>С каких слов начинаются сказки
Содержание
- Начальные строки народных сказок
- Зачины авторских сказок
- Русские народные сказки
- Что означают присказки. Примеры присказки.
- Картотека присказок для работы с детьми
- Зачин — что это такое? Примеры
- Зачин, присказка и концовка в сказке
- Зачин в литературе
- Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
- Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
- Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»
- Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
- Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Начальные строки народных сказок
Если человеку задать вопрос «С каких слов начинаются сказки?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных сказок. Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» — и тоже будет прав.
Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…» Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».
Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.
О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.
Зачины авторских сказок
Если обратиться к авторским сказкам, то, конечно же, можно встретить значительно большее разнообразие зачинов. Хотя «Жили-были…» и тут будут лидировать. У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».
Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»
Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)
Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.
Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.
Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)
Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.
Русские народные сказки
Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.
Задачи:
- познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами;
- развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений;
- привить любовь к чтению;
- систематизировать знания учащихся.
Форма: познавательный час
Оборудование.
- Компьютер, проектор, сканер, принтер, экран.
- Электронная презентация, переход слайда к слайду по щелчку.
1. Слайд. Русские народные сказки.
Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?
Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка — это устный рассказ о чем-либо.
Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения учащихся).
Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) — это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо.
Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В чем секрет долголетия сказки? (Выслушать мнения учащихся).
Сказка — это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень… Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”.
На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть — “народная”.
В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.
2. Слайд. Возникли сказки в глубокой древности.
Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках — звери, деревья и травы разговаривают как люди. Почему они разговаривают? Почему брошенный гребень превращается в лес? Почему отец, умирая, завещает сыну Сивку-бурку?
Древний человек не мог объяснить явления природы. Он не понимал, почему день сменяет ночь, а ночь сменяет день. Почему светит солнце, а потом вдруг льет дождь? Ветер ему казался живым — то плачущим, то стонущим, то жалующимся на судьбу, то безудержно весёлым. Казалось, что в раскатах грома звучит чей-то грозный голос, а молния — это стрела, как те стрелы, которыми охотники убивают зверя, но только огненная и направленная рукой неведомого существа. Возможно светлячки, кружащиеся в вечернем воздухе, представлялись им крылатыми феями. В бескрайних, дремучих лесах древнего человека подстерегали дикие звери. Всё наводило страх и заставляло думать, что всё в природе живет и движется, имеет свой разум.
Человек отождествлял (тождество — полное сходство) себя с природой и считал, что животные могут разговаривать, деревья двигаться, что солнце, луна, тучи тоже живые существа, а значит, могут приносить как пользу, так и вред. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, человек искал защиты у неё, но в тоже время стремился защититься от неё.
Древний человек поклонялся своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек в представлении древних людей — это живой человек, обладающий сверхъестественной силой. Поэтому и ведёт разговор умерший отец со своим сыном в сказке “Сивка-Бурка”.
3. Слайд. Виды сказок.
Сказки можно поделить на несколько видов (типов):
- Волшебные.
- О животных.
- Социально-бытовые.
- Докучные.
Волшебные сказки начинаются обычно так: “В некотором царстве, в некотором государстве…”, “Жили да были…”. Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: “Я там был, мед — пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” или “Стали они жить — поживать и добра наживать”.
Волшебные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 4 слайд).
4. Слайд. Сказочные существа (анимационные картинки внутри слайда появляются автоматически, последняя анимационная картинка — жар птица).
В волшебной сказке человек общается с существами, которых в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка- Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица…
5. Слайд. Скатерть самобранка (анимационные картинки внутри слайда появляются автоматически, последняя анимационные картинка — волшебный веник).
Нередко в руки попадают чудесные предметы: клубочек, который укажет дорогу, кошелёк- самотряс, скатерть самобранка, сапоги — скороходы, гуси — самоигры…
В волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну — спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой…
Ученые предполагают, что волшебная сказка зародилась ещё до принятия христианства. В те времена на Руси поклонялись языческим богам. Мир волшебной сказки — это мир многобожия, т.е. язычества. Поэтому в сказках человеку стараются помочь или — же помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь — всё колдуны и ведьмы.
Число “три” со времён глубокой древности имеет магическое значение. В сказке всегда: в семье три сына, три сестры, у Змея Горыныча три головы, три задания должен выполнить герой.
Про сказочного Ивана — дурака принято думать хорошо. Это он с виду такой, а на самом деле — умный.
Вспомним, что сказка передавалась устным путем, и рассказчик что-то изменял, добавлял свое. Так появились сказки похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.
Например: в одном варианте сказки “Царевна — лягушка” царевич женится на лягушке без всяких разговоров, а в другом — хочет от неё уйти, но она его не отпускает и угрожает: “Не
возьмешь меня в жены, не выйдешь из болота”. По разному в сказках лягушка помогает суженому выполнить задания царя: или сама сделает, или слуг призовет. Задания тоже разные бывают. Но во всех сказках Иван – царевич совершает одну и ту, же ошибку — сжигает лягушечью кожу. И во всех сказках должен пройти три испытания, прежде чем вернуть свою жену.
6. Слайд. Отрывок из мультфильма “Волшебное кольцо” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.
Сказки о животных (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 7 слайд).
7. Слайд. Герои сказок — петух, заяц, лиса, волк…
Сказки о животных, как и волшебные, возникли в глубокой древности. Их обычно рассказывали перед началом охоты, что было своеобразным ритуалом и имело магическое значение. Говорится в них не о фантастических летающих конях или золоторогих оленях (как в волшебной сказке), а о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем нам знакомых диких и домашних зверей, а так же о птицах и рыбах. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц — трусоват, волк — жаден, лиса- Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда — упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен.
Вспоминаем с ребятами сказки о животных? (“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”…)
8. Слайд. Михаил Потапыч.
Медведь, по представлению древних славян, мог предсказывать будущее. Не редко он представлялся страшным, мстительным, не прощающим обиды. Но от века к веку образ медведя становился все добрее и добрее. У русских медведь- “дедушка”, “старик”. Люди верили, что медведь может помочь человеку, вывести заблудшего из леса.
9. Слайд. Пословица “Не рой другому яму, сам в неё попадешь”.
Образы из многих сказочных историй о зверях и птицах легко обращаются в пословицы и поговорки. (Кратко можно рассказать сказку “Не рой другому яму”, полный текст на последней странице). Жадный волк перешел из сказок в пословицу “Не клади волку пальца в рот” и поговорку “Волка в пастухи поставили” (о глупцах, неосторожно обращающихся со своим и чужим добром).
Попросить ребят продолжить пословицу “Не рой другому яму, сам в нее попадешь” (продолжение пословицы появится после щелчка).
10. слайд. К сказке “ Лиса и журавль”.
Вспоминаем с учащимися сказку о том, как лиса и журавль в гости друг к другу ходили. Чему же учит нас сказка? (Выслушать мнения ребят).
Отсюда вывод: как ты относишься к другим, так и они и к тебе будут относиться.
Попросить ребят продолжить пословицу “Как аукнется, так и откликнется” (продолжение пословицы появится после щелчка).
Излюбленный герой сказок о животных — плут, хитрец и обманщик. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка, где жертвой обмана всегда становится волк. “Кумушка-голубушка” не редко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка, вызывает наши симпатии.
11. Слайд. Отрывок из мультфильма “Лисичка сестричка и серый волк” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.
Социально-бытовые сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 12 слайд).
12. Слайд. Героями сказок являются обыкновенные люди.
Бытовая сказка или социально — бытовая (её еще называют сатирической), появилась гораздо позже волшебной. Рассказывается в ней о жизни русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые сюжеты пришли из очень далёких времён.
Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Но, так как это сказка, то правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый.
Всегда в сатирической сказке с уважением относятся к умелым работникам и высмеивают лодырей. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться. В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое — скупость, глупость, жестокость. Поэтому помещик и барин в сказке всегда изображаются злыми и жадными. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр.
13. Слайд. Народ верил, что царь хороший.
Отношение к царю двойственное. Народ верил, что царь — батюшка хороший — это бояре у него плохие. Царь не знает, как трудно живётся простому народу, а вероломные бояре утаивают от него правду. Но если царь и мужик встретились один на один, то всегда царь против мужика выступает, а верх одерживал всегда мужик.
14. Слайд. Священник.
В социально-бытовой сказке впервые появляется священник. Он нередко жаден, порой даже лицемерен, но никогда не изображался жестоким, грубым. Священник всегда ласков. Его любимое слово — “свет”: “Свет ты мой Ванюшка!”
Без обмана в бытовых сказках нельзя. В сказке “Волшебный кафтан”, рубит мужик в лесу дрова, сильный мороз, так ему работается, что жарко стало. Снял он кафтан. А тут барин, тут барин замёрзший едет. Сказал мужик барину, что кафтан волшебный и греет на расстоянии. Тот и купил кафтан за большие деньги.
В бытовой сказке (недаром её называют ещё и плутовской) вполне допустима и кража. По одной из версий сказки “Вор”, Климка – вороватый, украл барского коня, простыни с постели, а то и саму барыню.
15. Слайд. Солдат — любимый герой народных сказок.
Солдат — любимый герой народных сказок. Ловкий, находчивый, смелый, веселый, неунывающий, всё знающий и всё умеющий. В огне не сгорит и в воде не утонет. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы. По дороге с ним и приключаются удивительные истории. Вспоминаем сказку “Каша из топора”, “Солдат Иванка”…
В бытовых сказках всегда неудачи преследуют тех, кто в реальной жизни обижал народ. Мужик берёт верх над барином, работник над попом. Если в волшебной сказке победа чаще всего достигается в бою с помощью чудного оружия, то в бытовой сказке происходит как бы состязание умов: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Сказитель может изменить содержание сказки, но барин никогда не станет хорошим, а мужик и солдат плохими.
16. Слайд. Отрывок из мультфильма “Умная дочка” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.
Докучные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком переходим на 17 слайд).
17 Слайд. Сказки бабушки Груни.
Докучных сказок много. Сначала послушаем докучные сказки, которые расскажет баба Груня и ответим на её вопрос (щелчком по значку звука воспроизводим речь бабушки).
“В одном болоте жила лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела, да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула нос, да завязила хвост…”
“Жил-был, был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли нам сначала?..
Учащиеся отвечают на вопрос, который задала баба Груня.
Докучные сказки — значит бесконечные, от слова докучать, надоедать. Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
“Сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, Да чего у нас будет, Да доколь у нас будет, Сказать тебе сказку про белого бычка?..
Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Сказки убаюкивают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Сказка — это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, всё благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой книги. Сказка сегодня — не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая живая часть нашей национальной культуры.
18 — 19 Слайды. Викторина (переход по щелчку).
Вопросы викторины:
- Почему русские народные сказки называются народными? (Сказку придумал народ).
- К какому виду сказок относится сказка “Царевна лягушка”? (К волшебным сказкам).
- Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу? (Из топора).
- К какому виду сказок относится сказка “Колобок”? (К сказкам о животных).
- В каких сказках впервые появляется священник? (В социально — бытовых сказках).
- В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой? (В болоте).
- Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть — самобранка). - Смерть его на игле,
В сундучке лежит в земле.
Никого, чем он нет злей.
Как зовут его? (Кощей). - Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина? (Социально — бытовые сказки).
- Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет несколько голов? (Змей Горыныч)
- Храбрый, весёлый, находчивый человек, который возвращается домой после 25-летней службы. Кто это? (Солдат).
Рекомендации: при показе слайдов, необходимо дать немного времени детям, чтобы они отреагировали на анимационные картинки. Потом учащиеся спокойно слушают, а знания лучше усваиваются.
Список использованных источников и литературы.
- Русские народные сказки. М.: Омега, 1997.
- Русские народные сказки. М.: Педагогика, 1994.
- Русские сказки. М.: Авлад, 1992.
- Сказки из лукошка. М.: Кавалер, 1994.
- Сказки о Бабе Яге. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
- Сказки о богатырях. М.: Станок ПРЕСС, 2003.
- Сказки о животных. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
- Шаров А. Волшебники приходят к людям. М.: Детская литература, 1985.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.
- Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998. Т.9: Русская литература. Ч.1.
- Волшебное кольцо/ реж. Л. Носыров. М.: Союзмульфильм, 1979.
- Волчище – серый хвостище / реж. Г. Баринова. М: Союзмультфильм, 1983.
- Умная дочка / реж. Е. Чернова. М: Союзмульфильм, 2004.
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях / реж. И. Иванов-Вано, комп. Ю.Никольский. СССР, 1951.
- URL: http://mirgif.com/malenkie-animashki-telo.htm
- URL: http://fantasyflash.ru/index.php?&kontent=anime
- URL: http://smayli.ru/transporta_6.html
- URL: http://smayls.ru/animashki-jivotnie.html
Используемые компьютерные программы.
- Microsoft Office PowerPoint — программа для создания презентаций.
- Audacity- простой в работе, а также абсолютно бесплатный звуковой редактор для Windows и других операционных систем.
- VirtualDub — программа для работы с видео. Несмотря на свои относительно скромные размеры, является качественным и бесплатным видео редактором с удобным пользовательским интерфейсом.
- FormatFactory — небольшая и простая в использовании программа, позволяющая конвертировать видео, аудио и графические файлы в большое количество форматов.
- АудиоМАСТЕР — многофункциональный аудиоредактор для работы с звуковыми файлами всех популярных форматов. Кроме стандартных функций, позволяет записывать голос, создавать рингтоны для мобильных, захватывать музыку с CD.
Русская народная сказка “Не рой другому яму”
Раз повздорила Лягушка с Мышью; Мышь Лягушку крепко побила, и Лягушка с той поры на нее злобу затаила. Прошло времени немало. У Мыши та ссора — из головы вон. Вот раз понадобилось ей зачем-то через речку переправиться. Как быть? Плавает-то она не лучше топора.
Сидит Мышь на бережку и думает; вдруг вылезла из воды Лягушка:
— Чего задумалась?
— Да вот, не знаю, как на тот берег переправиться.
— Садись на меня, я тебя перевезу. Да чтобы тебе в воду не упасть, привяжись ко мне покрепче.
— А сама думает: “Ладно, привяжись, я нырну и тебя с собой утащу под воду, вот тебе за старое и будет”. Мышь ничего худого не подумала, села на Лягушку, привязалась к ней веревочкой — и поплыли они. Только было Лягушка нырнуть собралась — заприметил Мышь Ястреб, кинулся на нее, ухватил, а за ней и Лягушку уволок.
Что означают присказки. Примеры присказки.
Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!
Присказка — это прибаутка, вступление к сказке, короткий смешной рассказик, внесюжетный элемент сказки: повторяющиеся в различных сказках словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествовани. Присказка в сказках готовит к происходящим событиям, может описывать место, настраивать детей на сказочный лад. Часто присказки бывают смешными, забавными, с долей юмора.
1. Обычно предисловие в начале сказки:
— «Начинает сказка сказываться».
— «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
— «В некотором царстве, в некотором государстве».
— «В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве».
— «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон».
— «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.»
— «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..»
— «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба»
2. Также может быть и в середине сказки:
— «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
3. И бывает в конце сказки:
— » И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
— «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
— «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
— «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»
— «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
— «Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины».
— «Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют».
— «Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать».
— «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».
— «Жил-был царь овес, он все сказки унес».
— «Стал по-старому поживать, лиха не знать».
— «Подали белужины — остался не ужинавши».
— «Стал жить да бывать, хлеб жевать».
— «Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет».
На портале Vikids вы можете:
Выбрать школу ребенку
Пообщаться с другими родителями на форуме.
Посмотреть местоположение школ.
Стать блогером на платформе Vikids.
Писать статьи на интересующие Вас темы: Напишите нам на ezapol@vikids.ru
Зарегистрировать на Vikids любые товары и услуги, которые вы предоставляете абсолютно бесплатно: ezapol@vikids.ru
Картотека присказок для работы с детьми
Яна Васильева
Картотека присказок для работы с детьми
Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули! Привожу пример некоторых присказок. которые можно использовать в своей работе с детьми.
1. Было оно или не было,
правда ли то или нет
Послушаем лучше, что сказка сказывает…
2. Жила-была в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве.
