Глазурь и кофе

Новости со всего света

Эмоционально окрашенные слова идти

by adminon 26.08.201926.08.2019

Содержание

  • Эмоционально окрашенная лексика
  • Эмоционально нейтральные слова
  • Эмоционально окрашенные слова
  • Обозначение в словарях
  • Урок «Нейтральные и эмоционально окрашенные слова»
  • Ход урока
    • 1. Объяснение нового материала:
    • 2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)
    • 3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)
    • 5. Домашнее задание.

Эмоционально окрашенная лексика

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое эмоционально окрашенная лексика?

· Какой бывает эмоционально окрашенная лексика?

· Что мы должны знать об эмоционально окрашенной лексике?

В каком вы сейчас настроении? С интересом смотрите на экран? Грустите? Злитесь? Может, вы чем-то испуганы или вам хочется пошутить?

Мы все испытываем эмоции. И эмоции, конечно, отражаются в словах, которые мы употребляем.

Большую часть времени мы находимся в спокойном и довольно доброжелательном состоянии. При этом каких-то сильных переживаний мы не испытываем. Такими же спокойными обычно являются наши слова. Обычно они не передают каких-то конкретных эмоций.

Слова урок, разговаривать, синий, долго, двенадцать, никаких эмоций с собой не несут.

Смело можно сказать, что большинство слов не имеет эмоциональной окраски. Поэтому такие слова можно использовать с любыми эмоциями.

Например, слово «диктант» позволяет изобразить целую палитру эмоций!

Однако некоторые слова выражают отношение людей к предметам или явлениям.

Например, паникёр – это точно не очень хорошее качество для человека.

Чушь – тоже явно что-то нехорошее.

Грядущее – сразу же звучит торжественно.

Дрыхнуть – звучит простовато и грубовато. А цветочек – ласково.

В этих словах уже заложены эмоции. И их непросто изменить.

Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая. А слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.

Эмоциональная окраска обычно бывает либо положительной, либо отрицательной.

Положительной окраска будет у слов лапочка, бабуля, вкушать.

Нечто отрицательное обозначают слова кляча, белоручка, раззвонить.

Но на самом деле оттенков эмоциональной окраски много. В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?

Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.

А еще – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.

Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.

О видах эмоционально окрашенных слов стоит поговорить подробнее.

Остановимся сначала на книжной и высокой лексике.

Сюда относятся такие слова, как благоухание, отчизна, воздвигнуть, реять, возопить и так далее.

Книжные и высокие слова используются в торжественной обстановке, когда речь идёт о чём-то серьёзном, возвышенном.

Такая лексика используется в литературных произведениях для придания им торжественности. Например, в произведении Максима Горького «Песнь о буревестнике» есть такие строки:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы».

Книжные слова передают настроение торжественности, приподнятости.

Совсем другими являются названия ласкательные, уменьшительные и уменьшительно-ласкательные. Например, аккуратненький, мамочка, светик, солнце – если мы называем так человека, цуцик – это слово, которым ласково называют щенка.

Такие слова применяются, когда нам хочется высказать умиление, нежность, тепло. Или смягчить какое-то выражение.

С ласкательными и уменьшительно-ласкательными словами мы знакомимся с детства.

Но в обычной речи увлекаться уменьшительно-ласкательными названиями не нужно. Мы, конечно, можем сказать: «Вот идёт милая старушка из соседнего подъезда». Звучит гораздо лучше, чем «старуха». Но фраза «А вот какой-то незнакоменький толстячок» уже звучит как-то странно. И ещё хуже звучит такое высказывание: «Ты что-то бледненький. Может, у тебя простудка? Тебе лучше лечь в кроватку и выпить чайку с вареньицем!» Уменьшительно-ласкательные слова уместны не везде и не всегда.

Бывают и слова с неодобрительным окрасом.

Например, галдёж, прилизать – о волосах, переть, скупердяй, хаханьки.

Эти слова мы произносим, когда хотим выразить явное отрицательное отношение к предмету, действию или явлению.

Поэтому словами с неодобрительными оттенками в речи нужно пользоваться очень осторожно.

Представим себе Таню, которая громко плачет, потому что уронила в реку мячик.

Осторожно нужно быть и с шутливыми или ироническими словами. Такими, как грамотей, хвалёный, царёк, вояка, халява и так далее.

Ведь мы используем эти слова, чтобы показать, что к этим явлениям и предметам невозможно относиться серьёзно.

Как это ни странно звучит, но в качестве шутливых, иронических слов часто употребляются слова книжные.

Здесь книжные слова используются в обычной, бытовой речи для иронии.

Есть также слова, которые имеют оттенок презрения, уничижения. Это такие слова, как холуй, сдохнуть, одежонка, ничтожество, сопляк и так далее.

Эти слова мы используем, когда хотим показать, что относимся к кому-то или чему-то свысока, презрительно.

Рядом с такими словами стоят грубые слова и бранные. Например, дурак, дылда, свинячить, морда, подонок и так далее, в том числе все так называемые нецензурные, матерные слова.

Эти слова употребляются для оскорбления людей.

Именно поэтому от грубых и бранных слов, от слов с оттенком презрения, уничижения нужно всеми силами воздерживаться.

Запомните. Грубые слова не создают впечатление взрослости и свободы. Они создают впечатление невоспитанности и необразованности.

То же самое можно сказать о некоторых просторечных и разговорных словах. Например, брюхо, мужик, жрать, дрыхнуть, барабашка.

Эти слова используются для сниженной характеристики предмета. В ограниченном количестве такие слова можно применять и в простой непринуждённой речи.

Но когда просторечных и разговорных слов в речи человека много, такой человек кажется простоватым и необразованным.

Наверное, вы уже заметили, что эмоционально окрашенные слова образуются по-разному.

В некоторых словах оценка заложена сразу же, она неотделима от их значения.

Вкушать, волосня, хавать, харя. Достаточно увидеть такое слово, чтобы понять, какую эмоцию оно передаёт.

Но слова могут получать оценки и при переосмыслении.

Например, слова козёл, ворона, свинья – не обозначают никаких эмоций. А вот как только мы переносим их на человека – они тут же становятся бранными или неодобрительными. Слово хоромы обозначало просто жилище князей, но теперь его употребляют в ироническом смысле для обозначения большого жилища.

Однако эмоционально окрашенная лексика может образовываться и при помощи особых оценочных суффиксов.

Изучать эмоционально окрашенную лексику очень интересно.

Хотя бы потому, что есть слова, которые буквально состоят из оценки. Но при этом не относятся к эмоционально окрашенной лексике.

Например, слова хорошо, плохо, красивый, добрый, ленивый… Кажется ведь, что они выражают какую-то оценку? А вот и нет! Мы не слышим эмоций в этих словах и можем произнести их вполне спокойно. Потому в словарях возле этих слов нет никаких особенных помет.

А ещё за эмоционально окрашенной лексикой очень интересно наблюдать на примере синонимов. Синонимы, как мы знаем, это слова близкие по значению.

Вот слово смотреть. Оно не окрашено эмоционально. Но у него есть синонимы взирать, созерцать – это уже книжные, высокие слова. Есть и другие синонимы – пялиться, таращиться, зыркать. Они – просторечные и неодобрительные.

Итак, что же нам требуется сегодня запомнить?

Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая (например, выучить, ученик, лесной).

Но есть и другие слова. Слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.

В соответствии с эмоциональной окраской, слова обозначаются в словарях специальными пометами: высок., ирон., неодобр., груб., простор., и так далее. Например: воспрянуть – высокое, скупердяй – неодобрительное, гадина – бранное.

Все слова в общепринятой лексике русского языка можно подразделить на 2 группы: эмоционально окрашенные слова и эмоционально нейтральные.

Своей речью человек может выразить личное отношение к людям, вещам или действиям с помощью этих групп слов.

Эмоционально нейтральные слова

Наиболее тематически стилистическим слоем лексики языка являются общеупотребительные (нейтральные) слова. Используются они свободно, без определенных ограничений. Их употребление возможно как в разговорной речи, так и в письменной.

Эмоционально нейтральные слова используются для четкого определения действительности, без какой-либо ее личностной оценки (положительной, отрицательной). К примеру: класс, доска, новый, сильный, стоять, мало, сын, семь.

Их характеризует устойчивость основных значений. Большая часть этих слов в современном языке обозначает сейчас то же самое, что и во времена древней письменности.

Состав этих слов постоянно пополняется новыми общеизвестными понятиями, многие из которых имеют зарубежное происхождение.

Эмоционально окрашенные слова

Наравне со стилистически нейтральными словами, в разговорной речи встречаются слова, которые отличаются своей эмоциональной окраской.

К примеру: сестренка, избушка, братик, зимушка, колечко, любушка, дворик. Это своеобразное выражение чувств как положительного, так и отрицательного характера.

К примеру: дом (нейтральная оценка) – домик (добрая оценка) – домишко (предвзятое отношение).

Слова, которые выражают отношение к чему-либо, называются эмоционально окрашенными. Ими люди как обозначают фактическую характеристику объектов, так и проявляют к ним свое личностное отношение:

  • бутуз — не обычный ребенок, а небольшой, упитанный малыш (шутливая форма);

  • лошаденка — не обычная лошадь, а бесполезная (с пренебрежением);

  • колымажка — не стандартная телега, а неудобная и массивная (с иронией и пре­небрежительностью);

  • лохмы — не обычные волосы, а неухоженные и не расчесанные (с презрением).

Используя суффиксы в тексте, можно добавить слову оценочную характеристику:

  • сынуля (ласково о сыне);

  • детина (негативное обращение к подростку).

Чтобы выражать разные оттенки чувств, в русском языке распространено использование суффиксов для оценивания:

  • уменьшительно-ласкательные: -еньк-, -ущк-, -ишк-, -ек-, -ик- (доченька, домик, ножка, носик, зимушка, сыночек, котик);

  • осуждающие с оттенком пренебрежения: -ан-, -ян- (грубиян, мужлан);

  • увеличительные: -ищ- (ножища, ручища).

В грамматике эмоциональное отношение к чему-либо можно выражать, используя приставки эмоциональной оценки: превеликий, премудрый, премилый.

Существуют синонимы, отличающиеся друг от друга своей эмоциональной окраской:

  • глаза – нейтральное слово, просто данность;

  • очи – устаревшее, поэтическое;

  • гляделки – пренебрежительное, просторечное.

Значение слов в этом случае может быть специфическим.

Экспрессивность может выступать отличительной чертой эмоционально окрашенных синонимов. Это выражается степенью выразительности обозначения.

Например, в выражении «множество гостей», есть возможность заменить «множество» экспрессивными синонимами: масса, тьма, бездна, уйма, толпа.

Слова с эмоциональной окраской составляют большую часть нашего словарного оборота и являются незаменимой составляющей стихотворений.

Обозначение в словарях

Не только разговорная речь богата эмоциональными словами, в словарях их обозначают определенными отметками: просторечное, высокое, ирониче­ское, бранное, разговорное и пр.

К при­меру:

  • лизоблюд, -а, м. (устар.) — прислуживающий кому-либо, двуличный человек;
  • лодырь, -я, м. (разг.). — ленивый, неработающий. Гонять лодыря (прост.)— прохлаждаться;
  • напрочь (прост.) — навсегда, навечно. Завершить, вырвать с корнем;
  • дерзать (разг.) — стараться чего-то достигнуть.

Эмоционально окрашенные слова

Представь себе, что ты слушаешь рассказ своего друга о только что появившемся на свет брате. Говорящий называет его такими словами: ребенок, новорожденный, брат. Можешь ли ты по этим словам сказать, как твой друг относится к малышу? Вряд ли. Эти слова не выражают никаких чувств. В науке о языке они называются эмоционально нейтральными. А вот если бы в рассказе звучали другие слова: братик, крохотулечка, ребеночек? Конечно, по этим словам вполне можно понять, что твой друг уже полюбил малыша, относится к нему нежно и ласково.

Лексику русского языка можно разделить на две группы по способности выражать чувства и отношение. Эмоционально нейтральные слова называют предметы, действия, признаки, количества, но никак их не оценивают. Это такие слова, как собака, бежать, красный. Слова второй группы не только называют предметы, действия и признаки, но и оценивают отношение говорящего к ним. Если говорящий называет собаку пёсиком, то его отношение сомнений не вызывает. Если использовать вместо слова «бежать» другое – например, «нестись», то мы поймем, что тот, о ком говорят, не просто бежит, а бежит, боясь не успеть, очень торопится. Слово «красненький», употребленное вместо «красный», свидетельствует о том, что говорящему очень нравится сам предмет или оттенок красного цвета, о котором он говорит.

Слова, выражающие отношение говорящего к предметам, признакам и действиям, называют эмоционально окрашенными. Эмоциональная окраска может быт положительной, одобрительной, а может – отрицательной, неодобрительной.

В словарях эмоционально окрашенные слова сопровождаются специальными пометами:

ü прост. (просторечное),

ü высок. (высокое, торжественное),

ü ирон. (ироническое, насмешливое),

ü бран. (бранное, грубое).

Таким образом, словарь, используя такие пометы, уже дает нам представление о том, что перед нами эмоционально окрашенное слово.

Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе. Но ты никогда не встретишь их в научных или деловых текстах: в них используются только эмоционально нейтральные слова.

Эмоционально окрашенные слова могут являться по отношению к называющим то же самое нейтральным просто синонимами, а могут быть однокоренными, образованными с помощью специальных суффиксов, передающих определенную эмоциональную окраску.

Например, есть нейтральное слово «дом», его грубо-просторечный синоним «хата» и ласковое «домик». Слово «домик» — однокоренное к слову «дом», оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ик.

Урок «Нейтральные и эмоционально окрашенные слова»

Цели:

  • Развивающая: сформировать понятие «эмоционально окрашенные слова»
  • Образовательная: научить отличать «эмоционально окрашенные слова» от нейтральных слов.
  • Воспитательная: формировать нравственные представления учащихся, развивать творческие способности.
  • Здоровьесберегающая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Объяснение нового материала:

— Объявление темы, постановка цели. Ребята, слова в русском языке можно разделить на следующие 2 группы: одни из них только называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая ( лошадь, желать), другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.

— Работа с эпиграфом (слайд 1)

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)

— Ребята, вы согласны с автором этих слов? Аргументируйте свой ответ.

— Как понять термин «эмоционально оценочные слова»?

— Что такое эмоция? Какими бывают эмоции? (слайд 2)

Ребята рассматривают смайлики и делают выводы о том, какие эмоции может выражать человек: грусть, ненависть, радость…

— А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий, радостный и т. д.)

— Сделайте выводы, какие слова называются эмоционально окрашенными? ( Слова , выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называются эмоционально окрашенными.

Эмоционально оценочные слова делятся на две группы: (слайд 3)

1группа: Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:

— Давайте пригласим в гости героев любимых мультиков (Карлсон, клоун).

— Карлсон: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами, каким мы его знаем?

(уравновешенный, добрый, веселый, неунывающий, отличный друг)

— Клоун: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами: (веселый, неугомонный, добрый, радостный)

— А всех ли героев мультиков можно охарактеризовать только с положительной стороны?

(слайд 4)

— Попугай Кеша – в данной ситуации он какой? Запишите.( капризный, самодовольный)

— А Карабас Барабас? Запишите (злой, жестокий))

— Итак, сделаем вывод: 1 группа эмоционально окрашенных слов – это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.

2 группа эмоционально окрашенных слов: (слайд 5)

Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.

Нога – ноженька (у балерины)– ножище (у слона).

Крыло – крылышко (у воробья), крылище (у орла).

Добрый – добренький, предобренький

Слон — слоник, слонище

Вывод: Какие суффиксы и приставки помогли образовать эмоционально окрашенные слова? (суффиксы –еньк-, -ищ-, -ик-, — ек- т. д., приставка пре-)

2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)

Барсуч…нок.

Из корзиночк… показалась мордочка с черненьким носиком, любопытными глазенками и стоячими ушками. Это был барсуч…нок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам т…нулись широкие черные полосы. Барсуч…нок выбрался из корзинки на диван. Какой же он был занятный!

Задание: выпишите в два столбика эмоционально окрашенные слова:

В 1 столбик выпишите эмоционально окрашенные слова, которые характеризуют предмет с положительной или отрицательной стороны, а во второй — эмоционально окрашенные слова , образованные с помощью приставок и суффиксов. Объясните пропущенные орфограммы.

3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Какие слова называются эмоционально окрашенными?
  • Чем они отличаются от нейтральных слов?
  • На какие 2 группы делятся эмоционально окрашенные слова?

5. Домашнее задание.

Теория стр. 36, упр. 82 или написать рассказ на тему «История маленького крокодильчика», используя эмоционально окрашенные слова.

Статьи
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .