Путешествия во времени — давняя мечта человечества, многократно отображенная в кино в самых разных формах. В эту подборку мы включили и научную фантастику, и триллеры, и комедии — серьезных ограничений по жанрам не вводили. Главное, чтобы фильм был интересным и значимую (или важную) его часть занимали перемещения во времени.
Итак, kinowar.com представляет 20 лучших фильмов о путешествиях во времени, ранжированные от худшего к лучшему.
20. Звездный путь (Star Trek) 2009
«Стар Трек» не про путешествия во времени, если говорить в целом, да и фильмов в серии было очень много за несколько десятилетий существования франшизы. Вероятно, именно за счет столь длительного пребывания в эфире обойти вопрос перемещения во времени было практически нереально. В итоге, в последнем (на текущий момент) перезапуске молодой Спок (Закари Куинто) встречает старого Спока (самого себя в будущем), которого играет Леонард Нимой, исполнявший роль молодого Спока в оригинальной франшизе. Звучит запутанно? Примерно так выглядят многие фильмы с использованием перемещения во времени.
19. Бойфренд из будущего (About Time) 2013
Интересный концепт перемещения во времени: способность вернуться в те моменты воспоминаний, которые ты переживал. Она передается по наследству по мужской линии в семье главного героя (Донал Глисон). Он решает подправить дела по любовной линии, применяя свой уникальный дар…
Удачное сочетание комедии и фантастической оболочки с Биллом Найи, Рэйчел Макадамс, Марго Робби, Ванессой Кирби и Томом Холландом в главных ролях.
18. Невероятные приключения Билла и Теда (Bill & Ted’s Excellent Adventure) 1989
Сложно сказать, почему некоторые фильмы становятся культовыми, особенно если речь идет о комедиях. Где грань между слегка придурковатым, но смешным юмором и пошлостью, например? Совершенно не поддается определению. То ли дело в наличии Киану Ривза (пусть еще совсем молодого, но харизму куда денешь), то ли в кратком, но эффективном присутствии Джорджа Карлина, то ли в том, что в свое время эта легкая лента на грани комедии и фантастики (но больше комедии, конечно же), что называется, попала в нерв ожидания аудитории, но так или иначе, теперь это классика. Для которой было снято продолжение, а теперь, спустя тридцать лет, снято и заключение трилогии.
17. Счастливого дня смерти (Happy Death Day) 2017
Если скрестить «День сурка» и «Крик», получится очень симпатичная молодежная комедия-триллер о том, как девушку снова и снова убивают в студенческом общежитии, а она каждый раз просыпается утром того самого дня смерти, чтобы в итоге понять, кто убийца. Да, немало вторичных идей — но как по-другому, если все истории уже давно написаны. Вышло динамично, свежо и смешно. Настолько, что все это привело к сиквелу.
16. Детонатор (Primer) 2004
Этот культовый уже фильм снят всего за 8 тысяч долларов. Друзья и родные в качестве актеров и съемочной группы, а режиссер и автор сценария Шейн Кэррут выступил также продюсером и композитором (и сыграл главную роль). Несмотря на это и несмотря на то, что технические аспекты путешествий во времени не объяснялись простым, доступным для понимания зрителем языком, успех в среде людей, которым нравится интеллектуальное кино, неоспорим.
Когда ты открываешь способ перемещаться во времени, у тебя возникает масса сопутствующих вопросов и моральных дилемм. Даже если ты ученый, решить их не так просто…
15. Патруль времени (Predestination) 2013
Фантастический фильм по Роберту Хайнлайну — это всегда заявка на успех. Один из самых авторитетных авторов в сфере научной фантастики написал рассказ «Все вы зомби», который разбирает парадокс предопределения (или, проще говоря, причинно-следственную петлю).
Бюро Времени борется с преступлениями, предотвращая их совершение. Временной агент перемещается во времени, чтобы найти того, кто должен совершить злодеяние, а заодно и остановить сам замысел. Есть только один преступник, с которым он не может справиться — Пшик-Подрывник, террорист, специализирующийся на бомбах. Для его поимки главный герой отправляется в прошлое…
14. Петля времени (Looper) 2012
И снова причинно-следственная петля. Главный герой работает киллером, жертвы для которого сбрасываются в определенное место и время — ему лишь остается нажать на курок. И вот однажды из будущего ему сбрасывают… самого себя, более возрастного. Выполнять ли задание? И если нет — к чему это приведет?
Джозеф Гордон-Левитт в старости будет выглядеть как Брюс Уиллис (по крайней мере, согласно видению авторов картины).
13. Дежавю (Déjà Vu) 2006
Дензел Вашингтон может спасти жертву взрыва, которая дорога ему лично, и найти виновника гибели 543 человек, если верно распорядится экспериментальными технологиями. Но трезво мыслить ему мешает одержимость именно этой одной особой жертвой. А потому изменение прошлого для предотвращения терракта становится значимой моральной дилеммой…
12. Полночь в Париже (Midnight in Paris) 2011
Теплый, добрый фильм, где никого не убивают и ни за кем не гоняются с помощью технологий перемещения во времени. Вуди Аллен написал и поставил увлекательную историю о писателе, который испытывает творческий кризис и получает шанс с ним справиться, когда загадочным образом попадает в прошлое, в 20-е годы 20-го века. Он встречает Дали, Бунюэля, Хэмингуэя, а потом переносится в еще более далекое прошлое, сравнивая надежды и чаяния великих писателей, художников, драматургов…
11. Исходный код (Source Code) 2012
Этот фильм прошел относительно незамеченным, несмотря на то, что в нем заняты Джейк Джилленхол, Мишель Монаган, Вера Фармига и Джеффри Райт. И снова перемещение во времени, для того, чтобы предотвратить терракт — но на сей раз спецагент перемещается в сознание другого человека в последние 8 минут его жизни. За 8 минут нужно разобраться, кто заложил бомбу, потому что тот же преступник собирается взорвать еще одну бомбу, только теперь уже объемом и силой побольше — в Чикаго. Погибнут миллионы, а потому приоритет — установить личность подрывника. Но спецагента (Джилленхол) не устраивает такая расстановка целей: он хочет спасти девушку, к которой мгновенно проникся симпатией…
10. Эффект бабочки (The Butterfly Effect) 2003
Эштон Кутчер снимался в кино часто, но в хорошем — не так много. «Эффект бабочки» рисует картину широкими мазками и не вдается в мелкие и технические детали. В общем, это вам не «Назад в будущее» с точки зрения проработки теории перемещения во времени. Но это и не столь важно, ведь тема влияния мельчайших событий нашей жизни и происходящего с людьми в нашем окружении на развитие событий в будущем раскрыта полностью (равно как и моральная дилемма бесконечных попыток улучшить свою жизнь за счет других). Проваливаясь в прошлое с помощью чтения своего дневника, главный герой непосредственно влияет на события в нем. Но изменив прошлое, пусть даже в лучшую сторону, пусть даже из лучших побуждений, он влияет на то, что он обнаружит, вернувшись в то время, из которого он прибыл. И вот настоящее далеко не всегда меняется к лучшему…
9. Мстители: Финал (Avengers: Endgame) 2019
Самый кассовый фильм в истории, который обогнал даже «Аватар» — чем не причина попасть в список (любой). Да, финальная часть десятилетней саги о Мстителях вовсе не о путешествиях во времени. Но именно с помощью перемещения во времени Мстители, уцелевшие после щелчка пальцами Таноса, решают проблему, возникшую в «Войне бесконечности». Общий концепт приходит в голову Человеку-муравью, затем команда просит Тони Старка отполировать идею. Старк не хочет этого делать, поскольку не хочет ставить семью в опасное положение. Но затем загадка затягивает его — поиск решения неизбежен…
Здорово, что создатели фильма отдали должное «Назад в будущее», разобрав принципы работы времени и перемещения в нем и создав свою версию, отличную от привычной. После ее обсуждения Человек-муравей говорит: «Так «Назад в будущее» все это время были неправдой?».
8. День сурка (Groundhog Day) 1993
О том, насколько хорош этот фильм говорит один уже тот факт, что его название стало устоявшимся оборотом. Теперь, когда кто-то сталкивается с ситуацией, которая повторяется из раза в раз с минимальными отклонениями, он уверенно называет это днем сурка. Такая всенародная любовь достигнута за счет удачной комбинации хорошей идеи, продуманного сценария, создающего целую вселенную в одном маленьком американском городке (точнее, в одном дне в одном маленьком городке), и великолепного Билла Мюррея, который в состоянии тащить на себе и эволюцию героя, и львиную долю шуток в картине, и сочетание комедии и драмы в рамках одного персонажа. Рано или поздно этот фильм переснимут, и сколь бы удачными ни были бы режиссерские решения и техническая реализация, именно Мюррея будет не хватать для того, чтобы такой ремейк стал успешным.
7. 12 обезьян (12 Monkeys) 1995
Терри Гиллиам снял достаточно мрачный фантастический триллер о том, как в 2035 году почти все население Земли вымерло из-за вируса. Оставшиеся в живых обитают под землей и снаряжают Брюса Уиллиса для того, чтобы он отправился в далекое прошлое и разобрался в причинах эпидемии. Несмотря на то, что Уиллис привычно играет опустившегося бунтаря, который должен всех спасти, на первый план в картине неожиданно выходит Брэд Питт, играющий совершенно безумного персонажа в нескольких ипостасях. Номинация на Оскар за роль второго плана более, чем заслуженная (равно как и полученный Золотой глобус). Временные петли и причинно-следственные связи, двойные и тройные концовки, надежда и полное ее отсутствие одновременно — всем этим жонглирует Гиллиам, чтобы создать свой атмосферный мир на экране.
6. Грань будущего (Edge of Tomorrow) 2014
«День сурка» + «Трансформеры» — вот самое простое объяснение того, что происходит в этом фильме. Неожиданно он оказался не просто проходным голливудским блокбастером с Томом Крузом, а стал по-настоящему интересным и сценарно, и режиссерски фильмом. Триллер, фантастика, боевик, драма — всего достаточно и все успешно сочетается. Слабый и самовлюбленный герой Круза сталкивается с целеустремленной воительницей, которая ведет за собой человечество, подвергшееся атаке жестоких инопланетных машин (прекрасная Эмили Блант). Через многократную свою гибель и воскрешение, а также через общение с «цельнометаллической стервой» (Блант) скромный военный пиарщик становится храбрым воином, а главное — достойным человеком. Сиквел фильма был подтвержден уже черт знает когда, но пока проект с места так и не сдвинулся (и карантин с этим не помог).
5. Терминатор (The Terminator) 1984
Этот фильм практически столь же бережно обращается с концепцией перемещения во времени, как и следующий перед ним в списке «Назад в будущее». Связь между прошлым и будущим подразумевает коррекцию последнего при изменении первого; при этом все тот же, уже несколько раз упомянутый в статье парадокс предопределения — причинно-следственная связь и ее алогичность/логичность — дополняет тягучую и напряженную атмосферу картины. Терминатор отправляется в прошлое для того, чтобы уничтожить надежду всех людей в войне против машин в будущем еще до его рождения. Убить Сару Коннор, мать Джона — единственная задача безжалостной машины, которая никогда не останавливается, никогда не устает, никогда не сдается и никогда не отступает. Безупречный шедевр от Джеймса Кэмерона.
4. Назад в будущее (Back To The Future) 1985
Эти три фильма обязаны присутствовать в таком списке, вопрос только в том, как именно их расположить. Любой ответ будет верным, но мы решили, что с учетом того, что в каждом следующем фильме появлялось все больше сюжетных и временных линий, которые необходимо было увязать (что блестяще удалось создателям), значимость этих фильмов мы также отметим как более существенную с каждой новой вышедшей частью.
Первый фильм можно назвать лучшим в трилогии, ведь именно с него все началось. Но мы решили использовать обратный алгоритм.
3. Назад в будущее 2 (Back To The Future, Part II) 1989
Потому что во втором фильме выстроили новый (и более сложный) слой поверх того, который уже существовал, и увязали его с первой лентой. Множество отсылок к первой картине (погоня за Марти на скейте, остановившиеся часы на башне ратуши, кафе с игровыми автоматами и другое) исполнены с добротой к своему собственному детищу и уважением к зрителю. Мир будущего так похож на мир прошлого и настоящего 80-х, но при этом так уверенно технологически шагнул вперед (при этом реальность, которая уже достигла того же года, так и не смогла осуществить многие изобретения фильма). В этом фильме все было настолько прекрасно (и логично, отдельная благодарность Роберту Земекису за столь четкое и выверенное описание пространственно-временного континуума), что душа могла желать только одного — заключительной третьей части цикла.
2. Назад в будущее 3 (Back To The Future, Part III) 1990
И зритель получил ее. Действие перенесли на Дикий Запад (еще один круг отсылок, на сей раз учитывающий уже два круга истории), задачу героям заметно усложнили, кроме того, добавили любовную линию для доктора Брауна. В результате, в процессе просмотра мы побывали в далеком прошлом, настоящем и будущем, а создатели безукоризненно замкнули весь цикл, сделав несколько ложных финалов и обыграв культурное наследие и музыкальное (ZZ Top в качестве музыкантов на ярмарке в 19 веке), и кинематографическое (как и во второй части, не обошлось без упоминаний Клинта Иствуда, только здесь его было куда больше, и значение выполняемых действий было куда более критичным для общего повествования). Сложно вспомнить столь удачную трилогию в истории кино, сценарий которой не был задуман изначально. Фантазия и находчивость Роберта Земекиса и Боба Гейла позволили придумать продолжение любимой истории таким, чтобы за него не было стыдно.
1. Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day) 1991
Равно как и три части «Назад в будущее» могли быть расположены в этом списке в любом порядке, первая позиция также могла бы выглядеть по-разному. Здесь мог бы находится один из фильмов уже упомянутой трилогии, здесь мог бы быть первый «Терминатор», здесь могли бы быть «Грань будущего», «12 обезьян» или «День сурка». С учетом разнообразия жанров этих картин и их значения в истории, любой выбор был бы верным. Второй «Терминатор» оказался на вершине нашего списка потому, что после первой части казалось, что никакого продолжения не может быть в принципе. Однако когда Кэмерон вернулся с идеей того, как все может начаться по-новой, новая история не только оказалась достойной предшественницы, но и превзошла оригинал. Революция смысловая и технологическая, движущая вперед весь жанр научной фантастики и фантастического боевика, состоялась. Новое путешествие во времени вышло еще более напряженным, неотвратимым, драматичным и даже грустным в эмоциональном финале.
УДК 101
И. В. НИКОЛИН
Омский государственный педагогический университет
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КИНОРЕАЛЬНОСТИ_
В статье рассматривается взаимосвязь манипулятивной сущности кинореальности и структуры ее пространства-времени.
Кинореальность представляет собой разновидность духовной реальности, однако ее образует не столько элитарное представление о мире (Феллини, Куросава и подобные режиссеры), сколько массовое и кассовое кино, которое максимально разворачивает свою сущность в сериалах, популярных боевиках. Центральная задача конструирования кинореальности и ее пространства-времени в массовом прокате состоитв вовлечении зрителя. Эта задача требует разведения того, что представляет собой отношение кинореальности с пространством и временем вообще, и что представляет собой это отношение в массовом кино. Причем по мере развития кинопроката и телевидения этот процесс ориентации на массового зрителя усиливается. Эту проблему поднимают едва ли не все выдающиеся мастера кино . Однако анализ того, как меняется пространство и время кинореальности под воздействием этой задачи, тоже целесообразен.
Итак, временные границы меняются. С одной стороны, в кинореальности все сохраняется и становится прошлым, с другой — все воспроизводится и становится фактом настоящего, происходит снятие различения прошлого, настоящего и будущего. Это означает, что граница настоящего, прошлого и будущего продолжает существовать для индивидуальности, в той же степени и для зрителя, но несущественна для кинореальности, которая снимает абсолютность границ и необратимости времени в целом в фильме, однако сохраняя направленность, как качество времени в эпизоде. Можно говорить о двух типах времени, в фильме в целом и в отдельном эпизоде.
В кинореальности прошлое имеет особенный характер. Единственно точную и абсолютную локализацию события как прошлого можно произвести только в том случае, когда зритель смотрит фильм, который он уже видел. В этом случае он сталкивается с прошлым в чистой форме. Хотя и тут прошлое становится настоящим, как просмотр фильма вновь и сейчас. Остальные отличия прошлого и настоящего скорее количественные, чем качественные, например, в настоящем, и тем более в будущем допускается больше нового и неопределенного. Но и в отношении путешествия в прошлое можно допускать, что прошлое раскрывается совершенно новыми гранями.
Другой фактор различия прошлого и настоящего в кинореальности связан с фактурой изображений. В фильме используются устаревшие марки автомобилей, старые типы компьютеров, телефонов, интерьер и т.п., но и это различие условно, символично. Условность различия снимается, если рассматривать темп фильма и эпизода. Важным параметром времени кинореальности является темп события. Внутри эпизода темп времени и окружающего зрителя мира
совпадает. Напротив, в темпе фильма в целом информация концентрируется путем исключения избыточных фрагментов и лишней информации, путем сохранения в важнейших событий. Так что в фильме в целом событийности и темп резко возрастают, в то время как в эпизоде темп времени сохраняет обычное течение, как в реальном мире зрителя.
При всех возможностях кино, это выглядит парадоксальным. Кино может ускорить время внутри эпизода, например, в начале фильма «Как царь Петр арапа женил», где герои двигаются ускоренно, а события происходят концентрированно. Другая крайность — показ эпизода единоборства два-три раза, и в замедленном повторе, например в фильме «Матрица», то есть кино может ускорить и замедлить время внутри эпизода, но делает это редко. Более того, ускорения и замедления используются для демонстрации контраста с обычным темпом времени. Темп эпизода кинореальности протекает в темпе обыденной жизни зрителя.
Итак, различение времени прошлого и настоящего в кинореальности становится условно и относительно. От естественного времени в кинореальности сохраняется темп событий внутри эпизода. Особым примером в этом процессе являются научно-популярные фильмы. Например, фильмы, в которых описываются насекомые и растения (в частности сериал «Сила растений»). Насекомые показаны в замедленном темпе, а растения в ускоренном.
Отметим два аспекта воздействия кинореальности на временное восприятие зрителя, во-первых, она обладает мощными средствами фиксации прошлого, причем прошлого разных типов, во-вторых, она может изменять темп событийности на экране. Это дает существенные преимущества кинематографу перед другими жанрами, работающими с историческим и временным материалом, а, кроме того, возможность манипуляции временем.
Особое значение в современной кинореальности приобретает феномен сериала, реальность отдельного сериала может развернуться во всеобщем масштабе, охватить весь мир, повторить все сюжеты мировой культуры. Технически это предполагает зрителя, который с точки зрения этого сериала может посмотреть на мир по-новому. Сериал предполагает зрителя, который не ограничен во времени, то есть бессмертен.
Аналогично меняется пространство кинореальности. Далекие друг от друга места оказываются соединенными. Причем свойства мест не переносятся из одного места в другое. Тут можно вспомнить постмодернистское предположение о ризоме как способе организации нового мира. Благодаря кинореальности массовый зритель становится соучастником
такого ризомного, номадического сообщества. Но-мадность кинореальности означает, что для нее нет мест далеких, и места отличаются интерьером, а не расстоянием. Кинокамера может моментально перенести зрителя в любую точки земного шара, а точнее туда, где происходит что-то интересное, или способное заинтересовать зрителя.
Места в мире могут быть оборудованы в одном стиле, в таком случае путешественник встречается с теми же «Макдональдсами», что и дома, и благодаря легкости путешествия в кинореальности не ощущает, что он не дома. Путешествие во двор собственного дома для такого зрителя сложнее, чем путешествие в микромир озера, где существуют гигантские насекомые.
Таким образом, в кинореальности возникает другое измерение времени и пространства, которое отличается скорее содержанием, чем расположением. Однако, как было показано на примере темпа, хотя кино и обладает возможностью модификации пространства и времени, оно не всегда использует это в полной мере, так как массовое кино нацелено на прибыль, что и определяет специфику раздвоения темпа зремени.
Темп эпизода создает эффект вживаемости в кинореальность, а темп фильма — не дает зрителю отвлечься.
Пространство и время кинореальности событийно, оно похоже на естественное пространство и время только в границах эпизода, минимальной единицы кинореальности . Здесь возникает образ, многократно повторяющийся в кинематографе: идут съемки фильма, а в двух метрах за пределами съемочной площадки течет своя жизнь.
Второй момент пространства кинореальности состоит в его фрагментации. Известен случай, при первых просмотрах: в кадр попадала рука человека, это вызывало обмороки в зале, потому что люди видели часть тела и представляли себе ее именно как часть. Условность показа части с проецированием недостающего, оставшегося за кадром, есть результат воспитания зрителя. Современному зрителю фрагментация привычна, она используется для достраивания недостающего воображением самого зрителя, а также как сюжетных ход. И вновь мы видим, что лейтмотивом использования особенностей кинореальности является привлечение зрителя.
Пространственно временные особенности кинореальности ярко выражены в направлении использования их в качестве средства завлечения зрителя в просмотр фильма, то есть используются в коммерческих целях.
Раздвоение времени на время эпизода и фильма и пространства на однородное и пространство фрагмента несет в себе один алгоритм использования самой кинореальности, алгоритм завлечения и удержания зрителя, то есть манипуляции.
Выявление механизма подмены кинореальностью прошлого индивидуальности, показывает пример подмены всех других сторон реальности кинореальностью. Этот феномен был рассмотрен в сравнении кинематографа с другими жанрами искусства. В сравнении с кино выявляется особенность кинореальности в повторе ситуации на экране: в театре ситуация воссоздается и зритель соучастник этого процесса воссоздания, в кино — ситуация воспроизводится и зритель получает готовый образ, без участия в процессе воспроизводства, итем более воссоздания. Таким образом, в кино идет подмена культурного процесса готовым продуктом.
Фотография, несмотря на стремление к документальности воспринимается менее достоверной, чем кино, что связано с движением, которое дистанцирует снимаемый камерой объект, как от зрителя, так и от снимающего. Движение в кинореальности это синтез времени и пространства, однако, имея такое мощное средство воспроизведения: конструирования реальности, кинореальности.
Сравнение фото и кино позволяет выявить специфику воспроизводства прошлого в кинореал’-чости. Прошлое берется потому, что кинематограф имеет техническую возможность воспроизводить прошлое максимально полно. Типологии прошлого (1. Реальное, 2. Изображаемое, 3. Изображающего, 4. Понятое, 5. Показанноеи 6. Увиденное; позволитпонять принцип работы кинореалъности с прошлым, а также заложенный в кинореальности потенциал по работы с прошлым, в направлении его преобразования. С одной стороны, кинематограф действительно позволяет сохранять прошлое, причем любее из шести, со-хракяег ж^ такое, которое выгодно для режиссера. Имея средства сохранения многообразного прошлого массовое кино его меняет в направлении манипулирования зрителем.
Другой аспект манипулятивного отношения кинореальности к зрителю в том, что кинематограф обладает способностью изменять темп эпизода и фильма. В целом в киыореальности наблюдае тся процесс ускорения темпа, в обоих смыслах, что концентрирует информацию в единицу времени, причем концентра-цируетне столько объективно, сколько субъективно и эмоционально, что способствует усиленному включению зрителя. Так же кино меняет отношение к пространству, которое по-новому связывается (далекие места на экране отличаются интерьером), и как фрагментарное (что дает возможность использовать невидимое как для запуска воображения зрителя).
Возможности кинореальности отражают ее функциональное использование. Они дают представление о способах и механизмах формирования зрителя. С этой стороны также происходит раздвоение, с одной стороны, зритель «замыкается» на эпизод, с другой — есть возможность бесконечной сериации сюжета и кинореальности фильма. Это противостояние атомарного й глобального создает невидимый, но ощущаемый контекст кинореальности. Так кинореальность может показывать обыденность потому, что эпизод соизмерим с обычной жизнью зрителя. Обыденность становится глобальной, что оправдывает лапидарность и бездарность большинства произведений массового кино, а кроме того, повышает его прибыльность и привлекательность для зрителя, для которого примитив становится легитимным.
Библиографический список
2. Балаш Б. Дух фильма. М.: ГПИ, 1935. — 200 с,
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
НИКОЛИН Илья Владимирович, соискатель кафедры философии.
Back to the Future
- США, 1985 год.
- Фантастика, комедия, приключения.
- Длительность: 116 минут.
- IMDb: 8,5.
Обычный подросток вместе с чудаковатым изобретателем отправляется на 30 лет назад в прошлое. Там он встречает своих родителей, друга-профессора и много кого ещё — совсем молодых.
Несмотря на привычную для режиссёра Роберта Земекиса насыщенность событиями, фильм поднимает важные философские темы. В частности, нам никогда не узнать, какими на самом деле наши родители были в молодости.
Стоит также отметить игру Кристофера Ллойда, Лиа Томпсон и Майкла Джей Фокса — последнего жюри премии «Сатурн» даже признало лучшим актёром. А ещё «Назад в будущее» получил статуэтку «Оскар» за лучший монтаж звука.
В итоге фильм превратился в целую трилогию. Во второй части герои попадают уже в альтернативное будущее, а в третьей оказываются в 1885 году на Диком Западе.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Содержание
Невероятные приключения Билла и Теда
Bill & Ted’s Excellent Adventure
- США, 1989 год.
- Фантастика, комедия, приключения.
- Длительность: 90 минут.
- IMDb: 6,9.
Судьба сводит двух школьников с человеком из будущего, который путешествует на машине времени в виде телефонной будки. Парочке как раз нужно сделать доклад на тему «Современный мир глазами известной исторической личности». С этой целью они отправляются в прошлое и переносят оттуда ряд выдающихся людей.
Фильм представляет собой на удивление изобретательную смесь научной фантастики и молодёжной комедии. Всё происходящее на экране выглядит невероятно глупо, но Киану Ривз и Алекс Уинтер настолько хорошо вжились в роль подростков-неудачников, что не влюбиться в них невозможно. К тому же в картине полно отличных шуток, в том числе и про исторических деятелей.
Интересно, что по изначальной задумке машина времени была сделана в виде автомобиля. Но авторы испугались слишком сильного сходства с «Назад в будущее» и превратили её в телефонную будку. Хотя она и напоминает ТАРДИС из легендарного «Доктора Кто».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Терминатор-2: Судный день
Terminator 2: Judgment Day
- США, Франция, 1991 год.
- Фантастика, боевик, триллер.
- Длительность: 137 минут.
- IMDb: 8,5.
Из будущего, в котором мир оказался порабощён машинами, в наше время приходит практически неуязвимый терминатор Т-1000. Он намерен убить Джона Коннора, чтобы тот не привёл человечество к победе над киборгами. Но на помощь мальчику приходит ещё один терминатор — не такой сильный, но всё же способный дать отпор.
Второй фильм получился у Джеймса Кэмерона совсем не таким, как первый. Режиссёр мастерски вплёл в научно-фантастический триллер элементы комедии и семейной драмы. И это не помешало картине остаться очень динамичной и зрелищной.
«Судный день» получил «Оскара» за лучшие визуальные эффекты и грим, а также за звук и его монтаж. На премии «Сатурн» боевик оказался победителем в пяти номинациях: «Лучший научно-фантастический фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая актриса», «Лучший молодой актёр» и «Лучшие спецэффекты».
Британская киноакадемия также наградила «Терминатора-2» за лучший звук и за лучшие визуальные эффекты.
После второй части в серии выходило ещё немало фильмов, во многих из которых историю переписывали. Но эталоном считается именно «Судный день» — всё, что было снято после него, смотреть совсем необязательно.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
12 Monkeys
- США, 1995 год.
- Фантастика, триллер, детектив.
- Длительность: 129 минут.
- IMDb: 8,0.
В 2035 году неизлечимый вирус уничтожил практически всё население планеты, а выжившим приходится жить под землёй. Заключённый Джеймс Коул добровольно отправляется на машине времени в прошлое, чтобы отыскать источник эпидемии.
Картина Терри Гиллиама — одна из самых запоминающихся в жанре. Это фантасмагоричная антиутопия, которая навсегда вклинивается в память. Причём не только за счёт своей незабываемой атмосферы, но и благодаря потрясающей игре Брюса Уиллиса, который предстаёт в роли упомянутого выше уголовника. Пациент психлечебницы в исполнении Брэда Питта тоже на высоте.
За свою работу в «12 обезьянах» Питт получил «Золотой глобус» и «Сатурн». Также в списке наград фильма — приз газеты Berliner Morgenpost на Берлинском кинофестивале.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Гарри Поттер и узник Азкабана
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban
- Великобритания, США, 2004 год.
- Фэнтези, детектив, приключения.
- Длительность: 142 минуты.
- IMDb: 7,8.
Третья часть серии фильмов о мальчике, который выжил. На этот раз Гарри, Рону и Гермионе предстоит раскрыть тайну опасного преступника, который сбежал из охраняемой жуткими дементорами тюрьмы Азкабан. Ведь теперь, когда он на воле, Гарри грозит смертельная опасность.
«Узника Азкабана», в отличие от первых двух частей, снимал не Крис Коламбус, а Альфонсо Куарон — автор оскароносной «Гравитации».
Следствием смены режиссёра стал резкий переход от немного наивной сказочной атмосферы к гораздо более мрачной, а также совершенно иная подача сюжета. В частности, Куарону мастерски удалось вплести в повествование маховик времени, из-за которого фильм и попал в этот список.
Стоит отметить, что картина была номинирована на «Оскар» в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший саундтрек», а также получила приз зрительских симпатий от Британской киноакадемии.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Детонатор
- США, 2004 год.
- Фантастика, триллер, драма.
- Длительность: 77 минут.
- IMDb: 6,9.
Инди-драма о двух инженерах, которые случайно открывают способ перемещаться во времени. Постепенно они обнаруживают, что у их эксперимента, на первый взгляд абсолютно удачного, есть опасный побочный эффект.
Режиссёр Шейн Кэррут — математик по образованию, подкованный ещё и в физике. Поэтому всё, что происходит в «Детонаторе», вполне можно объяснить с научной точки зрения.
При этом картину ни в коем случае нельзя назвать скучной: она держит в напряжении до самого конца. Это подтверждает ряд премий, которых был удостоен фильм — в частности, Гран-при крупнейшего фестиваля независимого кино «Санденс».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Идиократия
- США, 2006 год.
- Фантастика, комедия, приключения.
- Длительность: 84 минуты.
- IMDb: 6,6.
Американского капрала замораживают в рамках секретного эксперимента. Он проводит в спячке 500 лет и оказывается в мире, где люди стали гораздо глупее, чем были когда-то. Так герой становится самым умным человеком на Земле.
На момент релиза фильм выглядел как нелепая выдумка, но сегодня удивительно точно отражает реальность. Сценаристы Майк Джадж и Итан Коэн как будто предвидели, что станет с Америкой спустя десятилетие после выхода «Идиократии».
Майк Джадж умоляет нас задуматься о будущем, в котором Бритни и Кей-Фед (Бритни Спирс и Кевин Эрл Федерлайн, бывшие супруги) — всё равно что новые Адам и Ева.
Джошуа Рич, автор журнала Entertainment Weekly
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Девочка, покорившая время
The Girl Who Leapt Through Time
- Япония, 2006 год.
- Фантастика, драма, мелодрама.
- Длительность: 98 минут.
- IMDb: 7,8.
Семнадцатилетняя Макото Конно ведёт размеренную жизнь: по вечерам играет в бейсбол, а утром вечно опаздывает в школу. При этом она совершенно не представляет, кем хочет стать в будущем. Но однажды в жизни девушки случается странное событие, после которого она получает возможность путешествовать во времени.
После этого у зрителя, а затем и у самой Макото возникает вопрос: как такой способностью распоряжаться? Использовать её на собственное благо или совершать добрые поступки во имя благополучия окружающих? Таких вопросов картина задаёт немало.
Аниме грамотно играет с эмоциями зрителя: то показывает лёгкий характер повествования, то заставляет чуть ли не рыдать. А главная героиня настолько располагает к себе, что уже очень скоро начинаешь воспринимать её как родную.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
The Time Traveler’s Wife
- США, 2009 год.
- Фантастика, фэнтези, драма.
- Длительность: 107 минут.
- IMDb: 7,1.
У Генри редкое заболевание — хрононедостаточность. Из-за него герою приходится невольно путешествовать во времени. 20-летняя Клэр встречает 28-летнего Генри в библиотеке, и он её не узнаёт, в то время как она знала его большую часть своей жизни.
Главный двигатель этой истории — отношения Генри и Клэр, которых сыграли талантливые Эрик Бана и Рэйчел Макадамс. Они встречаются в прошлом и будущем, время жестоко играет с ними, но любовь всё равно побеждает. Сюжет фильма невероятно романтичный: он интригует, заставляет плакать и смеяться.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Звёздный путь
Star Trek
- США, Германия, 2009 год.
- Фантастика, боевик, приключения.
- Длительность: 127 минут.
- IMDb: 8,0.
Капитан шахтёрского корабля приходит из будущего, чтобы отомстить за разрушение родной планеты. Конкурентам Кирку и Споку приходится объединить свои силы, чтобы не позволить агрессору уничтожить всё, что им дорого.
Режиссёру перезапуска Джею Джею Абрамсу удалось снять фильм про молодых героев, не переписывая историю известной франшизы. А игры со временем позволяют картине 2009 года существовать в той же вселенной, что и предыдущие части.
В то же время будущее в фильме не предопределено, поэтому режиссёр смог позволить себе ряд вольностей. Отчасти именно благодаря им «Звёздный путь» вышел таким захватывающим.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
- США, Китай, 2012 год.
- Фантастика, боевик, триллер.
- Длительность: 118 минут.
- IMDb: 7,4.
В 2074 году государство обрело над жителями тотальный контроль. Для представителей мира преступности это становится настоящей проблемой: прятать трупы теперь невозможно.
В итоге мафия получает доступ к машине времени и начинает отправлять нежелательных людей в прошлое. Цель же тех, кто находится на другой стороне, — принимать несчастных и тут же их убивать.
Автором фильма выступил Райан Джонсон, режиссёр инди-нуара «Кирпич» и восьмого эпизода «Звёздных войн». Но именно «Петля времени» стала его первой работой в жанре научной фантастики, и со своей задачей он справился отлично. Картина полна напряжённых экшен-сцен и задаёт массу сложных с точки зрения морали вопросов.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
About Time
- Великобритания, 2013 год.
- Фантастика, фэнтези, драма.
- Длительность: 123 минуты.
- IMDb: 7,8.
21-летний Тим после очередного не самого приятного Нового года узнаёт от отца, что каждый мужчина в его семье умел перемещаться во времени. Оказывается, главный герой тоже не лишён такой способности. И он намеревается использовать её, чтобы изменить свою жизнь.
«Бойфренд из будущего» — очень эмоциональная драма от Ричарда Кёртиса, автора «Реальной любви» и «Рок-волны». В фильме хорошо раскрыта тема смерти и раскаяния, а также взаимоотношений отца и сына. Впрочем, для романтики в нём место тоже нашлось.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
- Австралия, 2014 год.
- Фантастика, триллер, драма.
- Длительность: 98 минут.
- IMDb: 7,5.
В будущем учёные создали машину времени, благодаря которой появилась возможность исправлять ошибки прошлого и тем самым делать настоящее лучше. Главный герой — полицейский времени, который предотвращает многочисленные преступления, путешествуя по разным годам. Однако Нью-Йорку грозит настоящая опасность, остановить которую протагонист не способен.
«Патруль времени» — это вовсе не традиционный боевик, как можно подумать, а скорее драма с элементами фантастики. Центральную часть в фильме занимает история одного персонажа, дополненная остросюжетной детективной составляющей. Сюжет вертится вокруг более чем интересного парадокса, который авторам удалось поместить в добротный антураж.
Особо стоит отметить игру Итана Хоука, который сыграл упомянутого спецагента, и в особенности Сары Снук, которой достались сразу две сложнейшие роли. За свою работу актриса получила премии Австралийской киноакадемии и Австралийского общества кинокритиков.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Люди Икс: дни минувшего будущего
X-Men: Days of Future Past
- США, Великобритания, Канада, 2014 год.
- Фантастика, боевик, триллер.
- Длительность: 131 минута.
- IMDb: 8,0.
В недалёком будущем мутантов вот-вот уничтожат особо опасные стражи. Китти Прайд перемещает сознание Росомахи в 1973 год в его молодое тело, чтобы тот предотвратил создание роботов-охотников. Но справиться со своей задачей герою мешает целая череда преград.
В картине полно пространственно-временных коллизий, которые придутся по душе всем поклонникам темы путешествий во времени. Ещё один большой плюс фильма — актёрский состав: помимо привычного Хью Джекмана, тут вам и Джеймс Макэвой, и Майкл Фассбендер, и Дженнифер Лоуренс, и Эллен Пейдж, и много кто ещё.
Благодаря обилию интересных персонажей, неплохого юмора и зрелищного экшена «Дни минувшего будущего» смотрятся на одном дыхании. К слову, за спецэффекты фильм даже номинировался на «Оскар».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Интерстеллар
- США, Великобритания, 2014 год.
- Фантастика, драма, приключения.
- Длительность: 169 минут.
- IMDb: 8,6.
Из-за засухи человечество приходит к продовольственному кризису. Учёные решают, что людей необходимо переселить на другую планету. Для этого они отправляют команду исследователей в космическое путешествие через «кротовую нору», которая, предположительно, соединяет разные части пространства и времени сквозь огромное расстояние.
«Интерстеллар» Кристофера Нолана — кино, которое просто-таки требует от зрителя активной мозговой деятельности. Фантастика здесь максимально научная, хотя придраться есть к чему. Но всё же стоит учитывать, что в первую очередь это художественное произведение — крайне зрелищное, напряжённое и зачастую эмоциональное.
Члены жюри «Оскара» и Британской киноакадемии наградили фильм за лучшие визуальные эффекты. На премии «Сатурн» картина победила сразу в шести номинациях — «Лучший научно-фантастический фильм», «Лучший молодой актёр/актриса», «Лучший сценарий», «Лучшая музыка», «Лучшие спецэффекты» и «Лучшие декорации».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Продолжая тему, как научиться управлять временем, подготовили список лучших фильмов о тайм-менеджменте.
1. «День сурка»/»Groundhog Day», 1993
Один из лучших фильмов о ценности времени, о том, что не стоит тратить его впустую. Сюжет фильма знаком всем: приехавший в городок Пасадена телекомментатор Фил Коннорс застревает в самом скучном дне своей жизни — 2 февраля. Проживая его множество раз, герой наконец понимает, что счастье — не в бессмысленном прожигании жизни, а в помощи другим.
Вновь и вновь пересматривая фильм, невольно задаешься вопросом, а не застрял ли ты в своем личном «дне сурка».
Григорий Ильин, PR-менеджер Biplane: «Отличный пример того, как нужно делать работу над своими ошибками и избегать пренебрежительного отношения к окружающим. Мы знаем, что учиться лучше на чужих оплошностях, но на практике получается по-другому. Если вам для самосовершенствования не потребуется зацикленный день, значит вы на правильном пути. Не забывайте обращать внимание на труды коллег и ценить вклад каждого участника команды».
2. «Время»/»In Time», 2011
Самая надежная валюта, самый ценный ресурс, самая большая драгоценность — время. Эта мысль в кино доведена до максимума — часами и минутами выдается зарплата, ими же расплачиваются за жилье и продукты. У кого-то времени много — на их личных счетах тысячелетия, у кого-то — считанные минуты. Герой фильма как раз из последних, у него всего один день, и Уилл стремиться прожить его наиболее полно.
Лилия Алеева, руководитель службы маркетинга, ICL Services: «Есть потрясающий фильм, которой кожей возволяет ощутить важность тайм-менеджмента — «Время». Это когда нет денег, нет валюты, есть только время. Им расплачиваются за труд, его воруют, бездарно тратят, а кому-то его критически не хватает. После просмотра фильма это ощущение времени у меня перешло в жизнь — растворилось ощущение денег, осталось только ощущение времени, и когда ты планируешь совершить крупную покупку, ее целесообразность ты оцениваешь во времени, которое понадобилось на зарабатывание эквивалента. Или когда кто-то претендует на внимание, ты оцениваешь, стоит ли это времени, которое предстоит потратить. В общем, рекомендую к просмотру тем, для кого важно ощутить ценность времени, чтобы грамотно им управлять!»
3. «Клик. С пультом по жизни»/»Click», 2006
«Поскорее бы!», «Как долго!», «Ох, как тянется время!» — признайтесь, кто из вас не бросался подобными фразами? Герой фильма знает, каково это — поторапливать время. В его руки попал волшебный пульт, который позволяет «перематывать» жизненные ситуации, приближая долгожданный миг. И только к концу пути Майкл понимает, что жизнь прошла впустую. Что дает нам это фильм? Понимание ценности каждого мига, осознание того, что счастье не где-то там впереди, а рядом, в каждом мгновении жизни.
Михаил Гример, преподаватель вуза: «Только потеряв что-то, начинаешь это ценить. О том, как ценно то время, который герой считал скучным и неинтересным, рассказывает этот фильм. Знаете, после просмотра я сразу вспомнил, что давно не звонил сестре, что обещал отцу сходить с ним на рыбалку, что наговорил грубостей жене и не извинился… да много таких моментов вспомнилось. И в этом и есть главная заслуга фильма — он заставляет вспоминать нас о таких вещах, понять, что в подобных мелочах и есть главная ценность жизни».
4. «Последний отпуск»/»The Last Holiday», 2006
Что вы сделаете, если узнаете, что жить вам осталось считанные месяцы? Попытаетесь подвести итоги собственной жизни или захотите круто изменить ее? Героиня фильма выбрала последнее — и отправилась на один из самых фешенебельный курортов, чтобы осуществить свою мечту. Неожиданно там ее принимают за богатую особу, известную своей эксцентричностью. И Джорджия решает вести себя соответствующе. Главный вопрос для осмысления — а зачем ждать страшного, чтобы внести изменения в собственную жизнь?
5. «Заплати другому»/»Pay It Forward», 2000
Добро возвращается по цепочке — эта нехитрая мысль легла в основу фильма. Оказав кому-либо услугу, ты просишь вместо благодарности сделать три добрых дела другим людям. Ученик обычной школы решает запустить такую цепочку добрых дел, а его учитель помогает ему в этом.
Что такое управление временем? Знание точной цели и умение идти к ней оптимальным путем. О том, каким может быть этот путь, наполненным добром или равнодушием, и рассказывает этот фильм.
6. «Исходный код»/»Source Code», 2011
Чудом выживший в бою солдат попадает в тело человека, погибшего в железнодорожной катастрофе. Последние восемь минут перед взрывом могут помочь раскрыть тайну взрыва поезда, и Коултер вынужден вновь и вновь переживать эти трагические минуты — до тех пор, пока не узнает, кто виновен в катастрофе.
Восемь минут. Много это или мало? Фильм о том, как много можно успеть за этот ничтожный отрезок времени. Каждая минута дорога — вот главная мысль «Исходного кода».
7. «Таймер»/»Timer», 2009
Как встретить свою половинку? Как узнать, что человек рядом с вами — тот, с кем вы будете счастливы всю оставшуюся жизнь? А будете ли вы вообще счастливы? Ответы на эти вопросы должен дать таймер — маленькое устройство, которое вживляется в запястье и начинает отсчитывать время до встречи с идеальным партнером. Героиня фильма получила такой гаджет и живет в ожидании чуда. А пока отсчет таймера до знаменательной встречи не начался, девушка встречает чудесного парня Майкла и, кажется, влюбляется в него. И Майкл тоже влюблен в Уну. Но ведь таймер молчит, разве может быть он «тем самым», ее идеальной половинкой?
Жизнь «по расписанию» не всегда во благо. Может быть не стоит ждать чуда — оглянитесь, ваше счастье рядом, пусть оно и не кажется таковым на первый взгляд.
8. «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»/»Julie&Julia», 2009
Героиня фильма поставила себе цель — за год приготовить все блюда из книги рецептов Джулии Чайлд. Кулинарные эксперименты описывает в собственном блоге. Часто она порывается бросить начатое, ведь никаких откликов она не получает. Однако Джули вновь и вновь собирается с силами и продолжает готовить.
Добрый и спокойный фильм несет, тем не менее, весьма четкий посыл: как важно уметь не только ставить перед собой цели, но и добиваться их. Уметь идти вперед и не опускать руки даже после очевидных неудач, ведь главное — результат, который ждет вас впереди.
Алена Рыкова, коучер компании «Деловая перспектива»: «После просмотра остается удивительное ощущение правильности происходящего. Хочется сделать что-нибудь этакое, значимое и интересное, хотя бы в масштабах одного отдельно взятого человека. Сделать, поставить перед собой цель и суметь довести это дело до конца».
9. «Загадочная история Бенджамина Баттона»/»The Curious Case of Benjamin Button», 2008
Бенджамин Баттон рождается 80-летним старцем и начинает молодеть — к концу жизни он подходит несмышленым младенцем. Старик влюбляется в молодую девушку и ждет, когда достигнет того возраста, чтобы суметь открыться ей. Каково это — пустить время вспять? Благо это или зло — жить против обычного течения времени? Фильм о простых радостях жизни, которые мы не замечаем, о вечных ценностях и о том, как научиться ценить каждую минуту собственной жизни.
10. Сказка о потерянном времени, 1964
Наверное, одна из самых известных сказок Евгения Шварца, о том, как злые волшебники решили вернуть себе молодость. Чтобы добавить себе лишние годы, их необходимо сначала у кого-то отнять — у тех, кто не ценить собственное время, у тех, кто бесцельно растрачивает его, не задумываясь протекающих часах и минутах. Волшебники находят школьников, которые проводят время в праздности, и превращают их в стариков. Однако колдовство можно обернуть вспять, важно успеть сделать это вовремя.
Илья Овсяненко, руководитель юридического отдела Сити Сервис: «Ностальгическое кино, сразу вызывает воспоминания о детстве. Пересматривая его уже в сознательном возрасте, понял, что фильм не о боязни стареть, а о том, что нельзя бесцельно тратить время — иначе оно может и отомстить. Сказка ложь, как говорится, да в ней намек».