Глазурь и кофе

Новости со всего света

Американский бог

by adminon 05.08.202005.08.2020

Уже в мае 2017 года была объявлена прекрасная новость о продлении нового мистического фентези сериала Американские Боги на второй сезон. В основу второго сезона сериала так же будут положены идеи и произведения Нила Геймана. Автор и сценарист сериала уже поделился с шоуранерами Брайаном Фуллером и Майклом Грином о том, что нас ожидает, когда мы посмотрим онлайн все серии второго сезона. Однако по понятным причинам эта информация пока держится в тайне. Нил указала продюсерам на некоторые диалоги первой части, объяснив, что второй сезон шоу будет отталкиваться от них: «Если я погибну в автокатастрофе или трагически скончаюсь, пока буду печь пирог, у вас есть всё, чтобы продолжить шоу». Таким образом, вопрос, о чем будет второй сезон Американских Богов, уже дело времени. В сериале еще достаточно зачинов, а в книге поворотов сюжета, чтобы продолжить на второй, третий и даже четвертый сезон. Каждый персонаж сериала настолько ярок и харизматичен, что немало расширяет историю. Достаточно вспомнить о Лоре, которая уже стала одним из самых значительных героев повествования. На каких персонажах будет строится второй сезон сериала, нам еще предстоит узнать, посмотрев онлайн все серии второго сезона сериала Американские Боги. Но вряд ли это произойдет в ближайшем времени, премьера второго сезона ориентировочно ожидается не раньше 2018 года.

Среда – старый мошенник и скандинавский бог Один, решивший развязать войну между старыми и новыми богами.

Содержание

  • ИсторияПравить
    • 1 сезонПравить
      • Сад костейПравить
      • Секрет ложекПравить
      • Голова, полная снегаПравить
      • Твой лимонный ароматПравить
      • Орда боговПравить
      • Приди к ИисусуПравить
    • 2 сезонПравить
      • Дом на СкалеПравить
      • ЧаровникПравить
      • МунинПравить
      • Величайшая история в миреПравить
  • Личность и способностиПравить
    • Кадр из сериала «Американские боги»
  • American Gods
  • Кто такие американские боги?
  • Как с этим обошёлся сериал
  • Сумбур и странности
  • Персонажи и вольности

ИсторияПравить

1 сезонПравить

Сад костейПравить

Среда появляется в аэропорту, где изображает запутавшегося, немощного старика, чем вызывает жалость у сотрудницы аэропорта и получает билет в первый класс. В самолёте к нему подсаживают Тень Муна, и Среда тут же заводит с ним разговор. Он знает о Тени слишком много для незнакомца и предлагает ему работу, но Тень отказывается.

Неизвестно, каким образом, но Среда следует за Тенью и после посадки и вновь встречает его в Крокодиловом баре Джека на пути в Игл-Пойнт. Среда показывает Тени газетную заметку о гибели его друга и жены в аварии и повторяет своё предложение. Тень соглашается работать на Среду, если выпадет орёл. Хотя Тень мухлюет, побеждает всё равно Среда, который тут же отправляется за выпивкой скрепить сделку.

Среда приносит Тени три стопки с мерзким напитком, который называет медовым вином, и заставляет Тень их выпить. Он ставит условия сделки: Тень должен возить его, охранять и бдеть над его телом в случае смерти. Затем старик выслушивает требования Тени и принимает их. После этого он молча наблюдает, как его новый телохранитель дерётся с Сумасшедшим Суини.

На следующий день Среда везёт Тень в Игл-Пойнт, чтобы тот мог сходить на похороны жены. Сам Среда в это время направляется в мотель «Америка», где снимает себе и своему работнику номера.

Секрет ложекПравить

Тень возвращается в мотель и рассказывает Среде о Техномальчике, отрывая его от молодой разносчицы пиццы. Среда повышает Тени зарплату и обещает отомстить за нанесённое Тени оскорбление. Утром Тень убирается в доме Лоры, и после этого Среда забирает его, и они едут в Чикаго.

Во время остановки Среда посылает Тень в супермаркет за покупками, а сам в это время встречается с джинном. Затем они продолжают путь. По приезду в Чикаго они встречают у двери нужного дома Зорю Вечернюю, и Среда любезничает с ней. Зоря впускает их в дом. Среда раздаёт ей и её сёстрам подарки, которыми Тень закупился в супермаркете. Он дарит подарок и живущему с Зорями Чернобогу, но тот швыряет в Среду лампу. Среда ловко уворачивается и пытается уговорить Чернобога примкнуть к нему, но тот отказывается. Затем они все вместе ужинают, а после ужина Среда ложится читать на диван, пока Тень играет с Чернобогом в шашки, поставив на кон, что в случае победы Тени Чернобог поедет со Средой.

Голова, полная снегаПравить

Мистер Среда входит в комнату Зори Вечерней, где она готовится ко сну. Он делает ей комплименты и просит прочитать его судьбу. Зоря отвечает, что он в любом случае проиграет. Они выходят на прогулку, и Зоря предупреждает Среду, что на этот раз его убьют. Тот целует её, чтобы напомнить ей об их молодости. Зоря отталкивает его, начинается дождь, и она спрашивает, что он творит. Среда отвечает, что войну.

Утром Среда забирают Тень, и они едут грабить банк. Среда берёт в банке депозитные бланки, просит Тень думать о снеге и едет в печатный салон, где заказывает себе визитки и распечатывает взятые бланки. Он отрывает Тень от мыслей о снеге, поскольку снег и так уже укутал весь город. Они обедают, Среда переодевается в охранника, берёт себе имя Джимми О’Горман, а Тень ставит сторожить у таксофона. Сам Среда наклеивает на банкомат у банка объявление о ремонте банкомата и принимается сам от лица банка принимать выручку у воскресных посетителей. Когда к нему подъезжает полиция, он даёт им визитку с номером таксофона, так что на другом конце провода полицейскому отвечает Тень, который подтверждает, что у этого банка у них стоит свой человек. В конце дня Среда заканчивает, и они с Тенью уезжают из города.

По дороге Среда выплачивает Тени его часть заработка. Они обсуждают вопросы веры. Тень спрашивает, неужели это он вызвал снег в этот день, но Среда оставляет ему самому решать этот вопрос.

Твой лимонный ароматПравить

Ворон стучит в дверь номера Среды. Он принёс сообщение для хозяина. Среда идёт в номер Тени и приглашает его выпить. Тень отказывается, но тут приезжает полиция, которая арестовывает обоих за ограбление банка и везёт в участок.

В участке Среду допрашивают, а он разыгрывает из себя чудака, цитирующего стихи. Затем Среда признаётся, что ездил в Чикаго завербовать Чернобога в свою армию богов. Позже к нему подсаживают Тень и оставляют их одних в комнате. На столе лежат их фотографии у банка, и Среда объясняет, что они могли быть сделаны только одним богом. В это время паучок открывает его наручники. Тень спрашивает Среду, кого он боится.

За дверью раздаётся шум, и в комнату вплывает по воздуху Медия в образе Мэрилин Монро. Среда не хочет иметь с ней никаких дел, но она не уходит. Следом приходит мистер Мир, а Среда предупреждает Тень не слушать этих незнакомцев.

Новые боги пытаются переманить Среду на свою сторону, суля ему ребрендинг и возобновлённое почитание. На всё это Среда смотрит с презрением, а в конце заявляет, что новые боги лишь тратят впустую людское время, в то время как старые боги давали людям смысл. Мистер Мир не настаивает и уходит со своей свитой.

Среда и Тень начинают выбираться из полицейского участка, где все люди мертвы и царит хаос. Им приходится искать запасный выход, поскольку к участку подъехала полицейская машина, но в итоге они всё-таки сбегают.

Орда боговПравить

Среда и Тень бредут по пустынной дороге к мотелю, и Тень требует у Среды ответов. Среда объясняет, что смерти в участке были предупреждением ему и жертвой новым богам. Он рассуждает, что делает бога богом и какова здесь роль человеческой веры. После возвращения в мотель Среда поскорее увозит Тень, чтобы тот не успел встретиться с Лорой, и они едут дальше.

В пути Среда разглагольствует о любви и скорби Тени, пока не замечает, что его телохранитель ранен: что-то шевелится у него под кожей в боку. Они останавливаются, и при свете фар Среда вытаскивает из бока Тени извивающееся корневище — это мистер Лес в участке задел Тень. Затем они отправляются дальше.

Среда и Тень приезжают в Вирджинию, в небольшой городок Вулкан, где заправляет старый приятель Среды бог Вулкан. Среда радостно приветствует друга и представляет Тень. Вулкан приглашает их к себе. В доме у него друзья разговаривают, и Среда просит Вулкана выковать ему меч. Среда также понимает, что Вулкан предал его, перейдя на сторону новых богов, поэтому после того, как Вулкан выковал меч, Среда отрубает предателю голову и скидывает в чан с расплавленным металлом. Затем Среда проклинает дело Вулкана.

Приди к ИисусуПравить

Среда и Тень приезжают к мистеру Нанси, который шьёт им новые костюмы для важного визита. Тень злится на постоянные тайны со стороны Среды, но тот успокаивает его. Они едут в Кентукки в гости к Пасхе. В этот день как раз её праздник, и она радушно встречает гостей. Увидев Среду, Пасха меняется в лице. Тень выводит её в сад прогуляться, а Среда идёт рядом и убеждает, что этот праздник уже не принадлежит ей, что его забрал Иисус. Пасха отводит его в отдельную комнату, чтобы поговорить тет-а-тет. Там Среда рассказывает ей, что Вулкан выковал ему меч, а новые боги за это убили его. Старик просит Пасху примкнуть к его армии и вновь показать людям, на что она способна.

Пасха колеблется, но скоро её отвлекают другие гости, и она уходит. К ней прибывает Медия со своей свитой. Среда замечает их и спускается к ним в сад. Он вступает в спор с Медией, а потом призывает молнию, которая убивает свиту Медии. Это провоцирует новых богов начать войну со Средой, а тот наконец называет Тени свои настоящие имена и главное из них — Один.

2 сезонПравить

Дом на СкалеПравить

Среда с Тенью, Лорой и Суини приезжают в Дом на Скале, одно из мест силы, где Среда хочет встретиться со старыми богами, чтобы начать войну против новых. У входа в музей Среду встречает Нанси, а внутри их уже ждёт джинн, который докладывает Среде, сколько богов прибыло и что Билкис явилась без приглашения. Однако Среда не отказывает ей в праве присутствовать на встрече. Он вытаскивает себе предсказание на аттракционе, а потом ведёт Тень, Нанси и Билкис вглубь Дома. Попутно он находит в одной из комнат Зорю Вечернюю и Чернобога, а потом рассказывает Тени о месте, где они оказались.

Дойдя до комнаты с каруселью, Среда и его спутники забираются на неё, и она переносит их За Сцену, в свои воспоминания и свои покои Валаскъяльв. Там он призывает немногочисленных собравшихся богов вступить в войну с новыми богами. Ему приходится столкнуться со скепсисом многих из приглашенных, но Тень защищает Среду.

После встречи Среда приглашает всех отужинать. Неожиданно начинается обстрел кафе, и все кидаются на пол. После окончания облавы Среда находит на полу убитую Зорю Вечернюю и скорбит по ней.

ЧаровникПравить

На следующее утро после нападения новых богов Среда посылает джинна за своим копьём Гунгниром, а Лору и Суини — за Тенью. Сам он вместе с Нанси уезжает дальше готовиться к войне. Вдвоём они долго колесят по дорогам, пока не приезжают на железнодорожный переезд. Там Нанси покидает Среду, а тот ставит свою машину прямо на пути несущегося поезда и приносит её в жертву.

МунинПравить

После крушения поезда машины Среды чудесным образом восстанавливается. Среда забирает Суини и Лору и уезжает в Каир. Он приказывает своему ворону сообщить Тени, что он должен идти в Каир. В похоронном бюро Ибиса и Шакала Среда ждёт, пока Ибис подлатает распавшуюся на части Лору, и предлагает ей пойти с ним к богу, который сможет перезарядить её монету, поскольку Лора слабеет день ото дня. Лора соглашается, потому что Среда — её путь к Тени.

Среда и Лора прибывают в убежище Аргуса, неусыпного стража богов. Они проходят ряд комнат со старыми воплощениями Аргуса, чтобы добраться до его последней формы. Сначала они попадают на поле, где лежит труп мужчины и стоит корова. Среда перерезает горло корове, принося её в жертву, и находит на теле мужчины деревянное перо. Затем Среда и Лора оказываются в воплощении Александрийской библиотеки, где за столом лежит другое мёртвое воплощение Аргуса. Среда просит Лору поджечь библиотеку. После этого они добираются до последнего воплощения Аргуса, но застают его разговаривающим с Техномальчиком и Медией. Среда просит Лору убить Аргуса тем самым деревянным пером, потому что тот перешёл на сторону врага. Лора нехотя выполняет его просьбу, и только тогда Среда выходит к Аргусу. Он говорит умирающему богу, что они увидятся, когда Аргус воплотится в следующей форме. Затем Среда уходит, оставив Лору одну.

Величайшая история в миреПравить

Среда с Тенью едут в Сент-Луис заручиться поддержкой мистера Денег. Они останавливаются в кафе мотеля «Америка», где их обслуживает Мама-джи, и Среда пытается вызвать у неё ностальгию по былым битвам. Затем Среда рассказывает Тени о власти денег. В кафе заходят три девочки-скаута, и Среда хочет купить у них печенье — это способ увидеться с мистером Деньгами. Среда называется своё имя, но Тень не называет свои данные по документам, поэтому им отказывают в доступе, и они остаются сидеть в кафе. Позже, однако, в кафе появляется мистер Мир, с которым Среда вступает в перепалку. Их прерывает мистер Деньги, который всё-таки пришёл туда, но никакой из сторон не удаётся переманить его на свою сторону.

Личность и способностиПравить

  • Сначала роль мистера Среды предлагали Николасу Кейджу, но тот отказался, хотя ему и понравился сценарий. Иэна Макшейна же сперва пригласили на роль Чернобога.
  • Среда — действительно день Одина, что видно и по английскому названию дня недели — Wednesday. Поэтому герой и взял себе это имя при знакомстве с Тенью.

5. В который раз нам обещают «новую» «Игру престолов»…

Кадр из сериала «Американские боги»

Начнем с того, что настойчивое предложение и агрессивное продвижение у скептика сразу вызывают подозрение. Примерно раз-два в год, в начале очередного телевизионного сезона, а порой и весной зрителю начинают активно «впихивать» замену «Игре престолов». Да, хит канала НВО действительно для многих стал показателем успеха, образцом размаха и примером того, как нагнетать драматургию в телевизионных проектах, но стремление «догнать и перегнать» до добра еще никого не доводило. Сколько раз нам говорили: «Вот оно! Вот проект, который не уступает «Престолам» в размахе и авторских амбициях!», но где это все? Кто из вас с тем же нетерпением, что и Битву за Железный трон, ждет, например, «Мир Дикого запада 2»? При том, что сериал о киборгах-ковбоях совсем неплох, но искусственно навязанная конкуренция играет с ним злую шутку, от совершенно постороннего сайфай-шоу требуют того же, что и от мрачного фэнтези. Об «Американских богах» ходи ли те же разговоры – мол, «Престолы» съехали на лето, вот он, шанс канала Starz увести зрителей у НВО, и упор в рекламной кампании во многом был именно на это: вы хотели жестоких мрачных песен – их есть у меня! Каково же было мое удивление, когда пилот «Богов» открыла сцена, созвучная и достойная «битвы бастардов» или особенно красочным эпизодам «Викингов» — кровь бежит рекой, злодеи вытыкают жертвам глаза и отрубают руки, стрелы превращают охотника в подушечку для швейных игл. Похоже, что сами создатели нового сериала уверовали в то, что им уготовано судьбой отнять трон у «Игры престолов», и это настораживает. О невнятности открывающей сцены мы еще поговорим, но даже один этот пример зарождает искру сомнения – а за свое ли дело взялись авторы? Конечно, чтобы стать лучшим, нужно равняться на лучших, но нужно четко различать, когда достаточно идти «по стопам», а когда пора проявить индивидуальность. Пилот «Американских богов» пока прячется за спинами «старших братьев». Понадеемся, что пока…

4. Визуальный стиль – красиво, но громоздко.

Как поклонник телевизионного «Ганнибала» я, по идее, должен рукоплескать роскошному визуальному стилю Брайана Фуллера, в «Американских богах» картинка ничуть не менее завораживающая, чем в шоу по мотивам преступлений доктора Лектера. И я рукоплещу, честно-честно, но при этом понимаю, что во всем нужна мера, все должно соответствовать поставленным задачам и у всего должен быть смысл – «таков мой замысел». Рубящиеся в замедленной съемке викинги – это красиво. Сгущающиеся над тюрьмой тучи – это будоражаще. Льющийся в слоумо дождь – это великолепно. Но пока это выглядит картинкой ради картинки. Фуллер умеет подать историю вычурно и вызывающе, его команда пережимает с крупными планами и переполняет кадр деталями, однако хорошо это лишь тогда, когда зритель полностью погрузился в эстетику его произведения. Многие, я знаю, отказались от просмотра «Ганнибала», почувствовав слишком недружелюбную атмосферу, не справившись с напряжением и жесткой эстетикой насилия, демонстрируемой в сериале – и это при том, что там авторы подводили зрителя к главному постепенно, по крупинкам примешивая галлюцинации и видения в неспокойное полицейское расследование. «Боги» же не цацкаются и бьют зрителя пилотом так, что устоят на ногах оказывается непросто. Правильно ли это? В какой-то мере, расстановка фигур и декларация намерений для пилота обязательны, но где же ласка, где стремление привлечь зрителя, чтобы затем затянуть в омут с головой? «Американские боги» красивы и визуально необыкновенно притягательны, но далеко не для всех. Пока сериал выглядит так, словно привлекательная картинка желает отвлечь зрителя от чего-то другого, от невнятного сценария или же не выстроенной композиции. Пилот будто бы зашел с козырей тогда, когда карты еще даже не до конца распределены между игроками. Повторюсь, для меня каждый кадр пилота, включая открывающие титры – праздник, но я могу понять тех, кого данный стиль отпугнет до того, как станет понятен сюжет.

3. В пилоте авторы напустили слишком много тумана.

С сюжетом, кстати, в пилоте все довольно грустно. Нет, основной хребет понятен – некто возвращается из тюрьмы, чтобы похоронить жену, и знакомится по дороге с несколькими сомнительными личностями – но этот костяк облеплен таким странным наполнением, что это может отпугнуть. Я уже упоминал об открывающем эпизоде с викингами, так вот его к основному сюжету авторы даже не пытаются подцепить. Как болтающейся в воздухе осталась сцена любовных утех безымянной жертвы плотоядной чернокожей женщины – выглядело это не только непривлекательно (такой цели и не стояло), но и отталкивающе, вы словно перескочили с первой серии в седьмую и не очень понимаете, кто есть кто. Но и те, кого вводят в сюжет по всем законам драматургии, не выглядят персонажами уместными и продуманными – пожалуй, только Шэдоу и мистер Среда вписаны в шоу настолько адекватно, насколько это было возможно и нужно. Загадок за ними, конечно, полон кузовок, но зритель хотя бы успевает к ним привыкнуть и подключиться к их диалогу. В случае с Лепреконом и Технобоем такого нет – это какие-то случайные персоны, встрянувшие в и без того рваное повествование и исчезнувшие. Разумеется, для тех, кто знаком с книгой, вопросов по поводу Билкис, Суини и прочих не возникает, скорее наоборот, остается неутоленная жажда – показали-то еще далеко не всех героев. Но пожалейте новичков! Они и из смутного синопсиса-то ничего не поняли, а тут и вовсе что-то невнятное. Причем меня терзают смутные сомнения, что такова концепция всего первого сезона – героев у Нила Геймана много, а серий мало, полагаю, что вот такими внезапными появлениями «не пойми кого из ниоткуда» будет сопровождаться каждый эпизод. Решайте сами, подходит ли вам такая подача, по мне так хочется чего-то традиционного, без заскоков.

2. Кастинговые решения не выглядят безупречными.

Раз уж мы заговорили о героях, то стоит отдельно упомянуть занятых в шоу актеров, и для начала я примерю маску расиста. Ни в коем случае не против экспериментов, ничего не имею против темнокожих артистов и никогда не был поборником «чистоты» на экране, но в некоторых вещах стоит не только знать меру, но и понимать, к чему ведут подобные решения. «Американскими богами» даже несколько попроще, не припомню в книге таких моментов, которые могли бы затем отозваться проблемами в связи с тем, что Шэдоу Мун сменил расу, куда больше душа у меня сейчас болит за «Темную башню» Кинга, в которой Роланд Дискейн стал чернокожим. И это не первые случаи в истории, ну да не будем об этом, в конце концов, как кто-то уже пошутил, в сериале «Американские боги» богом пока выглядит как раз только Рики Уиттл. Что же до Иэна Макшейна, то это весьма колоритный актер, но пока не продемонстрировавший ничего такого, что мы не видели бы в «Джоне Уике», «Дэдвуде» или даже той же «Игре престолов». Безусловно, порой достаточно одной только харизмы и вкрадчивого голоса, чтобы удерживать внимания зрителя, но как-то хочется, чтобы актеры еще и играли. Макшейн пока даже не предпринимает особых усилий, чтобы «взлететь». Что уж говорить про остальных – это актеры даже не второго, а четвертого-пятого эшелона даже по сериальным меркам. Да, мы пока не видели Криспина Гловера, Джиллиан Андерсон и Питера Стормаре, но нет никаких гарантий, что роль Стормаре будет больше, чем в уже упомянутом «Джоне Уике». А остальные тяжкую ношу могут и не потянуть. Тут, впрочем, я готов отступить – многих ли актеров из «Игры престолов» мы знали до выхода сериала? А скольких считали звездами? Сейчас многое переменилось, и я буду рад наблюдать за ростом и развитием новых талантов. Однако пока я настроен пессимистично, как минимум, Техно меня не впечатлил совершенно, да и остальные голову не вскружили, прямо скажу.

1. Стремление объять необъятное – опасно!

Но предлагаю закончить с моими личными оценками, они, в конце концов, субъективны, и вернуться к фактам и тем проблемам, с которыми сериал непременно столкнется, если планы студии и канала будут постепенно осуществляться. Ни много ни мало, а Starz замахивается на целую сериальную вселенную, объединяющую несколько книг, комиксов и персонажей Геймана. Да-да, по слухам, канал взял за образец стратегию Marvel и намерен запустить несколько шоу, которые затем объединятся в мощнейший кроссовер. Но по сеньке ли шапка? Ничем не хочу обидеть уважаемый канал, но представляют ли его боссы, в какую пучину кидаются? Экранизировать Геймана – это не пьесу в четырех стенах ставить, книги и комиксы популярного автора – это череда локаций по всему миру, это десятки выдуманных миров и сотни героев, это, в конце концов, такой набор катастроф, армагеддонов и просто локальных конфликтов, съемки которых при должном подходе влетят в копеечку. И эти грустные мысли только усиливают сообщения о том, что книгу «Американские боги» канал намерен растянуть на три сезона, а затем пойти своим путем. По признаниям же самого Геймана, даже в первом сезоне будет два эпизода, которые достаточно далеко отходят от того, что он писал в первоисточнике. Кому как, а меня это пугает – тут и прямая экранизация-то получается так себе, а если пойдет отсебятина, и вовсе пиши пропало. Совсем скверно будет, когда создатели сериала (или сериалов) начнут расчленять первоисточники или наоборот соединять несовместимое, написанное для разных читателей и разном стиле – нужно быть титаном уровня Кевина Файги (да хотя бы Зака Снайдера), чтобы упаковать весь этот разножанровый винегрет под одну крышку. И что-то у меня нет ощущения, что сериал и идеи Геймана оказались в нужных руках. Я бы поверил скорее в НВО или эфирный гигант, а вот Starz не внушает доверия. Впрочем, ждать осталось недолго – после пары последующих эпизодов все станет более-менее понятно, насколько мы далеко от «Игры престолов», достаточно ли безупречной картинки для того, чтобы кружить голову и дальше, и есть ли у занятых актеров запас роста. Пока к «Американским богам» стоит отнестись с известной долей осторожности – слишком часто наши надежды были обмануты. На богов, как говорится, надейся, а сам не плошай.

Говорят, когда-то давным-давно мир снов существовал бок о бок с реальностью, и потому с людьми постоянно случались чудеса, а самые жуткие кошмары порой оборачивались явью. У некоторых народов сказки так и начинаются: «Было это во время снов…» У нас же память об этом времени похоронена глубоко в подсознании, куда заглядывать неуютно — но очень любопытно.

American Gods

Жанр: городское мифологическое фэнтези
Продюсеры: Брайан Фуллер, Майкл Грин
В ролях: Рикки Уитл, Йен Макшейн, Эмили Браунинг, Пабло Шрайбер
Премьерный показ: апрель — июнь 2017, Starz
Продолжительность: 8 серий по 55 минут
Похоже на:
«Трасса 60» (2001)
«Легион»

Именно об этом мире пишет все свои книги и комиксы Нил Гейман — и мы заворожённо внимаем его историям. Только с экранизациями сказочнику не всегда везёт: не так-то просто передать ощущение первозданного мифа, которым дышат все его произведения.

В «Задверье» показали прекрасный гротескный мир, но с тогдашним бюджетом сериал смотрелся слишком камерно, да и сценарию не хватало стержня. «Звёздная пыль», напротив, подарила зрителям зрелищное приключение — но по духу фильма сложно догадаться, кто автор первоисточника. Мультфильм «Коралина» пришёлся поклонникам писателя по душе, но всё равно все затаили дыхание, когда речь зашла об экранизации «Американских богов». Мало того, что роман считается самым важным произведением Геймана, так ещё и по жанру напоминает скорее медитацию, чем основу для сценария.

Кто такие американские боги?

Когда в Америку со всего света стекались мигранты, с собой они привозили язык, обычаи и привычки, из которых век за веком и собиралась культура Соединённых Штатов. Вот и боги всех пантеонов перекочевали в Новый свет вслед за своими адептами — потому что в мире Геймана богов создают люди собственной верой. Только вот без поклонения забытые кумиры мало чем отличаются от простых смертных — поэтому выживают как могут. Кто перебивается случайными заработками, кто промышляет мелким мошенничеством, кто медленно спивается в глуши. Власть над умами захватили новые боги: телевидение, интернет и высокие технологии.

И вот главный герой, ничем не примечательный здоровяк со странным именем Тень, попадает в телохранители к загадочному мистеру Среде и оказывается невольным свидетелем божественного передела власти.

В книге Тень соответствует своему имени: в основном он безучастно наблюдает за происходящим и даже прошлого своего толком не знает

Гейман превратил эту завязку в настоящее «роуд-муви» и глазами героя показал галерею нравов американской глубинки, заправив её гремучей смесью всех возможных мифологий. При этом цели у путешествия нет — от Тени вплоть до конца книги мало что зависит, да и боги совершенно бессильны перед судьбой. Поэтому американский пейзаж получился очень щемящим — за шутливыми диалогами или увлекательными интерлюдиями о похождениях богов нет-нет да и проглянет самая настоящая безысходность.

Как с этим обошёлся сериал

В наши дни мрачное телевидение настолько в почёте, что авторам экранизации проще всего было пойти по стопам «Настоящего детектива» и с первых же кадров придавить зрителя той самой безысходностью. Но уже в заставке сериал даёт понять, что идея «времени снов» для него на первом месте. Брайан Фуллер сделал ставку на психоделику и вычурный символизм — и попал в самую точку. Сейчас модно составлять для титров многофигурные композиции в 3D и любовно рассматривать их со всех сторон. Но в «Богах» детали теряются в неоновом дыму, а саундтрек откровенно пытается ввести зрителя в транс. Если вы ждали выхода всех серий и собираетесь смотреть их «запоем», транс продлится без малого восемь часов.

В заставке масса интересных деталей, но рассмотреть их не дают

Всё это время сериал занимается тем, что сбивает зрителей с толку — поскольку упорно не желает играть по правилам. Начать с простого: какого он типа? В драматургии сериалы делят на два вида — «горизонтальные» и «вертикальные». Вертикальный можно смотреть с любого места: он даёт срез жизни героев, каждая серия — отдельная завершённая история. Горизонтальными называют многосерийные фильмы вроде «Игры престолов», где постепенно разворачивается длинный масштабный сюжет.

Что получилось у «Богов»? В первой серии нам по всем «горизонтальным» законам показали завязку, познакомили с героями, подкормили спойлерами к будущим сезонам и даже оборвали историю на классическом клиффхэнгере. Выбивалась лишь история Билкис: сценарий построили так, что показывать сладострастную богиню имело смысл, только если в конце серии она встретится с главным героем. Это можно было списать на промах, но уже во втором эпизоде Тень перекочевал на задний план, и его сюжетная линия уступила место никак не связанным историям разных богов.

Одну из историй и вовсе превратили в мультфильм. Почему бы и нет?

Затем, казалось, появилось равновесие: чуть-чуть сказок в разных жанрах — и неторопливое путешествие героев на заднем плане. Но тут создатели будто спохватились, вспомнив ещё один киноприём, — и отдали целую серию под флэшбек, посвящённый одной-единственной героине. Наконец, финальный эпизод оказался полуфиналом: Брайан Фуллер признавался, что хотел завершить сезон масштабной встречей в Доме-на-Скале, однако успел добраться только до приторной вечеринки в доме Пасхи. Драматичных моментов в серии хватало — но сон словно бы оборвался по будильнику.

Сумбур и странности

Сами истории из «Богов» тоже могут сбить с толку. Большинство новелл сняты без слов и делают упор скорее на эстетику, чем на сюжет. Не читавшим книгу может быть непонятно, как именно расплатилось с богами первобытное племя. В вопросе «что стало с Салимом и джинном после встречи» и книга не поможет: то ли Салим превратился в джинна, а его друг исчез с лица земли, то ли незадачливый коммивояжёр просто получил подарок… Правда, здесь пару эпизодов спустя расставляет точки над «i» уже сам сериал. Примерно так же смазана концовка и у сцены с мексиканским Иисусом — но здесь и вовсе подглядеть некуда, потому что этой истории у Геймана не было.

В книге это не единственный сон Тени, но встречаться с Гром-птицей ему пока рановато

Как ни странно, такая сумбурность идёт «Богам» только на пользу. Получается редкая в наше время роскошь — история, которая не пытается специально заинтриговать загадками, а оставляет пищу для мучительных размышлений. Книги Геймана, в общем-то, тоже относятся к читателю отстранённо: мир снов и мифов просто обязан быть вязким и туманным. Да и с имеющимися загадками здесь обращаются спустя рукава.

Сейчас мы без малейших угрызений совести расскажем спойлер.

Да ладно, будто никто не знал Наниматель Тени, мистер Среда, — это скандинавский бог Один.

Секрет Полишинеля, с которого в концовке сезона с помпой срывают покров, в эпоху «Реддита» не только смехотворен — его ещё и охраняют из рук вон плохо. За пару серий до его раскрытия богиня Медиа успела проговориться и посулить Среде названную в его честь ракету. Было бы весьма иронично, если бы Тень узнал этот спойлер «от медиа», — но герой его проигнорировал и продолжил терзаться любопытством.

Из Йена Макшейна получился обаятельнейший мошенник, но конспирацией он совершенно не дорожит

Подобные нелепости в «Американских богах» на каждом шагу — и сериал относится к ним с очаровательным бесстыдством, ещё и подчёркивая на всякий случай. Если в сцене литрами льётся кровь, она ярко-красная и акварельная, как театральный реквизит. Если в других сериалах сто раз подумали бы, стоит ли затрагивать христианство, то здесь появляется Иисус из воскресной рекламы захудалой секты миссионеров — с вульгарным, криво нарисованным в After Effects нимбом. На фоне весьма достойно снятых аварий или жутковатой пиксельной обработки мистера Мира возникает стойкое ощущение, что авторы просто издеваются, развлекаясь на всю катушку.

Да что там говорить — даже оператор с режиссёром то и дело бросают героев и начинают снимать в слоу-мо насыщенные визуальными рифмами поэтичные этюды, каждый из которых сорвал бы аплодисменты на всех кинофестивалях конца 1960-х! И где-то рядом постоянно маячит худший враг кинодраматурга — неумолимый закадровый голос, занудно и педантично объясняющий то, что и так очевидно из видеоряда.

По отдельности каждого из этих элементов хватило бы, чтобы признать неудачной по меньшей мере конкретную сцену. Но «Боги» упорствуют: один режиссёрский этюд следует за другим. Вот появляются стереотипные русские — и вдруг оказывается, что они настолько точно схвачены, что можно сказать, кто из них в каком году эмигрировал. Вот та же сцена с Билкис — на первый взгляд вставлена только для рейтинга, а к концу оставляет жутковатое ощущение встречи с первобытной силой. Вот саундтрек сбивается в откровенную какофонию — и происходящее на экране окончательно превращается в сон…

Добрая половина кадров в сериале снята словно специально для трейлеров и клипов, да ещё и смакуется в слоу-мо

И тогда оказывается, что из этого-то китча и складывается неповторимая атмосфера сериала. Ритм повествования «Американских богов» идеально соответствует лоскутному одеялу самой американской культуры. Неоновые вывески, мюзиклы, жанровые клише, типажи и стереотипы — всё это такой же любовно выписанный портрет американской души, как и захолустные мотели в романе.

Персонажи и вольности

Фуллер с коллегами в каждой серии балансируют между ощущением безысходности и литературным хулиганством — а значит, дух первоисточника они поняли и передали. С буквой же всё ещё необычнее: роман экранизируют так дотошно, что едва перевалили за треть. Правда, уже не обошлось без вольностей — и, надо сказать, нововведения пошли экранизации на пользу.

Во-первых, стали появляться новые интерлюдии. Далеко не все предыстории взяты из книги: к примеру, в ней нет сюжетной ветки с Вулканом или рассказа про мексиканского Иисуса. Но если плохо помнить книгу (есть у неё такое свойство — подробности снов вообще быстро стираются из памяти), то вычленить «отсебятину» будет не так-то просто!

Самое удачное переосмысление персонажа: с 2001 года бог интернета подрос и перебрался из маминого подвала в Кремниевую долину

Во-вторых, в сериале с новой и удивительной стороны раскрылись второстепенные персонажи. Чего стоит Лора, которая в книге только ходит бледной тенью! Экранная героиня создана практически с нуля, наделена непробиваемо рациональным характером, а некоторые диалоги ей словно писал Джосс Уидон без цензуры. Можно возненавидеть её за эгоизм или полюбить за восхитительное трезвое самообладание — но как можно остаться к ней равнодушным?

Рядом с Лорой расцвёл и лепрекон Суини, который в книге тоже был проходным персонажем. Его персональная серия получилась, пожалуй, самой тёплой и душевной в сезоне. Собрать героев второго плана вместе, чтобы получилась общая сюжетная ветка, — типично сериальный ход, который часто ставят в укор той же «Игре престолов». Но наблюдать за злоключениями этой парочки так интересно, что воспоминания о книжных событиях вызывают только смутную тревогу за будущее.

Теперь Пабло Шрайбер мечтает заменить Хью Джекмана в роли Росомахи

Что до сюжета, который то идёт за книгой след в след, то вдруг срывается в безумный вираж, — а чего ещё можно ждать от истории про то, как и зачем рассказываются истории? Конечно, хочется дождаться и путешествия в уютный глухой городок Приозерье, и грандиозной развязки, в которой нарочито безликий Тень наконец-то оправдает звание главного героя. Но пока что на территории богини Медиа бесцеремонно устроились старомодные сказители, каждый раз излагавшие свои саги по-разному.

Фуллер наплевал на все законы индустрии и снял зыбкий, сумбурный и удивительно душевный трип. Сейчас с этим сериалом хочется просто жить бок о бок, чтобы подольше наблюдать за размеренной повседневной жизнью полузабытых богов.

Разное
0

Свежие записи

  • Я провокатор
  • Программирование музыки
  • 10 иллюзий
  • Как запомнить прочитанное?
  • Как заработать имея машину?
  • Кабачки жареные
  • Книги про компании
  • Развитие ответственности
  • Как без циркуля нарисовать круг?
  • Инфоцентр вконтакте

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
© Copyright 2020 Глазурь и кофе. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .