Оригинал текста на Йоде
По данным экспертов, на улицах Москвы в любой момент времени находится от 4 до 5,5 миллионов автомобилей. При этом городская инфраструктура — дороги, парковочные места и т.д. — способна без перегрузки вместить максимум миллион. Так что самая привычная картина для Москвы — парковка в два-три ряда, на тротуарах, газонах и пешеходных переходах. Для недовольных этим жителей есть несколько сайтов и мобильных приложений. Йод разобрался, какие из них стоят потраченного времени.
Не нужно быть экспертом-урбанистом, чтобы оценить катастрофическую перегруженность московских дорог и количество машин, припаркованных на тротуарах, газонах, у подъездов и в других не предназначенных для этого местах. Водители мешают пешеходам и нарушают административный кодекс (причем в Москве и Санкт-Петербурге штраф за неправильную парковку в три раза выше, чем в остальной России), но это их не останавливает. В районах Москвы, попавших в зону платной парковки, обычное зрелище — большинство машин стоят с номерами, прикрытыми листком бумаги или вообще со свинченными номерами.
КоАП РФ, СТАТЬЯ 12.19. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОСТАНОВКИ ИЛИ СТОЯНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. 6. Нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Пешеходов это, понятно, раздражает. Бдительные граждане срывают листочки с номеров, чтобы первый же проезжающий паркон (автомобили, которые патрулируют зоны платной парковки и фиксируют нарушения) выписал нарушителю штраф в 2500 рублей. Некоторые оставляют водителям вежливые предупреждения — например, кладут под дворник (или кирпич на капоте) записку с просьбой парковаться, не мешая другим. Особо радикальные или отчаявшиеся пускаются на откровенный вандализм: царапают ключом или гвоздём крылья, обливают трудносмываемой краской и т.д.
Законопослушным же гражданам остается только тихо возмущаться припакованным во все четыре колеса поперек тротуара внедорожником. Правда, можно еще разделить свое возмущение с единомышленниками: для этого есть специальные форумы и сайты типа «Я паркуюсь как мудак». Недавно процесс загрузки фотосвидетельств хамской парковки упростился — вышло сразу несколько мобильных приложений для разных платформ, написанных программистами-любителями. А в августе 2014 года о начале разработки собственного приложения для жалоб на неправильную парковку объявил сам департамент транспорта Москвы. Правда, на сегодняшний день никакой конкретной информации о точной дате его выхода или функционале обнаружить не удалось. Йод протестировал несколько приложений для недовольного пешехода.
Spot
Раньше это приложение было известно как «Скаут». Теперь оно называется Spot, и по всем параметрам это самое рабочее приложение из всех, что нам удалось найти. Функционал простой — вы фотографируете нарушение, указываете место, номер автомобиля и вид нарушения, а программа автоматически отправляет заявку через электронную приемную ГИБДД. Продуманы все мелочи: фото нарушения нельзя выбрать из архива, а только сфотографировать его на месте (чтобы отсечь «мусор» — срок рассмотрения заявки через сайт ГИБДД 30 дней, и чем оперативнее отправлена заявка, тем выше шанс на ее удачную обработку), в заявку не попадают личные данные заявителя, есть возможность отслеживать ход рассмотрения заявки. Приложение регулярно обновляется, есть версии и для iOS, и для Android. Активных пользователей — около полутора тысяч в месяц. По словам разработчиков, эффективность рассмотрения заявок, сделанных через Spot — то есть количество выписанных ГИБДД штрафов — в среднем 22-23%. Поскольку сравнивать практически не с чем, будем считать, что это высокий результат.
Евгений Левитин, РАЗРАБОТЧИК SPOT:
«Главная проблема для пользователей — это ГИБДД, особенно в Москве. Они не хотят идти навстречу пользователям и вообще заявителям. Особенно не любят тех, кто пользуется электронной приемной — заставляют приходить к ним и писать заявление от руки. Например, в Восточном округе любят прислать письмо с вызовом, и на то же время вызывают и собственника автомобиля-нарушителя.
Через Spot приходят жалобы не только из Москвы и Питера. Основная активность заметна в крупных городах — Екатеринбург, Новосибирск, Уфа. А недавно мы заметили, что гораздо качественнее отрабатывает наши заявки ГИБДД в небольших городах типа Владимира — там очень высокая эффективность по сравнению с другими городами. Почти все нарушители выявлены и привлечены».
Роспарковка
Второй инструмент, имеющий хоть какое-то практическое применение в виде последствий для нарушителей. Как и в других случаях, пользователю нужно сфотографировать нарушение (желательно с нескольких ракурсов), указать дату, адрес и марку автомобиля и нажать кнопку «Отправить». А дальше приложение генерирует по шаблону запрос в электронную приемную ГИБДД, вставляя нужные данные.
Но на отправке фото борьба с хамской парковкой отнюдь не заканчивается. Дальше происходит следующее: по адресу, который вы указали в настройках программы, приходит приглашение от ГИБДД явиться свидетелем в такой-то отдел по делу такому-то. В отделе вас встретит хмурый капитан и с плохо скрываемым раздражением начнет обьяснять, как вы отвлекаете дорожную инспекцию от важных дел («Мы вместо того, чтобы ездить на аварии с трупами, должны с вашими бумажками возиться»). Потом вам расскажут, что объяснительную придется всё равно писать от руки и по каждой жалобе отдельно. Так что если у вас был урожайный проход по переулкам Остоженки или Большой Ордынки, готовьтесь к долгой и нудной писанине. В конце капитан расскажет вам, что на этом ваши права и обязанности как свидетеля заканчиваются, и о дальнейшем ходе возбужденных (если до этого все-таки дойдет) дел вас никто извещать не обязан. Впрочем, если вы настроены решительно, и вам попадётся понимающий сотрудник, можете попросить у него форму объяснительной, размножить и заполнить заранее по каждой загрузке жалобы через приложение.
Правда, судя по всему, разработчики «Роспарковки» потеряли интерес к приложению. Последняя версия для iOS вышла в феврале, многочисленные глюки не исправлены, а твиттер проекта не обновлялся с прошлого года.
Авточмо
На данный момент самый активный проект, существующий, правда, разве что ради удовлетворения авторов и участников — функции отправки жалобы в ГИБДД нет. В день на сайте публикуется по несколько десятков фото и видео от пользователей, на которых видна вся гамма автодорожного хамства: парковка в два-три ряда, на тротуарах, полностью перегораживая проход, на переходах, в том числе прямо на рельефной плитке для слабовидящих. Свидетельства приходят в основном из Москвы, но активны и регионы, особенно почему-то, судя по обилию номерных знаков с цифрой 58, Пензенская область. Выразить свое отношение к героям фото и видео можно, поставив — или + (если вы не согласны с определением водителя, вынесенным в название сайта), в комментариях или в оффлайне. Для этого можно распечатать наклейку с -кодом, чтобы герой вашего донесения смог узнать, что о нем думают пользователи сайта. Приложение есть только в версии для iOS.
The Village — Парковки
Проект интернет-издания The Village дошел почти до финишной прямой. Вышло приложение для iOS и Android, запустился красивый сайт, западные издания типа Bloomberg Businessweek и TopGear написали восторженные рецензии — и на этом, похоже, всё закончилось. Если верить сайту проекта, загруженные через приложение данные о парковочном хамстве должны выскакивать в виде назойливого баннера на сайте The Village (вроде бы точно так же, как неправильно припаркованные автомобили появляются на тротуаре). После чего неравнодушный пользователь может ославить нарушителя в соцсетях, а равнодушный просто закроет баннер. Но ничего подобного на сайте The Village обнаружить не удалось.
Сердитый гражданин
Проекты такого рода по-английски обозначаются аббревиатурой GONGO — «организованная государством негосударственная организация». Языколомный оксюморон, но суть отражает довольно точно. Хотя сайт проекта всячески подчеркивает его независимость и «органичность», его создатель, Дмитрий Кох до недавнего времени занимал верхние строчки в иерархии прокремлевского движения «Наши» и Федерального агентства по делам молодежи под руководством Василия Якеменко. Сайт вроде бы выступает посредником между гражданами и властями, помогая первым донести свои жалобы до последних. Через сайт можно пожаловаться на самые разные проблемы, начиная с неправильной парковки и заканчивая задержкой зарплаты. Сайт красивый, есть приложение (правда, тоже только для iOS), но его эффективность в случае с неправильной парковкой оценить не удалось — никакого ответа на жалобу через приложения не пришло, а лента жалоб забита спамом.
Правда, даже с помощью даже самого функционального приложения невозможно решить проблему, например, захвата городской территории под парковку ведомственных машин. В таком случае надежда только на отчаянных активистов, которые берут дело — и оранжевые конусы незаконных парковок для чиновников — в свои руки.
Алексей Ковалев
Читайте нас в Твиттере, ВКонтакте, Фесбуке
Появление платной парковки в столице немного разрешило проблемы с хаотично оставленными машинами на тротуарах и проезжей части. С другой стороны, это усугубило вопрос свободных парковочных мест во дворах. Если транспортное средство служит препятствием для других автомобилистов, пешеходов, чрезвычайных служб, достаточно вызвать эвакуатор для неправильно припаркованного автомобиля.
Содержание
Специальная горячая линия для москвичей
Ранее жалобы на авто, припаркованные в запрещенных местах, принимала диспетчерская служба Московской административной дорожной инспекции. Сейчас процедуру значительно упростили, выделив отдельную горячую линию для решения подобных вопросов.
Принудительная эвакуация осуществляется в следующих случаях:
- неправомерная остановка на парковочном месте для инвалидов (помимо отправки машины на штрафстоянку, ее владельцу грозит штраф в размере 5000 рублей);
- автомобиль полностью или частично припаркован на тротуаре, обочине вторым рядом, под запретными дорожными знаками, на пешеходном переходе, трамвайных путях, остановке для общественного транспорта, тоннелях, чем создает заторы, риски ДТП, помехи для нормального движения других участников дорожного движения.
Чтобы вызвать эвакуатор в случае неправильной парковки, жителям Москвы достаточно позвонить по номеру +7 (495) 539-54-54 (для стационарных звонков) или 3210 (для звонков с мобильных телефонов). Далее понадобится сообщить только местоположение транспорта, и если ближайшие городские камеры подтвердят факт неправильной парковки, автомобиль эвакуируют.
Другие способы вызова эвакуатора для нарушителей
Еще один способ – обращение непосредственно в ГИБДД или к местному участковому, если нарушитель живет в вашем дворе. Но, в данном случае, необходимо сначала зафиксировать факт нарушения (сделать фото), заполнить форму и отправить ее с приложенными фотографиями через электронную приемную инспекции.
Активным пользователям Интернет и смартфонов доступны и другие варианты:
- приложение «Помощник Москвы»;
- портал «Сердитый гражданин»;
- приложение Spot RSA;
- сайт ГИБДД.
Если ваш автомобиль заблокировали во дворе или на подземной парковке, и нужно решить вопрос максимально оперативно, не дожидаясь сотрудников ГИБДД, воспользуйтесь услугами частного эвакуатора. Служба эвакуации «Эвакуатор Шмель» предлагает услуги маневренной спецтехники с краном-манипулятором, которые оперативно эвакуируют ваш транспорт.
Основная задача приложения Spot — это упрощение системы подачи заявлений, связанных с нарушениями правил парковки или состояния проезжей части. При помощи приложения уже сейчас можно подать заявление в ГИБДД о неправильной парковке водителей, о плохом состоянии дороги (ямах), а также о проблемах с дорожными знаками — несоответствие ГОСТу, разметке, или о плохой видимости знака.
Важно:
1. Вносить правки в каждое заявление может только заявитель, модераторы могут лишь подсказать о неточностях в предоставленных данных.
2. Фотографии должны четко показывать местоположение правонарушения, координаты лишь помогают его определить, но не доказать.
3. Для защиты от редактирования фотографий, а также от использования старых, мы убрали функцию добавления фото из галереи.
4. Заявления в ГИБДД или другие органы отправляются от имени пользователя. При регистрации необходимо указывать реальные данные. В случае отправки заявления с вымышленными ФИО, Вы можете быть привлечены к ответственности по статье 17.9 КоАП РФ.
Чтобы подать заявление, нужно зарегистрироваться в приложении с помощью электронной почты или через социальную сеть. Затем сфотографировать нарушение/яму/упавший знак, проверить определившийся с помощью GPS адрес (либо вписать его вручную), и указать тип проблемы (неправильная парковка, ямы, знаки). После этого заявление проходит модерацию на предмет правильности заполнения и отправляется в соответствующий государственный орган. После рассмотрения заявления Вы получаете ответ прямо в приложении. К сожалению, мы не отвечаем за сроки реакции и обработки заявлений на стороне государственных органов.
В данный момент приложение обрабатывает 8 видов нарушений:
1.Стоянка вторым рядом
2.Стоянка на местах для инвалидов
3.Стоянка на тротуаре
4.Стоянка под знаком «Остановка запрещена»
5.Стоянка на пешеходном переходе
6.Стоянка на газоне в Санкт-Петербурге (с нарушением работает не ГИБДД, а администрация города)
7. Ямы
8. Проблемы со знаками или разметкой
Сервис работает во всех регионах России (кроме парковки на газонах), реакция органов может отличаться в зависимости от региона.
Штраф за неправильную парковку был серьезно увеличен в 2015 году. Эта мера призвана «отбить» у автомобилистов желание ставить машины на тротуарах, газонах и в прочих неположенных местах. Поможет ли «кнут» без «пряника» решить проблему – большой вопрос. Как правило, дело вовсе не в безответственности водителей – просто автомобилей на дорогах стало столько, что законных и бесплатных мест для стоянки совершенно не хватает.
Сколько заплатит нарушитель
Исходя из 12 статьи Административного Кодекса, мы можем понять, что штраф за парковку в неположенном месте составляет 1500 рублей. Жители городов федерального назначения (к которым причисляются Москва и Санкт-Петербург) будут вынуждены заплатить вдвое больше — штраф за неправильную парковку в мегаполисах равен 3000 рублей.
Уйти от новых, повышенных штрафов будет сложнее – с 2015 года ужесточены меры по борьбе с самыми хитрыми автолюбителями, которые, пытаясь избежать санкций за неправильную стоянку, обливали номера грязью или покрывали их бумагой. Сейчас машины с нечитаемыми номерами подпадают не под статьи Административного Кодекса, а под антитеррористический закон, который предписывает такие транспортные средства эвакуировать. Разумеется, оплата услуг эвакуатора и штрафстоянки (5000 рублей) станет обязанностью нарушителя – и это помимо штрафа за неоплаченную парковку.
Общие санкции, установленные КоАП, актуальны не для всех правонарушений – в некоторых случаях сумма штрафа за неправильную парковку будет куда больше.
Стоянка на тротуаре и газоне
Стоянка на тротуаре – самое распространённое правонарушение, связанное с неправильной парковкой. К сожалению, многие водители, размещая своих «железных коней» в дворовых территориях, и не подозревают, что являются нарушителями. Даже если автомобиль заезжает на бордюр всего лишь одним колесом, а его владелец руководствуется исключительно благими целями (не желает мешать движению других транспортных средств), инспекторы ГИБДД не сжалятся. Штраф за парковку на тротуаре, согласно ст. 12 КоАП, составляет 1000 рублей. Жителей двух столиц обяжут заплатить за это нарушение куда больше – 3000 рублей.
Стоянка на газоне тоже наказуема, однако законодательство чёткого объяснения, что является газоном, а что – нет, не даёт. В плане трактовки у сотрудников ГИБДД полная свобода – они могут посчитать газоном любую территорию, на которой растёт трава. Штраф за парковку на газоне довольно внушителен – целых 5000 рублей независимо от того, проживает автовладелец в столице или в провинции. Нарушители-должностные лица по федеральному закону будут вынуждены заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, а юрлица — и вовсе до 100 тысяч рублей.
Наказание за въезд на газон, как правило, определяется на региональном уровне и зависит от величины нанесённого ущерба. В некоторых регионах (например, в Самарской области) санкций за стоянку на газоне вообще нет – их заменяет наказание за повреждение зелёных насаждений, не имеющее к автомобильному законодательству никакого отношения.
Стоянка на местах для инвалидов и на пешеходных переходах
Одним из наиболее суровых является наказание за остановку на местах для авто водителей-инвалидов — штраф составит 5000 рублей. Такие места, как правило, располагаются в непосредственной близости к торговым центрам и павильонам. Если автомобилист видит, что столь «соблазнительное» пространство свободно, ему не стоит спешить парковаться там – лучше сначала поразмыслить, почему другие водители предпочли обойти его стороной.
При отсутствии документа, подтверждающего инвалидность, водителю точно выпишут штраф – даже специальная наклейка на стекле не поможет уйти от санкций.
Стоянка на пешеходных переходах и непосредственно перед ними тоже наказуема. Водитель имеет право останавливаться только в том случае, если до дорожного знака, разрешающего переход дороги, ещё минимум 5 метров (если знака нет, расстояние считается от самой «зебры»). При нарушении водитель будет вынужден выплатить штраф за парковку на пешеходном переходе – 1 тыс. рублей.
Если на момент прибытия сотрудников ГИБДД в машине, стоящей на «зебре», никого не будет, ТС переместят на штрафстоянку. Какими внушительными тратами это обернётся для водителя, ранее уже говорилось.
Как узнать, сколько должен
Проверить штрафы за парковку можно несколькими способами.
Способ №1. Через сайт «Госуслуги». Этот способ как узнать есть ли штраф за парковку больше остальных подойдёт гражданам, которые с интернетом «на короткой ноге». Для того чтобы получить услугу, необходимо пройти по следующему пути: «Каталог услуг» — «Транспорт и вождение» — «Штрафы ГИБДД». Далее нужно кликнуть на гиперссылку «Заполните заявку».
Всё, что понадобится ввести в форму заявки – это номер водительского удостоверения. Потом следует нажать «Найти штрафы» и дождаться завершения проверки, которая продлится несколько секунд. Добропорядочному водителю система сообщит, что «Штрафов не найдено».
Мечта водителя — хит 2020!
- Видеорегистратор с радар-детектором и GPS информатором.
- Оповещение о сокращении дистанции и смене полосы движения. Функция антисон.
- Безопасность на дороге — это Roadgid X7 Gibrid GT. Смотрите видео!
Обзор популярного гаджета среди автовладельцев
Способ №2. Через сайт ГИБДД. Этот метод онлайн-проверки штрафа за парковку не так известен, как обращение к «Госуслугам», однако не менее эффективен. На портале www.gibdd.ru нужно заполнить два поля «Государственный регистрационный знак» и «Свидетельство о регистрации ТС».
Далее следует нажать кнопку «Запросить проверку» и ввести .
Как видно, использовать портал ГИБДД для получения информации о дорожных нарушениях ещё и гораздо проще, чем «Госуслуги» – автомобилист не рискует запутаться в хитросплетениях многочисленных разделов и подразделов.
Способ №3. Через СМС-ку. Водитель может отправить СМС-сообщение на номер 7377 в таком формате: слово штраф / серия водительского удостоверения / номер водительского удостоверения. Ответным сообщением ему придёт информация о штрафах, которые он обязан выплатить.
Способ №4. Через Яндекс.Деньги. На этом портале нужно выбрать подраздел «Штрафы ГИБДД: проверка задолженностей» и ввести номера водительского удостоверения и свидетельства о регистрации авто.
Через кнопку «Получать уведомления о штрафах» можно подписаться на рассылку – сведения об имеющихся долгах за нарушения правил стоянки будут периодически приходить на электронный почтовый ящик и на телефон СМС-кой. Если вы не желаете, чтобы телефон нарушал ваш покой ненужными оповещениями, галочку лучше снять.
На сайтах автомобилистов полно жалоб в духе «я платил, а штраф за парковку пришёл все равно». В подобной ситуации причин для беспокойства нет – просто база ГИБДД обновляется раз в сутки, следовательно, штраф снимается с водителя только на следующий день после оплаты.
Чтобы не «нарваться» на административные санкции за неправильную парковку, лучше принять превентивные меры. Автомобилистам рекомендуется скачать приложение «Яндекс.Парковки», способное проинформировать об истечении времени стоянки и подобрать лучшее место для парковки. Программа подходит для всех современных iPhone и устройств с Android.
Без вины виноватый: что делать?
Обжалование штрафа на парковку возможно, только если у водителя есть доказательства невиновности. Как же оспорить штраф за парковку?
В течение 10 дней с момента «нарушения» автомобилист обязан предоставить в ГИБДД пакет документов, в который входят:
- Заявление о рассмотрении жалобы.
- Фотографии или видеосъёмка с места парковки (обязательно следует «снять» дорожные знаки, расположенные поблизости). Для того чтобы получить качественный видеоматериал, рекомендуется задействовать видеорегистратор Roadgid – обычно съёмка с регистратора считается более достоверным доказательством, нежели фото, сделанные на телефон.
- Другие доказательства, которые способны подтвердить неправомерность наказания.
В течение 3 дней после подачи жалобы автомобилисту сообщат о результате её рассмотрения. К сожалению, требования автомобилистов, как правило, не удовлетворяются – обнадёжить здесь нечем. У водителя куда больше шансов добиться справедливости, кивая на неверно составленный сотрудником ГИБДД протокол, нежели предъявляя улики, которые кажутся ему неопровержимыми.
Большинство водителей лукавят, утверждая, что они не понимают причины наказания. Пытаться найти лазейки в законах и придумывать, как не платить штраф за парковку – занятие бессмысленное. Нарушителю стоит признать вину и приложить все усилия, чтобы внести оплату за нарушение в течение 20 дней с даты составления протокола – тогда он получит скидку на штраф за парковку в 50%.
Новая версия КоАП от Минюста может прекратить практику наказания столичных и подмосковных водителей за неправильную парковку с помощью смартфонов с приложениями «Помощник Москвы» и «Народный инспектор». Эти гаджеты используют для фиксации нарушений почти полмиллиона граждан. В то время как в кодексе предполагается закрепить норму, что автоматические комплексы должны «работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека». В Госдуме поправку Минюста поддержали, в мэрии Москвы до выхода нового кодекса документ не комментируют.
Согласно проекту нового КоАП от Минюста России, о котором «Ъ” рассказывал вчера, все комплексы фиксации нарушений ПДД «должны работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, быть размещенными в установленном порядке и фиксировать в зоне своего обзора все нарушения, для выявления которых предназначены». В документе подчеркивается, что этот функционал необходимо обеспечить «независимо от действий оператора или пользователя прибора». Под это описание попадают стационарные дорожные камеры и мобильные комплексы на треногах. Таким образом, полученные с их помощью фотоматериалы можно использовать для «упрощенного» привлечения нарушителя к ответственности («письмо счастья» по почте), предусмотренного ст. 28.6 КоАП. А вот снимки, сделанные с помощью мобильных телефонов и планшетов, пояснил «Ъ” эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман, из этой категории выпадают: сформировать на их основе постановление не получится.
Законность подобной фиксации нарушений в Москве обсуждается с 2015 года, когда в столице по инициативе департамента транспорта начал применяться программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» (ПАК ПМ).
С помощью этого приложения любой гражданин может снять действия нарушителя на смартфон. На основе этих данных автовладельцу придет штраф — за неоплаченную парковку или за стоянку в запрещенном месте. За пять лет приложение скачали 473 тыс. человек, ежегодно с его помощью штрафуются сотни тысяч граждан (мэрия статистику не раскрывает).
В июне 2019 года пленум Верховного суда (ВС) в своем постановлении отметил: съемка с помощью телефона не считается автоматической фиксацией нарушений.
Десять доказанных и официально признанных сбоев систем фотовидеофиксации
Столичные суды начали отменять штрафы, вынесенные с помощью ПАК ПМ, но вскоре снова стали оставлять их в силе. Это было связано с выходом новой версии «Помощника», которая, как утверждали в департаменте транспорта, стала соответствовать требованиям ВС как «более автоматизированная». Ряд граждан и компаний (юрлица штрафуют на 300 тыс. руб. за машину на газоне) решили вновь обжаловать штрафы в Верховном суде. Начиная с декабря 2019 года несколько десятков решений московских судов ВС отменил и возвратил на новое рассмотрение. Одно из последних датируется 14 февраля 2020 года: штраф за парковку на газоне оспаривало представительство Волгоградской области в Москве. Формулировка во всех решениях ВС одна: нижестоящие суды не проверили, применялась ли автоматическая камера. «Ъ” не обнаружил в картотеке Мосгорсуда ни одного нового решения на этот счет.
Одновременно Минюст начал работу над новым КоАП и привлек рабочую группу ОНФ (состоит из автомобильных экспертов). Один из ее членов, Григорий Шухман, и указал на позицию ВС. Именно с его подачи, подтвердили «Ъ” в пресс-службе Минюста, новая норма и попала в проект кодекса.
Отметим, для фиксации фактов нарушения платной парковки инспекторы «Московского паркинга» (АМПП) применяют еще одно мобильное устройство — планшет «Паркнет». Судьба этого прибора в контексте нового КоАП до конца не ясна.
Представитель компании «Технологии распознавания» (производитель приборов, поставщик АМПП) Сергей Кусов рассказал «Ъ”, что пять лет назад на этапе сертификации ГИБДД России потребовала исключить вмешательство человека в работу «Паркнета». «Мы эту задачу выполнили. Сотрудник лишь включает планшет в начале смены, дальше устройство самостоятельно «засыпает» и «просыпается» в зависимости от положения в пространстве,— пояснил «Ъ” господин Кусов.— Инспектор кнопок не нажимает: он проходит мимо машины, поднимает планшет, наводит фокус на номер, снимок автоматически передается на сервер». Осенью 2019 года, после выхода постановления пленума ВС, инспекторы АМПП стали крепить планшеты на велосипеды, отметил он. Впрочем, в картотеке Верховного суда все-таки есть несколько решений (датируются концом 2019 года) об отмене штрафов, сделанных и с помощью «Паркнета». У ГИБДД, по данным «Ъ”, вопросов к комплексу нет. А вот от фотографий, сделанных с помощью ПАК ПМ, ведомство отказалось еще в прошлом году.
В пресс-службе департамента транспорта Москвы вчера воздержались от комментариев до вступления нового КоАП в силу. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков поддержал поправку в новый кодекс, предположив, что мэрия Москвы может попытаться пролоббировать изменения в проект (в мае документ направят в правительство). «Если на этапе внесения проекта в КоАП в Госдуму нормы там не окажется, то мы ее добавим сами»,— заверил «Ъ” депутат.
Даже сохранение нормы не гарантирует защиты прав водителей, считает юрист Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов. «Московские суды наверняка не захотят ссориться с городскими властями,— предполагает он.— Далеко не все граждане готовы тратить время на Верховный суд и хождение по кабинетам, на это и делается расчет». При оптимистичном же сценарии, отмечает эксперт, всех пользователей «Помощника Москвы» будут вызывать для дачи показаний в качестве свидетеля по факту каждого зафиксированного правонарушения (стандартный порядок привлечения нарушителей к ответственности). Но это будет «крайне неудобно для судов и вряд ли продлится долго», отмечает Равиль Ахметжанов.
Аналогичное ПАК ПМ по функционалу приложение «Народный инспектор» (более 11 тыс. пользователей) действует и в Московской области: оно используется чаще всего для фиксации стоянки на газоне.
Штраф в 1 тыс. руб. рассылает областной Госадмтехнадзор также в автоматическом режиме. Жители Московской области неоднократно пытались отменить полученные постановления, следует из данных ГАС «Правосудие», но результата не добивались. В картотеке ВС нет данных об обжаловании областных штрафов.
Иван Буранов