Содержание
Кочевничество и оседлость. Присваивающее и производящее хозяйство. Становление цивилизаций
В истории экономики первобытного общества выделяют следующие периоды:
- палеолит – древний каменный век (400-40 тыс. лет до н.э.);
- мезолит – средний каменный век (40-14 тыс. лет до н.э.);
- неолит – новый каменный век.
Экономика первобытного общества имела следующие характерные особенности:
- создание жизненных благ на основе коллективного труда;
- коллективная общинная собственность на средства производства;
- уравнительное распределение жизненных благ.
Первой хозяйственной ячейкой первобытных людей была родовая община, которая пришла на место первобытному стаду. Родовая община основана на совместном ведении хозяйства, разделение труда производилось по половому и возрастному признаку. Каждая община существовала автономно, то есть отдельно от другой общины, независимо от нее.
Кочевничество зародилось в конце II – начале Iтысячелетия до н.э. в ходе общественного разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Кочевничество способствовало освоению и заселению ранее незаселенных областей, развитию связей между племенами. У древних племен развивались зачатки бартерных сделок. Кочевники сочетали основное занятие – скотоводство с собирательством и охотой. В этот период использовались самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты.
С появлением новой техники обработки камня стали создаваться более совершенные орудия труда, в том числе и сельскохозяйственные. В связи с этим, земледелие стало развиваться более быстрыми темпами. Развитие земледелия привело к оседлому образу жизни и способствовало образованию крестьянских деревень.
Присваивающее хозяйство – это простейшая форма ведения хозяйственной деятельности, включающая в себя собирательство и охоту.
С изобретением более совершенных орудий труда на смену присваивающему хозяйству приходит производящее хозяйство.
Производящее хозяйство — это такая форма ведения хозяйственной деятельности, при которой происходит переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству с помощью человеческой деятельности. Первобытные люди сознательно начинают приручать животных, заниматься окультуриванием злаков, осваивать простейшие ремесла. Появление таких навыков и умений позволило людям систематически добиваться устойчивых результатов и меньше зависеть от окружающей природной среды. Так на смену родовой общине охотников и рыболовов пришла родовая община земледельцев-скотоводов.
Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, также называют первичными, так как они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, опытом которой можно было воспользоваться. Напротив, первичные цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность.
В IV-III тысячелетиях до н.э. очаги цивилизаций возникли в Египте, в долине реки Нил, а также в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Позднее, в III-II тысячелетиях до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии в долине реки Хуанхэ – китайская цивилизация.
Отметим некоторые грани, отделяющие первобытность от цивилизации:
- более четкое разделение труда;
- появление различных социальных слоев общества, отличающихся друг от друга по материальному положению, профессиональным признакам и др.;
- появление письменности;
- появление городов.
Что такое производящее хозяйство
Производящее хозяйство – это хозяйство, где основным источником жизни человека являются домашние животные и культурные растения.
Зародилось производящее хозяйство около 12-10 тысяч лет назад, когда появилась возможность одомашнивания как растений, так и животных. На первых порах оно сочеталось с хозяйством, основанным на деятельности охотников, рыболовов и собирателей. Но эта деятельность уже не была основана на элементарной добыче продуктов питания, как во времена натурального, присваивающего хозяйства, а была сопряжена с рядом довольно сложных приемов в организации труда, а значит и развитием разнообразных технических навыков. Сюда необходимо отнести и развитие навыков переработки добытой продукции.
Таким образом в истории эволюции человечества возникло земледелие и скотоводство, что и является основой производящего хозяйства. Это грандиозное достижение первобытной экономики распространялось по миру, конечно, неравномерно, так как было связано с условиями природной среды, в которых проживало то или иное первобытное племя.
Самое быстрое развитие производящего хозяйства произошло на Ближнем Востоке. Археологи в Северном Ираке обнаружили поселения, где 10 тысяч лет назад были одомашнены козы, овцы и крупный рогатый скот. То, что в этих поселениях было так же развито и земледелие, свидетельствуют найденные обломки кремневых изделий для серпов и остатки зернотерок. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству повлек за собой развитие общинно–родового строя, а значит на смену общине рыболовов, собирателей и охотников пришла община земледельцев-скотоводов.
Поскольку собирательством занимались в первую очередь женщины, то именно женщины первыми научились заботиться о диких растениях с целью получения нового продукта. А мужчины, будучи охотниками и рыболовами первыми одомашнили собаку, овцу, свинью, козу и корову. Именно мужской пол одомашнил лошадь и двугорбого верблюда. Правда, следы разведения домашнего скота в древности ограничиваются нахождением костных остатков, которые претерпели свое изменение от строения костяка диких животных. Что весьма затрудняет задачу ученым, которые занимаются изучением этого вопроса.
Присваивающее хозяйство
Присва́ивающее хозя́йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.
История
Возникновение древнейших хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой относится к начальным этапам формирования человечества. Накануне появления земледелия и скотоводства, т. е. ок. 12 тысяч лет назад, к хозяйственно-культурным типам с присваивающей экономикой относились лесные охотники и собиратели тропических лесов в жарком поясе и лесов умеренного пояса, бродячие охотники и собиратели гор и равнин аридной зоны, полуоседлые рыболовы и собиратели морских побережий и дельтовых областей, охотники за крупными стадными животными и т. д. Это были, по-видимому, немногочисленные разрозненные группы, которые вели в одних районах преимущественно подвижный бродячий образ жизни в пределах своих охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже почти оседлый. Этнографическое изучение сохранившихся до наших дней хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой показало, что для них характерны сезонно-подвижный образ жизни, коллективная собственность на основные средства производства и коллективное распределение продуктов труда, архаичность социальных структур, скудность материальной культуры, отсутствие институциализованой власти, анимистические формы религиозных представлений.
Собиратели и охотники сегодня
Собиратели и охотники там, где их натуральное хозяйство ещё не разрушено товарной экономикой, в своём социальном развитии ещё не вышли за пределы раннепервобытных общинных структур. Для поддержания своего существования в жарком поясе они вынуждены часто передвигаться небольшими локальными группами по обширным «кормовым» территориям (бушмены !кунг в Калахари, аборигены Австралии и др.). В холодных странах, даже там, где морской промысел обеспечивает годовую оседлость коллектива, сезонная подвижность части населения является жизненно необходимой. Самого высокого уровня социально-экономического развития и значительной оседлости для основной части населения достигли представители хозяйственно-культурного типа приморских полуоседлых рыболовов на северо-западе Северной Америки (тлинкиты, хайда, квакиютль, сэлиши и др.). Ещё в XIX веке их хозяйство было комплексным, а образ жизни оседлым с сезонной миграцией части населения. Сейчас же они полностью оседлы, так как лишены своих охотничьих и рыболовческих угодий. В некоторых странах такие архаические группы расово, экономически и социально угнетаются. Такая политика существует, например, в ЮАР по отношению к бушменам и готтентотам. Другие государства могут проявлять заботу о таких группах: например, во Вьетнаме небольшие горные народы охотников-собирателей (рук, арем и др.) сменили бродячий образ жизни на оседлый; живут в постоянных поселениях, выстроенных правительством и осваивают технику земледелия. Племя ади в Индии (штат Аруначал-Прадеш) вообще живёт изолированно от внешнего мира и доступ не только иностранцев, но и местных к ним ограничен.
> См. также
- Принцип производства
- Хозяйственно-культурные типы
> Литература
- Производительные силы и исторический процесс. Л. Е. Гринин // Волгоград:, 2003.- стр. 75-89.- ISBN 5-7218-0284-7
Ссылки
- Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
- Экономика первобытного общества
![]() |
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 июня 2018 года. |
> См. также
- Принцип производства
- Хозяйственно-культурные типы
> Литература
Производительные силы и исторический процесс. Л. Е. Гринин // Волгоград:, 2003.- стр. 75-89.- ISBN 5-7218-0284-7
- Экономика первобытного общества
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно?:
|
— хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. Эта стадия условно называется присваивающей, хотя трудовая деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов, как в организации труда, так и переработке продукции, требующих разнообразных технических навыков. Возникновение древнейших хозяйственно-культурных типов (ХКТ) с присваивающим хозяйством относится к начальным этапам формирования человечества. Архантропы и их непосредственные потомки — палеоантропы — расселялись по разным областям земли и, попадая в неодинаковые экологические условия, приобретали и различные хозяйственные трудовые навыки, создавая новые формы орудий труда, виды жилищ, одежды, утвари и т. п. Накануне появления земледелия и скотоводства, т. е. 12 тыс. лет назад, к ХКТ с присваивающим хозяйством относились: лесные охотники и собиратели из тропических лесов жаркого пояса и лесов умеренного пояса, бродячие охотники и собиратели, жившие в горах и на равнинах аридной зоны, полуоседлые рыболовы и собиратели, жившие на морских побережьях и в дельтовых областях, охотники за крупными стадами животных и т. д. Это были, видимо, немногочисленные разрозненные группы, которые вели в одних районах преимущественно подвижный, бродячий образ жизни в пределах своих охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже почти оседлый. Этнографическое изучение сохранившихся до наших дней ХКТ с присваивающим хозяйством показало, что для них характерны сезонно-подвижный образ жизни, скудность материальной культуры, архаичность социальных структур, отсутствие институтов формальной власти, анимистические формы религиозных представлений и система ценностей, основанная на всеобщем равенстве и коллективном распределении продуктов труда.
Собиратели и охотники там, где их натуральное хозяйство еще не разрушено товарной экономикой, в своем социальном развитии еще не вышли за пределы первобытнообщинных структур. Для поддержания своего существования в жарком поясе они вынуждены часто передвигаться небольшими локальными группами по обширным “кормовым” территориям (бушмены кунг в Калахари, австралийцы-аборигены и др.). В холодных странах, даже там, где морской промысел обеспечивает годовую оседлость коллектива, сезонная подвижность части населения является жизненно необходимой. Самого высокого уровня социально-экономического развития и значительной оседлости для основной части населения достигли представители ХКТ приморских полуоседлых рыболовов на северо-западе Северной Америки (тлинкиты, хайда, квакиютл, сэлиши и др.). Еще в XIX в. их хозяйство было комплексным, а образ жизни — оседлым, с сезонной миграцией части населения. Теперь, в условиях капиталистической экономики, они полностью оседлы, так как лишены своих рыболовческих и охотничьих угодий.
Поделитесь на страничке
Присваивающее хозяйство – первый из принципов производства, открытый человечеством еще в первобытную эпоху.
Наибольшую экономическую роль в присваивающем хозяйстве играли:
- Охота;
- Рыболовство;
- Собирательство.
«Присваивающим» этот принцип хозяйства называют потому что человек берет готовый продукт, который заранее для него уже подготовила природа.
Этим продуктом может быть и мясо, и корни некоторых трав, которые тоже шли в пищу. При этом, человек не отдавал природе ничего взамен – просто пользовался ее «дарами» ради своего пропитания и собственно – выживания.
Присваивающее хозяйство в древнюю эпоху
В первобытное время присваивающее хозяйство было единственный способом заполучить человеку пропитании. До того момента, как примерно в XII-X тыс. до н. э. человечество изобрело земледелие и скотоводство, чтобы выжить нужно было постоянно двигаться в поисках пищи. Охотники шли по следу диких животных, включая мамонтов, которые вымерли благодаря охоте на них людей.
Собиратели и рыболовы вели более оседлый образ жизни. Собирали не только корни, плоды растений и т. п., но и моллюсков – они всегда находились в одном месте и, если их было в изобилии, племя долго оставалось рядом со своим источником пищи. Племена собирателей, рыболовов и охотников были небольшими, в отличии от тех объединений, которые создавались после изобретения земледелия.
присваивающее хозяйство фото
Присваивающее хозяйство делало человека полностью зависимым от природы. Лишившись источника своего пропитания из-за погодных условий или других факторов, все племя могло умереть от голода. Присваивающее хозяйство давало людям не только еду, но и кров. Вспомнить хотя бы охотников. Они строили свои примитивные дома из шкур и костей мамонтов – такие дома могли вмещать десятки и даже сотни человек.
В Ледниковый период такие конструкции помогли человечеству побороть холод и в конце концов, выжить.
Присваивающее хозяйство в наши дни
Несмотря на то, что человечество тысячи лет тому назад перешли к другим принципам хозяйства – более совершенным (сначала производящее, потом товарное, ныне – информационное), в мире еще сохранились племена, для которых охота, рыболовство и собирательство – единственный источник пищи и залог выживания.
Ярким тому примеров могут послужить:
- Племена аборигенов в Австралии;
- Дикие племена бассейна Амазонки;
- Племена бушменов в Африке;
- Индейские племена охотников и рыболовов Северной Америки;
- Эскимосы и многие другие.
Сейчас последние «носители» подобного принципа производства терпят бедствие не только сил природы, от которой они всегда были зависимы, но и со стороны цивилизованного мира – от тех людей, которые пользуются информационным принципом производства. Присваивающее хозяйство – это огромная часть нашей истории и эволюции.