- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Смирнова И.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Статья посвящена изучению опыта российских и зарубежных исследователей в области освоения навыков и умений критического мышления. На сегодняшний день проблема формирования критического мышления является одной из первостепенных задач современной педагогической науки. В статье учитывается потребность современного общества в индивидах, способных ориентироваться в современном информационном пространстве, умеющих анализировать и структурировать поступающую извне информацию. Нами рассматриваются различные подходы к определению понятия «критическое мышление», представленные в работах крупнейших ученых. Большое внимание уделяется исследованию феномена критического мышления, изучаются принципы, лежащие в основе технологии формирования навыков и умений критического мышления. В результате проведенного анализа выявлены сходства и различия определений различных авторов. В заключение в работе делается акцент на исследовательский аспект, лежащий в основе критического мышления. 133 KB рефлексия мыслительные стратегии интерпретация и оценка информации критическое мышление высшее профессиональное образование 1. Белогрудова В.П., Кузьминых О.Ю. К критическому мышлению через критическое письмо // Проблемы романо-германской филологии, философии и методики преподавания иностранных языков: Сб. научных трудов. — Пермь: ПГПУ. — 2004. — С. 98–105 2. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. — С. 29–34 3. Загашев И. О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. – URL: http://lib.1september.ru/2003/16/1 (дата обращения 12.10.2014). 4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). –– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с. 5. Клустер Д. Что такое критическое мышление. — М.: ЦГЛ, 2005. 6. Мерзлякова Т.Ю. Критическое мышление. Что это? – Режим доступа: URL:http://festival.1september.ru/articles/415219. 7. Ноэль-Цигульская Т. О критическом мышлении. – Режим доступа: URL:http://noelrt.com/?p=266 8. Халперн Д. Психология критического мышления, СПб, 2000 – 512 с. 9. Robert H. Ennis Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability. Informal Logic Vol. 18, Nos. 2&3(1996): 165-182, стр. 166. 10. Wade C., Tavris C. Psychology. Harper and Row, 1990 – 692 p.
Современный мир представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой каждый из нас занимает определенное место. Чтобы быть успешным и востребованным представителем в своей профессиональной и личной жизни, нам необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться. Не обладая навыками и умениями критического мышления, сделать это невозможно. Человек с хорошо развитым критическим мышлением поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам; думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская по необходимости их предположения, причастность и практическое соответствие; эффективно общается с другими при выработке решения .
Формирование навыков и умений критического мышления происходит постоянно, но особую роль этому процессу необходимо уделить тогда, когда человек находится на этапе становления личности, формирования жизненной позиции, получения знаний. Большую роль в процессе освоения навыков и умений критического мышления в настоящее время играют все образовательные организации, и, конечно, не последнее место в этой череде занимает вуз. Именно на этапе вузовского обучения, когда учащиеся переходят на новую ступень своего развития, способность критически мыслить активно формируется. По утверждению Д. Халперн, «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию» . Нельзя не согласиться с приведенным выше высказыванием, поскольку современная система вузовского образования и весь учебный процесс претерпели значительные изменения. И если раньше лидирующую роль на занятиях занимал преподаватель, являясь источником основной информации, координатором действий учащихся, то сейчас, в связи с переходом на систему бакалавриата, студентам предоставляется большая свобода действий в выборе учебных пособий, поиска информации и способов ее обработки. И именно в этой ситуации необходимо владение умениями критического мышления, что подразумевает «вдумчивое отношение к происходящему» .
Студент, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой учащийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Поскольку проблема развития критического мышления является достаточно актуальной в современной психолого-педагогической науке, целый ряд как зарубежных, так и российских исследователей предлагают свои определения критического мышления.
Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский и др.
Д. Дьюи описывал критическое мышление как «сложную, связанную с поступками человека, основанную на содержании сеть деятельности, вовлекающей всего человека».
Другой американский исследователь, педагог Роберт Х. Эннис рассматривает критическое мышление как «разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или как поступить» .
Значительный вклад в развитие теории критического мышления внесла Д. Халперн, известный американский психолог, опубликовав свою работу «Психология критического мышления». В ней Д. Халперн дает такую трактовку критического мышления — это «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто, что отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью. По мнению Д. Халперн, это такое мышление, к которому «прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений» . При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.
Еще одно определение критического мышления можно обнаружить у группы авторов, занимающихся исследованием этой проблемы. Так, Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил в своей работе «Как учатся дети: свод основ» пишут, что «думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов». Они предполагают, что критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуется фактами, а вскрывает причины и следствия этих фактов. Авторы сравнивают критическое мышление с «вежливым скептицизмом», которое подвергает сомнению факты в общепринятых истинах. С этих позиций критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Также критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. И, наконец, авторы приходят к выводу, что критическое мышление «не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».
Т. Ноэль-Цигульская предлагает другой взгляд на определение критического мышления. Она идет от противного и определяет, чем критическое мышление не является. «Оно не означает «критиканское», «выискивающее недостатки» или «негативное»». По утверждению этого исследователя, надо не только разоблачать ошибки и сомневаться, а также создавать новые идеи, быть продуктивным, искать объяснение непонятного. Важно уметь задумываться над подтекстом, уметь ставить перед собой проблемы и вопросы, и в конечном итоге иметь открытый свободный разум .
Очень подробно понятие критического мышления описывает Д. Клустер, рассматривая, в свою очередь, пять характерных признаков критического мышления .
В первую очередь, автор указывает на самостоятельность критического мышления. Под этой характеристикой подразумевается индивидуальный характер критического мышления, при этом указывают, что «критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные».
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Продуцирование новых идей в результате их критического осмысления происходит на основе каких-то фактов, текстов, теорий, данных, утверждает Д. Клустер.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.
Психологи К. Уейд и К. Таврис добавляют в своей трактовке такой аспект, как творческое критическое мышление. Они считают, что критическое творческое мышление — это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств . Таким образом, они наделяют критически мыслящего человека способностью видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований. Кратко и формально говоря, критическое мышление — это мышление, приводящее к объективной истине. Ведь необходимость критического мышления возникает тогда, когда появляется потребность проверять достоверность суждений, высказываемых различными личностями — или нами самыми, или другими. Следовательно, речь идет о возможности быть кем-то введенным в заблуждение, осознанно или неосознанно.
На пути исследования критического мышления большой вклад внесли в определение этого сложного понятия и российские исследователи.
Так, например, российский исследователь М.В. Кларин утверждает, что критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки) .
И.О. Загашев в своем определении рассматривает критическое мышление как систему мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. По мнению автора, критическое мышление понимается как «разумное направленное, рефлексивное мышление в процессе приобретения собственных знаний, которое включает поиск путей рационального решения проблем, анализ и синтез, оценку чужой и собственной информации, выявление полезных аспектов» .
В сборнике статей под ред. В.Н. Брюшинкина и В.И. Маркова «Критическое мышление, логика, аргументация» предлагается следующее определение: «Критическое мышление — последовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» . При этом авторы противопоставляют критическое мышление догматическому мышлению, которое, по их утверждению, принимает некоторые факты, теоретические положения, нормы или ценности как раз и навсегда установленные и не подлежащие пересмотру. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что авторами предлагается на рассмотрение такой аспект, как критическая традиция, под которым они понимают «преемственность по отношению к установленным взглядам» . При этом они указывают, что такая традиция необходима как основа для критики.
Подытоживая вышесказанное, мы пришли к выводу, что современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя.
Рецензенты:
Безукладников К.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь;
Содержание
Библиографическая ссылка
Смирнова И.В. ПОНЯТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 03.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
Прилагательные «критический» и «критичный» относятся к паронимическим парам (схожие по звучанию слова, но разные по значению).
Правильно
Критический — прилагательное используется в значениях: относящийся к критике, содержащий критику (отрицательную оценку), находящийся в состоянии кризиса, опасный, обладающий способностью к критике.
Критичный — это прилагательное используется в значениях: наиболее важный, решающий, определяющий, содержащий в себе критику, исполненный критики, обладающий возможностью к критике.
В русском языке с этими словами сформировались устоявшиеся выражения, в которых употребляется одно из этих прилагательных.
Критический
Прилагательное «критический» чаще всего употребляется в следующих словосочетаниях:
Критическая статья — статья, в которой критикуется что-либо.
Критический разбор — конструктивная критика произведения искусства.
Критические замечания — указания на ошибки или недоработки чего-либо.
Критическая ситуация — ситуация, в которой невозможно реализовать какой-либо замысел или достичь изначальной цели.
Критическое положение (состояние) — опасное положение, связанное с возможностью нарушения нормального состояния чего-нибудь.
Критический уровень воды — при наводнении уровень воды, который является опасным для чего-либо.
Также прилагательное используется в значениях:
Критический ум — способный относиться с критикой к чему-нибудь, видеть недостатки.
Критически мыслить — быть настроенным на поиск ошибок или недоработок.
Критически настроен — воспринимать все скептически.
Критичный
Прилагательное «критичный» чаще всего употребляется в следующих словосочетаниях:
Критичный период — наиболее опасный период чего-либо.
Критичный тон — тон разговора исполненный критики (возможно надменности).
Критичный подход — подход к чему-либо с позиции недоверия.
Критичный человек — человек, который склонен критиковать, не доверять.
Критичный склад ума — склад ума, при котором человек склонен искать подвох, ошибки, прочее.
Чтобы лучше понять разницу между значениями слов, нужно употребить их в предложении, контекст которого даст понимание тонкого отличия значений.
Критическая статья была написана в критичном тоне. — статья, содержащая критику, была написана в тоне, исполненном критики.
Благодаря критичному складу ума он мог мыслить критически. — благодаря особому складу ума он умел искать недостатки (ошибки) в чем-либо.
На предприятии сложилась критическая ситуация. — на предприятии сложилась опасная ситуация.
Сейчас на предприятии самый критичный период в развитии. — на предприятии сейчас период, он которого в дальнейшем зависит что-либо.
Критично
Критично — наречие к прилагательному критичный, означает «очень», «крайне важно» или «подвергая критике».
Знание теорем критично при первоначальном обучении.
Четкое понимание разницы между состояниями агрегата очень критично.
Он относился к этой книге весьма критично.
Мы критично относимся ко всем нововведениям на производстве.
Неправильно
Кретический, кретичный, кретично
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.
Что такое критическое мышление?
От Канзаса до Казахстана, от Мичигана до Македонии школьные учителя и
университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность
мыслить критически. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то
заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с
требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.
Но все-таки, что такое критическое мышление? Это вопрос мне задавали и
учителя, которые только начинают экспериментировать с новыми
педагогическим подходами, и коллеги с немалым практическим опытом именно
в области критического мышления. Дать определение этого термина весьма
непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности,
ценностей – он в себя включает. Так о чем мы, собственно, говорим, когда
произносим «критическое мышление”?
В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не
все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем, явление это должно
быть одинаково понятно всем: от учительницы начальных классов до
преподавателя университета, представителям самых различных этносов и
культур, поэтому его определение должно быть достаточно гибким. И хотя
читатели этого журнала трудятся на самых различных участках обширного
педагогического поприща, я все же надеюсь, что мы сумеем приблизиться к
такому определению критического мышления, на которое можно будет
опираться в дальнейшем разговоре.
Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые
виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать
нельзя. Думаю, придется согласиться с тем, что простое запоминание не есть
критическое мышление. Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без
которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно
кардинальным образом отличается. У компьютера память гораздо лучше, чем
почти у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать
еще не является мышлением. Правда, многие школьные учителя по старинке
ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и
экзаменах исключительно объем памяти учащихся, но мы, сторонники
критического мышления, все же ориентируемся на более сложные виды
умственной деятельности.
Другой вид «некритического” мышления, без которого тоже не может
быть учебного процесса, связан с пониманием сложных идей. На уроках
биологии и математики, истории и литературы ученикам приходится иногда как
следует поработать головой, чтобы понять, что говорит учитель или что
написано в учебнике. Понимание – сложная мыслительная операция, особенно
если материал не из легких. К примеру, студент пытается понять сонет
Шекспира или ломает голову над теоремой о точках экстремума. В голове его,
безусловно происходит сложный интеллектуальный процесс, но критическим
мыслителем он пока не является.
Некоторые учителя со мной не согласятся, считая, что истинное
понимание всегда подразумевает критическое мышление, поскольку ученик
переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень.
Тем не менее, когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше
собственное мышление на первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то,
что создал до нас кто-то другой. А критическое мышление происходит, когда
новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и
применяются. Запоминание же фактов и понимание идей являются
необходимыми предварительными условиями для критического мышления,
однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не
составляют.
Третий вид мышления, к которому не подходит определение
«критическое”, – это творческое или интуитивное мышление. Мозг спортсмена,
художника, музыканта тоже проделывает сложнейшую работу, однако сами они
– если, конечно, речь не идет о новичках – этого даже не замечают. Как
правило, такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными.
Представим себе профессионального спортсмена, например, звезду чешского
хоккея Яромира Ягра (выступающего всегда под номером 68, в память о
Пражских событиях 1968 года). И предположим, что, прежде чем ударить по
воротам, он размышляет примерно так: «Правильно ли выбран момент? Нет ли
тут какого-нибудь альтернативного решения? Как поступили бы на моем месте
другие великие игроки? Пробил бы сейчас Уэйн Грецки или дождался более
удобного момента? Или вовсе передал шайбу другому игроку?” Совершенно
очевидно, что при таком «сознательном” подходе Ягр вообще не забил бы ни
одного гола. И если его решение носить футболку с номером 68 является,
несомненно, примером критического мышления, то его же игровое решение
таковым быть никак не может. Точно так же художники и музыканты, опираясь
в своей работе на сложные мыслительные операции, не осознают их полностью.
Их интуитивное мышление, при всей его ценности, также не может быть
названо критическим.
Как же, в таком случае, определить критическое мышление?
Предлагаемое мною определение состоит из пяти пунктов.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый
формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто
не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих
себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда
оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно
свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже
самые сложные вопросы.
Проиллюстрирую это положение примером. Несколько лет назад я читал курс
американской литературы в одном из университетов Словакии. Мои студенты, как выяснилось, держали в голове массу сведений обо многих американских писателях, в частности, об Уолте
Уитмене. Они знали, когда он родился и когда умер. Они знали названия всех
его важнейших произведений. Они могли определить его место в истории
литературы: кто повлиял на него, и на кого, в свою очередь, повлиял он сам. Им
известны были все лейтмотивы его поэтического творчества. Начало его
знаменитой «Песни о себе” они знали наизусть. Одна беда: они никогда не
читали его стихов. Все эти знания были почерпнуты из лекций предыдущего
преподавателя: он-то, прочитав Уитмена, и объяснил студентам, что и как
думать. Когда же я вместо учебников положил перед моими студентами стихи
Уолта Уитмена, им пришлось обретать новые навыки: самостоятельно читать
поэтический текст и формировать о нем собственное мнение.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы
вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает
нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то
точку зрения. Когда мои студенты в Словакии прочитали-таки Уитмена,
поразмышляли о его творчестве и вернулись после этого к обсуждению, их
мнение иногда совпадало с мнением известных им критиков и даже с мнением
их бывшего преподавателя. Но главное – каждый при этом сам решал, что ему
думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно,
важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным
пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой
человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с
пустой головой”. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору
«сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. В Словакии у меня
была одна проблема со студентами, в Америке – прямо противоположная: мои
американские студенты зачастую плохо помнят то, что уже было ими изучено,
поэтому каждый новый автор, каждое стихотворение поражает их своей
абсолютной новизной. Приходится мне вместе с ними протаптывать тропинки
от старого – к новому, восстанавливать каркасы знаний, снова и снова
углубляться в фактический материал, иначе пользы от их критических умений
будет немного. Я вовсе не собираюсь приравнивать критическое мышление к
традиционному изучению фактов – ясно, что фактические знания отнюдь его не
исчерпывают. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только
обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать
самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения.
Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы
преподавателя.
Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но
даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и
знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще
совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать
критически и вполне самостоятельно (все, у кого есть дети, прекрасно это
знают). В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и
ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно
благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает
индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и
уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны
по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое.
Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть
внутрь. «Во всем животном мире, – отмечает химик и философ Микаел
Поланый, – начиная от таких простейших форм, как черви и, возможно, даже
амебы, мы наблюдаем вечное настороженное копошение, чисто
исследовательскую активность, не связанную с прямым удовлетворением
потребностей: стремление всякого живого существа к интеллектуальному
контролю над своим окружением” (цит. по: Мейерс, с.41). Любопытство, таким
образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше
привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и
студентов – увы, зачастую таково воздействие школьного образования на
детские умы.
Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе
характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на
вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
«Следовательно, – заключает Джон Бин, – сложность обучения критическому
мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть
бесконечное многообразие окружающих нас проблем” (с.2).
Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо
заменить традиционное «накопительное” образование – при котором головы
учеников служат своеобразными «счетами”, на которые учителя кладут знания,
– на образование «проблемно-постановочное”, когда ученики занимаются
реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение, считает он, пойдет гораздо
успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе
экономические, общественные и политические – на основе собственного
жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности,
которые предоставляет ему школа. Особенно много внимания Фрейре уделяет
вопросам подавления личности. Он уверен, что правильно организованное
образование способно освободить учеников от этого подавления, поэтому его
образовательная концепция называется «освободительной педагогикой”.
Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое
мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной
проблемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации
или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том,
какого рода проблемы это явление порождает” (с.182). По мнению Дьюи,
фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность
учеников и побуждает их к критическому мышлению. «Только сражаясь с
конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации,
действительно думает” (с.188).
Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен
определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда
ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы
самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной
«школярской” работы превращается в целенаправленную, содержательную
деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную
интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных
проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные
точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и
находят ответы на волнующие их вопросы. Профессор Ралф Х. Джонсон из
Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной
деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о
предложенной ему точке зрения или модели поведения” (с.1). Определение
Джонсона подчеркивает роль критического мышления в решении вопросов и
проблем.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной
аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение
проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается
доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром
аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое
также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается
рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется
доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться
статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что
говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими
участниками обсуждения.
Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами
и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание.
Основание – это некая общая посылка, точка отсчета которая
является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает
обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные
художники вправе помещать свои граффити по общественных зданиях
(утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод)
и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем
автор приводит доказательства – допустим, выдержку из Конституции страны о
праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который
утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того,
автор может привести примеры граффити, имеющие художественную ценность.
Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о
свободе слова как особо важном праве человека.
Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных
контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми.
Признание иных точек знания только усиливает аргументацию. К примеру, наш
защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что
у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует
найти компромисс между правами художника и правами владельца здания,
стену которого превращают в «холст”. Критически мыслящий человек,
вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким
авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им
практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный
подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в
основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис
определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том,
как следует поступать и во что верить” (цит. по: Джонсон, с.1).
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, – или,
как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто
только в чьем-то присутствии”. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем,
возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и
углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле
критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях
всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и
дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И
нет никакого противоречия в том, что первый пункт моего определения
критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт
подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном
итоге, любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает
более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.
Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления уделяют
большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена
мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за
собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно
приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами
классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на
построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс,
обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших
целей.
Все пять пунктов этого определения критического мышления могут
воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них
является, как мне кажется, письменная работа – как для учителей, так и для
учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно,
доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит
самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний.
Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения.
Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некой проблемы и
предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит
социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
Для учеников и студентов письмо – трудная, точнее, самая трудная часть
учебного процесса. Естественно, что, давая письменное задание, учитель
прибавляет хлопот и себе самому. Однако многие педагоги, понимая важность
письма, все же добровольно идут на увеличение своей нагрузки. В ходе работы
– которая может включать в себя мозговую атаку, собственно написание,
доработку, редактирование и «публикацию”, т.е. обнародование получившегося
текста – учитель может обучать своих учеников, помогая им справиться с
трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе
с интересом и уважением и что сами они получили возможность поделиться
своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями и даже с
людьми, которых они совсем не знают. По всем этим причинам я глубоко
убежден, что письмо – наиболее эффективное средство обучения критическому
мышлению.
Для меня как преподавателя проблема во всем этом одна: как претворить
определение критического мышления в ежедневную практику? Я ведь
постоянно стремлюсь перейти от традиционной педагогики, от обучения «по
программе”, к педагогике прогрессивной, удовлетворяющей потребностям моих
студентов и моего общества. Поэтому я всегда ищу новые пути для организации
наших занятий. Надеюсь, эта деятельность поможет воспитать граждан
информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели.
Они проживут жизнь так, чтобы мир стал лучше.
Литература:
Arendt, Hannah. (1977) Thinking, New York : Harcourt Brace Jovanovich.
Арендт, Ханна. (1977) Мышление, Нью-Йорк: Харкурт Брэйс
Джованович.
Bean, J. (1996) Engaging Ideas: The Professor’s Guide to Integrating Writing,
Critical Thinking, and Active Learning in the Classroom. San Francisco: Jossey-Bass.
Бин, Дж.(1996) – Воплощение идей: руководство для преподавателя по
интегрированию критического мышления с письменной работой и активными
методами обучения. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Dewey, J. (1916) Education and Democracy. New York: Macmillan.
Дьюи, Дж (1916) Образование и демократия. Нью-Йорк: МакМиллан.
Freire, Paulo (1972). Pedagogy of the Oppressed. New York: Academic Press.
Фрейре, Пауло (1972). Педагогика против подавления. Нью-Йорк:
Академик Пресс.
Johnson, R. H. (1985) Some observations about teaching critical thinking. CT
News, Critical Thinking Project, California State University, Sacramento. Volume 4,
number 1, September-October, 1985.
Джонсон Р.Х. (1985) Несколько замечаний касательно обучения
критическому мышлению. КМ новости, Проект Критическое мышление,
Университет штата Калифорния, т.4, #1, сентябрь-октябрь, 1985.
Meyers, C. (1986) Teaching Students to Think Critically: A Guide for Faculty
in All Disciplines. San Francisco: Jossey-Bass.
Мейерс С. (1986) Обучение критическому мышлению: общее
руководство для преподавателей всех учебных предметов. Сан-Франциско:
Джосси-Басс.
Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы
Хоуп-колледж, Холланд, штат Мичиган, США,
Доброволец программы РКМЧП в Чешской республике и Армении
«… первобытный человек не умеет делать свои представления объектом анализа, они образуют своего рода мусорную кучу.
Пополняется эта куча легко, но вот расчисткой её никто не занимается.
Бессмысленных слов для первобытного человека нет и быть не может. Если он не понимает слова, то оно пугает, как пугает незнакомое животное или оружие, или природное явление. Мнение, возникшее благодаря случайному стечению обстоятельств, сохраняется из поколения в поколение, не имея под собой никакого реального основания.
Объяснение какого-либо явления может быть совершенно произвольным и, тем не менее, полностью удовлетворять первобытного человека. Критическое мышление рассматривает каждое объяснение (языковую модель действительности) наряду с другими, конкурирующими объяснениями (моделями), и оно не удовлетворится, пока не будет показано, чем данное объяснение лучше, чем конкурирующее. Это называют в логике законом достаточного основания.
Докритическому мышлению закон достаточного основания абсолютно чужд. Здесь ярче всего виден метасистемный переход, отделяющий современное мышление от первобытного.
Благодаря этой особенности вера первобытного человека в действенность магии, заклинания, колдовство и т. п. непоколебима.
Его «теория» дает объяснение (часто даже не одно, а несколько!) всему, что происходит вокруг него. Оценить же критически свою теорию или хотя бы отдельные её части он ещё не может.
Один дикарь обзавелся фетишем, который должен был сделать его неуязвимым, рассказывает Т. Боудич. Он решил испытать его и получил пулю в руку, которая сломала ему кость. Колдун объяснил это обстоятельство к всеобщему удовлетворению, заявив, что оскорблённый фетиш только что открыл ему причину того, что произошло: этот молодой человек имел половые сношения со своей женой в запретный день. Раненый признался, что это правда, и его соплеменники только укрепились в своей вере. Подобных примеров можно привести несчётное множество».
Автор Уинстон Сайек.
Были ли вы когда-нибудь в ситуации, когда слушая занятие учителя вы думали какое это имеет отношение к вашей собственной жизни?
Вы не единственные. Почти каждый учащийся чувствовал то же самое.
Конечно, вы используете навыки критического мышления на занятиях, чтобы решать задачи по математике, писать эссе на английском языке, а также создавать гипотезы в естественных науках.
Но как вы будете использовать критическое мышление в повседневной жизни?
Во-первых, имейте в виду, что критическое мышление является «осознанным мыслительным процессом”.
В основном это означает, что вы используете здравый смысл и логику, чтобы прийти к умозаключению о проблеме или решении которое пытаетесь распутать.
И ясное, логичное рассуждение – это то, что поможет вам ежедневно.
Чтобы помочь вам сделать прорыв из учебной аудитории к реальному миру, вот, 3 конкретных примера критического мышления в повседневной жизни.
Фальшивые новости против подлинных новостей.
Найдите минуту, чтобы поразмышлять о ваших навыках в СМИ. Как вы думаете, у вас есть то, что нужно, чтобы выделить реальный источник новостей из порции хорошо продуманной рекламы?
По данным недавнего исследования, проведенного в Стэнфордском университете, подавляющее большинство – 82% опрошенных подростков не смогли провести различие между новостью содержащую рекламу «спонсируемый материал” и подлинной новостью.
Частично проблема может исходить из школ, урезающиx формальное обучение навыкам критического мышления и допускающие, что сегодняшние «цифровые” подростки могут автоматически определить разницу без практики или обучения.
Вы способны ко многому. Но, знаете ли, вы практиковали те вещи, к которым вы способны. Ну и как вы можете упражняться различать факт от вымысла?
Один из способов (за пределами школы) состоит в том, чтобы вести непринужденный беседу с вашей семьей и окружением об источниках СМИ. Узнайте, как они остаются в курсе событий, и почему они выбирают эти информационные источники. Задайте друг другу в определенном порядке вопросы для оценки источников.
Ваши друзья знают все?
Заманчиво полагать, что мир начинается и заканчивается вашими друзьями. Не поймите меня неправильно. Друзья без сомнения важны. Тем не менее, имеет смысл поразмышлять немного над тем, как окружающие влияют на нашу жизнь.
Что бы практиковать критическое мышление в повседневной жизни, внимательно посмотрите на вашу группу друзей. Есть ли вещи, которые «запрещены” в своем круге общения? Ожидают ли от вас, что вы будете поступать определенным образом, одеваться определенным образом?
Думаете определенным образом?
Это естественно, когда группа определяет что-то как «круто”, все люди в коллективе поступают так, чтобы вписаться в это определение. Независимо от того, во что они в отдельности верят.
Проблема состоит в том, что фактически каждая ситуация может быть обозначена множественными способами. Что характеризует как «молчаливого” применительно к одному человеку, может быть «круто” для другому.
Развивайте свою способность переоценивать подходы, которыми вы видите мир вокруг вас. В ваших собственных формулировках.
Найдите момент, когда вашего друга группа видит негативно в ситуации. Вместо этого, есть ли положительный способ посмотреть на это? Или, по крайней мере, так, что заставляет это казаться не совсем уж плохим?
Возможно вы не готовы высказывать свою независимую точку зрения. И это нормально. Просто практикуйте думать по-другому по сравнению с окружающими, чтобы усиливать ваш ум.
Критическое мышление за рулем
Одним из основных навыков критического мышления, которые вам нужны каждый день, это способность рассматривать импликации и последствия убеждений или действий. В своей самой глубокой форме эта способность может помочь вам сформировать свой собственный набор убеждений во всем: от изменения климата до религии.
И этот навык может также спасти вашу жизнь за рулем (и вашу автомобильную страховую ставку).
Представьте, что Вы путешествуете вдоль автострады, когда ваш телефон сигналит вам о поступившем текстовом сообщении. Способность рассматривать ваши возможные действия и сопровождающие их последствия помогут вам сделать лучший выбор для того, как поступить в ситуации.
Посмотрите ли вы на текст и рискнете попасть в аварию? Подождете ли вы и рискнете не отвечать на срочный вопрос? Или вы останавливаетесь, чтобы посмотреть текст и рискнете опаздывать на вашу встречу?
Тот же навык может быть применен, при поиске места для парковки, или когда вы втискиваетесь на оживленную улицу, или может когда продолжаете движение на желтый свет.
Еще лучше: чем больше вы практикуетесь, обращая внимание на импликации ваших водительских привычек, тем быстрее вы можете принять решения в доли секунды за рулем.
Почему критическое мышление важно в повседневной жизни
Буквально каждый из нас может воспользоваться преимуществами критического мышления, потому что мы испытываем необходимость его во всем, что окружает нас.
В философском докладе Питер Фекайон приводит веские доводы, что навыки критического мышления необходимы всем, во всех обществах, которые ценят безопасность, справедливость и массу других положительных ценностей:
«Рассматривая как форму вдумчивого суждения или рефлексивного принятия решения, в самом прямом смысле, критическое мышление является широко распространенным.
Едва ли существует время или место, где оно не имело бы потенциальную ценность. Пока люди имеют в уме цели и хотят решить вопрос, как достигнуть их, пока люди задаются вопросом, что верно а что нет, чему верить и что отвергать, сильное критическое мышление будет необходимым”.
То есть, другими словами, пока вы остаетесь любознательным, целеустремленным и амбициозным, неважно, какие выгоды вы преследуете, вы будете нуждаться в критическом мышлении, чтобы действительно распоряжаться своей жизнью.
Материал переведен Игорем Хайдакиным
Оригинал (английский): Critical Thinking in Everyday Life