Назад к списку
«Четкое осознание и правильное понимание природы смерти может дать нам возможность жить без страха, насыщенной жизнью, с ясностью цели и радостью. Буддизм рассматривает Вселенную как огромное живое существо, в котором бесконечно повторяются циклы жизней и смертей. Поэтому смерть является необходимой частью процесса жизни, делающей возможными обновление и новый рост».
Как философия, буддизм всегда подчеркивал важность спокойного отношения к реальности смерти. Смерть, наряду с болезнью и старением, определяется в буддизме как один из основных видов страдания, с которыми сталкиваются все люди.
Из-за этого буддизм иногда ассоциируется с пессимистическим взглядом на жизнь. Однако в действительности дело обстоит прямо противоположным образом. Поскольку смерть неизбежна, любая попытка игнорировать или избегать этот самый важный «факт жизни» приводит нас к тому, что мы живем, не задумываясь о серьезных и существенных вещах. Четкое осознание и правильное понимание природы смерти может дать нам возможность жить без страха, полноценно, с ясностью цели и радостью.
Буддизм рассматривает Вселенную как огромное живое существо, в котором бесконечно повторяются циклы жизней и смертей. Мы переживаем эти циклы каждый день по мере того, как миллионы из 60 триллионов клеток, которые составляют наши тела, умирают и вновь обновляются в ходе обмена веществ.
Следовательно, смерть – это необходимая часть жизненного процесса, дающая возможность обновления и нового роста. После смерти наши индивидуальные жизни возвращаются в безбрежный океан жизни подобно тому, как отдельные волны вздымаются и снова возвращаются назад, в единство морской пучины. Через смерть физические элементы нашего тела, а также фундаментальная жизненная сила, которая поддерживает наше существование, повторно возвращаются в круговорот Вселенной. В идеале смерть может восприниматься как период отдыха, как омолаживающий сон, который следует за усилиями и испытаниями в течение дня.
Буддизм утверждает, что сохраняется непрерывность жизни, которая продолжает существовать, несмотря на смену циклов жизни и смерти, и что наша жизнь, в этом смысле, вечна. Ничирен писал: «Когда мы глубоко изучаем и видим природу жизни просветлёнными глазами, мы понимаем, что нет начала, которое мы считаем рождением, и нет конца, который мы называем смертью».
В V веке нашей эры, великий индийский философ Васубандху разработал «учение о девяти сознаниях», которое предлагает детальное разъяснение вечного движения жизни. В этой системе первые пять уровней сознания соответствуют пяти чувствам, связанным с органами чувств, а шестой – активному сознанию. Шестой уровень сознания включает в себя способности рационального суждения и интерпретации информации, предоставленной органами чувств.
Cедьмой уровень сознания называют «сознание манас». Этот слой соответствует описанному в современной психологии подсознанию, где локализуется наше глубинное ощущение «я».
Далее следует восьмой уровень, или «сознание алая». Это уровень сознания, который содержит создаваемую нашими мыслями, словами и деяниями потенциальную энергию — как позитивную, так и негативную. Эта потенциальная энергия, или глубинная тенденция жизни, называется кармой.
Опять же, в противоположность некоторым домыслам, буддизм не рассматривает карму как нечто фиксированное и неизменное. Наша кармическая энергия, которую буддийские тексты описывают как «бурный поток» сознания алая, взаимодействует с другими слоями сознания. Именно на этом глубинном уровне человеческие существа оказывают влияние друг на друга, на свое окружение и на жизнь в целом.
На данном уровне также устанавливается непрерывность жизни, которая продолжает существовать над сменой циклов жизни и смерти. Когда мы умираем, потенциальная энергия, которая представляет собой «кармический баланс» всех наших действий — творческих и разрушительных, эгоистических и альтруистических — продолжает далее струиться в сознании алая. Именно карма формирует условия, в которых потенциальная энергия наших жизней проявляется снова, через рождение в качестве новой индивидуальной жизни.
И наконец, существует девятый уровень сознания. Он как раз и представляет собой абсолютный источник космической жизни, который охватывает и поддерживает функционирование сознания алая. Цель буддийской практики — стимулирование и пробуждение этого изначально чистого сознания амала, или мудрости, которая обладает способностью трансформировать даже наиболее глубоко укорененный поток отрицательной энергии в поверхностных слоях сознания.
Вопросы жизни и смерти являются фундаментальными, лежащими в основе и формирующими наши взгляды практически на все в мире. Таким образом, новое понимание природы смерти и вечности жизни может открыть новые горизонты для всего человечества, высвобождая ранее неиспользуемые запасы мудрости и сострадания.
уддийский образ жизни описывается третьей, четвёртой и пятой составляющими Восьмеричного Пути – то есть включает в себя правильную речь, правильные действия и правильный образ жизни. Вместе эти факторы, во-первых, создают такой стиль жизни, при котором становится меньше помех для практики, например – конфликтных ситуаций. Во-вторых, правильный образ жизни способствует обретению благой каммы, что обеспечит более счастливые будущие рождения и удачу в этой жизни.
В буддизме Тхеравады образ жизни буддиста может быть достаточно чётко разделён на монашеский путь и путь мирянина. Монахи имеют возможность более плотно заниматься практикой и изучением Дхаммы. Но роль буддистов-мирян не менее важна, так как миряне поддерживают Сангху материально. Существование буддийских монахов целиком и полностью зависит от мирян. Будда говорил, что поддержка монашеской общины мирским человеком является причиной накопления огромных заслуг, которые обязательно дадут свои плоды и в этой, и в следующих жизнях. Поэтому во всех буддийских странах процветает практика всесторонней помощи монахам – дана, начиная от ежедневного подношения монахам еды (за счёт которой буддийский монах и живёт), заканчивая строительством монастырей и храмов.
Разумеется, жизнь буддиста-мирянина не ограничивается одной лишь поддержкой монахов. Буддисты-миряне также практикуют Благородный Восьмеричный Путь в меру сил и возможностей. Хороший мирянин-буддист как минимум старается вести правильный образ жизни и не нарушать 5 правил нравственного поведения:
1. Не убивать живых существ и не причинять им вреда.
2. Не воровать.
3. Не изменять супругу и не вести развратный образ жизни.
4. Не говорить лживых и грубых речей, не разводить сплетен.
5. Не употреблять наркотики и алкоголь.
В периоды упосатхи – дни буддийского поста, благочестивые миряне берут на себя дополнительные обеты – аттханга сила, которые, помимо выше перечисленных правил, включают в себя полное воздержание от любой сексуальной активности, а так же отказ от игр, музыки и прочих развлечений, отказ от украшений, духов и косметики, от роскошных постелей и сидений, а также от еды после полудня.
В свободное время, например, во время выходных или в период отпуска, некоторые миряне практикуют медитацию или посещают лекции буддийских учителей. Некоторые, при наличии возможности и средств, совершают паломничества в святые для буддистов места.
е менее важной стороной буддийского образа жизни является общение с калаянамитта – добрыми друзьями, помогающими двигаться по буддийскому пути. В качестве таких друзей выступают как монахи, так и миряне-буддисты, ведущие чистый и нравственный образ жизни. В случае жизненных трудностей или сложностей в практике друзья могут оказать поддержку, на них можно опереться или попросить совета и помощи. И напротив, тех, кто ведёт разгульный и безнравственный образ жизни, Будда советовал сторониться.
Там, где буддизм не распространён, и где отсутствуют монастыри и храмы, буддисты, по мере сил, стараются создавать Дхамма-центры, в которых есть условия для практики. Они приглашают буддийских учителей и монахов, хотя бы на некоторое время.
уддийский образ жизни не обходит своим вниманием и такую важную составляющую, как семейная жизнь. Семейные союзы, где муж, жена, родители и дети руководствуются принципами Дхаммы, обеспечивают сохранение гармонии и взаимоуважения между супругами, а так же между родителями и детьми.
тереотипное представление, бытовавшее на Западе и в России о буддизме и буддистах, как о людях оторванных от жизни и стремящихся уйти от мира, не является действительным. Буддийское сообщество многолико. В нём есть и те, кто нацелен на одиночную практику, и те, кто ведёт очень активный образ жизни. Среди буддистов есть и бизнесмены, и политики и творческие люди.
Буддийская культура – ещё одна грань буддийской жизни. За многие века существования Дхаммы буддийские зодчие и живописцы создали множество прекраснейших памятников искусства, вошедших в сокровищницу мировой архитектуры и живописи.
(некоторые частые вопросы)
Рубрики : Культура, Последние статьи, Философия
«Тебе не хватает на жизнь? Тогда просто умри!… Ты живёшь, чтобы работать, или ты работаешь, чтобы жить?» Публикуем материал про необычного дзен-буддистского мастера Кодо Саваки Роси, который жил в XX веке, много ругался, говорил о том, что любой поход за просветлением обречен на провал и призывал вернуться к чистой практике дзэн-буддизма, которая всегда противопоставляла себя словам и рассуждениям об этой практике. О том, какую дорогу прошел Дзен как учение, какой вклад Кодо Саваки внёс в сохранение сути религии и почему истинный дзен всегда отсылает нас к переживанию настоящей жизни, в отличие от традиционного буддизма, отворачивающегося от неё, рассказывает создатель visions Евгений Суворов.
Содержание
Введение в дзен-буддизм
История Дзен начинается с монаха Бодхидхармы, который пришел в Китай из Индии в V веке нашей эры и принёс с собой буддизм. Очень скоро с ним встретился император, заинтересованный в распространении этого учения, он был настроен на светский разговор с легендарным мастером. Этот разговор быстро закончился, так как Бодхидхарма сказал, что император иллюзорен, а буддизм ничего не значит. После этого он ушел, сел у стены и медитировал так девять лет. Вряд ли что-то может лучше проиллюстрировать закалку старой школы мастеров буддизма. Кодо Саваки Роси относится именно к этой линии преемственности настоящих мастеров буддизма, которые не церемонились, пытаясь донести дхарму ⓘДхарма — 1. Учение Будды. 2. Совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка.. Только жил он в первой половине XX века, а это демонстрирует нам, что настоящая религия не ушла из жизни людей.
«Религия означает жить свою жизнь абсолютно свежо и заново, не давая чему-либо вести себя на поводке».
Но что имел в виду Бодхидхарма? Со стороны подобное поведение может показаться проявлением безумия или странным эпатажем. На самом деле Бодхидхарма глубоко чувствовал религиозную основу буддизма и просто решил вернуть императора на землю. Когда тот говорил, что он строит святилища и храмы для буддизма, а монахов становится больше, то Бодхидхарма заметил, что императора несёт в опасные дебри. Он сказал: «Всё принадлежащее миру — иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я». Когда вконец запутавшийся император спросил «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».
Пустота в буддизме — это основа всех вещей. Её можно пережить и таким образом освободиться от ограниченного существования.
«Мы просто родились и мы просто умрём, но ты спрашиваешь о смысле жизни, ты спрашиваешь, что тебе даст дзадзэн? При этом ты не имел бы права жаловаться, если бы умер в прошлом году. Разве не ясно с самого начала, что жизнь ничего не даёт? Это просто приход и уход – и это всё. Твоя проблема в том, что ты носишь в груди что-то, что не хочет это признавать».
Кодо Саваки
В дзен-буддизме сосуществуют две крупные школы. Первой появилась Риндзай, когда монах Эйсай принёс чань-буддизм в Японию. Она характеризуется верой в мгновенное просветление с помощью умственного усилия, восприятия коанов ⓘКоан (ко:ан, японская калька кит. 公案, гунъань) — диалог, вопрос или короткое повествование, содержащие алогизмы и парадоксы. и их парадоксальных смыслов. Школа Сото возникла в том же веке из-за Догэна, который считается одним из самых влиятельных мастеров дзен в истории. Он начал знакомство с дзен-буддизмом у ученика Эйсая в школе Риндзай, но быстро разочаровался в большой приверженности к коанам. Новая школа основывалась на достижении просветления с помощью сидячей медитации. Кодо Саваки Роси относится к школе Сото, число последователей которой сегодня превышает количество последователей Риндзай в несколько раз, хотя начиналось всё наоборот.
По теме «Философия буддизма»: лекции Александра Пятигорского об отшельничестве, страдании и Дхарме
Жизнь мастера: биография и вклад в дзен-буддизм
Кодо Саваки и Содо Йокояма
Сегодня многие люди относятся к дзен, как к интересной штуковине из супермаркета, которая состоит из десятиминутных медитаций на свежем воздухе, настольного сада из камней и афоризмов, которые можно вспомнить на свидании с девушкой. Кодо Саваки Роси назвал бы таких людей чертями, а потом посоветовал им прыгнуть со скалы. Если не ударил бы палкой по голове. Бессмысленно пытаться понять что-то о «Бездомном» Кодо в отрыве от его изречений, поэтому по ходу статьи вас ждут мысли, с помощью которых он передал дхарму каждому, кто смог до неё дотянуться.
«Я хочу попробовать дзадзэн ⓘДзадзэн — практика «сидячей медитации»., чтобы стать настоящим мужиком. Таким людям я говорю: из тебя никогда не выйдет настоящий мужик! Дзадзэн – это самое скучное дело, существующее для человека – только тот, кто устал от своей человеческой жизни, может начать практиковать. Потому что в дзадзэн речь идёт о том, чтобы распрощаться с бытием человека. Дзадзэн – это не что-то, что могут выдумать себе люди».
Кодо Саваки Роси (1880-1965) получил ранг настоятеля храма дзен, но ушел странствовать по Японии, чтобы голодать, собирать милостыню и учить простых людей. Его прозвали «Бездомный» Кодо за то, что он проповедовал в рыбацких деревнях, городах, тюрьмах и университетах, не делая между ними никакого различия. С детства у него была нелегкая жизнь, которая прекрасно иллюстрирует, как формировался один из самых неоднозначных мастеров дзен.
Его мать погибла, когда ему было четыре года, а через три года умер отец. Кодо стал жить у дяди. По некоторым источникам это был приемный дядя. Но и он погиб спустя некоторое время. После череды этих смертей Кодо попал к другу дяди, который был замешан в работе нелегального казино, а его жена работала проституткой. С ранних лет Кодо оказался вовлечен в криминальную жизнь Японии того времени.
Он практически сразу подрабатывал в казино, а позже участвовал в некоторых разборках местных банд. Однажды он увидел, как посетитель заказал проститутку и умер от сердечного приступа. Это был поворотный момент, потому что Кодо понял, что не хочет закончить точно так же. В шестнадцать лет он сбежал из дома с мешком сырого риса, который ел в этом виде, пока не дошел пешком до местного монастыря.
«Один монах спрашивает Рюгэ: «Чем завладели старые мастера, что дало им спокойствие ума?» Рюгэ отвечает: «Это как с вором, который влезает в пустой дом». Когда вор влезает в пустой дом, ему не надо ничего воровать. И ему не надо ни от кого убегать. Там нет никого, кто бы за ним охотился. Ты должен полностью понять это «там абсолютно ничего нет».
Там не заботились о сбежавших детях и мальчика не пустили внутрь. Кодо провел двое суток под дверьми храма, повторяя, что они либо пустят его, либо он погибнет от голода. Так он стал помощником монахов на несколько лет. Еще несовершеннолетним он был призван на русско-японскую войну, где показал себя храбрым солдатом и получил множество наград. В один день его подстрелили — пуля попала прямо в рот, и сослуживцы подумали, что он погиб. Кодо оказался под горой гниющих трупов. Кодо не мог двигаться и находился там несколько дней, пока его не нашли, прямо перед тем как сжечь, и отправили домой из-за ранения.
«Ты должен смотреть на вещи с того места, на котором ты всё полностью забыл: не только богатство и бедность, но и все другие людские способы измерения ценности. Если ты можешь это, то даже 1000 святых не смогут приблизиться к тебе».
После войны он вернулся к служению в монастыре, но был разочарован местными монахами: «Они были очень наглыми и оставались заинтересованы только в том, чтобы есть много вкусной еды и пить много сакэ».
Так он ушел оттуда в 18 лет и сменил несколько монастырей, пока не получил передачу учения, оставленного Буддой, по линии Роси, которая направила его к мысли, что основой практики должна быть обыкновенная сидячая медитация.
«Ты усердно посвящаешь себя учению потому, что у тебя перед глазами есть ясная цель. Кроме того, тебя мотивирует, если другие видят твой успех. Но как только ты достигаешь цели, то тоска сразу наваливается на тебя: чего-то всё-таки ещё не хватает. Ты встретишь своё истинное «Я» только тогда, когда вырвешься из этого вонючего мешка мяса и станешь одним целым со вселенной. Для этого тебе нужно сначала твёрдо сесть на свою задницу. Когда ты увидишь, что являешься одним целым со вселенной, и будешь жить свою повседневную жизнь из этого конкретного опыта – тогда ты почувствуешь радость, тогда ты почувствуешь твоё счастье».
Кодо Саваки Роси использовал нецензурную брань в изречениях о природе мира, но это далеко не единственная сторона этого человека. Когда «Бездомный» Кодо стал настоятелем храма, он столкнулся с дегенеративным обликом, который приняла традиция дзен-буддизма в Японии. Монахи круглые сутки читали буддистские тексты вроде «Сокровищница глаза истинной дхармы» мастера Догэна. Они были заняты интеллектуальной деятельностью и отдалялись от сути традиции. Кодо Саваки Роси вернул Японию к центру практики в виде дзадзэн — сидячей медитации.