Девица – краса, длинная коса.
Сидела она у окошка,
Да сказки молвила.
Сказки старинные,
не короткие, не длинные.
3. Занавес открывается, сказка начинается
4. Было это или не было,
Только говорят, вот как было…
5. Вот ворота открываю, сказку сразу начинаю!
6. Когда это было – не помню я,
Где это было не ведаю.
Только дед мой рассказывал сказку эту
7. Всем на удивление, начинаем представление
8. За ступенькою ступенька – будет лесенка.
Слово к слову ставь складенько –
будет песенка.
А колечко за колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко –
слушай сказочку
9. В Сказке может все случится
Наша сказка впереди.
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!
10. Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор.
Сам на кобылке, жена на коровке.
Дети на телятках, внуки на щенятках.
Съехали с гор, развели костер,
Кушают кашку, слушают сказку
11. В некотором царстве,
в некотором государстве,
Жил-был купец, именитый человек
12. Книжка открывается, сказка начинается.
Про зайчишку и лису,
и про всех зверей в лесу
13. В некотором царстве,
в некотором государстве,
На ровном месте, как на бороне,
Верст за триста в стороне,
В месте именно в том,
В котором мы живем.
Жил был…
14. За морями за долами
Не на небе, на земле.
Жил старик в одном селе.
Сочинял стихи и сказки
Про героев молодцов.
И одну из этих сказок
Вам поведать я готов
Дашенька-толстушка
Ехала к подружке,
А сказку услыхала
И в гости не попала.
Сказка всем известная,
Очень интересная
15. Курица-красавица у меня жила
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие, румяные пекла мне пироги
А когда управится, сядет у ворот –
Сказочку расскажет, песенку споет
16. Красна песня ладом,
А сказка складом.
Сядь со мною на крылечко
Слушай сказочку
17. Друзья! Не будьте глухи.
Даны нам слушать уши,
Два уха и один язык,
Чтоб слушать больше,
Нежели говорить
Давно это было, старые люди этого не помнят, и рассказывают то, что они от отцов и дедов слыхали…
18. Книга открывается,
Сказка начинается.
Я страницу открываю, сказывать я начинаю
19. Кто скажет было то, или не было,
Только верно то, что жил на свете…
20. Да князья послушайте, да бояре послушайте,
Да мужички-то земские,
да ребятушки махоненькие
Да крестьянушки пахотные,
Не шумите — послушайте,
Я вам старинушку скажу
Давно ль это было или недавно, так ли.
Было или не так – теперь никто уже о том не знает. Расскажу вам то, что деды своим внукам рассказывали, а внуки своим внукам
21. Жили-были муж с женой.
Муж-то примется за шутки,
А жена за прибаутки,
Что на весь крещенный мир!
Это присказка ведется,
Сказка после начнется.
22. Красна песня ладом,
А наша сказка складом.
Сказка наша складка,
А послушать ее будет сладко
Послушайте, детки, сказочку,
Сказочку интересную,
Сказочку чудесную
23. Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет
Начинаем представленье
Детворе на удивленье
Летела сова – веселая голова;
Вот она летела, летела и села.
Да хвостиком повертела,
Да по сторонам посмотрела.
И опять полетела, села,
Хвостиком повертела
Да по сторонам посмотрела…
Это присказка, сказка вся впереди…
24. Начинается новая сказка,
Варится в печи кашка
Кашка упреет – и сказка поспеет
А будет эта сказка…
25. На ровном месте – как на бороне
От всех дорог в стороне,
В глухой деревушке
Жили были старик со старухой
На море, на океяне
На острове Буяне
Живет кот воркот
Налево идет – песни поет,
Направо идет – сказки сказывает.
Только это не сказка, а присказка.
Посиди, да погоди –
Сказка будет впереди.
26. Начинается сказка, да сказывается.
Слушайте внимательно,
Слушайте да смотрите.
Смотрите, да запоминайте.
Говорят, что за горами,
да за синими морями
Чудо остров лежит, на нем царство стоит.
В том царстве жил-был царь,
Стороны той государь
27. Ой, ребята, та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказку говорит.
Собираются зверьки
Ворона послушать,
Пряники покушать
Посылали молодицу
Под горушку по водицу.
А водица – далеко,
А ведерко велико.
Это еще не сказка – присказка.
А сказка впереди
28. Прискакали Ермаки – золотые колпаки,
Приезжали ермошки – серебряные ножки.
Поели-попили – луком закусили,
Новой сказки запросили
Буду им рассказывать, и ты послушай…
29. Разожгу я печку, сяду посижу.
И ребятам нашим сказки расскажу
30. Сказка из похождений слагается
Небылицами минувшего отзывается,
За былями не гоняется,
Тут занавес открывается
31. Расскажу вам деточки сказочку:
Недлинную, не короткую,
Не глупую, не умную,
А волшебную, преволшебную
32. Слушайте все, кому охота
Славную сказочку вам расскажу.
В сказочке этой нет вранья,
А если есть, так слова два
33. Слушайте, послушайте,
Расскажу вам сказочку
Длинную – предлинную.
Хорошую – прехорошую,
Интересную — преинтересную
34. Свет погас, сейчас увидим,
Как горит перо жар-птицы.
Занавесь открылась, сказка появилась
Слушайте ребятки, сказку по порядку.
Слушайте, не перебивайте.
Что увидите – запоминайте
35. Сказка из похождений слагается, небылицами минувшего отзывается.
От начала начинается.
Запоминайте это правило обязательно.
И слушайте сказку внимательно
36. Сказка эта ходила из уст в уста
И, наконец, дошла до нас с вами.
Слушайте ребятки
37. Сказка начинается, до конца читается,
В середине не перебивается.
Запомните это правило обязательно
И слушайте сказку внимательно
38. Слушайте люди добрые,
Что у нас говорят,
что сказывают
Какие сказки рассказывают
39. Слушайте, ребята, сказочку
Про то, что было давным-давно.
За семью горами,
За семью морями
В тридесятом царстве,
В тридесятом государстве…
40. Садитесь пироги с капустой кушать, да сказку бабушкину слушать
41. Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали птицы
Песни да сказки, были да небылицы.
А птица-синица села на кочку
И рассказывала про
Иванушку и царскую дочку
42. Сказка от начала начинается,
До конца читается
В середине не перебивается
За былями не гоняется,
Тут занавес открывается
43. Смотрите, кто там мчится?
Я к вам уже пришла,
И много-много сказок
В корзине принесла.
Одну я переняла,
Да вам привезла
Называется…
У нашего Петрушки –
бубенчик на макушке
И всех веселее он.
У нашего Петрушки –
бубенчик на макушке
И сказок миллион.
Волшебный ларец открывается
И сказка для вас начинается
44. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали,
Когда сказку услыхали, к нам прибежали
Да сказку сказывать стали
45. Шел тропинкой старичок,
старичок-лесовичок.
Весь мохнатенький, сучковатенький.
Нес он сказки в корзинке,
А куда свернул с тропинки
Мы и не заметили,
А вы его не встретили?
46. Эту сказку когда-то рассказала баба деду,
Дед – соседу, сосед – куме,
Кума – вороне да сороке.
Сорока жить не могла, покуда всем не разнесла!
От нее и я знаю, да и вам расповедаю
47. Я веселый майский жук,
Знаю сказки все вокруг.
А сейчас не откажусь,
Еще послушать хоть одну
48. Этой сказки вы пожалуй не поверите. Однако, мой дедушка, рассказывая ее, всегда говорил: не всё в сказке выдумка, есть в ней и правда а то зачем бы стали люди её рассказывать? Начиналась эта сказка так…
>Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
Зачин — что это такое? Примеры
Зачин — это традиционное начало сказки или былины. Примеры: «Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Как во городе то было да во Муроме…»
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
«Богатыри». Виктор Васнецов
Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.
Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»
Иллюстрация к присказке «Жил-был царь…». Иван Билибин
Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».
Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.
Зачин в литературе
«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.
В начале у сказки — зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Завершается сказка концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Тут и там в сказке встречаются повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками.
Используются неизменные эпитеты: тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса.
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: «Жил-был старик, у него было три сына».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский