует отнести к эпохе Средневековья, а если точнее, то к середине XIII века. Именно в этот период времени появились первые серьезные исследования в области оптики.
Наиболее значимыми считаются работы Роджера Бэкона — ученого-монаха, потратившего едва ли не все, причем немалое, состояние на серьезные научные изыскания. В его трактате, который он назвал «Большой труд» («Opus Majus»), оптические теоремы были представлены геометрическими построениями, на основании которых было доказано, что «видимая величина предметов обусловлена не расстоянием, а зрительным углом». Изобретенные Бэконом очки, увеличивавшие посредством линз этот самый зрительный угол, позволяли «считать песчинки на земле». Но в результате, даже несмотря на то что Бэкон отправил свое оптическое «детище» в подарок папе Клименту IV, ему, как обвиненному в сговоре с дьяволом, не удалось избежать заточения в тюрьму. Использование же изобретенных им линз было категорически запрещено по причине того, что «основная цель зрения — знать правду… очки же не дают видеть реальную действительность».
Однако остановить развитие науки было не дано никому. Конец XV века стал началом практического применения законов оптики. Леонардо да Винчи, создав модель оптической системы человеческого глаза, объяснил принципы аккомодации (приспособления глаза к ясному видению различно удаленных предметов) и адаптации, а также дал научное объяснение действия линз и очков. Изучение же бинокулярного зрения привело его в 1500 году к созданию стереоскопа.
Дело великого Леонардо продолжил итальянский математик, физик и астроном Франческо Мавролик. В результате его оптических изысканий был объяснен механизм преломления света в человеческом глазу и установлено, что выпуклые линзы являются собирающими, а вогнутые — рассеивающими. Но в то же время, рассматривая хрусталик глаза как линзу, Мавролик никак не мог согласиться с тем, что изображение проецируется в перевернутом виде. Несколько затянувшихся опытов, призванных доказать, что изображение получается прямым, оказались, естественно, неудачными, а в результате его научный труд так и остался неопубликованным.
Первого серьезного успеха в деле развития прикладных оптических приборов удалось добиться итальянскому астроному и физику Галилео Галилею. Путем логических рассуждений он пришел к выводу о том, что для получения эффекта увеличения необходимо одновременно использовать как выпуклые, так и вогнутые линзы. Усовершенствование технологии изготовления линз для очков и зрительных труб позволило ему добиться 32-кратного увеличения изображения. В дальнейшем в развитие оптики как науки неоценимый вклад внесли такие талантливейшие ученые, как Эванджелиста Торричелли, Иоганн Кеплер, Рене Декарт и Исаак Ньютон. Их открытия позволили создать приборы, с помощью которых стало возможным исправлять большинство дефектов зрения. Изготавливались очки в основном в Венеции и в городах южной Германии, славящихся мастерами, умеющими варить и обрабатывать стекло. Ведь качество линз всецело зависело от квалификации шлифовщиков. Правда, из-за дороговизны очков иметь их могли себе позволить только зажиточные люди. В высшем обществе очки, вставленные в дорогую оправу, считались признаком не только образованности, но и элегантности.
В России первые очки с заушниками, которые называли мелкозорами, начали изготавливать только с середины XVIII века. Приблизительно в это же время были изобретены бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассматривания удаленных предметов, а нижняя — для чтения.
Разрешающая способность зрения, то есть способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Мерой остроты зрения считается угол, образованный лучами, идущими от краев рассматриваемого предмета к узловой точке глаза, причем, чем он меньше, тем выше острота зрения. К тому же он напрямую зависит от рефракции глаза. Рефракция (от лат. «refractio» — преломление) — преломляющая сила сложной оптической системы глаза. Она обусловлена анатомическими особенностями его строения.
При исследованиях значение имеет положение главного фокуса, расположенного на точке пересечения лучей, проходящих через оптическую систему глаза, параллельно его оптической оси по отношению к сетчатке.
Существует два вида клинической рефракции: соразмерная, называемая эмметропией, когда главный фокус совпадает с сетчаткой (1) , и несоразмерная — аметропия, когда главный фокус расположен впереди или позади сетчатки. Так вот, если фокус впереди (2A) , говорят о миопии, или близорукости, если же позади (3A) — то о гиперметропии, или дальнозоркости. При близорукости человек, глаз которого обладает избыточной преломляющей силой, может отчетливо видеть предметы только вблизи. А вот для того, чтобы хорошо видеть вдаль, ему необходимо пользоваться рассеивающей линзой (2B) , превращающей расходящиеся перед сетчаткой лучи в параллельные. При дальнозоркости для рассматривания близких предметов необходимо использовать собирательную линзу (3B) . Степень аметропии измеряется силой линзы, которая ее компенсирует, и выражается в диоптриях. Близорукость обозначается знаком «минус», дальнозоркость — знаком «плюс». Аметропию, находящуюся в диапазоне от ± 0,25 до ± 3,0 диоптрии, относят к слабой; от ± 3,25 до ± 6,0 — к средней; свыше ± 6,0 — к высокой.
Содержание
Оправы
Для изготовления могут использоваться самые различные материалы, в том числе и дерево. Хотя такие экзотичные экземпляры обычно выполняются по индивидуальным заказам и вручную. Для массового же производства очковых оправ используют в основном ударопрочную пластмассу, легкий металл или их комбина- ции. Кроме алюминия, латуни и стали большой популярностью пользуются сплавы, такие как нейзильбер (медь, никель, цинк) и константан (медь, никель, марганец), характеризующиеся высокой коррозийной стойкостью, упругостью и пластичностью. Для защитно-декоративных целей применяют хром, никель, а также золото.
Линзы
Для очковых линз используют бесцветное и цветное оптическое стекло, а также прозрачные полимерные материалы. Сегодня благодаря высоким технологиям, позволяющим увеличить коэффициент преломления материала, появилась возможность делать очковые линзы существенно тоньше тех, что производились еще несколько лет назад. Линзы из оптических полимеров, или пластика, в 2,5 раза легче стеклянных, поэтому они наиболее пригодны для ношения людям с высокой рефракцией. Асферические очковые линзы, имеющие плоскую и, соответственно, более тонкую поверхность, позволяют обеспечивать по всей их поверхности минимальное искажение.
Благодаря просветляющему (антибликовому) покрытию линз поток отраженного света существенно уменьшается, а светопропускная способность увеличивается, к тому же повышается четкость восприятия изображения. Такие очки, значительно уменьшающие количество ненужных для глаз световых раздражителей и снижающие напряжение, в первую очередь необходимы людям, проводящим много часов за компьютером.
Контактные линзы
В качестве альтернативы традиционным очкам применяют контактные линзы. Первые упоминания об этом корректирующем зрение приспособлении относятся к середине XIX века, но мягкие контактные линзы появились лишь в 70-х годах прошлого столетия.
Различаются три основных вида контактных линз — жесткие, полужесткие и мягкие. Жесткие и полужесткие изготавливают из полиметилметакрилата и целлюлозоацетатбутирата, мягкие — из гидрогелевого и силиконового материалов. Жесткие и полужесткие линзы по сравнению с мягкими меньше в диаметре и не затрагивают ореола вокруг роговой оболочки глаза. Они нуждаются в очень бережном обращении, так как их легко поцарапать или разбить, к тому же легко всасывают жиры и масла, содержащиеся в слезной жидкости, коже или косметике. Но в то же время они гораздо меньше обрастают белковыми отложениями и редко вызывают аллергию.
Добавленный в жесткие линзы силикон, с одной стороны, обеспечивает хорошую проницаемость для кислорода, а с другой — способствует появлению белкового налета, то есть образованию мутных пятен, делая линзы абсолютно нефункциональными. Эта проблема отчасти решается путем добавления фтора, который не только уменьшает количество белкового налета, но и создает на поверхности линзы отрицательный заряд, притягивающий кислород.
Наибольшее распространение получили мягкие контактные линзы, имеющие пористую структуру и поглощающие большое количество воды. Податливая и эластичная структура материала таких линз максимально пригодна для контакта с живой тканью.
Солнцезащитные очки
При очень ярком солнечном свете глаза подвергаются воздействию двух типов излучения — инфракрасного и ультрафиолетового. Избыток ультрафиолета зачастую приводит к поражению поверхностных и глубоких тканей глазного яблока, что влечет за собой развитие катаракты. Инфракрасные лучи, воздействующие на глубокие ткани, вызывают ожоги сетчатки. Вот почему солнцезащитные очки совершенно необходимы, причем не только летом, но и зимой. Ведь когда выпадает снег, отражающая способность солнца существенно повышается, а значит, повышается и риск повреждения глазных тканей.
Качественные линзы для солнцезащитных очков могут быть изготовлены из минерального стекла, пластика или ламинатного стекла (гибрид стекла и пластика).
Максимально комфортны для глаз очки темно-серого или темно-зеленого цвета. Именно эти цвета способны отфильтровывать наибольшее количество ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Желтые линзы, обладающие более низкой фильтрационной способностью, увеличивают контрастность, поэтому их уместнее применять для улучшения видимости в пасмурные дни. Кстати, именно эта особенность и сделала желтые линзы очень популярными среди спортсменов.
Фотохромные стекла, или «хамелеоны», темнеющие при увеличении освещения, чаще всего бывают серого или коричневого цвета. Правда, защита от инфракрасного излучения у этих очков не высока. А так как наибольшее затемнение вызывает низкая температура, они лучше всего подходят для защиты от зимнего солнца.
Солнцезащитные очки с поляризующими линзами убирают световые блики и уменьшают яркость отражающих поверхностей. Линзы таких очков состоят из нескольких защитных слоев, поглощающих ультрафиолет, а между ними — слой поляризующей пленки. В последнее время люди, носящие корректирующие очки, также получили возможность защитить свои глаза от солнца. Для этого на линзы с диоптриями наносится любой выбранный вами цветовой оттенок, причем, опять же, любой выбранной вами плотности, с последующим покрытием их особым материалом, предохраняющим от повреждения поверхности и отражения бликов.
Стереоскопические очки
Принцип действия стереоскопических очков основан на методе цветных анаглифов (от греч. «anaglyphos» — рельефный), благодаря которому создается иллюзия объемного трехмерного изображения двух, наложенных друг на друга с некоторым смещением, изображений одного и того же объекта. Изображение, предназначенное для рассмотрения правым глазом, окрашено в красный цвет, а левым — в сине-зеленый. При рассмотрении такой картинки линза для правого глаза должна быть сине-зеленого цвета, а для левого — красного. В результате каждый глаз будет видеть только серый цвет. Эти два раздельных серых изображения в сознании человека сливаются в единый зрительный образ и воспринимаются уже как единое черно-белое объемное изображение.
Символы на очках
СЕ Соответствие качества Европейским стандартам
UV400 Линзы таких очков защищают от световых волн длиной менее 400 нанометров, включая ультрафиолетовые лучи
UV95% Международный стандарт для солнцезащитных очков, указывающий на то, что линзы поглощают 95% ультрафиолетовых лучей
CR39 Фирменное название органического стекла, которое при наличии специального покрытия не пропускает ультрафиолет. Часто используется для рефракционных очков.
____________________________
Украинским френдам на заметку. Если вы хотите купить детскую мебель , то обязательно загляните по ссылочке. Достойная компания
Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы которого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом.
Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи, и в пословицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».
Иллюзии восприятия бывают у всех людей.
О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, дизайнеры, портные и используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски шли вертикально, то женщина в этом платье будет казаться стройнее и выше ростом. А если «положить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще.
Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций. Например, при страхе человек может принять одну вещь за другую (пень за зверя или человека). Такие иллюзии случайны и имеют индивидуальный характер.
Дорогой друг!
Внимательно посмотри на картинки. Что ты видишь?
Молодая девушка или лицо старухи?
Утка или заяц?
Ваза или два лица?
Иллюзия вкуса
Цель работы: исследовать органы вкуса и показать его роль в жизни человека.
Задачи:
1.Что такое орган вкуса?
2.Как ощущается вкус?
3.Вкусовые иллюзии.
4.Причины нарушения вкусовых ощущений.
5.Лечение через орган вкуса.
6.Исследование собственного органа вкуса.
7.Вывод.
Гипотеза:
Ученые, как и все люди, любят вкусно поесть и все больше интересуются: откуда все-таки берутся те или иные ощущения? Почему острое — острое? Почему кислое — кислое? И наука не стоит на месте: мы узнаем все больше и больше о механизмах восприятия пищи, ее вкуса .
Орган вкуса изучен намного хуже всех других органов чувств. Поэтому актуальным представляется раскрыть тематику работы и изучить орган вкуса.
Что такое орган вкуса?
Органом вкуса является подвижный мышечный орган — язык. Всю поверхность языка покрывает слизистая оболочка. Слизистая оболочка спинки языка шершавая, потому что вся покрыта маленькими сосочками.
Сосочки в зависимости от формы подразделяются на: нитевидные, конические, грибовидные, желобовидные и листовидные. Нитевидные и конические сосочки являются общими рецепторами ощущений, а в других сосочках находятся вкусовые луковицы.
Вкусовые луковицы состоят из многих клеток; вкусовую луковицу с ротовой полостью соединяет маленький проток, открывающийся небольшим отверстием . Здесь и происходит вкусовой анализ пищи.
Другая часть этих клеток соединяется с находящимися в языке нервными волокнами, которые, объединяясь, образуют нерв языка. Отсюда сигналы ощущения вкуса поступают в головной мозг.
Как ощущается вкус?
Язык может различать четыре основных вкуса: горький, сладкий, соленый и кислый. Сосочки, различающие вкус, расположены по всему языку. Разные области языка по-разному ощущают вкус: сладкое — кончик языка, кислое — его края, соленое — кончик языка и его края, горькое — корень языка .
Ощущение подлинного вкуса при приеме пищи является намного более сложным процессом. При одновременном воздействии многих различных раздражителей имеет значение и температура, и ощущение давления и боли. Например, пища кажется острой в том случае, если в то же время раздражаются и нервные рецепторы, передающие чувство боли. Если пища очень кислая, обычно «сводит рот», потому что раздражаются клетки, реагирующие на давление. Язык не только орган вкуса, но и мышечный орган, обеспечивающий ясность речи и процесс еды. Однако в качестве органа вкуса он недостаточно хорошо развит. Так как наше ощущение вкуса является одним из незначительно развитых чувств, то при анализе пищи головному мозгу «приходится обращаться к помощи» обоняния, осязания и зрения. Например, при насморке человек с завязанными глазами неспособен только по вкусу отличить апельсиновый сок от грейпфрутового. Кроме того, смесь веществ, с точки зрения идентичного вкуса, в сочетании с каким-либо другим ощущением (например, температурой) чаще бывает совершенно отличного вкуса, чем обычно. Эти процессы не совсем ясны и в настоящее время.
Вкус является ощущением и восприятием органом вкуса жидких химический веществ, растворенных в воде или слюне. Он изменяется стремительнее других чувств, например, младенец ощущает вкус всем языком и даже небом. Однако с годами вкусовых луковиц остается все меньше.
Старая поговорка утверждает, что язык никогда не врет, только необходимо научиться его понимать. По внешнему виду и цвету языка можно многое узнать о здоровье человека. Бледный цвет языка означает малокровие, покраснения — недостаток определенных веществ, синеватый или ярко-красный язык — хроническое заболевание печени. Изменения языка может произойти и при заболеваниях нервной системы.
Вкусовые иллюзии
В основе всех иллюзий лежит извращённое искривлённое, и поэтому ошибочное восприятие реально существующих явлений или объектов. Другими словами, непосредственно предметы и явления воспринимаются, а их действительная реальная суть исчезает.
Вкусовые иллюзии, возникающие сами по себе, чаще всего не являются признаком заболевания, они представляют собой скорее сопутствующие явления при некоторых видах психических отклонений.
По своей сути вкусовые иллюзии специалисты относят к контрастным иллюзиям, например, иногда вкусовые ощущения от одного вещества могут повлиять на восприятие последующих вкусовых ощущений. Так, соль, растворённая в чистой воде, может придать ей кислый вкус, а сахароза — горечь.
Чтобы объяснить природу этого вида иллюзий учёными и врачами выдвигалось большое количество теорий. Так, например, И. Рок утверждал, что наиболее подходящей для этого объяснения является наука гештальтпсихология, так как она выявляет ошибочность гипотезы константности вкусовых ощущений.
По этой теории, иллюзии не представляют собой что-либо аномальное или неожиданное, другими словами, восприятие человеком явлений или предметов зависит не от отдельного конкретного стимула, а от взаимодействия всех ощущений.
Таким образом, в основе вкусовых иллюзий лежит ошибочное восприятие реальных вкусовых ощущений и подсознательная замена их другими, совершенно иными, вкусовыми ощущениями под влиянием скрытых для человека, бессознательных факторов.
В психологии и психиатрии существуют специальные методы исследования, когда человеку вместо реальных знакомых ему пищевых продуктов предлагают визуально иные, но со свойственным последним вкусом или запахом.
И часто здоровый человек, ясно и чётко выявляет при этом иллюзорные вкусовые ощущения. Кстати восточная кухня, сегодня очень «модная» в России, славится именно иллюзиями вкуса — подавая посетителям рыбу, повара гордятся тем, что она имеет вкус мяса, и, наоборот.
Вкусовые иллюзии больного человека имеют, как правило, неприятные и отрицательно воспринимающиеся вкусовые ощущения во рту, как при приёме пищи или жидкости, так и вне процесса еды. Кроме того, пища может восприниматься больным человеком с несвойственным ей вкусовым ощущением.
Любая пища или жидкость, проникая в ротовую полость, оказывается, прежде всего, на вкусовых рецепторах языка и нёба. Обозначения ощущений для человека подразделяются на сладкие, солёные, кислые и горькие, одновременно с их «опознаванием» рецепторами ротовой полости, летучие лёгкие вещества из пищи и жидкостей поднимаются вверх по полостям носоглотки, и достигают, в свою очередь, обонятельных рецепторов, которые расположены под областью глаз.
Все эти качественные обонятельные ощущения являются основными ответственными элементами за восприятие еды, то есть, человек в процессе еды ощущает как вкусовые понятия, так и запах пищи, сочетание этих явлений и называется вкусом, при этом рот считается основной точкой его возникновения.
Ученые утверждают, что вкусовые ощущения происходят не вследствие взаимодействия пищевых элементов с областями конкретных вкусовых рецепторов, а зависят от их механического контакта с различными зонами, расположенными в ротовой полости.
В связи с этим, во время приёма пищи вкусовые ощущения приходят от всех точек и рецепторов поверхностей ротовой полости, невзирая на то, что собственно рецепторы вкуса находятся только в конкретных зонах.
Это явление возникает в связи с тем, что мозг человека в процессе формирования ощущений вкуса «берёт на вооружение» все сведения и информацию от рецепторов осязания, расположенных в полости рта, в момент непосредственного контакта с жидкостями и пищей.
При малейшем нарушении мозговой деятельности, вызванной не только психическим заболеванием, но и стрессом, страхом, возбуждением и другими аномальными состояниями, сознание неправильно «регистрирует» свои ощущения, и возникает вкусовая иллюзия.
К видам нарушений вкуса и вкусовым иллюзиям относят:
— потерю (как частичную, так и полную) вкусовых или обонятельных ощущений;
— потерю взаимосвязей между определённым запахом, вкусом и типичным, привычным для человека, присущим качеством для конкретного пищевого объекта;
— изменение с точностью до, наоборот знакомых и привычных вкусов и запахов (ранее приятные вкусы или запахи человек воспринимает как отвратные и наоборот).
Другими словами все вкусовые иллюзии принимают характер субъективного изменения ощущения (иногда сладкое принимает вкус кислого, аромат может восприниматься как зловоние). Поэтому вкусовую иллюзию очень сложно отличить от искажённых вкусовых ощущений, вызванных заболеванием, например печени (горечь во рту).
Причины нарушения вкусовых ощущений
Когда какое-либо заболевание, травма или другой фактор прерывает сигнал от вкусовых рецепторов к мозгу, возникают проблемы с восприятием вкуса.
Нарушение вкуса – это довольно частое явление, которое не только приносит больному различные проблемы в повседневной жизни, но и может быть признаком серьезного заболевания.
— Причины нарушения вкусовых ощущений бывают по разным причинам и основной из них, является нарушение рецепторных клеток, это считается сенсорным нарушением.
Также причины нарушения вкусовых ощущений кроются в повреждении вкусовых нервов, а также могут быть причиной потери вкуса нервные нарушения, когда прекращают работать вкусовые анализаторы.
Нарушение вкуса может быть из-за сухости во рту и она бывает самого разного происхождения.
Причиной развития сухости во рту, может быть закупорка вкусовых пор бактериями, также такие явления бывают при отравлении тяжелыми металлами.
Нарушение вкуса может быть связано с курением, употреблением наркотических веществ.
Причиной нарушения вкусовых ощущений могут быть при травмах, после операций и при опухолях.
В том случае, когда нарушается целостность вкусовых чувствительных волокон, начинается деградация вкусовых почек.
Различают несколько типов нарушения вкуса:
• Агевзия – это полная потеря вкуса.
• Гипогевзия – частичная потеря вкуса.
• Дисгевзия – это извращение вкуса.
Чаще всего нарушение вкусовых ощущений непосредственно связаны с потерей обоняния, только в этом случае человек начинает плохо различать вкус. Поэтому при потере вкуса у человека исследуют и обоняние.
Восстановление вкуса можно проводить с помощью использования искусственной слюны, но часто проводят лечение грибковых и бактериальных заболеваний в ротовой полости.
Так у всех людей сладкий вкус заложен на генетическом уровне, и это связано с тем, что человек ощущает впервые в жизни сладкий вкус, потому что молоко матери имеет, именно сладкий вкус, но вместе с этим человек имеет отвращение к горькому вкусу. Это связано с тем, что основная группа продуктов питания имеет сладкий вкус, например, мало встречается плодов, ягод и овощей, которые имеют горький вкус.
Женщины генетически предрасположены к сладкому вкусу, поэтому мир вкуса у них богаче, чем у мужчин. Они даже сладкий вкус могут разделить на десятки оттенков, и они более разборчивы в еде и меньше употребляют жира, поэтому у женщин реже бывают инфаркты и инсульты.
Лечение через орган вкуса
Недавно в американском журнале опубликовали большую статью о достижениях лаборатории тактильной коммуникации и нейрореабилитации Университета штата Висконсин, ее научным руководителем является наш соотечественник, доктор биологических наук Юрий Данилов.
Данилов сообщил коллегам о том, как ученым удается буквально творить чудеса – возмещать зрение абсолютно слепым, а тем, кто долгие годы не мог ходить самостоятельно, восстановить радость движений. И все это – с помощью стимуляции… языка. Совершенно слепые люди бросали мячик, точно попадая в корзину. Женщина, которая не могла даже стоять вертикально, спокойно шла по коридору и на радостях делала перед камерой реверанс. Мужчина, просидевший десяток лет в инвалидной коляске, без посторонней помощи выходил из машины и шел по улице.
И вот новая публикация о работе лаборатории. Начинается она с истории известного в прошлом актера театров Бродвея и телесериалов Рона Хасманна. Почти 30 лет назад он заболел рассеянным склерозом и потерял не только способность уверенно ходить, но и голос. А после пары сеансов электростимуляции языка, проведенных здесь, снова заговорил и запел. Улучшилась его способность держать равновесие и ходить.
«Это был настоящий шок! – сказал он журналистам. – После 30 лет молчания в первый день я смог лишь шептать, но во второй заговорил и теперь могу ходить самостоятельно и даже петь – пусть не на сцене, но это настоящее счастье».
Затем решили проверить, не поможет ли стимуляция языка при других нарушениях работы головного мозга: тяжелой травме, рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, инсульте и т.д.
Для этого создали прибор нового поколения – портативный нейростимулятор. Первую пациентку, которая после тяжелейшей травмы мозга не могла не только ходить, но даже стоять вертикально, они помнят до сих пор. За пять лет она уже прошла 11 клиник, и врачи разводили руками: медицина бессильна. После первого же 48-минутного сеанса стимуляции языка женщина пошла по коридору клиники сама.
А после курса лечения у нее восстановилось нормальное зрение, ушла головная боль, перестали дрожать руки. Потом испытания провели с больными, перенесшими инсульт. У многих уже после нескольких сеансов наступало значительное улучшение состояния, восстанавливалась трудоспособность, возможность жить полноценной жизнью.
В ближайшем будущем метод будет испытан на больных с детским церебральным параличом, аутизмом, эпилепсией. Портативный аппарат для нейрореабилитации начали выпускать в США, закупили его и несколько российских больниц.
Исследование собственного органа вкуса.
Я выяснила. Горький вкус сильнее ощущается у основания языка, кислый на боковых поверхностях, а соленый и сладкий на кончике. Практический совет : горькую таблетку кладите на кончик языка, где у вас зона, воспринимающая сладкий вкус, и тогда вы не почувствуете горечи.
Теперь я знаю для чего нужна слюна.
Когда язык сухой , вкуса практически не чувствуется, а когда рот влажный чувствуем все. Слюна играет важную роль в процессе создания вкусовых ощущений.
Я взяла форму для льда, залила водой и добавила в одну ячейку сок лимона, в другую сок яблока, в третью сок граната.
Когда лед был готов я поочередно помещала кубики льда на язык. Каково было мое удивление, что я не почувствовала различия во вкусе.
Оказывается температура пищи сильно влияет на наши вкусовые ощущения. На языке есть не только вкусовые рецепторы, но и рецепторы температуры.
Чтобы наш орган вкуса работал без ошибок необходимо соблюдать правила:
- Не употребляй слишком горячую пищу.
- Соблюдай режим и рацион питания.
- Мыть руки перед едой.
- Не бери в рот незнакомые растения.
- Научись оказывать первую помощь при отравлениях.
- Содержи в порядке полость рта.
Вывод
Язык – это не только самая сильная мышца тела, но и универсальный сенсор. С его помощью осваивают окружающую среду все животные и человеческие младенцы. Способность языка различать сотни оттенков вкуса, форму предметов и фактуру материалов заставляет нас и до сих пор многое пробовать языком, не доверяя ни обонянию, ни осязанию.
Теперь я знаю ,что может произойти если человек лишится органа вкуса. Многое для меня стало открытием. Я очень много узнала нового и поучительного. Мне было очень интересно работать над этим проектом.
Для восприятия окружающего мира принципиально важны два вида дистанционного восприятия: зрение и слух. Доля информации, воспринимаемой с помощью зрения, составляет около 85%, а с помощью слуха — около 10%. Это соотношение необходимо учитывать при безбарьерном строительстве и обращать внимание на оптический способ передачи информации. Акустическая информация, адаптированная с учетом окружающих шумов, и тактильная информация служат при тяжелых нарушениях зрения заменой визуальной информации.
При наличии визуальных и когнитивных ограничений возможность восприятия запахов (обоняние) поможет предоставить дополнительную информацию или способствовать припоминанию, что так же нужно учесть при строительстве зданий, доступных для людей с указанными ограничениями. Отсутствие обоняния представляет собой серьезную опасность, поскольку человек может не заметить пожара на его ранней стадии без дыма. При этом вкусовые ощущения, напротив, играют для конструктивного дизайна весьма незначительную роль.
Оптимальная поддержка остаточных органов чувств
Если, несмотря на использование вспомогательных средств (например, очков или слухового аппарата) чувственное восприятие сильно ограничено или вообще отсутствует, инвалиды пытаются как можно лучше задействовать оставшиеся органы чувств и компенсировать потерю раздражителя, используя другие сенсорные органы. При незначительных и средних нарушениях зрительной или слуховой способности имеющиеся «остаточные органы чувств» удается оптимально поддержать за счет использования визуального и акустического оформления объекта или технических мероприятий.
Альтернативное восприятие
При серьезных нарушениях предлагается информация для двух органов чувств, дополняющих друг друга. Альтернативное восприятие в соответствии с принципом задействования двух органов чувств возможно только в том случае, если доступна информация для двух из трех органов чувств — зрения, слуха, осязания. При отсутствии одного из раздражителей человек все равно сможет воспринимать эту информацию:
- вместо зрения — слух и осязание/ощупывание;
- вместо слуха — зрение и ощупывание/осязание.
При оснащении лифтов необходимо осуществить индикацию этажей, например, с помощью голосового оповещения и оптически на дисплее. Рельефное оформление оптических знаков и дополнительные надписи шрифтом Брайля (точечным шрифтом для слепых) на панели управления обеспечивают поддержку для людей с нарушениями зрения.
Дополнительная информация может быть донесена до глухих в оптическом виде или в виде вибраций. Например, в случае пожара, сирена будет сопровождаться световой сигнализацией. Вибрационная подушка может использоваться в квартирах или гостиницах для предупреждения или пробуждения.
Приоритетные этапы
Для конкретных случаев применения необходима классификация, насколько важны отсутствующие виды чувственного восприятия. Согласно классификации К. Руэ, выделяются три приоритетных этапа, первый из которых является наиболее важным:
Приоритет 1
- Сигнал тревоги, экстренный вызов
Опасность для жизни и здоровья Отсутствие предупреждений и сигналов тревоги опасны для жизни. Принцип задействования двух органов чувств должен функционировать всегда, безоговорочно и очень надежно.
Приоритет 2
- Информация
Односторонние информационные сообщения, существенные для принятия решений или предполагающие встречные вопросы (доклад/ объявления) характеризуются средней приоритетностью и должны предлагаться в соответствии с принципом задействования двух органов чувств.
Приоритет 3
- Коммуникация
Информация сопроводительного характера, например, ответы на вопросы, характеризуется низкой приоритетностью и, по возможности, должна предлагаться часто в соответствии с принципом задействования двух органов чувств.
Обманы чувств (галлюцинации, иллюзии). — В основе всех наших представлений о внешнем мире лежат восприятия, получаемые нами благодаря раздражению органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Каждый из них обладает способностью воспринимать падающие на него раздражения исключительно в форме свойственного ему качества ощущения, согласно закону так называемой специфической энергии. Эти специфические ощущения могут возникать и тогда, когда раздражение данного органа чувств не соответствует его натуре; так, например, свет воспринимается также при давлении на глазное яблоко, при электрическом возбуждении сетчатки, в момент перерезания зрительного нерва; при катаральном поражении слухового органа слышится шум в ушах; при механическом раздражении чувствительного нервного ствола возникает ощущение в отдаленном кожном участке, в котором разветвляются его окончания, и так далее. Таким образом, в самих условиях физиологического отправления органов чувств заключаются моменты, благодаря которым могут возникать ощущения без соответственного внешнего раздражения. Кроме того, также в условиях нормальной функции органов чувств заключаются источники ошибок в оценке внешних впечатлений, примером чего могут служить некоторые явления преломления света, двоения в глазах, слияние двух осязательных ощущений в одно при очень близком расстоянии и т. п. Наконец, при различных заболеваниях нервной системы, как неврастения, истерия, спинная сухотка и др., возникают разнообразные мнимые ощущения, извращения чувствительности и т. п. Все эти категории неправильного восприятия не причисляются к О. чувств в узком смысле этого слова. В этих случаях извращенные и мнимые ощущения сознаются как таковые и притом они или совершенно элементарны, или происходят в такой форме, что нисколько не нарушают одновременного правильного восприятия действительных раздражений. Технический же термин «О. чувств» применяется лишь к таким ошибочным или мнимым восприятиям, при которых субъект получает ощущение внешнего раздражения органа чувств и относит таковое к внешнему миру. Если при этом все-таки имеется какой-нибудь предмет, создающий восприятие, но последнее извращено, то О. чувств называются «иллюзиями»; если же вовсе нет внешнего объекта, служащего источником восприятия, то мы говорим о «галлюцинациях». Это деление О. чувств введено в начале нашего столетия французским психиатром Эскиролем, но различие между ними было известно уже раньше, и оно не существенно, так как иллюзии, несомненно, заключают в себе также галлюцинаторный элемент. Поэтому, в дальнейшем мы будем говорить лишь о галлюцинациях. Происхождение слова «галлюцинация» (hallucination) с точностью неизвестно; его производят то от глагола άλύω (быть вне себя, волноваться, беспокоиться), то от звукоподражательного слова όλολύζειν (ululari — кричать как сова). Прежде всего, рассмотрим характер и содержание О. чувств в тех случаях, в которых они чаще всего наблюдаются, а именно у душевнобольных. Зрительные галлюцинации бывают, то в виде элементарных световых явлений, причем субъект видит искры, молнии, цвета радуги, огненные столбы и т. п., то в виде более сложных зрительных образов: ему представляются определенные лица, животные, фигуры, сложные сцены, подвижными или неподвижными, вполне отчетливыми или неясными, как тени. Другие больные видят чудовищ, фантастические фигуры, которые то приближаются к ним, то удаляются. Размеры этих фигур могут изменяться. Перед глазами больных иногда разыгрываются целые зрелища — проходят процессии, совершается казнь. Под влиянием зрительных иллюзий лица окружающих меняют свое выражение: они изображают презрение или нежность, принимают черты других лиц, старых знакомых, мертвецов; узоры обоев и мебели превращаются в насекомых, из них вылезают причудливые фигуры. Галлюцинации слуха заключаются преимущественно в голосах, то отчетливых, громких, узнаваемых как голос определенного лица, то неясных, беззвучных. Голоса эти раздаются из определенного места, с потолка или из соседней комнаты, или снизу, из мебели, из-под пола, или они слышатся у самого уха, или, наконец, из собственного тела, в голове, в животе. Они зовут больного по имени, ругают его, задают ему вопросы, дают советы, приказания, отвечают на его вопросы и мысли. Иногда он слышит разговоры разных лиц, прислушивается к ним, беседует с ними. Содержание слышанного часто имеет религиозный характер, и голос приписывается Богу. Кроме речей слышится пение, крик детей, вопли, шум, пушечная пальба, звон колоколов. Исходной точкой всех этих галлюцинаторных речей и звуков могут быть действительные звуковые впечатления. Под влиянием таких звуковых иллюзий: лай собак, пение птиц, шелест листьев, шум движущихся колес — все это ругает больного, повторяет его мысли, отвечает на них и т. п. В области обоняния и вкуса, по особым условиям функционирования этих органов чувств, трудно отделить иллюзии от настоящих галлюцинаций. По содержанию, здесь О. чувств по большей части неприятного характера, больные жалуются на удушливые газы, трупный запах, вкус испражнений, мертвечины, металлов, кислот и т. п. Редко наблюдаются вкусы и запахи приятного характера. При О. чувств со стороны осязания больным кажется, что они ощущают в определенных участках поверхности тела различные внешние раздражения, и они приписывают свои мнимые ощущения тем источникам, от которых такие раздражения обычно исходят. Больным кажется, что их электризуют, магнетизируют невидимым образом, что их бьют, колют, жгут, пускают на них капли раскаленной жидкости или сыплют ядовитый порошок, по их коже ползают пауки, змеи и т. п. Очень часто О. чувств в области кожи сочетаются с иллюзиями со стороны внутренних органов. Тогда возникают самые нелепые, бесконечно разнообразные бредовые идеи. Больные жалуются, что им невидимым образом пробивают череп и высасывают мозг, что им разжижают кровь, раздавливают мышечные пучки, что внутренности их превращены в стекло или камень, или совсем вынуты, или что у них вовсе нет ни желудка, ни языка, что в животе поселились люди или животные и т. д. Особенную группу, крайне распространенную преимущественно среди женщин составляют галлюцинации в половой сфере: они испытывают прикосновение к половым частям, введение туда посторонних тел, ощущают движения плода в животе, приближение родов. И у мужчин встречаются ощущения в половой сфере. Кроме того, в сложных мнимо-ощущениях, подающих повод к подобным бредовым идеям, принимают участие галлюцинации со стороны мышечного чувства; сюда относятся случаи, когда больным кажется, что их тело сделалось легким, что оно поднимается в воздух, свободно висит в пространстве и т. п.
Из рассмотренного характера обманов чувства, свойственных душевнобольным, явствует, что мнимое восприятие, создаваемое галлюцинацией, становится достоянием сознания в виде нелепой идеи, в виде материала для бреда, причем во многих случаях, преимущественно в области общего чувства и осязания, галлюцинации совершенно неотделимы от бредовой формы, в которой они высказываются. По отношению к галлюцинациям зрения и слуха большей частью возможно отделять мнимое чувственное восприятие от его бредового толкования. Например, если больной заявляет, что ему слышатся ругательные слова, которые передаются ему по телефону, то вполне ясно, что эта идея есть выдумка, обусловленная желанием объяснить происхождение галлюцинаций. Точно также в жалобе, что путем гипнотизма больному показываются неприличные части тела, мы можем отличить бред от обмана зрения. Однако нередко подобные заявления больных или такое поведение их, которое с первого взгляда заставляет принять у них обманы чувств, на самом деле вовсе не зависят от действительных галлюцинаций. Так, например, паралитики иногда рассказывают, что у них были в гостях различные высокопоставленные лица, цари и князья, и что они о том-то говорили или то-то им обещали; или что он завтракал у Бога и ему подавали такие-то блюда, и рядом с ним сидели такие-то лица. Другой раз можно наблюдать у маниаков или слабоумных, как они продолжительное время ведут с кем-то беседы, кому-то отвечают, с кем-то переругиваются. Или, также преимущественно слабоумные или маниаки собирают разный сор, грязные бумажки, старые пуговицы, прячут эти вещи и выдают их за большие драгоценности. Во всех этих случаях путем тщательных расспросов можно убедиться, что здесь больные вовсе не имели действительного ощущения — восприятия, которое составляет сущность галлюцинации, а речь идет или об О. воспоминания, или о смешивании сновидений с действительностью, или, наконец, о простом фантазировании. Кроме того, весьма часто при различных психозах, преимущественно при первичном помешательстве, наблюдается своеобразное субъективное явление, напоминающее О. слуха, но несомненно имеющее другой характер. А именно, многие больные говорят о каком-то внутреннем голосе, о том, что они слышать свои собственные мысли, они жалуются, что в них кто-то говорит, что кто-то другой делает им мысли. Некоторые отчетливо различают голоса, которые им слышатся извне, и такие, которые они слышат лишь «мысленно», причем последние иногда вовсе не удается локализировать. Другие жалуются, что их мысли постоянно повторяются внутренним голосом, вроде эхо. Способы выражения этого своеобразного субъективного явления крайне различны, и может быть, что оно представляет многочисленные оттенки и видоизменения. Но по существу всегда речь идет о навязчивых ощущениях, сопровождающих мышление больных, причем для них самих эти ощущения представляются чем-то отличным от слуховых восприятий. Для этой категории субъективных явлений, не совпадающих вполне с действительными О. чувств, в психиатрии установилось название психических галлюцинаций, а также псевдогаллюцинаций.
Относительно частоты О. чувств у душевнобольных нельзя представить точных цифровых данных. Разноречие наблюдателей в значительной мере зависит от того, с какими формами душевных болезней они имели дело, так как различные психозы содержатся весьма неодинаково в смысле осложнения О. чувств. Вообще в острых формах помешательства галлюцинации встречаются гораздо чаще и играют значительно большую роль, чем в хронических. Также весьма неодинаково бывает значение О. чувств для течения и проявления душевной болезни: в одних случаях можно проследить непосредственное развитие бреда из О. чувств, в других же бред формируется более или менее независимо от них; в одних случаях больной сохраняет ясность сознания и сам жалуется на О. чувств, в других больные принимают галлюцинации за реальную действительность и под влиянием О. слуха, например слышимых ими приказаний, готовы совершать и совершают самые опасные поступки. В известной категории душевных расстройств, обозначаемой названием острого галлюцинаторного помешательства, О. чувств играют роль самого выдающегося симптома, появляются в громадном количестве, иногда одновременно во всех органах чувств, и обуславливают глубокую спутанность сознания. При прогрессивном параличе помешанных, наоборот, галлюцинации нередко вовсе отсутствуют за все многолетнее течение болезни. Большой интерес представляют наблюдения, в которых душевнобольные подвергались О. чувств лишь с одной стороны — на одном глазу или в одном ухе, или, в которых галлюцинации в двух симметричных органах различны. Например, больной слышит правым ухом различную брань, а левым похвалы, поощрения, или одним ухом слышит голоса, внушающие ему покончить с собой, а другим наоборот — предостерегающие его от самоубийства. При всей редкости таких наблюдений они заслуживают большого внимания, о чем будет сказано ниже.
Кроме душевных болезней состояния отравления организма известными ядами сопровождаются О. чувств, как более или менее постоянным симптомом. К этим ядам принадлежат преимущественно алкоголь, атропин и др. препараты белладонны, далее опий, гашиш (ондийская конопля), кокаин, сантонин. Все эти средства, в особенности первые два, в своем влиянии на нервную систему вовсе не ограничиваются О. чувств, а производят, кроме того, изменения сознания, бред, вообще настоящее душевное расстройство. Но при известной степени отравления получается такая картина, которая во многих отношениях не совпадает с помешательством в точном смысле слова и, которая характеризуется преимущественно обильными галлюцинациями; притом влияние того или другого яда сказывается некоторыми особенностями, иной раз настолько характерными, что по ним одним можно иногда определить натуру яда. Так, например, сантонин уже в малых дозах производит желтую окраску всех зрительных восприятий (так называемая ксантопсия); а при более сильном отравлении, кроме того, обнаруживаются галлюцинации вкуса и обоняния. Для алкогольного отравления типичны многочисленные мелкие животные — мыши, тараканы, змеи, и такие обманы чувств с поразительным постоянством наблюдаются при так. называемой белой горячке; кроме того при хроническом алкоголизме весьма обычное явление составляют слуховые галлюцинации в виде бранных слов и угроз. Опьянение опием и гашишем наряду со своеобразным изменением самочувствия сопровождается галлюцинациями зрения и мышечного чувства. Отравление атропином также характеризуется множественными зрительными галлюцинациями, отравление кокаином — своеобразными мнимо-ощущениями под кожей. Близкое родство с только что рассмотренными обманами чувства, зависящими от отравления, представляют галлюцинации, свойственные лихорадочным, инфекционным заболеваниям. В начальные периоды тифа, оспы, кори и других лихорадочных процессов, при вечерних повышениях температуры часто наблюдается своеобразное состояние сознания: оно представляет быстрые колебания между ясностью и помрачением с бессвязным, отрывочным бредом, и в основе этого бреда лежат массовые галлюцинации, преимущественно зрения и слуха. Происхождение этих лихорадочных обманов чувств, кроме повышения температуры крови, может быть обусловлено также самоотравлением, вследствие поступления в кровь ядовитых продуктов бактерий, производящих лихорадочное заболевание.
Особую категорию О. чувств представляют галлюцинации, вызываемые искусственно путем внушения в гипнотическом состоянии (гипнотические галлюцинации). Загипнотизированный, по желанию гипнотизера восхищается благоуханием несуществующей розы, вкусом воды, которую он принимает за сладкое вино и т. п. Однако подобного рода внушения удаются только в сомнамбулической стадии гипноза, о которой субъект по пробуждении не сохраняет никакого воспоминания. Кроме того, можно путем внушения создавать постгипнотические галлюцинации и не только положительные, т. е. заставлять гипнотизированного по пробуждении видеть что-нибудь, чего на деле не существует, а также отрицательные, причем известные предметы, находящиеся перед глазами субъекта, не существуют для него (см. Гипнотизм). Здесь же следует упомянуть об обманах чувств, наблюдаемых иногда у совершенно здоровых лиц перед засыпанием (так называемые гипнагогические). Подобные галлюцинации испытываются при переутомлении в переходном состоянии от бодрствования ко сну. В этих случаях речь идет преимущественно о зрительных галлюцинациях, реже о слуховых.
Наконец, обманы чувств встречаются также у совершенно здоровых людей в бодрственном состоянии, вне всяких условий, нарушающих психическое здоровье или ясность сознания. На это прежде всего есть вполне достоверные указания в биографии некоторых исторических личностей, как то Сократ, Магомет, Бенвенуто Челлини, Орлеанская Дева, Лютер, Паскаль, Гёте и др. Среди них нужно различать две категории — таких, которые верили в свои галлюцинации, принимая их за действительность и объясняя их согласно воззрениям эпохи, и таких, которые, подвергаясь обманам чувств, отчетливо сознавали их как таковые. Но было бы ошибочно считать обманы чувств при психическом здоровье за особенность, свойственную великим, гениальным людям, и усматривать в этой черте доказательство, говорящее в пользу родства между гением и помешательством. В числе различных деталей из жизни знаменитостей до нас доходят сведения и о случайных галлюцинациях, которым был подвержен тот или другой из них; несомненно, что целый ряд других гениальных и замечательных личностей были свободны от этого явления. С другой стороны, ему бывают подвержены и такие лица, которые вовсе не принадлежат к выдающимся. Примеров этой категории прежде было немного. Из них большой популярностью пользуется случай берлинского книготорговца Николаи, испытывавшего продолжительное время галлюцинации зрения и слуха при полном психическом здоровье и ясном сознании натуры этих явлений. Он видел большое число лиц, мужчин и женщин, которые двигались и разговаривали друг с другом, и эти явления длились несколько месяцев при ясном сознании и отсутствии психического расстройства. В настоящее время для разъяснения вопроса об обманах чувств у здоровых лиц имеется материал, собранный путем коллективных исследований, предпринятых разными психологическими обществами, обратившимся печатно с запросом, случалось ли кому в здоровом и бодрственном состоянии иметь ощущение, будто видит кого-либо или слышит звуки, которых на самом деле не было. Подобные исследования, произведенные впервые в 80-х гг. английским обществом для психических изысканий, а впоследствии другими обществами и лицами во Франции, в Америке и в Германии, показали, что на несколько десятков тысяч людей, отозвавшихся на такой запрос, в среднем около 12% дали утвердительный ответ. Хотя данные, получаемые таким путем, не могут быть признаны вполне достоверными, но все-таки на основании их факт существования галлюцинаций зрения, слуха и осязания у здоровых лиц не может считаться исключительной редкостью. Нужно заметить, что в известном ряду случаев галлюцинации у здоровых лиц совпадали с каким-нибудь важным событием (смертью, опасностью для жизни) для того субъекта, который является предметом галлюцинации. Эти О. чувств по аналогии с вещими сновидениями, предчувствиями, ясновидением и т. п. мистическими явлениями, в последнее время были выделены в особую группу под названием телепатических и объяснялись сверхчувственным воздействием одной души на другую на расстоянии.
Переходя к вопросу о происхождении и механизме галлюцинаций, надо иметь в виду, что все-таки главным образом душевные болезни доставляют материал для его решения. Посмертные изменения мозга при помешательстве таковы, что по ним нет возможности выяснить, от каких причин зависел тот или другой симптом данного психического заболевания; притом эти изменения столь разнообразны и распространяются на столь различные отделы мозга, что на основании их не удается связать О. чувств с определенным участком головного мозга. Само собой разумеется, что в этих случаях исследование главным образом направлялось на те области головного мозга, которые представляют из себя центральные станции для нервных волокон, разветвляющихся в органах чувств, и оказывается, что болезненные изменения ткани в этих частях мозга далеко не всегда совпадают с галлюцинациями. То же самое относится и к периферическим отделам органов чувств и к нервным проводникам, соединяющим их с центральной нервной системой. Хотя в отдельных случаях наблюдалось, что изменение функций органа чувств, преимущественно зрения, отражается на характере галлюцинаций, следовательно, последние в известной степени зависят от периферического отдела той системы, которая служит для восприятия внешних впечатлений, но эту зависимость никак нельзя обобщать, и, как правило, в галлюцинациях нельзя уловить никакой связи с состоянием соответственного периферического органа. Нередко зрительные галлюцинации наблюдались у слепых, слуховые — у глухих. Вышеупомянутые случаи, в которых содержание О. чувств с двух сторон не одинаково, также указывают на центральное происхождение галлюцинаций. Поэтому суждения о механизме происхождения О. чувств могут иметь лишь гипотетический характер. Теории галлюцинаций, предлагавшиеся различными авторами, менялись в зависимости от психологических воззрений и существующих в данное время учений о связи между органами чувств и мозгом. Старые французские психиатры принимали, что процесс, происходящий при галлюцинации, более или менее тожествен с тем, на котором основывается живое воображение, воспроизведение и ассоциация представлений. Эта так называемая «психическая» теория предполагала, что галлюцинаторный образ по существу ничем не отличается от субъективного образа фантазии или воспоминания. Впоследствии это воззрение было оставлено и заменено так называемой психо-сенсориальной теорией, которая основана на положении, что одного возбуждения воображения недостаточно для живого объективирования галлюцинаторных образов, и что для этого возбуждение должно распространяться также на субстанцию соответственного органа чувств. Эта точка зрения, помещающая источник галлюцинаторного процесса в центральном окончании органа чувств с условием одновременного возбуждения периферического отдела его, в настоящее время может считаться общепринятой. Другой вопрос, в каких именно частях мозга надо искать первоначальное возбуждение при О. чувств? Для уяснения его надо иметь в виду, что нервные проводники, идущие от органов чувств в мозг, имеют в последнем несколько центральных станций. Из них окончательная лежит в мозговой коре, но раньше, чем дойти до неё, проводники органов чувств вступают в связь с центрами, расположенными в так называемых подкорковых мозговых узлах. Несомненно, что сознательная психическая жизнь, обнимающая также восприятия органов чувств из внешнего мира, главным образом связана с деятельностью мозговой коры, и что в чувствительных центрах последней локализированы образы, создаваемые нормальным чувственным восприятием. Весьма, заманчиво представить себе, что при известных условиях происходит болезненное раздражение этих центров, и что этим путем возникают галлюцинации. Подобный взгляд на происхождение галлюцинаций известен под названием кортикальной (корковой) теории, и есть целый ряд анатомических и физиологических фактов, которые говорят в пользу этой теории. Однако она допускает распространение возбуждения от корковых центров к периферии, т. е. в направлении противоположном тому, в котором происходит нормальная функция. Поэтому до сих пор наравне с кортикальной теорией держится другая, помещающая источник возбуждения при галлюцинациях в подкорковые центры, принимая, что оно отсюда распространяется на мозговую кору. Более подробная оценка этих теорий возможна лишь с помощью специальных данных анатомии и физиологии мозга. В заключение необходимо заметить, что за исключением тех редких случаев, когда вполне здоровый человек временно испытывает О. чувств, галлюцинации вообще принадлежат к психопатическим явлениям, притом они весьма редко составляют единственное проявление психопатического состояния, а в преобладающем большинстве случаев наравне с ними имеются и другие симптомы душевной болезни или неправильной мозговой деятельности. Поэтому галлюцинации сами по себе не составляют отдельной болезни, которая могла бы требовать специального лечения, независимо от основного психического или мозгового страдания.
Литература. См. руководства по психиатрии; кроме того, Brierre de Boismont. «Des hallucinations» (П., 1845); Baillarger, «Recherches sur les maladies mentales» (П., 1890); В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях» (1888); Е. Parish, «Ueber die Trugwahrnehmung mit besonderer Berücksichtigung der internationalen Enquête über Wachhallucinationen bei Gesunden» (Лейпциг, 1894); Lazarus, «Zur Lehre von den Sinnestäuschungen» (Б., 1867).
П. Розенбах.