Содержание
- Кто отрицательный герой в сказке мороз Иванович ? , а кто герой помощник
- Читательский дневник по сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
- Характеристика главных героев:
- Краткое содержание сказки «Мороз Иванович» для читательского дневника:
- План произведения для пересказа:
- Рисунок — иллюстрация сказки «Мороз Иванович»
- Синквейн:
- Главная мысль сказки «Мороз Иванович»:
- Чему учит произведение:
- Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:
- Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:
- Пословицы к сказке «Мороз Иванович»:
- Еще читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:
- Урок литературного чтения «Сказка Одоевского Мороз Иванович»
Кто отрицательный герой в сказке мороз Иванович ? , а кто герой помощник
ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
>Одоевский Владимир сказка «Мороз Иванович»
Читательский дневник по сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
Владимир Фёдорович Одоевский
Название произведения: «Мороз Иванович»
Число страниц: 3
Жанр: сказка
Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.
Характеристика главных героев:
Мороз Иванович — строгий, величественный, но добрый.
Справедливый и мудрый.
Рукодельница — простая и работящая.
Добрая, отзывчивая и любознательная.
Помогала старику и получила награду.
Ленивица — злая, грубая и ленивая.
Получила урок за свои капризы.
Краткое содержание сказки «Мороз Иванович» для читательского дневника:
Жили две совершенно разные сестры: одна ленивая – Ленивица, а вторая работящая – Рукодельница.
Однажды Рукодельница упала в колодец, познакомилась там с Морозом Ивановичем, выполнила все его просьбы и с дарами вернулась домой.
Завистливая Ленивица захотела так же, и тоже отправилась во владения к Морозу Ивановичу.
Но вот делать ничего она не хотела, поэтому вернулась домой с ледяной сосулькой.
План произведения для пересказа:
1. Сестры
2. Потеря ведерка
3. Знакомство с Морозом Ивановичем
4. Щедрые дары
5. Зависть
6. Безделье Ленивицы
7. Ледяная сосулька
Рисунок — иллюстрация сказки «Мороз Иванович»
Синквейн:
Рукодельница.
Работящая, вежливая.
Прибирает, готовит, помогает.
Заслужила ценные дары.
Трудолюбие.
Ленивица.
Ленивая, невоспитанная.
Бездельничает, не уважает, не благодарит.
Вернулась домой с сосулькой.
Справедливость.
Главная мысль сказки «Мороз Иванович»:
Как трудишься, такую награду и получаешь.
Чему учит произведение:
Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.
Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:
Сказка запомнилась мне надолго, ведь она очень добрая, увлекательная и поучительная.
Мне очень понравилась главная героиня — Рукодельница.
Несмотря на то, что ей было тяжело, она трудилась и помогала Морозу и он ей ответил добром.
В произведении наглядно показано, что справедливость всегда торжествует, и каждый получает по заслугам.
Кто много трудится, тот и много плодов пожинает.
А кто ленится, тот остается ни с чем.
Рукодельница получила щедрые дары, а Ленивица – просто ледяную сосульку.
Я каждому советую эту сказку к прочтению.
Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:
— А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?
— А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;
а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя,
когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает,
голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.
Пословицы к сказке «Мороз Иванович»:
Какова работа, такова и награда.
Труд всегда даёт, а лень только берёт.
Кто ленится, тот не ценится.
Еще читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:
Сказка «Серебряный рубль»
Сказка «Городок в табакерке»
Библиотека читательских дневников автора пополняется
Сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского
Жанр: литературная волшебная сказка
Об авторе:
Владимир Одоевский
Известный русский писатель 19 века, музыкальный критик. Наиболее известные его произведения — сказки .»Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Бедный Гнедко».
В своих произведениях Одоевский не просто создавал сказочный мир, но знакомил детей с интересными научными фактами.
Главные герои сказки «Мороз Иванович» и их характеристики
1. Рукодельница, умная девочка, которая отличалась большим трудолюбием. Он всегда вставала самой первой, сама одевалась и выполняла всю работу по дому.
2. Ленивица, сестра Рукодельницы, девочка, которая ничего не любила делать и предпочитала проводить время считая мух.
3. Мороз Иванович, повелитель морозов и снегов, живший в колодце, справедливый и добрый к трудолюбивым, суровый к ленивым.
Другие персонажи сказки:
Нянюшка Прасковья, строгая и иногда сердитая.
Петух, который любил Рукодельницу
Пирожок и Яблоня в колодце.
План пересказа сказки «Мороз Иванович»
- Две девочки
- Упавшее ведерко
- Яблоня и печька
- Перина Мороза
- Рукодельница у Мороза Ивановича
- Награда Рукодельнице
- Ленивца спускается в колодец
- Проказы Ленивицы
- Лед и сосулька
Кратчайшее содержание сказки «Мороз Иванович» в 5 предложений для читательского дневника
- Рукодельница роняет ведро и отправляется в колодец
- Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
- Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с богатыми дарами
- Нянька отправляет в колодец Ленивицу
- Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот награждает ее сосульками и льдом.
Главная мысль сказки «Мороз Иванович»
Как будешь трудится, так тебя и привечать станут, такой тебе и награда выйдет.
Чему учит сказка «Мороз Иванович»
В жизни нельзя быть ленивым, потому что ленивых никто не любит и не уважает. И только своим собственным трудом человек может добиться чего-то в жизни. Счастье нужно заработать.
Отзыв на сказку «Мороз Иванович»:
Сказка Одоевского «Мороз Иванович» мне очень понравилась, Ведь у этой сказки не только увлекательный сюжет, но также в ней нет злых героев, даже Ленивице мы сочувствуем, хотя и понимаем, что Мороз Иванович с ней поступил по совести. Зато из этой сказки мы узнаем, как растет трава под снегом и зачем Мороз стучит в окна.
Пословицы к сказке «Мороз Иванович»
Без труда чести не получишь.
Лень до добра не доведет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мороз Иванович»
Жили две девочки, одна была трудолюбивой и звали ее Рукодельница, вторая ленивая и звали ее Ленивица.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко. Рукодельница спустилась в колодец и увидела в печки пирожок. Она взяла пирожок и пошла дальше. Тут ей встретилась яблоня. Рукодельница взяла и яблок.
Идет Рукодельница дальше и приходит к дому Мороза Ивановича. Угостила девочка старика пирожком и яблоками, а тот обязал девочку три дня служить, чтобы ведерко назад получить.
Стала Рукодельница работать у Мороза Ивановича. Перину ему снеговую перетрясла, на травку зеленую полюбовалась. Обед сварила, белье починила.
Остался доволен Мороз Иванович и, отпуская, подарил Рукодельнице горсть серебряных пятачков и бриллиантик.
Увидела это нянька и Ленивицу посылает к Морозу Ивановичу — на приданное заработать. Полезла Ленивица в колодец, пирожок не взяла, яблочек не насыпала.
Опять оставил ее Мороз Иванович на три дня работать. А Ленивица ничего не делает, белье не зашивает, перину не трясет, обед сварила все в кастрюлю накидав. Осерчал Мороз Иванович и вместо награды, вместо серебра, льда ей насыпал, да сосульку подарил.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Мороз Иванович»
Урок литературного чтения «Сказка Одоевского Мороз Иванович»
Тема: Характеры героев сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
Цели:
— развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношениек героям сказки;
учить детей сравнивать, обобщать, давать характеристики героям;
учить понимать глубину произведения.
— учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые
слова, развивать критическое мышление;
— развивать умения взаимодействия в группе.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие части текста.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться тексте.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию).
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, персональные ноутбуки, портреты героев и персонажей сказки, пластилин.
Ход урока.
I.Организационный момент. «Психологическая установка на работу».
-Готовы вы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
II. Актуализация знаний.
1.
– По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?(Деда Мороза)
– Ой, сколько снега набилось в эту рукавичку! Выберите снежинку, которая вам больше всего понравилась.
(Снежинки высыпаются из рукавички.Дети выбирают снежинку для деления на группы).
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?( «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос»)
У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?(В.Ф. Одоевский)
III.Определение темы и целей урока.
Тема нашего урока : Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
— О чем бы вы хотели поразмышлять на уроке? О чем задуматься?
-От чего зависят поступки человека? (воспитание, характер)
— Сегодня на уроке мы будем учиться определять через слова, поступки интонации характеры главных героев сказки .
-На доске записано утверждение из сказки:
Какова твоя работа, такова тебе и награда.
Как вы думаете, почему так говорят?
Я выслушала ваши мнения, с кем то я согласна, чей то ответ меня удивил.
Мы поработаем над ним и в конце урока каждый поймет, правильно ли он понимает эти слова.
IVРабота по теме урока.
-
–Кто главные герои сказки? (из данных портретов выбрать главных героев сказки, остальные — персонажи)
Прежде на Руси не было имен и фамилий. Людям давали прозвища: по делам их, по поступкам, по внешнему виду, по характеру, по ремеслу.
-Почему автор назвал девочек Рукодельница и Ленивица?
V.Работа в группах.
1.Характеристика главных героев.
Сегодня на уроке мы попробуем собрать доказательства и выяснить, правильно ли автор дал девочкам такие имена?
Правила работы в группах. (пословица о совместном труде)
1 группа: Составляет кластер- Характеристика Рукодельницы.
1 группа составляет характеристику героя, имя которого состоит из 5 слогов. (Рукодельница)
-Найдите слова из текста, описывающие Рукодельницу.
2 группа: Составляет кластер- Характеристика Ленивицы.
2 группа составляет характеристику героя, имя которого состоит из 4 слогов.(Ленивица)
-Найдите слова из текста, описывающие Ленивицу.
Рукодельница
(портрет)
Ленивица
(портрет)
1.Как проходило утро?
Рано вставала, печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. Встанет попрыгает да и сядет к окошку мух считать.
2.У Мороза Ивановича.
*Всё в доме прибрала, кушанье изготовила, платье старика починила и белье выштопала.
* Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило.
3.Характеристика.
Добрая
Отзывчивая
Почтительная
Трудолюбивая
Заботливая
Ленивая
Плаксивая
Равнодушная
Грубая
Неуважительная
3 группа:
Составляет кластер- Взгляд девочек на Мороза Ивановича.
— Каким вы увидели Мороза Ивановича в сказке?
-Посмотрим наМороза Ивановича глазами Рукодельницы и Ленивицы.
Рукодельница
Ленивица
Внешний вид
Добродушный
Приветливый
Светло- голубая шуба, отороченная белым мехом.
Справедливый
Злющий
Взгляд исподлобья
Подозрительный
Борода всклоченная, шуба серая без меха
Шапка надвинута на лоб.
4 группа: Собрать пословицы.
-
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
-
Какова работа, такова и награда.
-
Любишь кататься, люби и саночки возить
-
Мало хотеть, надо уметь.
-
Сделав худо, не жди добра.
2. Подведение итогов работы 1 и 2 групп.
Сравнительная характеристика Рукодельницы и Ленивицы.
(Обыграть характеристику каждой девочки при проверке: один из группы читает, другой показывает.)
— Прав ли был Одоевский, когда дал девочкам такие имена?
3.Проверка работы 3 группы.
-Посмотрим наМороза Ивановича глазами Рукодельницы и Ленивицы.
— Почему вы выбрали разные слова?
( Одного и того же человека можно видеть по разному, в зависимости от того, кто смотрит.)(Внутренний мир и душа девочек разные)
Проверка работы 4 группы. (слайд)
— В какой пословице выражена главная мысль сказки?
4.Творческая работа.
— С каким героем из сказки вы хотели бы подружиться? Почему?
Подумайте, какого из героев вы будите рисовать. С кем из одноклассников вы хотели бы поработать? (выбор иллюстрации героя для работы в парах)
(Выбрать по 1 иллюстрации каждого героя. Приклеить на доске .)
— Почему не выбрали Ленивицу? (обыграть)
Яблоня и Печка учили трудиться.
VII.Итог урока. Рефлексия.
— Какие подарки получили Рукодельница и Ленивица от Мороза Ивановича?
Вернемся к утверждению, которое мы обсуждали в начале урока.
Изменилось ли ваше понимание этого высказывания?
-Какие выводы для себя вы сделали?
На уроке каждый из вас работал.
Какова ваша награда за работу на уроке?
— К какому герою из сказки по работе на уроке и качествам характера вы себя относите?
Закрепите свою снежинку рядом с этим героем.
— Возле какого героя сказки оказалось больше всего снежинок?
— Какие качества присущи Рукодельнице?
Значит можно сделать вывод, что в классе большинство детей трудолюбивы, добры, отзывчивы. А эти качества в людях ценятся больше всего.