Здравствуйте, мои любимые читатели.
Вы когда-нибудь думали, как быстро запомнить большой объем информации? Как не забыть все на утро? Как отложить все полученные таким интенсивным путем знания в долговременную память?
Все эти вопросы касаются каждого человека, которому хоть раз приходилось запоминать тонны материалов к экзамену, презентации или просто для улучшения собственных знаний.
Не раз я сталкивалась с тем, что многие не отрываясь от учебников, сидят и день и ночь в попытках запомнить как можно больше. А есть ли в этом смысл? Может они делают что-то не так? Может, есть другой выход?
Сегодня я и хочу с вами обсудить, как можно быстро и максимально эффективно запоминать новый материал.
Содержание
- 7 советов, как быстро выучить то, что быстро выучить невозможно
- Переписывание
- Составление плана
- Использование аудиозаписи
- Метод пиктограмм
- Комплексный метод
- Что запомнить
- Сколько информации может запомнить человек
- Определение типа памяти
- Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки
- Подключение аудиальной, слуховой памяти
- Приемы зрительной памяти
- Техники запоминания большого объема данных с помощью моторной памяти
- Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей
7 советов, как быстро выучить то, что быстро выучить невозможно
- Выделяйте основные мысли.
Каким бы ни был важным и большим текст, который вам нужно запомнить за короткий срок, в нем всегда будет как минимум 50% воды. Вводные слова и придаточные предложения, примеры и разглагольствования автора — это то лишнее, что можно со спокойной душой отсечь от текста.
Во время чтения мысленно выделяйте основные мысли и запоминайте именно их. Формируйте так называемый скелет, на который в дальнейшем вы будете просто накладывать свои thoughts. Один только этот метод поможет вам сократить время на изучение материала в несколько раз.
- Не читайте текст несколько раз.
Да, именно так. Чем больше раз вы читаете текст, тем сильнее вы начинаете останавливаться на всяких ненужных вещах и мелочах. Тем больше вы начинаете отвлекаться от самого важного. Наш мозг устроен таким образом, что лучше уж вы прочитайте один раз очень внимательно, выделяя основные мысли, а затем перескажите его, чем читать десять раз одно и то же в попытках запомнить. Это даст намного больше эффекта за короткое время.
- Не проговаривайте про себя слова.
Нас с детства учили читать медленно, четко и с расстановкой. Прямо по ролям. Это началось с художественной литературы, и постепенно переместилось на любой текст, который мы читаем. И в этом наша основная ошибка.
Мозг способен и без проговаривания улавливать смысл того, что видят глаза. Поэтому попробуйте не останавливаться на каждом слове во время чтения, а скользить по тексту глазами. Да, будет сложно, но это значительно ускорит процесс.
Если вы регулярно работаете с большим объемом информации, которую нужно запоминать или вам просто необходимо развить свою память по максимуму, воспользуйтесь советами Станислава Матвеева — рекордсмена по запоминанию. Этот человек доказал, что каждый способен на большее, чем он думает.
- Не сидите на месте.
Походите по дому. Разложите вещи в шкафу. Вяжите или вышивайте крестиком. Встаньте и пойдите гулять в парк. Делайте любое физическое дело, когда уже пытаетесь пересказать то, что прочитали. Ученые не раз отмечали, что физическая подвижность увеличивает работоспособность и продуктивность мозга. Так пользуйтесь тем, что в вас уже есть.
- Делите на части.
Как бы вам ни хотелось подготовиться к экзамену за день, вряд ли у вас это получится. Наш мозг просто не способен без подготовки освоить тонны материала. Поэтому я советую делить все на части. Освоили одну часть — отдохните, попейте чай, выйдите на улицу на 15 минут. В общем, перезагрузите свой мозг.
Даже если вам и требуется освоить как можно больше материала за день — планируйте отдых. C самого утра запланируйте, например, в какое время вы будете учить, а в какое — relax. Запланируйте время обеда и отдыха. Тогда вероятность успеха у вас будет намного выше, чем если вы просто встанете с утра и будете учить до ночи.
- Развивайте периферийное зрение.
Чтобы значительно сократить время на чтение — развивайте умение читать всю строку целиком. Так, вам не придется бегать глазами по строчке, вы будете видеть все сразу. Конечно, этому не научишься за короткое время, но если вам постоянно приходится работать с большими объемами информации, этот навык становится крайне необходимым.
Уже сейчас вы можете начать заниматься, чтобы развить в себе эти способности. Хорошим помощником в этом может стать онлайн сервис Brainapps. Там можно зарегистрироваться и пользоваться хорошими тренажерами.
Также можно приобрести премиум-аккаунт и воспользоваться еще большими возможностями (например, пройти профессиональный курс по скорочтению, получать регулярные подстроенные под ваш уровень тренировки, получить доступ ко всем играм-тренажерам, представленным на сайте и т.д.).
Уделяйте подобным занятиям 5-10 минут в день, и уже через пару недель вы значительно увеличите скорость прочтения одной страницы текста. Я это на себе испытала.
- Повторяйте через каждые 2-3 часа.
Чтобы не потерять то, что вы недавно выучили из полочек своей краткосрочной памяти, повторяйте выученный материал через каждые 2-3 часа. Это и освежит ваши знания, и поможет перемещать информацию в промежуточную память.
Я надеюсь, что среди этих советов вы найдете то, что поможет вам не только правильно учить, но и правильно планировать свое обучение. Если вам предстоит выучить много материала, попробуйте эти методы. И лично я, и многие мои ученики не раз пробовали их на себе.
А если вы хотите получать еще больше информации о любых аспектах английского языка — подписывайтесь на рассылку моего блога. Вас ждет самая актуальная и верная информация, много интересного и полезного.
До новых встреч!
Учеба в университете – это всегда большая нагрузка и стресс. Каждому студенту приходится читать, анализировать и запоминать огромное количество нового материала. Как тут не переутомиться и не взорваться?
В этом деле на помощь студентам приходят эффективные методики, давно зарекомендовавшие себя и проверенные специалистами. Специально для вас мы сделали подборку 20 лучших советов о том, как лучше учиться, чтобы запомнить больше и не устать.
Официальные методики и, казалось бы, очевидные приемы, о которых мы часто забываем, — в нашей статье…
10 лучших книг для изучения английского языка
Гении выбирают самообразование
Бесплатное онлайн-обучение с FutureLearn
1) Разработайте план
Приступая к изучению объемного материала, разработайте четкий план занятий. Он поможет распределить время, систематизировать процесс, сделает его более эффективным.
2) Занимайтесь в комфортной и подходящей для учебы обстановке
Обстановка, в которой вы занимаетесь, играет важную роль в усвоении материала. Спальню, например, нельзя назвать лучшим местом для занятий, потому что она действует расслабляющее и мешает сосредоточиться, а вот комфортный рабочий кабинет с удобной мебелью подойдет идеально!
3) Отдайте предпочтение правильному питанию
Хотя бы на время напряженной учебы откажитесь от фастфуда в пользу правильного питания с плотными и здоровыми завтраками. Постарайтесь также сократить потребление углеводов и увеличить потребление белков.
4) Занимайтесь вместе с друзьями
Занимайтесь в группе с друзьями и сокурсниками, если есть такая возможность. Это разнообразит учебный процесс, позволит обмениваться идеями и дискутировать, что многим помогает в запоминании материала.
5) Пользуйтесь техниками, которые подходят именно вам
Одним студентам удобнее читать электронные книги и делать записи на компьютере или планшете, другим комфортнее работать с бумажными книгами и делать пометки от руки – всегда выбирайте то, что подходит именно вам.
6) Меняйте фокус
Продолжительные занятия одного типа (например, только чтение или только прослушивание аудио) или с однородным материалом (например, только технические данные или только классическая литература) негативно влияют на процесс осмысление и запоминания. Чередуйте разнообразный материал и методики его изучения.
7) Не занимайтесь зубрежкой
Ученые давно доказали, что большинству людей настойчивая зубрежка материала не дает практически никаких результатов. Попытки просто зазубрить материал, не подкрепленные ничем иным, станут для вас пустой тратой времени.
8) Пользуйтесь мнемоническими техниками
Мнемонические приемы – это комплекс проверенных техник, которые помогают запомнить текстовую, визуальную и цифровую информацию, а также имена и даже фамилии. Среди них – «метод римской комнаты», цифробуквенный код, «метод вешалок», метод О’Брайена, система Шед и многие другие. Тщательно изучите эти методики и выберите ту, которая подходит именно вам.
9) Положитесь на интервальное повторение
Постоянное повторение выученного материала, например, стихотворения, в каком-то смысле «атрофирует» данную информацию в нашем мозгу, что ведет лишь к кратковременному запоминанию. Если вы хотите запомнить что-то навсегда – пользуйтесь методом интервального повторения.
10) Используйте записки с напоминаниями и обучающие карточки
Этот метод хорош для запоминания формул, дат, иностранных слов и т.д. Напишите, то, что вы хотите запомнить, на карточках и повесьте их в разных местах своего дома или комнаты. Информация то и дело будет попадаться вам на глаза, что поспособствует ее непроизвольному запоминанию.
11) Иллюстрируйте материал, который нужно запомнить
По мнению ученых, очень большой процент людей легче и быстрее воспринимает любую информацию в графическом виде. Это могут быть рисунки, таблицы, графики и все, что задействует визуальное восприятие. Если вы не найдете готовых графических материалов по вашей теме – создайте их самостоятельно!
12) Используйте фонетические ассоциации для запоминания иностранных слов и терминов
Проведение ассоциаций и нахождение соответствий – это одна из уникальных возможностей нашего мозга. Особенно она полезна при запоминании сложных терминов, иностранных слов и аббревиатур. Наверняка, вы знаете слова или выражения, которые звучат похоже на то, что вам необходимо запомнить, — проведите осмысленную ассоциацию между знакомым и незнакомым словом, чтобы легко и быстро запомнить последнее!
13) Запоминайте, объясняя материал другим людям
Еще в 1969 году ученый Эдгар Дейл разработал «конус обучения», в котором отражены наиболее и наименее эффективные методики изучения материала. Из этого исследования вы можете вынести для себя одну очень полезную технику, а именно – пересказ и объяснение изученного материала другим людям. Например, вы изучили материал о правлении Наполеона. Чтобы самому его лучше запомнить, найдите благодарного слушателя или постарайтесь рассказать ему о прочитанном так, как это сделал бы преподаватель.
14) Используйте визуальные ассоциации
Мы уже упомянули возможность нашего мозга к проведению ассоциаций как важный фактор в процессе эффективной учебы. Тем не менее, ассоциации могут быть не только фонетическими, но и выдуманными или визуализированными. Изучая новый материал, постарайтесь представить себе то, о чем вы читаете или слышите. Впоследствии, для быстрого вспоминания данной информации вам потребуется лишь вспомнить представленную картинку, т.е. визуальную ассоциацию.
15) Совмещайте учебу с физической нагрузкой
Как ни странно, физическая нагрузка часто помогает справиться с нагрузкой умственной. Оказывается, всего 15-минутной тренировки достаточно для активизации мозговых процессов, получения заряда бодрости, восстановления памяти и ясности мышления.
16) Делайте перерывы на сон
В книге «Психо-кибернетика» доктор Максвелл Мальтц описал пример мужчины, чей мыслительный процесс значительно активизировался во время кратковременного сна, следовавшего непосредственно за изучением нового материала. Это удивительным образом помогало ему запомнить и даже проанализировать полученную информацию. Доктор пришел к выводу, что аналогичные возможности присущи также большинству людей. Так, почему бы не попробовать? Кроме того, здоровый сон – это прекрасная возможность отдохнуть в процессе напряженной учебы.
17) Пейте больше воды
Занимаясь изучением нового материала, всегда держите под рукой бутылку воды. Ученые Университета Восточного Лондона доказали, что обильное потребление простой воды помогает человеку сконцентрироваться на решении задач и ускоряет запоминание информации.
18) Увеличьте потребление кислот Омега-3
Память, внимание, скорость мыслительного процесса – на все это в нашем организме влияют кислоты Омега-3. Их недостаток может крайне негативно сказаться на возможности работы с объемным материалом. Поэтому обязательно включите в свой рацион орехи, семечки и жирую рыбу.
19) Не занимайтесь на ярком солнце и в жаре
Яркое естественное или искусственное освещение, как и жара, мешают большинству людей воспринимать новый материал, поскольку расслабляют не только тело, но и мозговые процессы человека. Именно поэтому далеко не всем удается продуктивно учиться в жаркий полдень или на залитом солнцем пляже. Как ни странно, усваивать и осмыслять новую информацию лучше при средней температуре и, если не в темноте, то хотя бы при приглушенном свете.
20) Создавайте дополнительные стимулы
Для многих людей «учеба ради учебы» не является достаточным стимулом, заставляющим планомерно и сосредоточенно заниматься изучением трудного материала. Это может стать серьезным препятствием на пути к прогрессу. Но, выход есть… достаточно создать для самого себя дополнительный стимул! Например, пообещайте себе интересную поездку, посещение ресторана или покупку долгожданной обновки в случае успешной сдачи экзамена. Это наверняка поможет справиться с ленью и недостатком мотивации.
Онлайн-ресурсы для изучения английского
10 способов сдать IELTS
10 лучших книг по подготовке к IELTS
Умение запомнить текст пригодится для ответа у доски, пересказа текста или темы, написания сочинения с использованием дословных цитат из классики. Чтобы вам было проще, мы собрали несколько действенных техник.
Переписывание
Метод запоминания, задействующий зрительную и моторную память. Используйте его, если вы проще и быстрее усваиваете информацию через визуальный канал восприятия.
- Разбейте длинный текст на части, удобные для запоминания — примерно 2–3 абзаца. Короткий текст можно разделить на части, состоящие из нескольких предложений или одного абзаца.
- Каждую часть текста перепишите от руки несколько раз. Переписывайте части отдельно: сначала 2-3 раза первую часть, затем столько же вторую и так далее.
- Возьмите маркер или канцелярский корректор и зачеркните в переписанном тексте отдельные предложения на свой выбор, после чего попытайтесь также письменно воспроизвести их по памяти.
- Повторяйте, пока не сможете по памяти переписать весь абзац или часть текста, после чего переходите к следующему.
- В конце соедините все части текста и перескажите по памяти.
Составление плана
Этот метод удобен, когда текст нужно не воспроизвести дословно, а пересказать без потери смысла, сохраняя структуру и логические связки внутри него. Так вы не просто запомните текст, но научитесь быстро понимать смысл написанного, выделять главные мысли.
- Перечитайте текст несколько раз. Если в нём встречаются незнакомые, непонятные или сложные слова, запишите их отдельно, узнайте значение и запомните их.
- Разделите текст на смысловые части. Обычно они совпадают с разделением на абзацы. Если текст не содержит абзацев, выделите в нём отдельные смысловые фрагменты.
- Озаглавьте каждую часть.
- Составьте подробный план текста. Он будет состоять из заголовков, которые вы дали каждой части, и кратких тезисов.
- Перескажите текст, придерживаясь плана. При необходимости заглядывайте в текст и повторяйте пересказ, пока не сможете воспроизвести его максимально точно и подробно. При необходимости добавьте в план новые заголовки или тезисы.
Использование аудиозаписи
В этой технике запоминания совмещаются два метода — прослушивание и чтение текста. Её удобно использовать, если вы лучше запоминаете информацию на слух. Техника эффективна для заучивания наизусть текстов на иностранном языке. Она не только помогает запомнить информацию, но способствует улучшению произношения и развивает навык понимания иностранных слов на слух.
- Перечитайте текст несколько раз и выпишите все новые, незнакомые слова, как в предыдущей технике.
- Включите аудиозапись текста и прослушайте её несколько раз, одновременно следя глазами за текстом на бумаге или экране монитора.
- Для удобства текст можно разделить на части и прослушивать каждую по очереди, одновременно читая предложения глазами.
- На следующем этапе останавливайте воспроизведение после каждого предложения и повторяйте его вслух.
- Слушайте аудиозапись текста несколько раз в течение дня, занимаясь другими делами.
- Перескажите содержание текста вслух по частям.
Метод пиктограмм
Эта техника задействует ассоциативную и зрительную память. Подойдёт людям с хорошим воображением и развитым визуальным каналом восприятия.
- Прочитайте текст.
- Разбейте текст на части из нескольких предложений или абзацев. Если требуется запомнить длинный текст, работайте с каждым фрагментом отдельно, затем переходите к следующему.
- Изобразите каждое предложение текста в виде рисунка или картинки. Пусть рисунок будет простым, не перегруженным деталями, но точно передающим смысл предложения. Рисуя, используйте возникающие ассоциации.
- Перескажите текст по памяти, положив перед собой получившуюся цепочку рисунков.
Похожий метод — интеллектуальная карта с использованием рисунков или изображений. Разница в том, что при создании интеллект-карты рисунки располагаются не один за другим, как предложения в тексте, а группируются вокруг центрального изображения, отражающего главную мысль текста.
Шуточный способ запоминания — с помощью эмодзи. Попробуйте пересказать написанное с помощью набора эмодзи в смартфоне, а потом воспроизведите текст, глядя на получившийся «рассказ в картинках».
Комплексный метод
Основан на сочетании разных техник. Метод активизирует разные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Используйте его, если вам не подошли предыдущие техники или нравится творческий подход и чередование разных приёмов.
- Разделите длинный текст на части из нескольких абзацев, а короткий — на абзацы или группы предложений по смыслу.
- Составьте подробный план текста, с заголовками и тезисным описанием фрагмента. Записывая тезисы, старайтесь перефразировать предложения, используйте синонимы.
- Выпишите из текста слова, словосочетания и предложения, передающие основной смысл текста.
- Придумайте зрительную ассоциацию для каждого опорного слова или фразы.
- Прослушайте аудиоверсию, одновременно читая глазами текст и мысленно воспроизводя визуальные ассоциации.
- Распечатайте текст, зачеркните некоторые его части и повторите их по памяти.
- Соедините все части текста в нужном порядке и перескажите его, используя опорные слова, фразы и визуальные ассоциации.
Что запомнить
- Чтобы запомнить текст наизусть или подробно пересказать его, используйте специальные техники.
- Переписывание текста задействует зрительную и моторную память.
- Метод составления плана помогает не только запомнить текст, но и научиться быстро понимать его смысл и выделять структурные части.
- Использование аудиоверсии текста задействует слуховой канал восприятия и хорошо подойдет для запоминания текстов на иностранном языке. Одновременно тренируется навык понимания на слух и произношение.
- Метод пиктограмм активизирует ассоциативную и зрительную память. Используя этот метод, нужно переписать текст в виде рисунков, а затем пересказать с опорой на них.
- Комплексный метод сочетает несколько техник и задействует все каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. Одновременно тренируется воображение и ассоциативная память.
Совсем недавно, опираясь на различные научные исследования, мы предлагали вам несколько советов, которые помогут получить хорошую оценку на экзамене. Что нужно есть, когда лучше ложиться спать и как вести себя непосредственно перед экзаменом. Наши сегодняшние советы ещё действенней: Инна Прибора обращается к тем же учёным и исследователям и приводит 10 простых способов запомнить всё, что вы учили (а мы надеемся, вы всё же учили) перед экзаменом.
Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Современные когнитивисты смеются над теми, кто зубрит билеты. Или, например, судорожно читает все главы учебника, надеясь, что формулы как-то сами собой отложатся в голове. Есть более эффективные методы выучить лекции, на которые вы почему-то забывали ходить весь год. Американские исследователи и авторы книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было. Здорово устроить себе небольшую контрольную по прочитанному или хотя бы выделить из материала то, что можно назвать смысловыми опорными пунктами. Психологи настаивают, что нервные окончания, которые мы напрягаем, пытаясь вспомнить формулу Долгорукого и дату битвы Нильса Бора, усиливаются во время тренировок и потом пригодятся, когда мы станем извлекать из памяти что-то полезное.
2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты, о которых досадно узнать накануне экзамена: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой в телефоне. Психологи отвергли шпаргалку, посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое — сразу же после прочтения, второе — через 20 минут, третье — через восемь часов, четвертое — спустя сутки. Но чтобы выучить схему интервального повторения, вам тоже пригодится интервальное повторение, а это нелегко. Обратимся к прочим мнемоническим приемам.
3. Эббингауз, которого вы еще помните, потому что о нем говорилось в предыдущем абзаце, открыл «эффект края». Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста. Поэтому при изготовлении билетов, старайтесь наиболее важный материал поместить во вступление и заключение, а прощальную речь можно вставить и в середину.
4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче. Если вам требуется выучить список костей лучезапястного сустава, представьте, что это сустав красивой девушки, которой вы помогаете выйти из трамвая, держа ее за нижний конец локтевой кости. Или же вы боретесь в армрестлинге со злейшим врагом, надавливая ему на ладьевидную кость.
5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают — пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Например, взяв билет, представьте, что бы вы сказали по этому поводу, кроме многообещающего междометия «Нуууу…» И только после нескольких минут замешательства обратитесь к учебнику.
6. Запишите важное от руки. Исследования показывают, что, записав информацию, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.
7. Почитайте главу из атомной физики вслух. Хотя домашним это может не понравиться, вы все же лучше запомните физику, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге.
8. Кстати, перед экзаменом можно найти применение даже домашним. Поймайте одного из них и перескажите ему несколько параграфов, пока он не придумал, как выбраться из запертой комнаты. Пересказ поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию (Барбара Оакли, «Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»)
9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти. Якобы, когда мы сжимаем кулак, в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Кстати, сжимать кулак полезно еще и потому, что тот родственник, который до сих пор рядом с вами, увидев кулак, согласится послушать еще парочку небольших вольных пересказов стихов Байрона.
10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Эту рекомендацию специалисты дают не только для того, чтобы отвлечь вас от дремоты в пользу размышлений о метраже квартиры. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. В одном из классических экспериментов 1978 года психологи установили, что студенты, которые изучали лексику словаря в двух разных комнатах, отвечали на тестах гораздо лучше, чем ребята, которые корпели над словарем в одной и той же гостиной.
7 самых невостребованных специальностей-2015
20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом
Как пресса разрушила жизнь главного вундеркинда XX века
Современный мир с огромным количеством постоянно обновляющейся информации предъявляет к памяти человека повышенные требования. Перед людьми, стремящимися добиться успеха, встает вопрос — как запомнить много информации за короткие сроки? Над этой проблемой ни один год «бьются» лучшие умы человечества, которые нашли выход для таких людей. Согласно их мнению, увеличить объемы памяти может применение специальных методик.
Сколько информации может запомнить человек
Ученые долгое время пытаются отыскать ответ на вопрос, какое количество информации способен запомнить обычный человек. Однако до сих пор решения, удовлетворяющего всех физиологов, не найдено. Предполагалось, что память человека способна хранить информацию объемом десять миллионов бит. Но вскоре ученые отказались от данной теории в связи с тем, что этот объем очень маленький и не отражает реального состояния. Мозг человека вмещает не только данные, которые он вынужден запоминать, но и те, что сопровождают его существование – клички питомцев, черты лиц родных и т.д.
По мнению американского исследователя Купера, каждый нейрон мозга способен хранить до ста тысяч единиц информации. С учетом общего их количества, память человека вмещает информацию объемом 10 в 17 степени бит. Данная цифра, по мнению ряда физиологов, является достоверной. Однако некоторые ученые утверждают, что память человека — более емкое понятие, и она способна содержать информацию 10 в 23 степени бит. Исходя из этих данных, понятно, что люди еще не научились пользоваться дарованным ему природой сложнейшим механизмом.
Определение типа памяти
В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:
- слуховой;
- зрительный;
- двигательный;
- смешанный.
Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.
Зрительная память — способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.
Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.
Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.
Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».
Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.
Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки
Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса. Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти — зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание. Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.
Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем. В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста. Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.
Подключение аудиальной, слуховой памяти
По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.
Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.
Приемы зрительной памяти
На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:
- Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
- Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
- Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
- Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.
Техники запоминания большого объема данных с помощью моторной памяти
Реже всего для запоминания используют двигательную память. Однако подключение к процессам, ответственным за хранение информации, собственного тела обеспечивает прочное запоминание. Методами, активизирующими моторную память, являются: написание шпаргалок, практическое выполнение действия, которое следует запомнить (к, примеру, воспроизведение элемента танца). Активно такие техники применяются в детском возрасте и у людей, чья деятельность связана с формированием практических умений – летчиков, хирургов, строителей, поваров, спортсменов, танцоров.
Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей
Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.
Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации. Важно соблюдать график упражнений:
- Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
- Второе – через 3 часа после первого.
- Третье – на следующий день в любое время.
Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Понравилась статья? Реклама на сайте