Глазурь и кофе

Новости со всего света

Интеллигентный человек

by adminon 06.08.202006.08.2020

Содержание

  • Кто такой интеллигент
  • Как стать интеллигентнее
    • Уважайте других
    • Не лгите
    • Будьте скромны
    • Стремитесь к эстетике
    • Берегите свой талант
    • Стремитесь ко внутренней свободе
  • Эрудиция не равна интеллекту
  • Экзамен – встреча с учеными
  • «Ученые доказали»
  • «Это я открыл»
  • «Правда всегда одна»
  • «Сенсация!!!»
  • «Согласно данным алхимии…»
  • «Представляем экзамен со звездами!»
  • «У меня нет слов…»
  • Слова-паразиты и тавтология
  • Проблемы с ритмом речи
  • Неумение использовать язык тела
  • Привычка спорить
  • Отсутствие тем для разговора
  • Безграмотная речь

Кто такой интеллигент

Интеллигентность — это не только высокий интеллект и блестящее образование, это ещё и воспитанность, умение жить в гармонии с собой и окружающими, в согласии со своей совестью, это активная гражданская позиция, понятие о чести и достоинстве, стремление к правде.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. <…> Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

И пока кто-то втихую посмеивается над интеллигентами из-за их подчёркнутой корректности и интеллектуальности, во всём мире говорят о русской интеллигенции как о культурном феномене, явлении, которое зародилось в Российской империи и положило начало выделению особенной, пусть и весьма немногочисленной, прослойки общества во всём остальном мире.

Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.

Д. С. Лихачёв, «Книга беспокойств»

Истинными русскими интеллигентами принято считать А. П. Чехова и Д. С. Лихачёва. В письме брату Николаю молодой Чехов привёл своего рода кодекс интеллигентного человека, на котором во многом и основываются следующие советы.

Как стать интеллигентнее

Уважайте других

Причём уважение это должно выходить за рамки соблюдения субординации и элементарных правил поведения. Это ещё и уважение к чувствам и желаниям окружающих, эмпатия, в какой-то степени даже сочувствие. Да, нелегко заставить себя сочувствовать окружающим, если вы не привыкли этого делать. Но именно работа над собой отличает интеллигентных людей.

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Не лгите

Помните, что в первую очередь вы лжёте сами себе. Ко лжи интеллигентные люди причисляют и бессмысленную рисовку, лесть, пускание пыли в глаза. Любой обман для них недопустим.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Будьте скромны

У интеллигентных людей несколько другое восприятие ценностей. Они не суетны.

Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Чаще они молчат, предпочитают не навязывать своё мнение окружающим, тем более когда их не спрашивают. Не откровенничают зря и не добиваются внимания окружающих уничижением себя.

В этом с интеллигентов определённо стоит брать пример. Скромность и умеренность помогут вам во многих сферах жизни, стоит только примерить на себя и принять эту философию.

Стремитесь к эстетике

Интеллигент — эстет. Его восхищает стройность мысли, талант, утончённость образов, изящество и человечность. Именно интеллигенты — главные блюстители того, что мы привыкли называть «вечными ценностями». Старайтесь быть похожими на них. Вовсе не обязательно иметь учёную степень, чтобы разбираться в литературе и восхищаться ей. Не нужно самому писать картины, чтобы получать эстетическое наслаждение от работ художников.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Берегите свой талант

Поверьте, что вы талантливы. И берегите свой дар. Интеллигентные люди ставят талант выше всего остального, и именно это позволяет им оставаться представителями «интеллектуальной элиты», творить и созидать.

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Стремитесь ко внутренней свободе

Кто-то вообще ставит ощущение свободы во главу угла в вопросе интеллигентов и интеллигентности. И действительно, интеллигентный человек свободен от массы вещей, зависимость от которых испытывают остальные.

Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Д. С. Лихачёв, «О русской интеллигенции. Письмо в редакцию», 1993 год

Как раз свобода от чужих мнений, авторитетов, кумиров и стандартов способна на шаг приблизить вас к настоящей интеллигентности.

Интеллигентность — трудный путь, который подходит не всем. Далеко не каждый готов ежедневно «по капле выдавливать из себя раба». Но несомненно то, что ставшие на этот путь получают нечто неизмеримо большее, чем просто набор положительных качеств.