Чтобы понять этот момент, надо вспомнить о двух важных вещах:
– Коренном противоречии в учении дзен-буддизма.
– Идеологических разногласиях в достижении просветления между школами Сото и Риндзай.
Истинная практика дзен-буддизма всегда противопоставляла себя словам и рассуждениям об этой практике. Как невозможно описать естественное движение горного ручья, так и не объять в словах тишину разума. Каждые несколько сотен лет в истории дзен-буддизма появлялись учителя, которые пытались вернуть людей к этой правде. Это настоящие мастера, такие как Догэн и Банкэй с его Дзен «нерожденного». Кодо Саваки Роси полностью относится к этой преемственности.
Это положение являлось ключевым для школы Сото на протяжении истории. Она полагалась на медитацию и отсутствие рассуждений об истине. При этом школа Риндзай была привержена идее мгновенного просветления в результате случайного озарения. Выглядело это обычно так: человек годами читал парадоксальные коаны, слушал откровения учителя об истине, однажды оглядывался, проникал в состояние исступления и замирал от осознания.
Хочешь высказаться? Добро пожаловать в обсуждение.
« |
Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. |
« |
— Сабж |
Сиддха́ртха Ша́кьямуни Гаута́ма (Будда Шакьямуни, Будда Гаутама, Б. Г., род. в 5 в. до н. э.) — легендарный тролль всея Индии, основоположник этого вашего буддизма, а также по совместительству философ и бомж. Если вдуматься, то в процессе жизнедеятельности много повидал и не по-детски отжёг, а позже, в результате хитросплетений своей биографии, придумал очередную панацею от всех бед и несчастий — срединный путь.
Биография
Началось всё с того, что прежде чем родиться, Гаутама посетил свою мать в сновидении в виде белого слона.
Пока Гаутама ещё не стал Буддой, звали его Сиддхартха, и был он индийским царевичем, потому как являлся сыном индийского царя (прим. К. О.). Придворный предсказатель напророчил ему стать или великим царём, или великим святым. Папашка, наслушавшись таких гороскопов и желая видеть сына в роли будущего правителя, приказал оградить сынка от простых людей и навешал сынишке лапши, что за пределами роскошного золотого дворца, куда могли входить только молодые, здоровые и красивые люди, ничего интересного нет. Так Гаутама и рос, не зная таких понятий как печаль, страх, болезни, нищета, смерть и разрыв шаблона.
Дабы молодой царевич рос мужиком, в 16 лет его женили на хорошенькой лоли, с которой он прожил 13 счастливых лет и настрогал одного ребенка — сына по имени Рахула.
В 29 лет Гаутама почувствовал, что в жизни что-то не так, и тайно вышел за пределы своей золотой клетки. Разумеется, снаружи он увидел едва ли не каменный век. Впоследствии это было занесено в летописи как «четыре зрелища» — Гаутама впервые увидел больного человека, старого калеку, разлагающийся труп и отшельника. ВНЕЗАПНО наш герой понял, что вся жизнь целиком и полностью состоит из страдания. В тот же момент он фалломорфировал и, бросив дворец, наследство, детей и жену, ушёл в странствие.
« |
Вон Чандака, он плачет, Вон конь, и он в слезах |
« |
— Ашвагхоша, «Жизнь Будды» |
Надев лохмотья и обрив голову, Гаутама стал странствующим монахом и посвятил жизнь борьбе с всеобщим страданием. Первым делом он изучил известные в то время практики, которые впоследствии стали именоваться йогой. В этом ему помогали два брахмина-отшельника, с которыми он познакомился недалеко от дворца. Научившись спать на гвоздях, свернувшись уютным узелком, наш протагонист, опять же ВНЕЗАПНО, понял, что в борьбе со страданиями подобные упражнения не помогают, и пошёл дальше.
Отправился он в восточную часть Индии, где стал отшельником. Шесть лет питался чем попало, занимался самоистязанием, жил под открытым небом, а когда его 35-летний организм чуть не сдох от такого обращения с собой, понял, что такая практика в плане избавления мира от страдания помогает ещё меньше. Нужны были решительные меры. Поэтому, сев под деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину, и надолго погрузился в медитацию, пока не проголодался и у него не затекли ноги прохладной майской ночью ему не пришла идея о срединном пути: не потворствовать себе, но и не самоистязаться. С этой идеи вставило Будду неслабо, он заявил, что достиг тотального пробуждения и осознал причины и корни мирового баттхёрта вместе с необходимыми действиями для его устранения.
С тех пор его, собственно, и стали звать Буддой, что означает «просветлённый». Но тут перед ним встала дилемма: сидеть под деревом и переться дальше, или ходить вверх-вниз по Гангу/Ганге и троллить всё, что движется, доставляя лулзы ради всеобщего блага. Он выбрал второе.
Алсо
« |
Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм. |
« |
— Альберт Эйнштейн |
Да, лично Будда еще в «Лоховада сутте» сказал, что каждый, кто будет форсить слова якобы Эйнштейна о буддизме как самой лучшей религии, переродится Turritopsis Nutricula!
Принять буддизм
В отличии от иудаизма, зороастризма или синто, буддизм можно принять без ограничений. Даже в РФ. Или даже таким родиться (если ты тувинец, бурят или друг степей калмык).
В разных традициях делается это по-разному. Но суть одна: находишь монаха/уполномоченного мирянина @ произносишь формулу. Можно сделать и без монаха. Жаждущие да нагуглят.
На просторах СНГ наиболее доступны тхеравада (любят нас шриланскийские монахи, и даже бывший посол в Коломбо Лавров министром иностранных дел заделался) и тибетский буддизм. Причём последний представлен не только загадочными монахами из ещё при Мао раздолбанных монастырей, но и тру-ламами из Калмыкии и Бурятии. Для тех, кому ехать на Байкал далеко, есть лицензионный дацан в Питере по адресу Приморский проспект, 91 (традиция Гелуг).
Принявший прибежище зовётся упасака и считается членом сангхи (Благородного Собрания). Большинство останавливается на этой ступеньке: история буддизма знает over 9000 мирян, достигавших полного просветления ещё при жизни и не отрываясь от работы. Мирянину нельзя только 5 (или больше, тут от школы зависит) обетов. Монаху нельзя уже побольше, причём насколько, зависит от традиции (в одних им можно даже жениться, в других даже деньги в руках держать не положено).
Цитаты
Большая их часть изложена в алмазной сутре. Например:
— Никому верить нельзя! — А Вам? — А мне можно.
Или притча…
…о троллинге:
Гаутама Будда проходил мимо одной деревни, в ней жили противники буддистов. Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Будды начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал: — Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны? Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Будда обратился к ним: — Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас еще будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться. Люди из деревни сказали: — Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас? Будда ответил: — Вы свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». А теперь я спрашиваю вас: — Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад? Один человек из толпы сказал: — Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям. — Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите. А сейчас мои ученики вас отпиздят.
…о тигрице:
По преданию Будда в своем предыдущем воплощении встретил в Непале голодную тигрицу с пятью тигрятами. Тигрица была уже готова сожрать своих детенышей. Увидев все это, Будда проникся таким состраданием, что спрыгнул со скалы, чтобы накормить тигрицу своим телом. В следующей жизни он переродился в Лумбини всем известным принцем Сиддхартхой, а пятеро тигрят переродились людьми и стали первыми учениками Будды.
Мораль: неадекватность вознаграждается. Become An Hero.
…о йогине:
Однажды Будда, путешествуя с некоторыми из своих последователей, встретил в лесной глуши измождённого йога, жившего в одиночестве среди лесов в хижине. Учитель остановился и спросил, сколько уже анахорет подвизается в этом месте. — Двадцать пять лет, — ответил йог. — Чего же Вы достигли таким самоистязанием? — опять спросил Будда. — Я могу переходить реку прямо по воде, — гордо заявил пустынник. — Ах, бедняга, — заметил мудрец с жалостью, — неужели Вы потратили на это столько времени? Ведь паромщик взял бы с вас за переправу только один обол.
См. также
- Дзен
- СПГС
- Шри Япутра
- Чайный гриб
- Просветление
- Просветленец
Ссылки
- О миролюбии буддистов.
- Об отношениях внутри монастырей дзен
- Бодхисаттвы и прон
- Введение в буддологию от профессора Торчинова — каноничное, научное, подробное введение в этот ваш буддизм без попсы, атсрала и СМС. Раскрывает подоплёку, учит различать школы, поясняет термины и не даст тебе перепутать дзен с йогой, карму ИРЛ с кармой на Хабре, а тибетский буддизм с тайландским. Позеры и просветленцы шанса осилить не имеют, ибо думать надо.
«Будда Гаутама — опиум для народа!» | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Будда Гаутама есть особенность Чжунго. | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|