Большинство детей любят книги, с удовольствием погружаются в мир сказок и приключений. Но для этого нужно как минимум уметь читать. Как это сделать? Какие методики применять? Как правильно организовать учебный процесс? Об этом расскажем ниже.
Содержание
- Обучение чтению: когда начинать?
- Должен ли первоклассник уметь читать?
- Методики обучения чтению
- 10 советов, как научить ребенка читать
- Как понять, готов ли ребенок к обучению
- Основные правила, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях
- Методики для обучения дома
- Обучение в игровой форме
- Быстрое чтение: дань моде или необходимость?
- На что обратить внимание: учимся читать быстро
- Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения
Обучение чтению: когда начинать?
Поклонники раннего развития советуют обучать ребенка чтению уже с 1,5 лет. Конечно, речь идет не о полноценном чтении, а о работе с карточками Домана. Это картинки, на которых изображены и подписаны разные предметы. Малыш смотрит на картинку и видит не только рисунок, но и текст, визуально запоминает его, поэтому считается, что после занятий с карточками он более быстро освоит чтение.
Логопеды и дефектологи настаивают на том, что знакомить детей с буквами нужно лишь после того, как они начнут уверенно говорить предложениями — то есть не ранее 3 лет. А если у ребенка имеются логопедические проблемы, нарушены мелодика и ритм речи, то стоит отложить занятия до тех пор, пока он не начнет говорит правильно.
Информационная гигиена для родителей: как и зачем фильтровать контент
Для уверенного и быстрого чтения у ребенка должен быть развит фонематический слух — способность распознавать звуки. Он должен хорошо ориентироваться в пространстве, не путать понятия «влево-вправо». Также не стоит спешить обучать чтению неусидчивых детей, даже если это лишь тип темперамента, а не поставленный специалистами диагноз СДВГ.
Не рекомендовано насильно учить ребенка читать: заставлять его сидеть с книжкой, ругать за неправильное произношение слов. Если малыш пока не проявляет интереса к этому занятию, просто возьмите паузу. Рано или поздно ему надоест рассматривать иллюстрации, и он сам захочет понять, о чем же написано в книге.
Посмотрите видео Дмитрия Карпачёва и узнайте о главных родительских ошибках при воспитании активного ребёнка:
Должен ли первоклассник уметь читать?
Этот вопрос — камень преткновения для многих родителей. Есть два лагеря — те, кто учит свое чадо читать очень рано, и те, кто полагается на работу учителя в первом классе — мол, в школе всему научат. Любой из этих вариантов несет в себе риски:
✓ дети, которые к первому классу уже бегло читают, просто заскучают на уроках. Им будет неинтересно следить за одноклассниками, которые только учат алфавит и пытаются читать по слогам;
✓ дети, которые к школе еще не умеют читать, всё же научатся — только вот когда? Стандартная школьная программа предусматривает проверку техники чтения уже в конце первого полугодия — перед зимними каникулами. Норма чтения составляет 25-30 слов в минуту. А что если ребенок не сдаст тест, поскольку так и не смог за эти несколько месяцев подружиться с книгой? Конечно, ничего страшного не произойдет, но разочарование и демотивация первокласснику, не умеющему читать, обеспечены.
Оптимален средний вариант — начать активное обучение чтению за год до школы. У ребенка будет достаточно времени, чтобы выучить буквы, слоги, научиться их связывать в слова. И все это в спокойном темпе, без конкуренции и оценивания со стороны. А уже в школе, даже если навык чтения еще освоен не до конца, заложенная база послужит трамплином для быстрой и эффективной учебы.
Методики обучения чтению
Мы уже упоминали карточки Домана, как одну из популярных техник раннего развития и обучения чтению. Остановимся на других авторских методиках, которые уже протестированы сотнями тысяч детей по всему миру.
Метод Зайцева
Пособия Николая Зайцева по развитию детей одобрены специалистами разных направлений: психологами, дефектологами, физиологами. Уникальность его методики заключается в использовании таких дидактических принципов:
- материал подан системно — от простого к сложному, от общего к частному;
- обеспечена наглядность изучаемого материала: на кубиках Зайцева нарисованы не картинки и буквы, а слоги, из которых дети складывают слова;
- процесс обучения основан на визуализации слов;
- учтены физиологические особенности учебного процесса у детей 4-6 лет.
Чтобы обучиться чтению по методике Зайцева, ребенку понадобится всего 15-20 часов. В домашних условиях хватит и месяца занятий, а в дошкольном учреждении на это уходит от 3 до 6 месяцев.
Техника обучения чтению по Зайцеву дает отличные результаты у детей с алалией, аутизмом, неврологическими диагнозами, а также с нарушениями зрения, слуха.
Метод Монтессори
Итальянский педагог и врач Мария Монтессори считала, что учиться читать и писать ребенок должен не ранее, чем ему исполнится 6 лет. Ее методика основана на тактильном запоминании элементов букв. Например: на гладкий лист бумаги наклеивается вырезанная из шероховатого картона буква. Ребенок пальчиками трогает эту наклейку и запоминает очертания. Потом он без труда называет и пишет букву, полагаясь на мышечную память.
На уроках по системе Монтессори дети задействуют не только мускульный механизм, но и зрение, осязание. Применяется большое количество вспомогательных элементов: брусочков, карточек, монет. Они привносят в занятия элемент игры, поэтому дети с большой охотой вовлекаются в процесс обучения.
Методика Ольги Соболевой
Система основана на принципе двуполушарной работы мозга. А именно — на изучении букв через ассоциации с узнаваемыми образами или персонажами. Занятия проводятся в игровой форме и в целом непохожи на стандартный урок, потому что механическое запоминание (зазубривание) сводится к минимуму.
В результате дети не просто учатся читать, а значительно расширяют словарный запас, у них появляется интерес к творчеству, развивается креативное мышление.
Методику Соболевой по-настоящему универсальна, потому что она:
- применима в любом возрасте;
- адаптирована для детей с разным типом восприятия — аудиалов, визуалов, кинестетиков;
- не имеет привычной системы (задание → выполнение → оценивание), поэтому может применяться точечно, с перерывами и откатами назад для лучшего усвоения материала.
10 советов, как научить ребенка читать
Если вы хотите научить ребенка читать, используйте эти 10 советов, чтобы правильно организовать процесс обучения и достичь поставленной цели как можно быстрее:
- Начинайте обучение тогда, когда ребенок заинтересуется книгой. Не стоит его заставлять или навязывать мнение, что книга — лучший друг. Вряд ли ребенок в свои 5-6 лет уловит смысл этой фразы. Пусть у него будет много красочных книжек с захватывающим сюжетом. Живой интерес — лучшая мотивация для учебы.
- Запаситесь пособиями: купите кубики с буквами, букварь, прописи и рисуйте в них палочки, кружочки и другие элементы букв — письмо и чтение лучше осваивать одновременно.
- Занимайтесь регулярно (раз в 1-2 дня), но недолго. Даже 30-минутный урок может утомить ребенка. Поэтому если видите, что он теряет концентрацию внимания, сделайте паузу или вернитесь к занятию на следующий день.
- Нарисуйте и вырежьте из цветного картона буквы. Пусть гласные будут синими, а согласные — красными. Цветовой контраст поможет ребенку научиться различать гласные и согласные звуки, чтобы понимать принцип словообразования.
- Расставьте кубики или карточки с буквами по квартире — у предметов, которые начинаются на эти буквы. За несколько дней ребенок без труда выучит алфавит методом ассоциаций: а — альбом, б — батон, в — ваза и т. д.
- Купите или нарисуйте сами таблицы со слогами. Их можно использовать как для запоминания самых распространенных слогов, так и для словообразования. Показывайте ребенку на один слог, а потом на другой, и пусть он из них составит слово.
- Проще всего читать слова, в которых слоги повторяются: папа, мама, баба. Далее усложняйте задачу, выбирая слова из двух разных слогов: кош-ка, за-бор, не-бо. Потом переходите к более длинным словам: со-ба-ка, ра-ду-га, по-пу-гай.
- Во время чтения следите, чтобы ребенок правильно произносил слова, корректно ставил ударения, не «глотал» окончания, не пропускал союзы и предлоги. Если допущена ошибка, не переходите к следующему слову, пока ребенок не прочитает правильно.
- Не заставляйте ребенка проговаривать всё слово. Пусть сначала научится читать по слогам. А правильно разбивать слова на слоги поможет звуко-буквенный анализ. Позже этот навык пригодится для письма (при переносах слов).
- Развивайте осмысленное чтение: ребенок должен понимать каждую прочитанную фразу. Тогда интерес к контексту станет дополнительной мотивацией.
*****
Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, важно создать во время занятия атмосферу позитива, живого интереса, вовлеченности ребенка в процесс. Тогда он будет с удовольствием впитывать знания и вскоре порадует вас первыми успехами.
Обучение чтению ребенка — очень важный и требующий от родителей терпения процесс. Зачастую проводится родителями в виде домашних дошкольных упражнений. Присутствуют также специальные классы или занятия с репетиторами. Все родители начинают обучать детей чтению при помощи основных книг, букваря или азбуки. Для этого не требуется особой подготовки и набора упражнений.
Начальный этап заключается в пошаговом изучении букв алфавита. Далее можно использовать различные методики обучения чтению. Довольно популярными и рекомендованными психологами и другими специалистами в области психологии и начального образования являются игры по чтению для дошкольников. Выбирать метод обучения необходимо только родителям.
Букварь — основная книга для обучения
Как понять, готов ли ребенок к обучению
Сложность заключается в том, что нет универсального возраста, когда ребенка необходимо начинать учить и давать ему первое образование. В каком возрасте начинать этот процесс, должны решать только родители. Ведущими специалистами рекомендуется вовремя обратить внимание на такие первые факторы готовности чада к обучению, как:
- Правильно сформированные навыки построения речи. Если ребенок способен логично и хорошо строить полные предложения.
- Если не наблюдается определенных логопедических нарушений, произношение звуков и их восприятие у ребенка хорошее.
- Есть способность качественно распознавать произнесенные звуки и навык их определения в конкретных словах.
- Когда у ребенка есть поставленная четкая ориентация в пространстве и понимание указания направлений, например, «влево», «вниз» и другие;
Важно! Среднестатистический возраст, когда все перечисленные факторы проявляются у маленького человека, составляет от 4 до 5 лет.
Однако, что касается мнений профессионалов в области обучения, здесь нет единого мнения. Существуют сторонники раннего развития, которые уверяют, что максимальная обучающая способность у ребенка проявляется до 3 лет. Главное — предоставить занимательный и интересный игровой процесс.
При раннем начале обучения не стоит ожидать быстрых результатов в навыках малыша в слиянии слогов и большого желания учиться. В таком возрасте детям гораздо интереснее просто играть. От родителей, конечно, требуется большое терпение и усердие, только в таком случае можно достичь результата.
Слоговое чтение для дошкольников
Существуют также сторонники того, что ребенку необходимо начинать учиться чтению в более позднем возрасте. Дело в том, что, проведя определенные исследования, учеными было выявлено, что активная фаза развития мозга начинается с момента рождения и заканчивается в 15 лет. Мозговая структура в таком случае формируется в несколько различных периодов:
- До 3 лет продолжается этап развития центров эмоционального, физического восприятия, познавательного интереса.
- От 3 до 7 лет идет время развития кинестетического, слухового, зрительного восприятия, речевых способностей, формирования основы личности.
- С 7 лет ребёнок начинает вполне осознанно воспринимать информацию.
Обратите внимание! Большинство специалистов сходятся во мнении, что начинать изучать чтение необходимо во второй или третий периоды.
Кроме этого, согласно исследованиям, было выявлено, что начинать вмешательство в процессы раньше времени может быть опасным для несформированной психики малыша.
Выявить конкретный возраст для начала обучения чтению в точности невозможно. Все зависит от ребенка. Одни начинают проявляться способности к обучению раньше, другие — позже. Более важное условие — начать учиться именно в тот момент, когда малыш к этому будет полностью готов.
Основные правила, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях
Все большую популярность сейчас набирают уроки чтения для детей 4-5 лет. Независимо от возраста, специалистами рекомендуется забыть об обучении побуквенному чтению. Необходимо сразу начинать давать задания по чтению по слогам и плавно осваивать этот процесс.
Среди огромного количества разнообразной литературы для детей встречается много таких случаев — слоги написаны, но не объясняется, как их читать. Однако есть литература, в которой предложены способы соединения звуков при помощи различных способов. Например, в букваре, который составлен Н. С. Жуковой есть несколько способов. Там все картинки изображены в цвете и имеют указания в виде набора действий:
- При помощи бегущего человека предлагается соединить гласные и согласные буквы.
- Необходимо провести при помощи карандаша линию от первой буквы ко второй, соединив их.
- Перетягивать первую букву до того момента, пока человечек не добежит до второй буквы.
- Вторую букву требуется прочитать таким образом, чтобы линия не разорвалась.
Важно! Столь простой способ завораживает ребенка и заставляет его увлеченнее изучать книгу.
Букварь Жуковой
В качестве альтернативы можно рассмотреть книгу «Обучение детей 5-6 лет чтению» от автора Ю. В. Тумаланова. В ней также можно найти некоторые доступные способы соединения слогов в одно слово. Например:
- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы.
- Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней.
- Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.
Занятия с ребенком, а конкретно заучивание слогов, следует проводить в идентичном порядке, как при изучении букв. Необходимо соблюдать такую схему:
- Взрослый несколько раз повторяет слог вслух.
- Ребенку необходимо найти в книге требуемый звук и произнести его.
- Впоследствии малышу необходимо самостоятельно назвать слог и прочесть его.
В таком случае проявляется интерес к занятию, малышу интересно находить требуемый слог и озвучивать его.
В текущий момент созданы специальные компьютерные онлайн уроки, призванные обучить чтению. Они более подходят как уроки чтения для детей 6-7 лет, поскольку для этого необходимо уметь владеть компьютером хотя бы на начальном уровне.
Чтение по слогам
Методики для обучения дома
Существует огромное количество различных методик для обучения детей чтению. Наибольшее распространение получили ниже представленные.
Методика Зайцева
На сегодняшний день является одной из самых популярных и распространенных. Автором был создан способ по размещению часто произносимых букв в одной таблице, а в последствии поделил их на множество кубиков. В данном случае получилось так, что ребенок изучает буквы и слоги в игровой манере, на кубиках.
Способ имеет несколько негативных моментов, которые заключаются в том, что изучив буквы и чтение, дети начинают «проглатывать» окончание слова, впоследствии не могут также разобрать состав слова, поскольку знают его только полностью.
Обратите внимание! Несмотря на недочеты, методика активно применяется многими родителями.
Кубики Зайцева
Способ Глена Домана
Представляет собой простейшую методику обучения, которая состоит из нескольких этапов. В данном случае автор не ставит перед ребенком недостижимых целей и сложных задач, поэтому нет никакой сложности для малыша и его родителей. Основные этапы, из которых состоит методика:
- Чтение отдельных слов;
- Чтение словосочетаний;
- Изучение простых предложений;
- Переход на более сложные распространённые предложения;
- Книги.
Способ Марии Монтессори
Заключается в стимулировании самостоятельности и самобытности малыша. Это природные вещи, которые присутствуют в каждом человеке. Однако автором предлагается уделить им внимание с самого детства, то есть проявить все способности и таланты заранее.
Методика заключается в наличии нескольких этапов:
- Обводить и штриховать. Чтение начинается с письма, а письмо — с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев.
- Ощупывание букв. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.
- Составление слов. Когда дети узнают несколько гласных (3-4) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.
- Написание слов.
- Чтение.
Обучение в игровой форме
Практически все представленные методики проводятся в игровой форме. Методика Зайцева заключается в игре с кубиками, а у изобретенной Марией Монтессори весь процесс обучения подан именно в игровой форме.
Можно обучаться способом игрового лабиринта. В таком случае необходимо на кусочках картона написать буквы и выделить согласные и гласные разными цветами. После этого нужно сделать в каждой отверстие и протянуть через них нитку.
Обратите внимание! Всю конструкцию можно разложить по квартире. Ребенок будет двигаться вдоль нитки и называть каждую найденную букву. Это его увлечет и ускорит запоминание букв.
Среди существующих способов для обучения чтению необходимо выбрать наиболее подходящий по возрасту для ребенка. Также можно попробовать несколько и выбрать наиболее понравившийся.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Одним из самых известных детей-рекордсменов по чтению считается мальчик Миша, родившийся в глухом поселке Винницкой области. Удивительно, что учить читать малыша никто из взрослых в раннем возрасте не пытался. Однако уже в год и три месяца Миша самостоятельно освоил алфавит, а в полтора года читал газеты. В 2 года чудо-ребенок научил читать свою неграмотную 85-летнюю прабабушку, которая приехала из другой деревни, чтобы помочь с воспитанием малыша.
— Сейчас очень многие мамы помешаны на воспитании гениальных детей, — объясняет педагог Татьяна Мелехина. — Им не дают покоя лавры других ребят, которые в 3 года уже знают таблицу умножения и читают Чехова.
Однако все дети разные, и далеко не каждый ребенок способен учиться чтению до 6-7 лет, всему свое время. Все-таки основная деятельность для дошкольников — игровая, именно она помогает им гармонично развиваться.
Родители, которые пытаются насильно заставлять ребенка учить буквы в 3-4 года, только наносят ему вред, отвлекая от естественного процесса познания мира.
В реальности будущие способности человека совершенно не зависят от возраста, в котором он научился читать, скорее они связаны с развитием фантазии и воображения малыша. В связи с этим вместо того, что пихать своему чаду кубики с буквами уже в манеже, лучше рассказывать ему сказки, вовлекать в интересные игры и вообще как можно больше разговаривать, чтобы сформировать правильную речь.
Практика показывает, что дети, которые научились читать в первом классе, впоследствии работают с текстом ничуть не хуже, чем сверстники, освоившие книги значительно раньше.
Детские психологи вообще считают, что раннее обучение чтению, если оно происходит не по желанию ребенка, мешает правильному развитию мозга. Именно поэтому подсовывать малышу азбуку раньше времени не только бессмысленно, но и вредно. — Дело в том, что до 7 лет у большинства детей отделы мозга, которые отвечают за распознавания букв, еще полностью не успевают созреть, — говорит психолог Марина Тимошина. — В случае, если родители насильно обучают ребенка, работа этих отделов мозга тормозит развитие других отделов, которые отвечают за социальные связи и образное мышление.
В результате попытки сделать из ребенка гения, бегло читающего или отлично считающего в 3-4 года, в некоторых случаях могут привести к проблемам с общением и общему снижению интеллекта. Но тут, конечно не нужно путать одаренность ребенка и родительское стремления натаскать свое чадо на знания. Если ваш малыш сам тянется к книжкам и пытается учить буквы, не надо его останавливать, скорее всего стремление к раннему чтению его индивидуальная особенность.
Многодетная мама Алена Меркулова из Москвы на собственном опыте поняла, что возраст, в котором ребенок научится читать очень индивидуален, и никогда не стоит бежать впереди паровоза.
«Так получилось, что старшая дочка с самого начала у нас росла развитой не по годам и читать стала очень рано. При этом специально для этого мы ничего не делали. Единственное, я много читала ей в слух, когда она еще лежала в коляске.
У Маши уже в 1,5 года обнаружилась потрясающая зрительная память, она приносила мне кубики с буквами и просила их называть. К трем годам дочка уже читала по слогам, а к 4 могла осилить самостоятельно уже книжки для 7-8 летних школьников.
Когда стал подрастать второй сын, ситуация развивалась совершенно по другому сценарию. Даже в 4 года он ни в какую не хотел даже играть в кубики с буквами, не то что пытаться запомнить их. Но нам казалось, что он просто ленится, поэтому мы усердно пытались заставить ребенка учить алфавит. И в результате окончательно отбили у ребенка охоту к чтению.
В конце концов освоить книги ему смогла помочь только учительница в 1 классе, с нами он заниматься ни в какую не хотел. Поэтому когда родилась третья дочка, мы не стали мучить ее ранними методиками развития и дали спокойно поиграть до школы. В шесть лет она сама проявила интерес к чтению и месяца за три освоила букварь по стандартной школьной методике.
Самые популярные методики обучения чтению: за и против
Школьная (звуковая) методика. Это традиционный способ, с помощью которого учат детей читать в школе. Он основывается на принципе алфавита. Сначала ребенок изучает звуки и буквы, а затем складывает из них слова и предложения.
За: Родителям проще учить детей дома по этому методу, так как всем он хорошо знаком. Логопеды считают, что именно этот способ предпочтителен, так как он позволяет избавиться от дефектов речи, учит ребенка слушать и выделять звуки в словах и правильно произносить их.
Против: данный метод не подходит для раннего обучения чтению, он рекомендован для детей с 5-6 лет и требует длительных временных затрат. Первое время дети, обученные читать таким способом, не понимают прочитанное, так как все внимание тратят на то, чтобы произнести отдельные слова.
Методика Марии Монтессори. Система предполагает, что сначала малышей учат писать буквы с помощью специальных контурных рамок и вкладышей и лишь затем изучают их. Ребенок должен сначала назвать звук, а затем обвести пальцем контур буквы, вырезанной из специальной шероховатой бумаги.
За: Метод способствует развитию мелкой моторики у ребенка, в нем нет скучных упражнений и заданий. Кроме того, упражнения и игры развивают у ребенка логику и обучают его сразу же читать не вслух, а про себя.
Против: Данный способ практически не подходит для домашнего обучения, так как для него нужно большое количество дорогих материалов, карточек, книжек и пособий. Как правило, данная методика применяется в специальных детских садах, обучающихся по данной программе.
Методика Зайцева (кубики). Способ основывается на обучение чтению с помощью складов, то есть пары согласной и гласной, или из согласной и твердого и мягкого знака, или одной буквы. Обучение интересно даже малышам, так как напоминает веселую игру в кубики.
За: Метод подходит для раннего обучения чтению, можно обучать даже малышей годовалого возраста. Занятия кубиками не будут отнимать у родителей много времени, их можно выполнять между делом. Доказано, что кубики Зайцева воздействуют на разные органы чувств, в том числе развивают мелкую моторику, музыкальный слух, чувство ритма и звуковое восприятие.
Против: В школе дети, обученные читать по данной системе, делают ошибки в звуковом разборе слова и не могут разобраться в его составе, а также «проглатывают» окончания. Кубики Зайцева стоят достаточно дорого, а изготовить их самостоятельно не каждому под силу.
Методика Домана (карточки). Дети, которых учат читать по этой методике, не запоминают названий букв и звуков, они сразу учатся узнавать целые слова. Малышу регулярно показывается определенный набор карточек, в результате он быстро учится прочитывать слово целиком даже в раннем возрасте.
За: Метод помогает в игровой форме обучать ребенка чтению с раннего возраста. Дети, которые освоили эту методику, как правило обладают отличной памятью и могут запоминать очень большое количество информации.
Против: Такой способ занимает много времени у родителей, так необходимо регулярно распечатывать внушительный объем карточек. Впоследствии у ребенка могут возникнуть сложности со школьной программой, в том числе с правописанием и разбором слова.
Из личного опыта
Екатерина, журналист: «Мой сын научился читать в три года. Никакой особой специальной методики мы не использовали — читали ему книжки вслух, рассматривали картинки. Купили напольный пластиковый коврик — он состоит из «плиточек», в которые вставлены буквы, их можно вынимать и строить разные фигуры. Так мы научились буквам. Когда я читала сыну книги, просила сказать, какая тут буква, какая — там.
Еще играли в такую игру: я рассказывала маленькую историю, а ключевые слова заменяла написанными словами, которые просила прочитать. Например: «Девочка вошла в комнату, и увидела, что на столе сидит огромный глазастый…» — на бумажке писала «КОТ».
Однажды я купила книжку с героями любимых мультиков сына — много картинок и простые предложения. Тут и случился прорыв: ребенку очень хотелось узнать, что написано, и он сам прочитал все от корки до корки.
Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» — это буква «Эм», «Б» — это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.
Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:
— Выбираем лучшую методику обучения
— Учим гласные и согласные
— Повторяем и еще раз повторяем
— Начинаем читать по слогам
— Читаем несложные слоги
— Переходим к сложным слогам
— Начинаем читать слова
— Следим за произношением
— Не забываем про возраст
— Учимся играя
Итак, вот основные правила:
1) Первое
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.
3) Третье
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7) Седьмое
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
8) Восьмое
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
9) Девятое
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.
Полина Васильева
Родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать в 1 классе, ведь для многих мам это показатель успешности. Давайте разбираться, что для нас, взрослых, «читать быстро» и нужна ли эта гонка за медалями самому ребенку. Как научить ребенка читать: 1 класс сложный период, чем мы можем помочь новоиспеченному школьнику.
womanvote.ru
Быстрое чтение: дань моде или необходимость?
Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.
НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.
Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.
В статье «Ребенок читает медленно: что делать?», мы подробно останавливались на возможных причинах медленного чтения и усредненных нормах для каждого конкретного класса начальной школы. Основная причина медленного чтения — неправильный СПОСОБ чтения. Устранив кое-какие технические ошибки, увеличив объем памяти и концентрацию внимания, мы получим ощутимые результаты. Ребенок в 1 классе начнет читать быстрее, ПРИВЫКНЕТ делать это правильно и в дальнейшем будет совершенствовать скорость и осознанность чтения. Улучшить технику чтения никогда не поздно! Даже ученики старшей школы и взрослые могут ходить на курсы быстрого чтения или заниматься этим дома.
У каждого ребенка индивидуальные особенности развития.
Это не значит, что процесс обучения чтению нужно пустить на самотек и не заниматься чтением с ребенком до школы. Это значить – слышать и видеть СВОЕГО ребенка, не сравнивать его успехи в чтении с Машей, которая в пять лет читает по слогам или с Ваней, которому шесть, и он читает бегло. Ваш ребенок – это не Маша и не Ваня, ему нужно равняться на самого себя и стараться научиться читать не просто быстро, а осознанно и правильно. К этим понятиям мы еще вернемся.
Не стоит ждать, когда у ребенка возникнут проблемы с техникой чтения, нужно начинать ее улучшать, как только ребенок начал учиться читать.
Второй важный момент, который должны понимать родители первоклассника. Научиться читать ребенку не так просто, как кажется нам, взрослым. Это у нас этот процесс доведен до автоматизма, это мы четко видим и знаем разницу между буквой и звуком, понимаем, как «жи» «ши» на письме звучат в реальности и т.п.
Важна мотивация. Если ребенку неинтересно, читать он не захочет.
Поэтому любое обучение детей 6 лет должно основываться на интересе, вовлеченности самого ребенка, игре. Никакого принуждения, иначе охота ходить в школу пропадет в одночасье. К детям более младшего возраста тем более нужно проявлять лояльность в плане раннего обучения их чтению: им достаточно игр на узнавание букв, умение слышать и выделять отдельные звуки. Не торопитесь учить читать ребенка 3-4 лет: физически и психологически, он к этому еще не готов. Подробно вопросы готовности мы рассматривали в статье «Как научить ребенка читать? Определяем готовность детей».
На что обратить внимание: учимся читать быстро
prochado.ru
1. Развитие антиципации (предугадывания).
Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.
2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
На самом деле, работа непосредственно с текстом — лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение — не самоцель. Цель — ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.
3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.
Отсутствие интереса — результат неправильного обучения. Учиться читать «из-под полки» — не выход.
4. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики.
Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.
Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения
pedsovet.su
Всевозможные игры со словами и регулярные упражнения и тренировки помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.
«Буква-шутница»
Приготовьте карточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.
Предложите ребенку прочитать текст. Постепенно, можно усложнять задание: больше букв-шутниц вводить в с виду «нормальный» текст.
«Вычеркивание»
Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате. Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О. Засекаем время — и ребенок выполняет. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю — зеленым, О — закрашивай фиолетовым, Ы — обводи кружочком и т.п. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ.
Записывать задание не нужно — тренируем память, ребенок должен держать задачу в голове.
«Тарабарский язык»
Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова — в одну стопку.
Смысл в том, что слова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.
Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «МУРБУРКА», «МУРБУРГА», «МУРЬБУРГА», «МУБРУРКА», «МУБРУКРА» и т.п.
Чтение «по вершкам и корешкам»
Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает «по вершкам». Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое «по корешкам» — закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.
«Вреднючка»
Вреднючка читает слова не слева направо, а справа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.
Читать наоборот труднее, но детям весело, они с удовольствием тренируются и играют со словами-перевертышами.
Одновременное чтение
Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.
Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.
Зрительный диктант
Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.
Скороговорки
Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.
«Бросок — засечка»
На слове «бросок» ребенок начинает читать. Услышав «засечка», он откидывается на спинку стула и закрывает глаза — отдыхает. Через 5 секунд снова «бросок!» — ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.
«Знакомый-незнакомый»
Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.
Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко «Нарушение чтения: дислексия. Как помочь ребенку?».
Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?