«Кардинальный признак в понятии интеллигентности лежит в ее общественном характере, не в одной сумме знаний, не в каких-либо формальных, классовых, сюртучных и других внешних признаках, а в ее духовной сущности» (Елпатьевский С. Я. Из разговоров об интеллигенции // Русское богатство. 1904. № 1, с. 68).
«Интеллигентность как показатель нравственной зрелости личности отражается в способности действовать на благо общества, человека, человечества, действовать во имя реализации общечеловеческих ценностей не по внешнему велению, из боязни кому-то не угодить, а по велению совести» (Барабаш И. Интеллигенция и интеллектуалы).
«Интеллигентность — не столько образованность, сколько определенный стиль жизни, формируемый еще в глубоком детстве и проявляющийся в таких чертах, как голос, тон, фигура, выражение лица, одежда, речь. Интеллигентности нельзя научиться, однако ее сразу замечаешь, причем по едва уловимым, часто неосознанным признакам. … Интеллигентность совсем необязательно связана с ярким умом и большим талантом, но, несомненно, связана с внутренним достоинством со сдержанностью, тактом, подчеркнутым уважением к собеседнику. … интеллигентность, подчеркнем, это не «что», а «как», не набор идей, а определенный стиль, в котором важны не столько идеи, сколько интонация, с которой они произносятся» (Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции?).
«Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. <…> Непременная черта интеллигентности — внутренняя свобода человека, сознательно подчиняющего свое поведение защите добра. Отсюда и высокая духовность, помноженная на требовательность человека к себе. <…> Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами — милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей» (Л.Н.Дорогова и др. Интеллигенция и культура России).
«Интеллигентность – это не просто образование и сумма знаний – все это может быть и у неинтеллигентного человека. Это способность к приобретению знаний и к пониманию другого человека и другой культуры» (Лихачев Д.С. Об интеллигентности).
«»Образованность есть всего лишь условие интеллигентности, которое можно на языке логики определить как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения» (М. С. Каган)» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 17).
«В качестве признаков «интеллигентности» <…> выступают: во-первых, образованность; во-вторых, способность к духовному творчеству, или, говоря современным языком, креативность; в-третьих, этическое самоопределение, свойственное виртуальной группе интеллигентов» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 51).
«Есть ученые, выдвигающие постулат, что интеллигентность — качество не социально-культурное, а антропологическое, это «дифференцированно-избирательное этическое качество личности (выделено автором. — А. С), главными параметрами которого являются совестливость, деликатность, добропорядочность, честь, честность, духовность, сострадательность, гражданская мужественность, социально позитивная смысложизненная ориентация, истинная патриотичность, способность к самопожертвованию и ряд других»» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 74-75).
«»Интеллигентность, я думаю, – говорит Булат , – это прежде всего способность мыслить самостоятельно и независимо, это жажда знаний и потребность приносить свои знания, как говорится, на алтарь отечества. Вот уже что-то вырисовывается, но этого, конечно, мало. Ведь интеллигентность, кроме того, в моем понимании, – это состояние души. Важны нравственные критерии: уважение к личности, больная совесть, терпимость к инакомыслию, способность сомневаться в собственной правоте и отсюда склонность к самоиронии и, наконец, что крайне важно, неприятие насилия. Что-то, видимо, я упустил и не сомневаюсь, что кому-то эти качества покажутся и не полными, и не достаточными, а кого-то мое мнение, может быть, и покоробит. Я вовсе не претендую на окончательное определение, просто размышляю…
Я никогда не утверждал, что я интеллигент. Но мне всегда хотелось быть интеллигентом. Хотя у меня масса недостатков, пороков, но освобождение от них и есть приближение к интеллигентности».
Пользуясь разрешением Окуджавы, я бы рискнул добавить еще один признак интеллигентного человека, очень существенный в наши дни. Это – бескорыстие и даже некоторое презрение к деньгам. Его диктует чувство самосохранения, поскольку деньги всегда угрожают поработить человека. Конечно, речь не идет о средствах, необходимых для обеспечения умеренных, но достаточных условий существования. Но о тех деньгах, которые обещают завидные на первый взгляд излишества, нередко оплачиваемые бесчестием, коррупцией, а иногда и преступлением. Для интеллигента такая плата абсолютно неприемлема. Да и сами излишества (их нередко стыдливо называют комфортом) представляются чуждыми его духовной природе» (Остерман Л.А., Интеллигенция и власть в России).
«Интеллигентность <…> подразумевает профессиональную значимость, способность испытывать чувство социальной справедливости, совестливость, приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, общечеловеческим ценностям, наличие тактичности и личной порядочности, духовность, исключение вражды и национальной нетерпимости, способность к состраданию, принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию» (Богадельников И.В. Образованность или интеллигентность?).
«Основными признаками интеллигентности являются: подвижничество, высокая гражданственность, совесть, свободомыслие и толерантность» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант / В.И. Астахова // Европ. журн. соц. наук = European Social Science Journal : . – Рига ; М., 2012. – № 1, с. 325).
«К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
— обостренное чувство социальной справедливости;
— приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры;
— усвоение общечеловеческих ценностей;
— следование велениям совести, а не внешним императивам;
— тактичность и личная порядочность, исключающая проявление нетерпимости и вражды в национальных отношениях, грубости в межличностных отношениях;
— способность к состраданию;
— идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.
<…>
В других источниках отмечаются следующие признаки интеллигентности:
— бескорыстное служение истине и народу;
— идеальная потребность познания;
— признание безусловного приоритета истины;
— упорство в достижении и объяснении истины»
(Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество).
«Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами — милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей» (Звездунова Г.В., Интеллигенция и элита: поиски взаимного соответствия).
«Главным признаком интеллигентности следует считать, во-первых, преобладание духовных интересов над материальными… во-вторых, уважительное отношение к «другому», «чужому», отношение, переходящее в служение людям…» (Яковкина Н. И. История русской культуры XIX век).
«Существует ряд индивидуально-психологических особенностей личности, которые в совокупности образует то, что называется интеллигентностью. К ним относятся любовь к книге, интерес к культурно-политической жизни, вежливость в общении, опрятность, отсутствие ксенофобии, свободное владение родной речью, нежелание использовать ненормативную лексику. Все эти качества, собранные в одном человеке, свидетельствуют, что он и ему подобные относятся к числу интеллигентных людей. Это совершенно справедливо. Однако в людской массе эти качества, конечно, встречаются, но в разнообразных сочетаниях» (Петровский А.В. Интеллигенция «при наличии отсутствия»).
«Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.
Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, а то и плюнувший ему в лицо (тогда говорилось «в физиономию»), вызывал полное доверие.
Но доносить нельзя было ни на кого, даже на начальника. На начальника можно было подать официальную жалобу, еще лучше подать заявление об уходе с работы с изложением причины ухода: не хочу служить под начальством взяточника или еще что-то в этом роде. Вообще грубость не допускалась нигде, кроме как в отношениях с начальством, — странно, но факт.
Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило. <…>
Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять, тот и знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя» (Залыгин С.П. К вопросу о бессмертии).
«… дифференцированно-избирательное этическое качество личности главными параметрами которого являются совестливость, деликатность, добропорядочность, честь, честность, духовность, сострадательность, гражданская мужественность, социально позитивная смысложизненная ориентация, истинная патриотичность, способность к самопожертвованию и ряд других» (Гидиринский В. И. Русская интеллигенция в истории России (социокультурный аспект). М., 2005, с. 169).
«Помимо чувства такта, внутренней культуры не только поведения, но и мыслей, сдержанности, достоинства, все же какого-то рода образованности (иначе это просто добрый и культурный человек) — это ведь еще и самоотверженность.
Это способность где-то подавить свою волю. наступить на горло собственной песне, уступив другому, стать выше мелочей.
Пожалуй это самое сложное свойство личности, поскольку оно комплексное» (Участник форума «Весь Сосновый Бор»).
«Отличительными особенностями интеллигентности являются приоритет духовных потребностей над материальными, получение удовольствия от интеллектуально-творческой деятельности, великодушное отношение к окружающим людям» (Зыбина О.О., Франц А.С. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект)).
«Интеллигентность — такой стиль поведения, для которого свойственно уважительное отношение к любому человеку, в любой ситуации, к собеседнику с любым уровнем образования. Более того, интеллигентность никогда не позволит человеку, обладающему этим качеством, показать собеседнику границы его образования, свое над ним превосходство» (Интеллигенты в Церкви -2. Интеллигенция и хамство).
«Интеллигентность – это проявление внутренних качеств, а не внешних признаков, поэтому притвориться интеллигентом нельзя – на чём-нибудь да проколешься» (Петров Б.С. Можно ли притвориться интеллигентом?).
«Пожалуй, еще одним необходимым признаком интеллигентности является тяга к просветительской деятельности, готовность бескорыстно делиться своими знаниями» (Сорокин В. Наши цивилизации. Русская интеллигентность).
«Интеллигентность может проявляться в тысячах мелочей: в умении уважительно спорить, скромно держать себя за столом, в умении незаметно помочь другому, не мусорить, беречь природу, не сквернословить. Интеллигентность – это умение терпимо, с уважением и пониманием относиться к людям и к окружающему миру» (Шкавронская Г. Нужна ли интеллигентность современному человеку?).
«… способность не потерять себя — тоже признак интеллигентности» (Шаргунов С. Все хорошее в человеке заложено Богом).
«Альтруизм — вообще один из главных признаков интеллигентности. Так же как подвижничество, совестливость, способность к сопереживанию» (Якунина Г. Право быть собой).
«Лично для меня основным признаком интеллигентности (помимо всем известных начитанности и общей культуры) является априорное уважение к человеку рядом, не декларативное, а именно априорное, принятое по умолчанию» (Mrs.Adams Об интеллигенции и псевдоинтеллигенции…).

Интеллигент в русской культуре: содержание понятия

Алыпкашева С.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина

Существует много определений интеллигенции, однако все они утверждают причастность именно интеллигенции как явления в создание, сохранение и распространение достижений духовной жизни общества. Можно говорить о значении интеллигенции в трех метаисторических измерениях: прошлом (сохранение обычаев, знаний, накопленных предыдущими поколениями, ценностей), настоящем (распространение этих ценностей среди современников, своеобразное «воспитание» собственного общества) и будущем (продуцирование новых ценностей, идей, которые будут конституировать уже будущее общества).

Горький В. обращает внимание на три подхода к определению интеллигенции:

1) первый обращается к функциям этого слоя общества («социологическое» определение);

2) второй обращается к историческому значению этого слоя («историческое» определение);

3) третий обращается к индивидуальным чертам людей, которых относим к этому слою («философско-психологическое» определение).

Попробуем определить интеллигенцию, опираясь на философское восприятие мира как такового. Как отмечает профессор В.С. Горский, человек живет в мире и в процессе жизнедеятельности реализует определенные отношения, определенные установки, по отношению к окружающим его людям, миру и обществу. Такое отношение может реализоваться через противопоставление себя как субъекта к миру, как объекта познания. Указанная установка реализуется в процессе научной деятельности, но человек не только познает мир, он оценивает его с учетом собственных потребностей и пытается изменить так, чтобы способствовать развитию факторов, отвечающих его интересам, и нейтрализовать действие неблагоприятных для него процессов.

В этом смысле интеллигента отличает способность воспринимать собственной душой, пропускать через собственное сердце радости и горе не только «ближнего», но и «дальнего» своего. Вернее сказать, интеллигент – это тот, для кого «дальнего» просто не существует. Интеллигент – это тот, кто способен не только услышать, но и сочувствовать другому.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — окурками или руганью, дурными идеями.

Интеллигентность включает в себя черты, которые, конечно, отличные у разных людей, но необходимы для констатации целостности. При отсутствии какой-либо части в рамках целостности, сама эта целостность не просто меняется, а уничтожается, переходит в другую качественную определенность. Структуру интеллигентности образуют связи между ее качествами, объединенными в соответствующие подсистемы.

Формирование интеллигентного врача предполагает воспитание настоящего интеллектуала. Среди его качеств, прежде всего, чувство нового, а также рефлексия, самокритичность, скромность, оптимизм, настойчивость, упорство в достижении цели и тому подобное. Ведь врач интеллигент должен характеризоваться умением смотреть вперед, видеть уже сегодня то, что наступит завтра. Он должен уметь в полной мере оценивать свои знания, возможности достижения успеха, направления и т.д., и в то же время отвергать пессимизм и видеть то, чего не замечают другие. Этому должны способствовать настойчивость и упорство в достижении цели, которые, в свою очередь, основываются на невероятно напряженном труде.

Свойства интеллигентности, проявляясь в ходе деятельности человека, предусматривают формирование, развитие и проявление других личностных качеств. Так, например, работа над собственным самосовершенствованием невозможна без настойчивости и самодисциплины. Человеколюбие предполагает умение слышать и слушать другого, милосердие, сострадание. Высокая нравственность проявляется, в свою очередь, в скромности, честности, достоинстве, благородстве, искренности, бескорыстии; культура диалога – в вежливости, тактичности, чувстве юмора, душевной порядочности; гражданственность – в подвижничестве, самоотверженной деятельности. Как видим, модель интеллигентности имеет достаточно сложную структуру, одни качества предполагают наличие других, и рассматривать свойства интеллигентности отдельно, невозможно.

Таким образом, интеллигентность является особым сочетанием интегральных качеств человека, обладающих сложной иерархической организацией; внутреннее и внешнее функционирования; саморегуляция на основе обратной связи; способность, изменяя свое состояние, сохранять качественную определенность; историческая динамика, выражающаяся в закономерном процессе ее возникновения и развития. Интеллигентность имеет определенную идеологическую достоверность и завершенность.

Много раз в жизни приходилось мне встречаться со странными, казалось бы, случаями: школьный отличник превращался в институте в середнячка, а то и вовсе в троечника. И наоборот – бывший троечник оканчивал институт с красным дипломом. Тайна этого явления состоит не в шумных студенческих гуляниях и не в поздно проснувшейся «сознательности». Дело в том, что учиться в школе и учиться в вузе – это два разных процесса.

Эрудиция не равна интеллекту

Школьное обучение строится по принципу «должен знать от сих до сих», причем программа неостановимо пополняется новым материалом, новыми предметами, новой информацией, без которой немыслимо назвать человека грамотным.

Одновременно, формально ставя перед собой задачу развить в ребенке самостоятельность мышления и навыки самообразования, современная программа вынуждает учителя работать в директивном, авторитарном стиле, поскольку сильно ограничивает его и во времени, и в выборе тем. Отсюда расхожая фраза, до сих пор звучащая из уст школьных педагогов: «Я вам всё разжевала – вам осталось только проглотить». Кому-нибудь хочется проглатывать разжеванное другим человеком?

Школьная программа построена таким образом, чтобы сделать из человека эрудита, а не интеллектуала. Предлагаемый ею набор знаний – это прописные истины науки, выкристаллизовавшиеся, проверенные, утвержденные. Да, в каком-то смысле – это, безусловно, база для развития интеллекта. Усвоив разжеванные истины (заучив и научившись оперировать с ними и в их рамках) ученик школы становится отличником. Популяризация роли эрудита идет сейчас широким фронтом по каналам масс-медиа, начиная от самых простых вопросов в программе «Такси» (ТНТ) до самых «дорогих» в «Своей игре» (НТВ). Все эти вопросы проверяют эрудицию человека, при этом эрудированного человека называют умным, а подспудно проводится мысль о том, что эрудиция поможет заработать.

На наших глазах творится новая мифология информационного общества.

Во-первых, эрудиция в подавляющем большинстве случаев помогает не заработать, а произвести впечатление на собеседника. Иногда это впечатление выгодное.

Во-вторых, понятие эрудированный приравнивается к понятию умный. На самом деле, глупый человек (обладающий низким коэффициентом интеллекта) вполне может быть эрудитом! Наоборот тоже верно: человек с высоким уровнем интеллектуального потенциала может быть невеждой. И — моментально научиться тому, что от него потребуется.

В соответствии со школьной программой и государственными образовательными стандартами, ЕГЭ и вступительные экзамены любого российского вуза при выставлении оценки ориентируются на уровень эрудированности.

А потом начинается то, о чем не предупреждали. Если школьное обучение построено на заучивании, то обучение в вузе – на умении сопоставлять факты и делать выводы. От студента далеко не всегда требуется «знать» что-либо. Часто это просто невозможно из-за невероятного количества информации в любой конкретной области науки. От студента ожидается умение грамотно поставить перед собой цель, сформулировать гипотезу, наметить задачи исследования, найти информацию, провести критический анализ, сформулировать рабочее определение понятий и т. п. То есть – как раз интеллектуальная деятельность. А еще требуются навыки самоорганизации и самообразования – умение действовать не по указке, а по собственной инициативе, навыки пользования словарями, справочниками, каталогами, поиска книг и статей, организации большого объема собранной информации, умение логично изложить итог или свое мнение.

Экзамен – встреча с учеными

Частенько вопрос на экзамене, начинающийся со слов «А каково Ваше мнение…», открывает полное его отсутствие или, что не лучше, полное отсутствие представлений о данном предмете за пределами выученной программы. У школьника в течение десяти лет вырабатывали привычку к пассивному потреблению информации, формировали образ науки как чего-то академичного, застывшего, решенного, где уже всё открыто и понятно и осталось только «проглотить» пережеванное кем-то. Но на вступительном экзамене в вузе абитуриент встречается с живыми людьми этой науки – они ищут истину, имеют собственное мнение, ценят конкуренцию идей, готовы к принципиально новым предложениям и мыслям. Отвечая на вопрос билета, молодой человек частенько касается тех областей, специалисты в которых как раз и сидят перед ним.

Смешно получается всякий раз, когда абитуриент рассказывает о «схеме Таковского» самому Таковскому, не подозревая об этом. Да еще иногда утверждает, что этот Таковский умер. Ну поинтересуйтесь личностями, которые входят в состав приемной комиссии. Узнайте, каковы их научные интересы; может быть, они сами или в соавторстве написали учебник; прочитайте хотя бы аннотации или резюме их книг. Возможно, их статьи вы найдете в сети Интернет. И вам же будет проще разговаривать с этими людьми.

«Ученые доказали»

Самый распространенный ляп на экзамене – когда абитуриент говорит нечто, для специалиста звучащее примерно так: «Последние исследования ученых доказали, что дважды два будет четыре». Невольно у экзаменатора возникают слегка насмешливые вопросы:

В каком смысле «последние»? Вроде бы ученые, на которых Вы сослались, живы. Не могли бы Вы уточнить дату этого исследования? На какой базе, где и кем проводилось данное исследование? Каковы были исходные предпосылки исследования, ведь в недесятичных системах счисления это утверждение ложно?

Будьте предельно конкретны и корректны в своих ответах. Обратите внимание на год выпуска литературы, которой пользуетесь, поскольку со временем научные идеи претерпевают значительные изменения. Не поленитесь поискать современную точку зрения на вопрос, который задан в билете. Поинтересуйтесь и критикой этой современной точки зрения.

«Это я открыл»

Еще один, не менее часто встречающийся, вариант: абитуриент и вовсе не ссылается на ученых, а сразу преподносит готовую «истину» так, как если бы он открыл ее сам. Понятно, что в школе альтернативные идеи не преподавались: на них просто не хватило бы времени – но специалист, принимающий экзамен, может быть представителем… иной концепции. Прекрасно зная о слабых сторонах преподнесенной «истины», он задаст пару вопросов – и от «истины» останется мокрое место. Зачем ему так делать? Может быть, просто из принципа, а может быть – чтобы в следующий раз абитуриент не занимался плагиатом и сослался на настоящего автора той идеи, которую оглашает.

Постарайтесь ссылаться если не на автора идеи, то хотя бы на автора книги, из которой вы брали информацию. Если вы говорите от своего имени, то тем самым открываете простор спорить именно с вами; а если вы только передаете то, что написал уже состоявшийся ученый, лишних вопросов к вам не возникнет.

«Правда всегда одна»

Самый блестящий ответ превращается в невнятное лепетание после обычного вопроса: «Скажите, а какие еще концепции Вы знаете?» Привычка к одномерному мышлению, удовлетворяющемуся односторонне изложенной информацией, играет злую шутку не только с абитуриентами, но также со студентами.

Если при подготовке билета вам встретилось упоминание, что данная концепция – одна из нескольких, то стоит познакомиться и с другими. В крайнем случае, всегда можно будет привлечь информацию об альтернативных взглядах в свой ответ – и сделать его полнее, объемнее.

Прекрасное впечатление производит ответ абитуриента, когда тот сравнивает мнения нескольких ученых (пусть даже из двух разных учебных пособий). Ясно, что тут проявляется и ум, и критичность мышления, и активная исследовательская позиция.

«Сенсация!!!»

Существует закономерность: сенсационные, будоражащие воображение сведения запоминаются намного легче и быстрее, чем простое и логичное изложение фактов. Из десятка прочитанных по вопросу статей самая кричащая информация с наибольшей вероятностью отложится в памяти и придет на ум в стрессовой ситуации экзамена. Для специалиста такое «сенсационное» сообщение абитуриента звучит сродни заявлению: «В 1982 году Н. Н. выяснил, что коровы всё-таки могут летать! Он привязал корову на специальных подвесках к вертолету и доподлинно установил, что корова может летать при помощи вертолета!»

В процессе подготовки отнеситесь внимательно к отбору информации по вопросу. Исключите жареные факты, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение читателя.

Помните: несмотря на то, что сеть Интернет – неисчерпаемый кладезь научного материала и научной информации, однако любой вправе разместить там свое мнение, которое может быть, как просто ошибочным, так и намеренно вводящим в заблуждение.

Выясните для начала, мнение каких ученых в данной области считается авторитетным, и упоминайте в своем ответе именно их исследования.

«Согласно данным алхимии…»

Миф о «единой науке», создаваемый школьной программой, делает людей доверчивыми к любой информации, выстроенной по образу научной. Редкий школьник всерьез спросит на уроке: «А каковы слабые места этой концепции? За что ее критикуют оппоненты?»

В результате создается благоприятная среда для распространения так называемых околонаучных сект. Это некоторые направления социально-педагогической деятельности, которые сами себя именуют научными направлениями, создают свою терминологию, методологию, мировоззрение – и функционируют, набирая и обучая людей, не являющихся и не становящихся специалистами в той области, в которой данная организация подвизается.

Уверенно причислить учение к ряду сектантских не вполне легко, но некоторые общие черты его всё же выдадут:

  • часто прорывается пренебрежение к «старой» науке, которая противопоставляется их собственной «новой»;
  • ставятся псевдонаучные опыты;
  • необходимость в доказательствах отрицается как пережиток «старой» науки;
  • проявляется догматическая приверженность псевдонаучным постулатам и их многократное повторение;
  • используется туманная терминология, без необходимости придумываются новые, «свои» термины;
  • нарушается научная логика, игнорируются внутренние противоречия основных положений;
  • приводится огромное число отдельных примеров, но отсутствуют статистические данные;
  • искажается принцип бремени доказательства (когда не сами сторонники околонаучной секты, а ее противники-ученые с какой-то стати должны в первую очередь доказать свою правоту).

Чем же всё это плохо? Тем, что движимые интересом к определенной области исследований, но не учившиеся в соответствующем ей вузе люди, проходя обучение в подобных организациях, получают помимо псевдонаучной информации и привычки к псевдонаучной терминологии мощный заряд пропаганды определенных мировоззренческих взглядов, не имеющих с научной картиной мира ничего общего. В результате, приходя на вступительный экзамен, прошедший подобное обучение неспособен общаться с преподавателями из-за усвоенной привычки свысока глядеть на «старую» науку и разницы понимания не только специфически научных терминов, но порой и простых бытовых слов.

«Представляем экзамен со звездами!»

Многие ошибки в попытке преподнести научные данные на экзамене как бы списаны со способов подачи материала средствами массовой информации. Характерная черта – подменять компетентность известностью. «Ученые совершили новое открытие. Давайте узнаем, что по этому поводу думает известный режиссер (актер, политик, ведущий – и даже ученый, только не имеющий отношения к этой области науки человек)». Вот и на экзамене приходится слышать: «Когда Джеки Чан говорил об истории династии Чинь…» А разве у Джеки Чана есть хоть один научный труд, посвященный истории древнего Китая? Еще пример: сенсационные открытия Э. Мулдашева в Тибете. Открытия называются научными, ведь Э. Мулдашев – доктор наук. Правда – медицинских: он офтальмолог, занимается глазными болезнями.

Точность и критичность мышления – то самое качество, которое поможет преодолеть преграды подобного рода. Воспитать его в себе можно самостоятельно, хотя бы время от времени критически относясь к той информации, которую предоставляют СМИ.

«У меня нет слов…»

Еще один немаловажный для сдачи экзамена фактор – это грамотная форма ответа. Развитию этого умения вроде бы уделяют достаточно внимания. Настойчиво учат писать сочинения, пользоваться правилами родного языка, избегать слов-паразитов («Вот, как бы, значит, о чем я и немного, вроде бы, хотел еще, всё-таки, тем не менее, сказать»). При этом совершенно игнорируется распространенное неумение грамотно общаться в стрессовых ситуациях. Именно состояние стресса, кроме стандартного набора физиологических проявлений, вызывает спутанность мыслей, забывание, речевые стереотипии (навязчивое повторение одних и тех же слов или фраз), горловые спазмы, которые приводят к спектру реакций от потери голоса и заикания до напряженно-повышенных интонаций, визгливости или крика.

Стрессоустойчивость косвенно развивается в напряженных ситуациях при ответе у доски, на экзаменах, написании промежуточных и итоговых контрольных работ. Вы сами себе очень поможете, если научитесь справляться со стрессом.

Однако еще лучше – если вы воспользуетесь стрессом: воспримете его как потрясающий ресурс; как помощь, данную нашему организму природой. Это будет решение, принятое уже интеллектуалом.

Сегодня количество информации в науке таково, что получить ее в полном объеме (а тем более заучить) в течение жизни одного человека уже невозможно. Познать самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине – вот цель современного студента. Этот подход предполагает, что будут учтены и переработаны данные естественных, гуманитарных и технических наук, по-новому будет организовано образование, а от вас понадобятся не только знания и опыт, но и творческий подход, способности к постоянному самообразованию.

Удачи!

Слова-паразиты и тавтология

На днях, знаете, ээээ… было такое, когда я говорил, пытался сказать что-то и просто не мог ничего сказать, потому что нууу… я не знаю, просто ничего не приходит на ум.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

И с этим:

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

В первом случае — обилие ненужных слов, которые только навевают скуку на слушателей. Во втором удалён весь словесный мусор, однако явно хромает смысловая составляющая: предложение сухое, ни о чём. Третий же вариант дополнен нужными подробностями, которые открывают для слушателя картину происходящего. Живые, «наглядные» фразы без слов-паразитов и неоправданных повторов воспринимаются и запоминаются гораздо лучше.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речи Речь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена — это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наиболее частые слова-паразиты: вот, как бы, просто, в общем, это самое, будем говорить, как говорится, короче, типа, ну не знаю, прямо, значит так, угу. При желании не так уж сложно избавиться от этих и прочих ненужных «наполнителей». Вот три действенных метода:

  1. Запишите свой разговор на диктофон, а потом послушайте и проанализируйте. Оцените, можно ли было сказать что-то более коротко, есть ли у вас слова-паразиты. Скорее всего, придёте к выводу, что лучше вообще не заполнять паузы, чем вставлять в них невнятное мычание или лишние повторы.
  2. Попросите друга записать для вас какой-нибудь раздражающий звук. Это может быть громкий гудок или скрежет. И пусть он его включает каждый раз, когда вы снова употребите в беседе запретное слово.
  3. Многие лучше воспринимают информацию в письменном или печатном виде. Попробуйте составлять короткие заметки (речи, диалоги). Затем перечитывайте их и спрашивайте себя, можно ли сделать каждое предложение более коротким, образным и мощным. Конечно, все мы пишем и говорим по-разному, у каждого свой стиль, но общие принципы всё же есть.

Проблемы с ритмом речи

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это — ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами в языке тела, но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки — всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия — это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении — чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный спор. Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант — беседы о погоде.

Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных ударениях. Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Разное
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .